Обозреватель - Observer
Экономика

Социально-экономическая реконструкция Центральной и Восточной Европы

"Погоня за удовлетворением собственного интереса, не ограничиваемая созданными для этого институтами, гарантируют ничего, кроме хаоса"

Лорд Роббинс 

Уже в начале 1992 г. стало очевидным, что ни в одной стране спад производства, инвестиций и занятости, сопровождающие отмену плановой системы, не удалось остановить или обратить вспять.

Октябрьская революция 1917 г. доказала, что коммунизм не может быть установлен путем революции, а последующий опыт коммунистических режимов показывает, что бесклассовое общество нельзя ввести декретом. 1989 и последующие годы продемонстрировали, что ни капитализм, ни рыночное общество не могут быть построены с помощью политической революции или декрета.

В настоящее время важно дать оценку стратегиям перехода к рыночным отношениям развивающихся стран "третьего мира со слабыми валютами, основанного преимущественно на "условиях МВФ". 

Почему проваливаются обычные стратегии перехода? Принципиальное достоинство обычных стратегии перехода заключается в отказе от идеи централизованного планирования и замене его децентрализованной инициативной деятельностью экономических агентов, основывающейся на частной собственности, на предоставлении частным лицам права главных действующих лиц и агентов на производстве, в распределении и финансах, координации частных, децентрализованных инициатив с помощью рыночных механизмов, свертывании государственного вмешательства и регулирования экономической деятельности. Важное значение имеет денежная стабильность и политика в области цен. Этот с процентами деньгами, полученными от продажи продукции на свободном рынке. 

Почему программы с счастьем МВФ могут рассматриваться как провалившиеся' Наиболее важным критерием должны служить их конкретные результаты. Конечно, разрыв между обещаниями и результатами может в значительной степени явиться следствием заблуждении и ошибок при их претворении в жизнь Основное заблуждение состоит в надежде на создание капиталистической рыночной экономики по мере того, как вводится частная собственность, освобождаются цены, стабилизируется валюта и появляются нерегулируемые конкурентные рынки. Это заблуждение создает серьезные недоразумения.

Оно отрицает тот факт, что рынки представляют собой инфраструктуру, которая должна создаваться целенаправленными действиями людей. В капиталистической рыночной экономике создатель рынка может выступать как посредник, устанавливающий контакты между производственными единицами в сельском хозяйстве и промышленности и покупателями их продукции, чьи действия тесно связаны с возможностями финансирования со стороны коммерческих банков. И создатель рынка, и банкир заключают контракты, согласно которым деньги выделяются в качестве кредита агенту, осуществляющему производство (или распределение), в обмен на обязательство выплаты суммы кредита с процентами. Это требует наблюдения за ходом выполнения контракта обеими сторонами и в свою очередь порождает то, что называется "рамками жесткого бюджета": необходимость оплаты займов с процентами деньгами, полученными от продажи продукции на свободном рынке. Такие контракты и создают рынок, на котором цепочки кредит - производство - распределение и кредит -капиталовложение - технологический процесс имеют место. 

Основные недостатки стратегии, в которой нет места для создателей как рынка типа МВФ. так и социально-экономического фона. следует выделить следующие. 

