Внешняя политика
Обозреватель - Observer


 
 

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ

ЧЕТВЕРТЫЙ "ОТЕЦ" СНГ

Т. ВИНОГРАДСКАЯ
Нурсултан Назарбаев - Президент Республики Казахстан. Родился в 1940 г. в селе Чемолган Алма-Атинской области в семье крестьянина. Образование высшее, металлург. С 1969 г. партийный функционер. В 1984 г. назначается Председателем Совета Министров Казахской ССР. В 1989 г. становится первым лицом в республиканской компартии, в 1990 г. на XXVIII съезде КПСС входит в Политбюро. Самостоятельную линию начал вести задолго до образования СНГ. Впервые был замечен как политический лидер и получил известность после открытой поддержки Межрегиональной депутатской группы (МДГ) на Съезде народных депутатов СССР. В 1990 г. по почину Назарбаева Верховный Совет Казахской ССР принял постановление о запрещении ядерных взрывов и испытаний всех видов ядерного оружия на территории Казахстана. Это произошло после того, как "о решительно настроенных людях мы поставили в известность руководство страны и ВПК, но никакого ответа не получили". Тогда же было заявлено, что "мы провозгласили республику суверенным государством, которое вправе принять самостоятельные ответственные решения".

Во время августовских событий он проявил осторожность и решительность одновременно: уже 20 августа назвал события государственным переворотом. К своеобразному юбилею - ста дням Назарбаева - "Казахстанская правда" писала: "Став единоличным лидером на политическом горизонте республики, обойдя всех видных и невидных конкурентов, он стал своего рода человеком-символом, воплощающим в себе самые различные надежды многоязычного молодого суверенного государства".

Его популярность давно перешагнула рамки его республики, политологи рассматривают его как "ключевую и самую загадочную фигуру среди лидеров бывшего Союза". Похоже, что его удовлетворяет такой политический имидж. Как подчеркивает сам Назарбаев: "...нынешние реалии, географическое положение Казахстана, этнический состав его населения диктуют необходимость многополюсной ориентации Республики на Запад и Восток...".

Взаимоотношения с Западом Назарбаев начал еще при Горбачеве: надвигавшийся развал "империи" заставлял искать новую опору. Он сумел привлечь к себе внимание Геншера, Тэтчер, Бейкера и других влиятельных политиков, которые не преминули почтить Казахстан своим посещением. Н.Назарбаев нанес ответные визиты.

"Звездным часом" внешней политики можно считать поездку Н.Назарбаева в США в мае 1992 г., где он заявил: "Мы приехали сюда не для того, чтобы что-то просить: мы привезли с собой более сотни проектов - предложений и предлагаем американским бизнесменам их изучить". Встречи с президентом США Дж.Бушем, Дж.Бейкером, министрами финансов Н.Брейди, обороны Р.Чейни, директором ЦРУ Р.Гейтсом, президентом Всемирного банка Л.Прейстоном, директором-распорядителем МВФ М.Камдессю, американскими сенаторами, бизнесменами завершились пакетами договоров и соглашений (в том числе с фирмой Шеврон).

Причина таких успехов не в быстроте и натиске, а в устойчивости (хотя бы на первый взгляд) общественно-политического положения республики.

Здоровый консерватизм, который проявился прежде всего в сохранении и постепенной трансформации всех структур управления, сочетается с последовательной реформаторской деятельностью.

"Он никогда не был "ультра" и "экстра", он всегда оставался на позициях центризма и благоразумия" - писала "Казахстанская правда" о Президенте.

