Внешняя политика
Обозреватель - Observer


 
 

ЕВРОПЕЙСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

СБСЕ: ОТ ФОРУМА К МЕХАНИЗМУ СОТРУДНИЧЕСТВА


(Общеевропейский процесс после "Хельсинки-!")

В.НАЗАРЕНКО
Первая встреча глав государств и правительств стран-участниц Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) состоялась в Хельсинки в 1975 г. Она положила начало процессу развития общеевропейского сотрудничества и ознаменовалась подписанием Заключительного акта, закрепившего политические итоги второй мировой войны и нерушимость послевоенных границ.

Вторая общеевропейская встреча в вехах прошла в Париже в 1990 г. Итогом форума стало принятие документа, получившего название "Хартия для новой Европы". В нем лидеры стран-участниц СБСЕ констатировали, что эра конфронтации и раскола Европы закончилась и отныне отношения между народами будут основываться на взаимном уважении и сотрудничестве. 10 июля завершилась работа очередной третьей по счету, и снова в столице Финляндии, встречи лидеров стран-участниц СБСЕ. На заключительном заседании они приняли обширный пакет документов, наметивших генеральные направления, стратегию и тактику деятельности Совещания после "Хельсинки-2", определивших конкретные механизмы для решения возникающих международных проблем.

На хельсинкском саммите-92 руководители стран СБСЕ изложили свое видение важнейших политических, экономических, военных и иных проблем, которые сегодня столь остро стоят перед народами североатлантического региона, предложили пути их решения. Эти проблемы существенно отличаются от тех, которые обсуждались здесь же, в Хельсинки, 17 лет назад. Тогда речь шла прежде всего об окончательном подведении итогов прошлой мировой войны и признании нерушимости границ в Европе. Но одновременно высокий форум закрепил и установленный еще в Ялте и Потсдаме порядок. Тем самым фактически был оформлен раскол Европейского континента, в западной части которого доминировали США и НАТО, а в восточной - СССР и ОВД. Это и предопределило противостояние и конфронтацию, причем не только политическую и идеологическую, но и военную.

Прошли годы, и ветер перемен унес былое противостояние. Нет уже ни СССР, ни ОВД, ни раздела по идеологическому признаку. Да и число участников СБСЕ возросло с 35 до 52. Однако возникли новые проблемы. Самые неотложные среди них - помощь политическим и экономическим реформам в Восточной и Центральной Европе, преодоление разного рода острейших региональных конфликтов, обеспечение на деле прав человека и национальных меньшинств. В этой связи трудно переоценить значение принятых на последнем форуме в Хельсинки документов, среди которых особое место занимает политическая декларация "Надежды и проблемы времени перемен". Отныне наряду с хельсинкским Заключительным актом и парижской Хартией для новой Европы она становится руководством к действию для всего региона СБСЕ.

В Декларации подчеркивается, что участники форума "Хельсинки-2" решили придать новый импульс своим совместным усилиям. После окончания "холодной войны", падения тоталитарных режимов и краха идеологии, на которой они основывались, все страны СБСЕ рассматривают демократию как основу своей политической, социальной и экономической жизни. Однако все еще сильно наследие прошлого. Впереди - не только новые рубежи и возможности, но и серьезные трудности и разочарования.

Лидеры стран СБСЕ выразили свою приверженность общим ценностям: уважение прав человека и основных свобод, демократия и верховенство закона, экономическая свобода, социальная справедливость и ответственное отношение к окружающей среде. Они подтвердили, что руководящие принципы и общие ценности, изложенные в Заключительном акте и Хартии, не утратили своей силы, так как отражают коллективную совесть евроатлантического сообщества. Обязательства, принятые в области человеческого измерения, представляют законный интерес для всех государств-участников общеевропейского процесса и не являются исключительно внутренним делом какой-либо одной страны. При этом основой всеобъемлющей безопасности остаются защита прав человека, содействие осуществлению основных свобод, укрепление демократических институтов.

Главы государств и правительств стран-участниц СБСЕ заявили также о своей поддержке государств-участников, осуществляющих переход к демократии и рыночной экономике, о готовности сделать этот переход необратимым.