  1. Проводимая быстрыми темпами приватизация губительна для модернизации производства. Она не создает стимулов для управляющих до тех пор, пока не становится реальностью. Может случиться так, что она не окажет стимулирующего воздействия и в последующем, так как новые владельцы могут сделать выбор в пользу накапливания ресурсов (земли). В современных обстоятельствах это усиливает кризис производственной системы.
  2. Освобождение цен в современных условиях массовой несбалансированности не будет стимулировать выпуск и распределение товаров и услуг. При отсутствии надежной валюты появляется тенденция к превращению финансовых спекуляций в наиболее привлекательную сферу деятельности.
  3. Программы стабилизации не принимают в расчет асинхронность структурной перестройки системы снабжения и сокращения высокого спроса. Серьезным является и пренебрежение социально-экономическими условиями как необходимой предпосылкой производства и распределения уже существующих благ и одновременно создания и распределения нового богатства. Эти проблемы остаются вне поля зрения программ, предлагаемых МВФ. Основная ошибка программ. практикуемых МВФ, состоит в том, что они строятся на стабилизации валюты, отказе от регулирования цен и устранении вмешательства государства и на приватизации. Их быстрое и радикальное воплощение в жизнь не остановило падения производства и занятости. Вера в то, что исключительно сочетание этих мер создает социально-экономические условия, когда отдельные агенты, преследуя свои интересы, извлекают доходы и одновременно способствуют росту благосостояния всего общества, является серьезной ошибкой. Шоковая терапия, как показывает опыт, усугубляет существующие социально-экономические проблемы. Рассматриваемая политика стабилизации обыкновенно ведет к сокращению поставок. Эти дисбалансы не могут быть устранены, они вновь возникают на другом уровне. Исторический опыт программ стабилизации типа МВФ показывает что они не лают никаких гарантии того. что успешная экономическая стабилизация автоматически повлечет за собой устойчивый экономический рост.
  4. Введение конвертируемости валюты в государствах бывшего СЭВ могло бы ужесточить условия производства за счет возросших цен на необходимые для производства импортные товары. В дополнение к этому большая часть традиционных рынков может быть потеряна, как только за импортные товары придется платить в твердой валюте.
  5. Роль государства в основном ограничена законотворчеством, касающимся приватизации, денежной реформы, ликвидацией регулирования цен и уменьшением общественных расходов. Исторический опыт "экономического чуда" послевоенной реконструкции в Западной Европе противоречит представлению о спонтанном и кратком пути к капитализму.
В процессе этой реконструкции:
  • обменные курсы находились под контролем. движение капиталов жестко регулировалось, а конвертируемость - при осуществлении коммерческих сделок - вводилась в течение десяти лет. 
  • контроль цен и субсидии на ключевые группы товаров действовали в течение столь же длительного периода, а например, на сельскохозяйственную продукцию - до настоящего времени: 
  • приватизации никогда не уделялось первостепенного значения, и многие успешно функционирующие компании например, "Фольксваген") в течение десятилетий, будучи лишенными преимуществ частной собственности, не испытывали сколь-нибудь заметного ущерба в своей деятельности;
  • международный обмен был объектом управления с помощью хорошо разработанной системы мер в рамках Европейского платежного союза с целью восстановления многосторонней торговли между странами ОЕЭС путем ослабления ограничений, вызванных недостатком долларов;
  • при содействии "плана Маршалла" были введены рациональное экономическое планиро- вание и национальные экономические счета с целью содействия реконструкции необходимой инфраструктуры и ключевых секторов промышленности в той последовательности, в какой они могли обеспечить сбалансированное восстановление;
  • финансовая и техническая поддержка со стороны США в рамках "плана Маршалла" была обусловлена пунктами "г" и "д";
  • денежная и налоговая реформы и политика стабилизации рассматривались как орудие реконструкции и расширения производственной системы, не допускалась реализация абстрактных монетарных целей, приводящих к разрушению производственного имущества;
  • активное государство, способное управлять и поддерживать рынок через институты, юридические структуры, программы налогообложения и расходов, являлось ключевым фактором в создании благоприятной для предпринимательской деятельности экономической среды.
Важный исторический урок может также быть извлечен из успешной модернизации и развития японской экономики и экономик так называемых "Малых тигров": Гонконга, Тайваня, Сингапура и Южной Кореи. Их успех основывается на признании того, что рынками следует управлять с целью оказания поддержки предпринимательским инициативам, осуществляемым по предложению правительства. Ни одно "экономическое чудо", достигнутое в этих странах, не могло бы стать таковым путем следования тем кратким путем к капитализму, который запрограммирован для бывших командных экономик Восточной Европы. 

Основные положения программы AGENDA'92

Ведущий принцип программы AGENDA'92 состоит в уделении особого внимания социально-экономической реконструкции и росту производства, занятости и благосостояния. Эта цель требует осознанных действий от индивидуумов, отдельных агентов, коллективных действующих лиц и властей. Эти действия должны стимулироваться социально-экономическими условиями, при которых удовлетворение индивидуальных интересов вносит вклад в рост индивидуального и общественного благосостояния. Такой фон создается рыночными силами, поддерживаемыми соответствующими институтами (включая формы собственности и контрактов), и направляется соответствующей политикой.