Известный в прошлом коммунист, Назарбаев не только приглашает в советники известного капиталиста Чан Йан Бэнга и делает его членом Высшего экономического совета республики, а затем и "рыночника-радикала" Г.Явлинского, но и принимает целый пакет экономических законов, более четких и последовательно рыночных, чем в других республиках. Проводит в январе встречу предпринимателей и бизнесменов более чем 200 инофирм, в марте - международную конференцию "Приватизация в республике Казахстан: проблемы и перспективы". Уже вступили в силу постановления ВС республики о создании четырех свободных экономических зон - Магизстаузской, Алакульской, Жаркенгской, Восточно-Казахстанской. На базе предприятия "Талды-Курган-внештрасс" созданы свободная экономическая субзона, СП "Тенгизшевройл - Казахстанско-американский нефтяной марафон".

Эффективность реформ покажет время. Но как пропагандистский инструмент они уже сработали, создав Казахстану образ демократически и рыночно-ориентированного государства.

Назарбаеву удается выдерживать стиль и в экстренных ситуациях. Например, в случае, когда из Минска пришло сообщение о создании "славянского Содружества". Такой поворот был неожиданным и не только задевал самолюбие политика, но и прежде всего грозил для Казахстана осложнениями на почве возможного обострения межнациональных конфликтов. В Казахстане славянское и неславянское население делится примерно поровну. Сам Президент сказал об этом: "Меня приглашали парафировать Соглашение об СНГ в качестве четвертого соучредителя, но я вынужден был отказаться, поскольку с самого начала не участвовал в процессе разработки документа".

Президенту и здесь удалось увеличить свой политический капитал. Показав, что интересы республики для него на первом плане, забыв о личных амбициях, сделал тихий, но энергичный ход через Ашхабад, который завершился встречей в Алма-Ате. Его назвали четвертым "отцом" СНГ, и именно благодаря ему в Содружество на равных вошли азиатские республики. "Инициировав и проведя встречу в Ашхабаде, он избавил лидеров Средней Азии от извечного комплекса экономической и политической неполноценности". (Хотя документы, подписанные в Алма-Ате, не содержали конкретных обязывающих договоренностей и могли быть скорее рассмотрены как соглашения о намерениях президентов, а не народов.)

Постепенно доминирующую роль приобретает Назарбаев в работе Советов глав государств и глав правительств СНГ. Еще на Алма-атинской встрече он заметил: "Сегодня вся тяжесть в связи с развалом ляжет на плечи двусторонних переговоров". В дальнейшем с присущей ему последовательностью стал осуществлять именно такую форму развития взаимоотношений в СНГ, начав после киевской встречи двусторонние переговоры с Россией. Хотя понятно, что двусторонние договоры не являются прямым путем создания "единого экономического пространства".

В этой связи уместно вспомнить, что в 1990 г. именно идея двусторонних договоров лежала в основе концепции будущего устройства СССР, отстаиваемой Б.Ельциным, в отличие от горбачевской идеи единого договора. Разница в том, что Б.Ельцин выдвигал свою концепцию из-за наличия сильных институтов власти в СССР, которые надо было разрушить, Н.Назарбаев - из-за отсутствия таковых в СНГ.

Казахстан пытается балансировать между Россией и Украиной. Прошли двусторонние переговоры между Россией и Казахстаном, на которых выработаны меры, подписаны соглашения по широкому кругу экономических и банковских вопросов. Создана постоянно действующая группа по торгово-экономическому сотрудничеству. Достигнуто соглашение Казахстана и Российской Федерации о порядке использования космодрома Байконур. И, наконец, 25 мая в Москве подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи России и Казахстана". О нем Н.Назарбаев не преминул сказать: "Это первый широкомасштабный межгосударственный договор. Он станет важной вехой в взаимоотношениях России и Казахстана. Но при этом ранее были подписаны межреспубликанские договоры по широкому кругу вопросов между Украиной и Казахстаном. Сам Назарбаев определяет приоритеты Казахстана в СНГ как сохранение и упрочение экономического союза с Россией, Украиной, Белоруссией, Узбекистаном и другими государствами, при этом он по сути уточняет, что основными направлениями этого сотрудничества является уменьшение потерь от распада, а не расширение и углубление этих связей. Формула взаимоотношений с этими государствами - "дань прошлому". "Надежды на будущее" Президент Казахстана связывает с другими партнерами.

