Внутренняя политика
Обозреватель - Observer


 
 

ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА

ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ: ЗА И ПРОТИВ

Е.АНДРЮЩЕНКО,
доктор философских наук
Сколько проклятий прозвучало в адрес чиновников, аппарата, "центра" начиная с 1985 г., но парламенты стран СНГ до сих пор не приняли закона о государственной службе. Не странно ли? Такой закон, конечно, нужен. Но какой? В пользу чьих интересов?

На этапе первого обсуждения проекта закона в высшем представительном органе власти страны ключевым моментом, как известно, является утверждение концепции закона.

Закон должен стать целевой программой кардинальных изменений в работе служащих государства. Из этого следует, что в законе должны быть четко определены его цели и средства их достижения, материальная база, организационные формы работы, система стимулов, информационное и организационное обеспечение, прямая и обратная связь между субъектом и объектом управления.

Правильно, на наш взгляд, формулируется задача государства, а потому и государственной службы в условиях идеологического плюрализма и перехода к рыночной экономике: "справедливого и эффективного обслуживания интересов различных (всех? - Е.А.) социальных групп населения через систему государственной службы". Средством же достижения, по мнению авторов проекта, является создание "сильного (квалифицированного, заинтересованного и стабильного) государственного аппарата,

стоящего вне корпоративных политических и экономических интересов и способного осуществлять функции управления при возможных сменах лидеров, кабинетов и т.д." Однако это сказано в пояснительной записке. В самом проекте Закона иначе: "Основными задачами государственной службы являются подготовка, принятие, контроль и исполнение актов государственных органов и политической, административно-правовой, хозяйственной, социально-культурной и иных находящихся в ведении государства сферах в пределах установленной компетенции". Правильно. Но как средство. Во имя чего оно действует, в проекте оказалось утраченным. А идущая далее статья 2."Основные начала государственной службы - народовластие, федерализм, разделение властей, конституционность" дает совершенно иной, более общий срез принципов.

Кстати, констатация потребности "осуществлять функции управления при возможных сменах лидеров, кабинетов" говорит открыто о реальной власти и этой ветви управления. Помимо трех известных и четвертой - информационной (прессы). Это, в свою очередь, ставит проблему и формулирования ее полномочий, и ограничений в ряду других. Пока же она вроде привидения. О привидении все говорят, хотя никто его не видел. А чиновничью власть все наблюдали неоднократно, но назвать ее властью не хотят, делают вид, будто ее нет, фиксируют якобы только в негативном проявлении.

Необходимо осознать, что свойства и возможности власти в современных условиях изменяются. Справедливо говорит об этом в своей последней книге Олвин Тоффлер "Смещение власти: знание, богатство и сила на пороге XX века". Высшее качество и наибольшую эффективность придают власти знания (которыми в наибольшей степени способны обладать компетентные специалисты администрации - Е.А.), позволяющие "достичь искомых целей, минимально расходуя ресурсы власти; убедить людей в их заинтересованности в этих целях; превратить противников в союзников" (Свободная мысль. 1992, № 2, с.113-120).

Как же выглядит концепция предлагаемого закона о государственной службе? Например, в той его части, где предлагается ранжирование государственных должностей на 14 рангов и объединяющихся по четырем группам (ст. 15)

Группа А - категория высших государственных должностей Российской Федерации включает должности 1-5 рангов. Группа Б - старших государственных должностей 6-8 рангов. Группа В - ответственных государственных должностей 9-12 рангов. Группа Г включает младшие государственные должности 13-14 рангов. Ранжирование государственных должностей явится основой для классификации, требований к занятию и исполнению государственных должностей, а также для установления классных чинов (званий) и размера государственного жалования.

Стремление к упорядочению подкупает. Особенно когда обязательным условием занятия должности является соответствие ей, отказ от права каждой кухарки, кричащей на площади, управлять государством. Но уже следующая статья 16 "Табеля о рангах", предполагающая создание классификатора государственных должностей, распределение их по рангам, говорящая об условиях их занятия и исполнения типовых характеристиках и обязанностях по должности, квалификационных требованиях вызывает невольные ассоциации. Уж не возрождение ли это табели о рангах времен Петра I, положившей начало Российской империи и сословного общества? Причем, взятого им у шведов после поражения под Нарвой под девизом: "Пусть шведы бьют нас - они научат бить их!" Тогда же приказы, писцовые избы были переименованы в кригсраты, бурголлегии. Торговля и промышленность оказались подчиненными ратушам и бургомистрам.

Ну а чем это обернется для нас сегодня? Повторением приема с идеей мэров, вице-мэров, за которых народ проголосовал в очередной надежде на "светлое будущее", немедленные перемены к лучшему?

