ЗАЯВЛЕНИЕ
Политического Совета "Гражданского
Союза"
о положении этнических меньшинств
в государствах ближнего зарубежья
Распад СССР, где более 70 млн. человек,
среди которых более 25 млн. русских, проживали вне своих национально-территориальных
образований, не только не ликвидировал, но даже усилил правовое неравенство
национальных меньшинств. В ряде новых независимых государств возможности
меньшинств в социально-экономической, политическом, культурной, языковой
и религиозной сферах существенно ограничиваются. Многие регионы становятся
для меньшинств, в первую очередь русскоязычных, зоной бедствия, где не
обеспечивается даже основное право человека - право на жизнь.
Все это является источником непрекращающихся
межнациональных конфликтов, в ходе которых растет число беженцев и жертв.
Если не будет остановлена дальнейшая
эскалация таких конфликтов и устранено то, что их порождает, то только
в Россию хлынет свыше 10 млн. беженцев.
Такое положение является результатом:
-
правовой незащищенности национальных меньшинств,
отсутствия в ряде государств законодательного регулирования статуса меньшинств,
соответствующего международным стандартам;
-
открытого и грубого нарушения имеющихся
норм и правовых актов рядом государственных органов и институтов стран
ближнего зарубежья;
-
безразличия мирового общественного порядка
и ответственных политических сил как в России, так и на Западе к фактам
вопиющего нарушения прав человека и национальных меньшинств и растущему
напряжению в районах конфликтов.
В этой ситуации Политический Совет "Гражданского
Союза", принимая во внимание, что Генеральная Ассамблея ООН в своей резолюции
№ 217 (111) от 10 декабря 1948 г. объявила, что ей не безразлична судьба
меньшинств, учитывая статью 27 Международного соглашения о гражданских
и политических правах (1966 г.), в которой говорится, что "в тех государствах,
где проживают национальные, религиозные или языковые меньшинства, лицам,
относящимся к таким меньшинствам, нельзя отказать в праве иметь вместе
с другими членами их меньшинства собственную культуру, исповедовать собственную
религию, пользоваться родным языком", руководствуясь статьей 1 Международного
соглашения о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 1965 г., в которой
расовая дискриминация означает "всякое различие, исключение, ограничение
или предпочтение на основании расы, цвета кожи, социального, национального
и этнического происхождения", и опираясь на статью 2 Международного пакта
об экономических, социальных и культурных правах, в которой подчеркивается,
что государства "обязуются гарантировать, что права, провозглашенные в
настоящем Пакте, будут осуществляться без какой бы то ни было дискриминации,
как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических
или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного
положения, рождения или иного обстоятельства", призывает демократическую
общественность, а также правительства всех заинтересованных стран возвысить
голос в защиту прав национальных меньшинств и отдельных граждан и принять
практические шаги по прекращению насилия и дискриминации по отношению к
десяткам миллионов людей.
Первыми шагами на этом пути могли бы
стать:
-
признание всеми независимыми государствами
действующих международных документов по правам человека и правам национальных
меньшинств;
-
приведение собственного законодательства
в соответствие с общепринятыми стандартами по защите национальных меньшинств,
прав и свобод человека;
-
осуществление независимых международных
экспертиз в отношении принимаемых новых законопроектов, затрагивающих права
и свободы человека, положение национальных меньшинств;
-
вынесение наиболее значительных законодательных
актов такого рода на обсуждение самих меньшинств;
-
подписание государствами, входившими в
СССР, многосторонних и двусторонних соглашений, предусматривающих комплекс
мер по политико-правовой защите национальных меньшинств: предоставление
в независимых государствах гражданства без ограничительных цензов (нулевой
вариант), введение двойного гражданства, запрет националистической пропаганды
и попыток иного давления в отношении национальных меньшинств, а также меры
финансово-экономического характера, в том числе материальное возмещение
в случаях возвращения представителей национальных меньшинств на свою этническую
родину;
-
принятие Межпарламентской Ассамблеей Содружества
Независимых Государств единых принципов (основ законодательства), регулирующих
положение этнических меньшинств;
-
создание организационных структур специально
по правам человека и национальных меньшинств: например, соответствующих
комитетов, судебных инстанций, общественных парламентов национальных меньшинств,
комиссий по делам беженцев. В качестве основополагающих принципов их формирования
и деятельности могут быть использованы документы ООН, ЕЭС, СБСЕ;
-
организация специальных частей внутренних
войск исключительно из добровольцев и на профессиональной основе - наподобие
"голубых касок" ООН, которые действовали бы в районах вооруженных столкновений
по согласованному поручению и под контролем заинтересованных сторон;
-
принятие законов о беженцах, перемещенных
лицах и репатриантах, порядке миграции в независимых государствах. Создание
фондов помощи переселенцам. Введение льготного налогообложения для предприятий
и организаций, создаваемых перемещенными лицами, беженцами, репатриантами
для налаживания жизни в новых местах. Разработка и осуществление финансово-кредитных
мер, которые заинтересовывали бы регионы и предпринимателей в приеме, обустройстве
мигрантов:
-
установление действенного международного
контроля за соблюдением соответствующих соглашений и договоров.
ПС "Гражданского Союза" выступает за разработку
широкой программы конкретных мер, направленных на защиту национальных меньшинств,
в первую очередь российских этнических меньшинств, во всех государствах
ближнего зарубежья, тесно увязывая характер наших взаимоотношений с этими
государствами с соблюдением ими международных стандартов по правам человека
и национальных меньшинств.
Мы требуем незамедлительного прекращения
всех актов ущемления интересов и прав национальных меньшинств в государствах
ближнего зарубежья и заявляем о своей неизменной солидарности с жертвами
дискриминации.
Источник: Оригинал. Принтер. Москва.
1992. с.З.
|