С развалом СССР и образованием независимого суверенного государства перед Казахстаном стал непростой вопрос определения собственного места. Н.Назарбаев прямо говорит: "...мы должны определить свою геополитическую стратегию в мире. Кем станет Казахстан:

мостом из Европы в Азию? Или же осью "север-юг"? Или очередным "азиатским тигром"? А может быть, еще чем-нибудь?" Характерно, что эти слова произнесены уже после того, как были предприняты попытки испробовать разные возможности на мировой арене.

В феврале с.г. в Алма-Ате открылось первое в истории Республики посольство иностранной державы, США. Временным поверенным в делах США в республике Казахстан назначен Джексон Макдональд. Такое первенство в определенной мере характеризует внешнеполитические приоритеты. Казахстан ждал от США активной поддержки при вступлении в ООН, которую и получил, а также режима наибольшего благоприятствования в торговле в обмен на гарантии по ядерному оружию на территории Казахстана, недопущение его распространения на Восток.

Казахстан рассчитывает в 1992 г. выплатить 650 млн. долл. западным кредиторам и полностью выполнить свои обязательства перед Америкой по солидарной ответственности республик за внешний долг бывшего СССР. За последние полгода Алма-Ату посетили 12 объединенных миссий МВФ и МБРР с целью обсуждения перспектив сотрудничества с Западом, конкретных условий вступления республики в обе международные финансовые организации, о чем достигнуто соглашение во время поездки в США.

При обозначившейся ориентации на Запад Назарбаев не забывает и Восток. В феврале с.г. он посетил Пакистан и Индию. В Дели он развеял опасения по поводу роста влияния исламских фундаменталистов в Казахстане; в Кашмире - выразил готовность выступить гарантом в урегулировании индо-пакистанского конфликта; в Исламабаде - поддержал инициативу Пакистана о создании безъядерной зоны в Центральной Азии.

Столь же насыщенной была и чисто деловая сторона поездки: достигнуты договоренности об открытии уже в этом году воздушного сообщения между Алма-Атой, индийскими и пакистанскими столицами. Приняты решения о развитии железнодорожного и автомобильного сообщения. Индийские ученые получили приглашение к сотрудничеству в "освоении" Байконура, пакистанские бизнесмены - в развитии текстильной промышленности. Эти предложения получили благожелательный отклик. Исламабад выразил готовность выделить Казахстану кредиты для закупки оборудования и технологии для производства стройматериалов.

Установлены дипломатические отношения Казахстана с Ираном. Казахстан расширил свои межправительственные деловые связи, установив их, кроме упомянутых, с Францией, Германией, Австрией, Японией, Сингапуром, Турецкой республикой, Республикой Корея, Синьзянь-Уйгурским автономным районом КНР и др.

Всего в настоящее время Казахстан наладил дипломатические связи с 25 государствами, еще 15 - просят установить свои посольства. Казахстанские послы направятся в Китай, США, Германию, Южную Корею, Турцию. Последняя приобретает особое значение во внешних связях Казахстана.

"Примеривая" Казахстан на место "моста" между Востоком и Западом в мироустройстве и обозначая его, вряд ли Назарбаев не понимает, что претендует по сути на традиционное место России: "...учитывая природные богатства Казахстана и наш твердый курс на реформы, можно предположить, что Республика при активной помощи передовых стран, могла бы стать важным оплотом демократии и рыночной экономики в самом центре евразийского материка". Позднее он высказывается еще определеннее: "Это раньше все пути на Восток пролегали через Москву. Теперь же, уверен, этот маршрут все чаще будет идти через Казахстан".