Задумаемся. Да ведь ранжирование должностей, их классификация существовала и существует. В армии: рядовой, ефрейтор, сержанты, лейтенанты, старшие офицеры, генералы, маршалы... Чины предполагается ввести не только для военных, но даже для гражданских государственных служащих (кроме государственных служащих 13 и 14 ранга, ст.21) Это что же, страна переводится к какому-то новому виду казармы? А может, это и неплохо? Даже в науке был свой табель о рангах: младший лаборант, лаборант, старший лаборант, младший научный сотрудник, научный сотрудник, старший научный сотрудник. Никого это не возмущает. Задана система стимулов, роста. Правда, специфическая. "Начинай с низшей ступени, чтобы дойти до высшей, - советовал Козьма Прутков, - иными словами, не чеши затылок, а чеши пятки!"

Видами государственной службы (ст.8, п.3) должны стать служба в представительных и исполнительных органах государственной власти, органах государственного управления, судах и прокуратуре, органах внутренних дел, безопасности и разведки, дипломатической и таможенной службы, в госконтроле, госбанках, на государственном транспорте, учреждениях почты, телеграфа и связи, на государственных предприятиях, в учреждениях и организациях и даже служба на государственном телевидении, радиовещании и в иных средствах массовой информации. Все будут в чинах, и мы увидим очень чинного диктора телевидения на экране собственного телевизора в лычках младшего советника государственной службы 11 или 12 ранга. Разумеется, всегда в основе государственной власти - публичная власть с ее армией, полицией, тюрьмами и разного рода принудительными учреждениями.

Следует принять во внимание, что приоритеты репрессивным органам власти отнюдь не всегда столь явственно возникают среди профессиональных групп, приобретающих статус и привилегии государственных служащих. Причем даже для экстремальных ситуаций. Вспомним: Бисмарк, железный канцлер, объединивший Германию, разбивший вначале Австрию, а затем и Францию, заявлял, что эти войны выиграл школьный учитель. И это не шутка, не пропагандистский трюк.

Сегодня, фиксируя приоритет интересов общества, а не государства, довлеющего над обществом, в Австрии на приоритетном положении, а потому и на государственной службе находится профессор Венского университета. Ученые-чиновники? Нам это кажется необычным, но не всему миру.

В государстве, действительно нацеленном на приоритет интересов гражданина, первостепенное внимание уделяется культуре. Государственная служба в такой направленности могла бы задать стратегические цели, определяющие пути России к цивилизованной жизни. Это, в свою очередь, не исключает, а напротив, предполагает борьбу государства со всякого рода асоциальными тенденциями и элементами.

Однако история всем своим многовековым ходом доказала, что осуществление таких целей возможно лишь тогда, когда народ свободен, когда государство служит обществу, а не наоборот. Власть у народа - народовластие. Или в переводе на русский - демократия. Но и при высокой квалификации и строгой дисциплине госаппарат прежде всего не должен остаться вне контроля общества. Общество не имеет права повторить свою главную ошибку и отдать всю силу механизма государственной власти в руки правителей, у которых может вновь возникнуть желание действовать вопреки его интересам, будь то неосуществимые мечты или корыстный обман.

Проект закона в статье 33 главы VI предлагает принимать впервые поступающих на государственную службу с испытательным сроком. Государственных служащих 13-14 рангов - в общем порядке, предусмотренном в общем законодательстве о труде. Государственных служащих 6-12 рангов - путем конкурсного отбора, если иное не установлено законодательством. Конкурсный отбор осуществляется комиссией (уполномоченными должностными лицами) на основе результатов квалификационных экзаменов или собеседования. И, наконец, служащих 1-5 рангов - в порядке, определенном Конституцией Российской Федерации, Верховным Советом и Президентом.

В законе нет ответа на ключевой вопрос: "А судьи кто?" - о способах, принципах формирования конкурсных комиссий. Обещание примерных положений, которые должна утверждать Комиссия государственной службы в ст.34 п.3 лишь показывает, что вопрос отнюдь не забыт.

Обеспечение демократических начал в работе госаппарата должно основываться на нормативном закреплении форм и процедур использования гласности, коллегиальности и учета общественного мнения при решении кадровых вопросов. Обязательно участие в этом выборных органов, общественных и территориальных организаций, трудовых коллективов. А прежде всего - подлинно независимых экспертов-профессионалов соответствующего уровня. Читая закон, люди не должны путать конкурс с выборами или учетом общественного мнения коллектива, который проводится наподобие конкурса. Сам же конкурс не должен лишаться главного (что мы наблюдаем на последних "выборах" даже высших государственных лиц в бывших республиках Союза) - альтернативности кандидатов, состязательности претендентов.

Аналогичным образом в законе следует зафиксировать демократический принцип решения спорных вопросов. Проблема острейшая. А в проекте предлагается окончательное решение при пересмотре результатов государственной аттестации принимать руководителю государственного органа, наделенного правом приема и увольнения государственных служащих по данной должности, (ст.35 п.3). Разумеется, в подобном случае служащий должен иметь право обратиться в суд. На наш взгляд, проект требует серьезной доработки с демократических позиций.

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]