В итоговом документе "Хельсинки-2" отмечена возрастающая роль европейских и трансатлантических организаций и институтов. Активное участие в мероприятиях СБСЕ принимает Европейское сообщество (ЕС), выполняя важную роль в процессе политического и экономического развития Европы. Организация Североатлантического союза (НАТО) - связующее звено между Северной Америкой и Европой - приняла новую стратегическую концепцию и укрепила себя в качестве составного элемента европейской безопасности. Создав Совет североатлантического сотрудничества (ССАС), НАТО определила механизмы взаимодействия с новыми партнерами, согласующиеся с целями СБСЕ. Развивает свой оперативный потенциал Западноевропейский союз (ЗЕС) как средство укрепления европейской опоры НАТО, Союз идет по пути расширения сотрудничества с новыми партнерами и выражает готовность предоставить значительные ресурсы в поддержку СБСЕ. Совет Европы, Организация экономического сотрудничества и развития. Европейская экономическая комиссия ООН и Европейский банк реконструкции и развития сегодня уже играют ключевую роль в строительстве новой Европы. О готовности оказывать СБСЕ содействие в достижении его целей заявило Содружество Независимых Государств.

В Декларации особо подчеркнуто значение ранее принятых Венского документа 1992 г. по мерам укрепления доверия и безопасности и Договора по открытому небу, вступление в силу Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ОВСЕ) и Итогового акта переговоров по численности личного состава обычных вооруженных сил.

Скрепленный подписями 29 государств в финской столице Итоговый акт является своеобразным промежуточным финишем завершившихся в середине июля в Вене переговоров по сокращению обычных вооруженных сил на континенте. Новый этап переговоров об обычном разоружении в Европе начался в середине сентября с.г. там же, в столице Австрии. Актом предусматриваются ограничения каждым государством личного состава, проходящего службу в сухопутных войсках, военно-воздушных силах, в войсках ПВО, а также военно-морских формированиях и частях наземного базирования в пределах района применения, определенного Договором ОВСЕ, подписанным на парижской встрече участников СБСЕ в ноябре 1990 г. Подчеркнем, что после прекращения конфронтации между Востоком и Западом эта цель была достигнута с поразительной легкостью, если учесть, что над проблемой обычных вооружений НАТО и ОВД бились свыше 15 лет. Важно и то, что Итоговый акт не является обычным международно-правовым договором, который нужно ратифицировать парламентам. Он носит характер политического обязательства, выходя тем самым за рамки документов СБСЕ.

Решив ограничить численность личного состава вооруженных сил на национальной основе, участники переговоров пришли к соглашению о том. что через 40 месяцев после вступления в силу Договора ОВСЕ и в дальнейшем суммарная численность военнослужащих не будет превышать определенных Итоговым актом уровней. Так, самый низкий уровень будет у Великого Герцогства Люксембург - 900 солдат. Одной из сильнейших армий Центральной и Восточной Европы остается бундесвер (345000). Затем следуют армии Франции (325000), Италии (315000), Великобритании (260000), США (250000) и Польши (234000). Относительно повышенная численность личного состава сохранится в армиях Турции (530000), Украины (450000) и Испании (300000), что, по мнению экспертов, свидетельствует о смещении "зон напряженности". Что касается России, то потолок в 1 млн.450 тыс. чел., учитывая численность населения, территорию и другие факторы, необходим для обеспечения минимальных интересов безопасности федерации.

Итоговым актом предусматривается, что каждое государство-участник будет предоставлять партнерам исчерпывающую информацию в отношении своего личного состава. Предполагается, например, уведомлять партнеров по крайней мере за 42 дня о любом постоянном увеличении любого формирования на уровне бригады (полка, авиакрыла), когда такое увеличение составляет 1000 и более человек. Через 6 месяцев после даты вступления в силу национальных ограничений личного состава обычных вооруженных сил и затем через каждые пять лет государства-участники будут рассматривать выполнение Итогового акта.

При ограничении численности личного состава и обычных вооружений (танков, артиллерии, боевых бронированных машин, боевых самолетов и ударных вертолетов) согласно Итоговому акту и Договору ОВСЕ, подписанному 19 ноября 1990 г. в Париже, все государства-участники оказываются в одинаковых (равных) условиях. Никому не наносится ущерба, никто не получает односторонних выгод.