Обострение отношений между Украиной и Россией может привести к созданию коалиции Казахстана с Туркестаном. О чем свидетельствовала консультативная встреча глав государств Средней Азии и Казахстана в апреле сего года в Бишкеке. И хотя Н.Назарбаев фактически отрицал возможность создания в регионе самостоятельного содружества государств, заметив на итоговой пресс-конференции, что "он и его коллеги по встрече выступают против объединения на конфессиональной или национальной основе и именно поэтому поддерживали образование СНГ". Важно, что позже он добавил: "Пока мы стоим на этих позициях, однако события развиваются, и жизнь может диктовать другие ходы".

Не является ли это поворотным моментом в позиции относительно СНГ и прежде всего России? Ведь менее чем за две недели до встречи в Бишкеке Н.Назарбаев говорил: "Определяющее значение для нас имеют, безусловно, равноправные, добрососедские отношения с Россией. Я имею в виду не только традиционные исторические связи Казахстана, но и совпадение нынешних наших взглядов на основные направления и методы политического и экономического реформирования, оборонную концепцию".

Похоже, что на встрече в Бишкеке прошла проба на роль "части тюркского мира", которая получила продолжение на майской встрече в Ашхабаде глав и правительств Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Туркмении, в которой уже приняли участие Иран, Пакистан, Турция, на которой было принято Соглашение об экономическом сотрудничестве".

Каждый такой шаг "на восток" строго балансируется: на Ташкентской встрече глав государств СНГ Казахстан стал участником Соглашения о коллективной безопасности шести государств СНГ.

За короткое время с момента образования СНГ у Назарбаева произошла заметная эволюция взглядов: от растерянности в связи с развалом империи и неопределенностью будущего до удовлетворенности новой ситуацией и открывающимися перед Казахстаном перспективами.

В целом можно заключить, что Президент Казахстана намерен постепенно осуществлять следующие геополитические цели: переход в СНГ от "интеграции" к "координации" и, наоборот, создание во внешней для СНГ среде условий для "координации" с целью "интеграции". Одним из козырей в этих планах является военно-стратегический потенциал Казахстана.

Н.Назарбаев в отличие от Л.Кравчука не высказывает, что "главная опасность для Содружества исходит из попыток создать единые вооруженные силы", но представляется, что реальные действия в этой сфере у обоих президентов будут похожи.

В том, что касается ядерного вооружения Казахстан какое-то время балансировал между двумя противоположными устремлениями - владеть "кнопкой" или не владеть. Предпринимались попытки извлечь максимальные дивиденды из владения. Руководитель Казахстана на майских переговорах в Вашингтоне неплохо разыграл ядерный козырь. С большой эффективностью была использована заинтересованность США в том, чтобы отделить Казахстан от мусульманского мира, прежде всего Ирака и Ирана. За отказ от статуса ядерной державы США представляют Казахстану значительные кредиты.

Понимая, что экономика является "ахиллесовой пятой" его планов, Назарбаев выдвигает "стратегию быстрого развития", как экономическую идеологию общества. И в духе традиционных Программ КПСС намечает этапы экономического развития: 1992-1995 гг.- разгосударствление и приватизация, насыщение потребительского рынка; 1996-2000 гг.- преодоление сырьевой направленности экономики, создание полноценных рыночных механизмов, компетентного кадрового комплекса бизнесменов, НТР; 2000-2005 гг.- ускоренные темпы развития экономики.

Но это - планы. Реальность пока не радует. Только за первый квартал текущего года произведенный национальный доход упал на 27%, объем производства в промышленности сократился на 13,5%, а объем сельскохозяйственного производства на 20-23% по основным видам продукции. Надо сказать, что эти тенденции уже отчетливо просматривались и в прошлом году - до образования СНГ. Так, в 1991 г. по сравнению с предыдущими годами из 58 видов продукции сократился выпуск по 46 наименованиям (79%), по продукции производственно-технического назначения из 34 по 28 (82%).