Стабилизация производства и занятости

Падение производства должно быть остановлено. Приватизация государственной собственности должна быть ограничена теми случаями, когда производство может быть стабилизировано. Должен быть дан приоритет приватизации управления государственными предприятиями. Система вознаграждений должна быть связана с расширением продажи продукции и увеличением производственных мощностей. Приватизация общественной собственности должна быть, как правило, отложена до момента, когда руководство и другие внутренние группы будут в состоянии купить или управлять от лица других производственными мощностями. Насущные проблемы. связанные с человеческими лишениями - безработицей. снижением жизненного уровня, социальными неурядицами - должны решаться в первую очередь. Шоковая терапия сама по себе, как и другие социальные эксперименты во имя светлого будущего, неприемлема, если она сопровождается сегодняшними экономическими бедствиями и политическими беспорядками.

Так как никакое цивилизованное общество не может отказать в удовлетворении основных жизненных потребностей безработным, старым, больным и инвалидам, ресурсы для этого должны быть достаточны. Социальный доход безработных должен соотноситься с программами их переподготовки и обучения. Важный урок, извлеченный из периодов острых нехваток и голода, состоит в том, что свободное распределение помощи не может разрешить проблему. Даже в этих случаях предпочтение следовало бы отдавать таким схемам, при которых граждане имеют право на помощь только, например, в обмен на участие в общественных работах, если они безработные. Крайне важно, чтобы каждый вносил свой вклад в производство. В противном случае даже минимальный социальный консенсус, без которого успешная реконструкция вряд ли возможна, едва ли достижим.

Создание УСЛОВИЙ для роста производства

Основой рыночной экономики являются действия агентов, оперирующих в сфере производства, распределения, которые направлены на увеличение будущего производства и получение прибыли. Финансы - собственный и заемный капитал - являются необходимым условием для производства и распределения на рынках. Создание благоприятных условий роста объемов производства требует: устойчивой валюты укрепления денежных контрактов

  • частного управления общественными фирмами, в которых менеджеры ответственны за результаты;
  • посредника, который обеспечивает рыночную связь производителей с покупателями;
  • мягко экспансивной монетарной и налоговой политики, обеспечивающей рост производства путем создания достаточного спроса;
  • политики доходов, осуществляемой профсоюзами и предпринимательскими организациями, поддерживающей социально -экономическую реконструкцию.
Никакой срочной необходимости в полномасштабной приватизации производственного имущества, освобождении цен и доходов, введении полномасштабной конвертируемости, создании товарных и международных бирж нет. Все эти элементы чисто рыночной экономики не реализованы в полной мере ни в одной из западных экономик. Их следовало бы осуществлять лишь в том случае, если они стимулируют производство и уменьшают несбалансированность. Капитализму требуются институты, которые гарантируют, что постоянно завязываемые деловые отношения и связанные с ними капиталовложения приносят чистый доход. Нерегулируемая форма капитализма, лишенная соответствующих институтов, неспособна принести благосостояние, ожидаемое гражданами бывших коммунистических стран.

Промышленная и региональная политика

Промышленная и региональная политика должна быть нацелена на то, чтобы содействовать производству товаров, ведущих к сокращению импорта и увеличению экспорта. Успешные примеры доказывают, что программы промышленной и региональной политики являются необходимыми элементами любой стратегии, которая не полагается на веру в спонтанную социально - экономическую реконструкцию. 

Существует индустриальная база и определенные специализации в большинстве районов Центральной и Восточной Европы, что должно служить отправной точкой региональной и промышленной политики. Если ставить целью предотвратить полный развал экономики, то надо дать потенциальным конкурентоспособным производителям возможность приспособиться к новым условиям. Потенциально инновационные факторы (наука и творческий потенциал инженеров, мастеров, организаторов производства) должны быть защищены от бездумного сокращения ассигнований.