Все указанные выше соглашения, включая достигнутую недавно между США и Россией совместную договоренность о радикальном сокращении стратегических наступательных вооружений, обеспечивают прочную основу для дальнейшего сотрудничества стран-участниц СБСЕ в области безопасности.

Но нынешнее время вселяет не только надежды, оно пока что несет нестабильность и неуверенность. Стабильности в регионе СБСЕ сегодня угрожают экономический спад, социальная напряженность, агрессивный национализм, этнические конфликты. Особую тревогу вызывают возникающие то тут, то там новые вооруженные конфликты, применение силы в широких масштабах во имя достижения территориальной экспансии. Выступивший на форуме Президент России Борис Ельцин констатировал вслед за другими ораторами, что "пожары кровопролитных конфликтов уже бушуют на континенте". Он предложил создать европейские силы сдерживания и быстрого реагирования, которые должны включаться в действие "на стадии зарождения конфликта".

Принимая хельсинкские решения, авторы Декларации сошлись во мнении о необходимости создания всеобъемлющей программы координирования действий, которая представит СБСЕ дополнительные средства для того, чтобы снимать напряженность, упреждая насилие, и преодолевать кризисы. Здесь особенно велика роль Совета и Комитета старших должностных лиц (КСДЛ).

В Декларации излагаются принципы поддержки суверенитета отдельных государств, нуждающихся в ней, в том числе и относительно вывода иностранных войск с их территорий.

Без СБСЕ в нынешнюю эпоху были бы невозможны усилия, направленные на предупреждение агрессии и насилия, а также предотвращение и урегулирование конфликтов мирными средствами. С этой целью в рамках СБСЕ ведется разработка соответствующих структур и созданы новые механизмы по предотвращению конфликтов и преодолению кризисов. Укреплены Советы КСДЛ, разработаны методы по оказанию содействия им. Учрежден пост Верховного комиссара по делам национальных меньшинств. Приняты необходимые положения о деятельности СБСЕ по поддержанию мира. Такая деятельность может предприниматься в случае конфликтов, возникающих в пределах государств-участников или между государствами-участниками. При этом предполагается помощь таких международных учреждений и организаций, как ЕС, НАТО, ЗЭС и другие, включая механизм СНГ в области поддержания мира.

Лидеры СБСЕ выразили готовность придать новые импульсы процессу контроля над вооружениями, разоружения и укрепления доверия и безопасности, а также более широким консультациям и сотрудничеству по вопросам безопасности. Безопасность неделима, подчеркивается в хельсинкской Декларации, ни одному государству не укрепить свою безопасность за счет безопасности другого государства.

Участники встречи вновь подтвердили приверженность Уставу ООН и заявили, что рассматривают себя как региональное соглашение в соответствии с главой VIII Устава ООН, обеспечивая тем самым взаимосвязь между безопасностью в Европе и в мире. Особенно это касается предотвращения и урегулирования конфликтов.

В заключительных параграфах Декларации идет речь о стремлении к укреплению тесной взаимосвязи между политическим плюрализмом и рыночной экономикой, к расширению сотрудничества в сфере экономики, науки и техники. Это имеет важнейшее значение для укрепления безопасности и стабильности в регионе.

Все документы, принятые на хельсинкском Совещании, архиважные. В итоге встречи удалось осуществить переход от СБСЕ как форума к СБСЕ как механизму сотрудничества. Декларация "Надежды и проблемы времени перемен" - главный документ форума - содержит не только заявление о принципах, но и впервые вводит в обиход СБСЕ правила и механизмы по претворению этих принципов в жизнь на основе международно-правовых норм.

Вместе с тем остается пока неясным, насколько эффективными окажутся эти механизмы при урегулировании конкретных конфликтов, прежде всего югославского. До сих пор они успешно демонстрировали свою полную неспособность погасить этот конфликт, да и снизить напряженность в зоне Нагорного Карабаха. Видимо, российским структурам власти необходимо тщательно взвесить, насколько целесообразным было бы участие СБСЕ в урегулировании кризисов на территории бывшего СССР.

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]