В целом объем недопоставленной потребителям по договорам продукции составил более 1,7 млрд. руб. Произошел спад сельскохозяйственного производства. Число убыточных хозяйств достигло 386 единиц и возросло почти в 5 раз.

Да и будущее пока не блестящее. Вырос фонд оплаты труда в 3,5 раза, что неизбежно повлечет за собой очередной виток роста цен.

Ожидаемый дефицит по многим видам продукции производственно-технического назначения повлечет за собой очередной виток спада производства.

На фоне сокращения производства, разрушения сложившихся хозяйственных связей на передний план экономики Казахстана выдвигается ресурсный дефицит. Основная масса ресурсов поступает извне. В настоящее время уровень заключенных договоров на их поставки в Казахстан по согласованным квотам к межгосударственным экономическим соглашениям составляет только около 45%, а с главным партнером - Россией - немногим более 19.

С учетом рынка и возможным переходом на мировые цены все большее значение приобретает сальдо ввоза, который превышает вывоз на 7,18 млрд. инвалютных рублей в год, причем в основном это сальдо покрывается за счет России. Россия является преимущественным поставщиком не только ресурсов для промышленности, но и товаров бытового потребления (практически всей бытовой техники, моющих средств, предметов культурного назначения, автомобилей и мотоциклов и т.д.), а также продукции производственно-технического назначения (подъемные краны, автомеханика, металлорежущие станки, трансформаторы, турбины, холодильные установки, электрокары и погрузчики, сельскохозяйственное, нефтепромысловое оборудование и т.д.). Это обуславливает ряд трудноразрешимых проблем на пути суверенизации.

Ряд проблем был поставлен перед руководством Казахстана либерализацией цен в России, проведение которой именно в январе не вписывалось в рамки намеченных Казахстаном экономических реформ. Поэтому она была проведена при минимальной предварительной подготовке: не было ни упреждающего повышения зарплаты (как в России), ни купонной торговли (как на Украине).

Цены в промышленности за январь - март по сравнению с соответствующим периодом прошлого года выросли в 17 раз, в том числе по товарам народного потребления - в 12 раз. В связи с этим обострилась проблема дефицита наличной денежной массы. Положение в кредитно-финансовой системе характеризуется как критическое. Начались забастовки. Впервые в республике различные партии и движения приняли решение о создании коалиции социальной защиты, ее лидеры начали работу по созданию теневого Кабинета министров. Но в отличие от Украины Назарбаев не стал во всем обвинять Россию. Он заявил: "Собственная наша жизнь в наших руках. И мы должны вырваться из этого прорыва".

Подчеркивая самостоятельность и обдуманность экономических преобразований республики, Н.Назарбаев в апреле сего года говорит: "Мы не пошли на продажу земли, сохранили коллективные хозяйства на селе, дав им свободу деятельности, четко разделив государственную и личную собственность. У нас есть свои программы приватизации и разгосударствления, социальной защиты".

На что рассчитывает Казахстан? Как уже отмечалось раньше - на свое геополитическое положение, на помощь Запада не только в виде инвестиций, но и в виде консультаций по широкому кругу хозяйственных и экономических проблем, а также на природные ресурсы.

Республика владеет большими запасами цветных металлов, развитой угольной промышленностью, большими резервами в сфере производства сельскохозяйственной продукции. Уже поступили в республиканский национальный банк первые килограммы золота и серебра собственного производства, пополнился он и долей союзного фонда, причитающегося Казахстану. Определенные надежды связываются с использованием "военного потенциала" - пятой части территории Казахстана, занятой полигонами, аэродромами, воинскими частями. Премьер-министр С.Терещенко признал возможным, что республика начнет продавать оружие за рубеж. В этом он видит возможность получения средств для сокращения дефицита республиканского бюджета, который составляет 8 млрд. руб.

Станут ли намеченные президентом этапы этапами роста очередного "азиатского тигра", как он мечтает, или очередной утопией - во многом зависит от социально-политической устойчивости режима.