Международный контекст

В настоящее время экономические агенты в бывших коммунистических странах не готовы к неограниченной конкуренции на мировом рынке. Процесс социально - экономической реконструкции должен быть защищен. Снятие протекционистских мер может быть только долгосрочной целью. В странах ОЭСР основные элементы либерализации торговли и полная конвертируемость были реализованы только в течение двух последних десятилетий, и этот процесс еще не завершен. Поэтому меры, которые следовало бы включить в программу AGENDA'92, следующие:

  1. Конвертируемость местной валюты в твердую должна быть зарезервирована для производителей и регулироваться соображениями потребления.
  2. Должен быть основан Платежный союз между старыми и новыми государствами бывшего пространства СЭВ для установления двусторонних балансов между отдельными его членами на многосторонней основе, что позволит продолжать поставки по контрактам, заключенным ранее и урегулировать несбалансированность без займов и ограничения производства. Это важный вклад в стабилизацию производства и занятости, так как в регионах твердой валюты не может быть найдена быстрая замена рынками бывшего СЭВ.
  3. Страны ОЭСР с избытком твердой валюты по отношениям к государствам, входившим в СЭВ. Последние должны увеличить импорт тех товаров, которые становятся конкурентоспособными. Это позволит увеличить доходы от экспорта. Экспорт капитала из стран с избытком валюты должен возрасти и помочь осуществлению Программы восстановления Центральной и Восточной Европы. Финансовые ресурсы могли бы быть предоставлены многонациональными и наднациональными организациям и оплачены их членами.
В течение 5 лет средства реформируемым экономикам следует предоставлять ежегодно с целью финансирования гарантий обменного курса для импорта капитала, предназначенного для программ социально - экономической реконструкции. Эквивалент в национальной валюте должен уплачиваться в Фонд социально -экономической реконструкции каждой получающей страной. Доступ к этому фонду должен осуществляться только при выполнении определенных условий. Кроме соблюдения прав человека два условия являются ключевыми: создание национальной программы социально - экономической реконструкции в сотрудничестве со странами - донорами, а также эффективное сотрудничество в создании и поддержании многосторонних фирм на базе стран претерпевающего трансформацию региона. Дополнительный капитал для программы реконструкции стран Центральной и Восточной Европы может быть получен в том случае, если НАТО закупит ядерные вооружения с целью их уничтожения. Наконец. схема кооперации должна также включать программу многосторонних обменов экспертами в области промышленности, сферы обслуживания, общественной администрации и научных исследований.

Роль государства

Проект социально - экономической реконструкции, не полагающийся на спонтанность как на основной организационный принцип, нуждается в активной роли государства. Его задачи многогранны: оно должно создать институты и законодательную среду, поддерживающую социально - экономические преобразования; провести денежную и налоговую реформы и содействовать развитию промышленности, регионов и экспорта; быть проводником селективного протекционизма и политики создания квалифицированных кадров. Кроме всего прочего, без активной роли государства нельзя создать социально - экономические условия, при которых участие индивидуумов к социальных групп в социально - экономических преобразованиях сливается со стремлением обеспечить собственные интересы. Она включает создание рынков как определяющей части социально-экономических преобразований. В проектесоциально-экономических преобразований государство выполняет функцию примирения частных и общественных интересов.

По своей природе экономики переходного периода имеют слабые правительства с ограниченными юрисдикцией и административными возможностями. Поэтому политическим курсам. поощряющим социальное сотрудничество, а не конфликты, в том должно отдаваться предпочтение. если они не угрожают социально - экономическим преобразованиям. Социальное сотрудничество покоится на коллективных действующих лицах, таких как профессиональные союзы. федерации промышленников и т.п.

Прогноз

Проект, широко ассоциируемый со структурными изменениями, модернизацией и ростом и осуществляемый на основе частной инициативы. закрепленной в сознании и частных интересах людей, создает климат, при котором социальное соревнование сочетается с умеренным уровней координации. В этих условиях органам общественного управления несложно получить поддержку в том случае, если они действуют в соответствии с этими общими представлениями. Старая экономика с центральным планированием исчезла к заменена лишь надеждами на рыночную экономику. Последствием стало то, что можно назвать "кризисом взаимодействия". Авторитет органов общественного управления. имеющих дело с повседневными делами, с частной и профессиональной жизнью, очень низок. Правительство и органы административного управления далеки от того, чтобы осуществлять контроль над сферами своей ответственности. которые часто и не очень-то определены. Возникновение диктатуры, взрыв этнических конфликтов и развязывание открытой войны не могут быть исключены.

Цель программы AGENDA'92 состоит в том, чтобы предложить аргументы, которые могли бы помочь справиться с этими трудностями переходного периода.
 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]