Однако чтобы сохранить стабильность, необходимо высочайшее политическое мастерство. Национальная идея на этапе создания государственности республики не только не потеряла в общественном сознании своей привлекательности, но скорее еще не дошла до кульминации.

Нынешняя относительная стабильность межэтнических отношений в Казахстане является "следствием традиционных госбюрократических методов управления, протекающих на фоне действия естественного закона "демографического детерминизма", когда отсутствие численного превосходства какого-либо из этносов становится фактором стабилизации равновесия межэтнической ситуации" (по переписи 1989 г. в республике проживают 39,7% казахов, 37,8% русских, 5,8% немцев, 5,4% украинцев).

Такое равновесие может быть нарушено с изменением принципов управления, его децентрализации, дебюрократизации. Необходим анализ в этом плане стратегии социального развития, предложенной президентом Казахстана. Стратегия предполагает три стадии социальных преобразований: 1) социальное расслоение общества; 2) адаптацию новых социальных структур к рыночной экономике; 3) их интеграцию и рациональное взаимодействие между собой. Уже на первом этапе переход к рыночным отношениям может стать детонатором взрыва межнациональных отношений в связи с возможным обострением вопроса преимущественного права той или иной нации, этноса владеть собственностью. Например, предлагается социальная ориентация рыночной экономики, направленная на обеспечение высоких стандартов жизни малоимущих слоев, с определенным акцентом на сельские регионы Казахстана. Именно там проживают в основном казахи.

Не способствуют сохранению стабильности и постоянно обсуждаемые в средствах массовой информации вопросы типа: "Добровольно ли присоединился Казахстан к России?", "Как устанавливались границы Казахстана?", "Принадлежит ли Казахстан казахам?", "Была ли дружба с русскими взаимной?", подсчеты того, сколько казахов не досчитается Казахстан.

Чреваты последствиями и вынесенные на общественное обозрение России и Казахстана исторические изыскания на тему границ. На страницах российской печати мелькают притязания на половину Уральской, Кустанайской. Павлодарской областей, почти полностью - на Северо-Казахстанскую, Кокчетавскую, Восточно-Казахстанскую области, а на страницах Казахской печати - на всю территорию, ограниченную линией Оренбург - Орех - Курган - Омск.

Неблаговидную роль может сыграть и неумелое применение Закона о языке: некоторые политологи называют решение признать единственным государственным языком казахский миной замедленного действия.

Президент, затрагивая вопросы возрождения казахской нации, говорит: "...эти процессы не могут быть обособлены от таких же процессов, происходящих в среде других народов, населяющих Казахстан, а тем более осуществляться за их счет. Только вместе, только единой семьей мы можем реализовать свои нужды и чаяния". Это не простые слова.

Суть проблемы состоит в том, что представители "титульной" нации проживают преимущественно в сельской местности, научно-технический потенциал составляют русскоязычные этносы. Их вымывание в связи с ростом национализма, отдельные вспышки которого, под руководством националистического движения "Алаш", уже имели место, инициирует отток именно тех кадров, которые необходимы для реформ. В свою очередь суверенизация России и рост самосознания ее народов также может усилить другую ветвь националистического движения, олицетворяемого организациями типа "Память". В этой связи понятен вопрос президента о том, насколько сообразуется с законом деятельность подобных организаций и движений. И хотя Назарбаев утверждает, что "Казахстан сегодня стал символом мира и согласия между Европой и Азией, между мусульманством и христианством", есть основания считать, что этот мир еще весьма хрупок. Подводя общий итог политической деятельности Н.Назарбаева, следует вспомнить о таком индикаторе политического веса Назарбаева, каким может служить рейтинг политических деятелей среди участников всеармейского офицерского собрания. Его показатели следующие: Назарбаев - 65,3%, Ельцин - 20,0%, Кравчук - 3,6%.

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]