Экономика
Обозреватель - Observer


 
 

ПРИВАТИЗАЦИЯ

ОБЪЕКТЫ И ПРЕДПРИЯТИЯ,
ПОДЛЕЖАЩИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ПРИВАТИЗАЦИИ:
КРИТЕРИИ ОТБОРА

Согласно государственной программе, обязательной приватизации подлежат объекты и предприятия, в наибольшей степени влияющие на формирование и функционирование рыночной инфраструктуры экономики Российской Федерации, а также те, недостаточно эффективная деятельность которых сдерживает темпы экономического развития России и формирование рынка.

Это - объекты и предприятия оптовой и розничной торговли (в том числе по продаже продукции производственно-технического назначения) ; общественного питания и бытового обслуживания, включая ведомственные объекты открытой сети розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания; 

  • строительства и промышленности строительных материалов;
  • государственные сельскохозяйственные объекты и предприятия, в том числе птицеводческие (кроме совхозов);
  • предприятия, осуществляющие переработку сельскохозяйственной продукции, обслуживающие сельскохозяйственное производство и выпускающие продукцию производственно-технического назначения для его обеспечения;
  • предприятия пищевой и легкой промышленности;
  • убыточные предприятия всех отраслей народного хозяйства, кроме отраслей и сфер, не подлежащих приватизации;
  • законсервированные объекты и объекты незавершенного строительства, для которых истекли нормативные сроки строительства;
  • имущество предприятий, ликвидированных без установления правопреемственности;
  • предприятия автомобильного транспорта, кроме предприятий, приватизация которых допускается только в соответствии с местными программами приватизации (городского пассажирского транспорта, кроме таксомоторного, а также предприятия по его ремонту).
Целевые показатели и задания
по приватизации на 1992 год
Отрасль (группа объектов)
Стоимость приватизируемого имущества (млрд. руб.)
Удельный вес приватизируемых предприятий в % к общему числу предприятий отрасли
Легкая промышленность
10,5
70
Пищевая промышленность
23,8
60
Строительство
13,2
70
Промышленность стройматериалов
6,8
50
С/х предприятия и предприятия производственно-технического обеспечения с/х
1,3
60
Автотранспорт и авторемонтные предприятия
5,5
70
Розничная торговля (магазины)
10,0
60
Предприятия оптовой торговли
2,6
50
Общественное питание
5,5
50
Бытовое обслуживание
5,7
60
Объекты незавершенного строительства
7,0
20
Итого
92,0
 

Иностранные инвестиции при приватизации

В соответствии с государственной программой приватизации иностранные инвесторы могут участвовать в аукционах, конкурсах, инвестиционных торгах. При совершении сделок продавцом приватизируемого имущества выступают исключительно соответствующие фонды имущества. Если иностранный инвестор является единственным участником аукциона, конкурса, инвестиционных торгов, то продажа ему предприятия допускается. Участие иностранных инвесторов в приватизации объектов и предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, а также мелких (до 2000 человек численности работающих или с балансовой стоимостью по состоянию на 1 января 1992 года до 1 млн. рублей) предприятий промышленности и строительства, автомобильного транспорта допускается только по решению местных Советов народных депутатов или органов, ими уполномоченных.

Решение о допуске иностранных инвесторов к участию в приватизации топливно-энергетического комплекса, по добыче и переработке руд, драгоценных и полудрагоценных камней, драгоценных металлов, радиоактивных и редкоземельных элементов принимается правительством Российской Федерации или правительствами республик в составе Российской Федерации (в зависимости от вида государственной собственности) одновременно с принятием решения о приватизации указанных объектов и предприятий.

Иных ограничений на участие иностранных инвесторов в приватизации не налагается.
 

Случаи льготного участия
иностранных инвестиций при приватизации

Льготный режим обеспечивается иностранному капиталу при приватизации: 

  • убыточных предприятий;
  • законсервированных объектов и объектов незавершенного строительства;
  • предприятий, сокращающих производство из-за недостатка импортного сырья, материалов или оборудования;
  • предприятий по первичной переработке сельскохозяйственной продукции, предприятий промышленности;
  • предприятий промышленности строительных материалов.
Льготный режим предусматривает: 
  • продажу иностранному инвестору контрольного пакета акций или полного пакета за вычетом акций, предоставляемых работникам предприятия в порядке, предусмотренном разделом VI Основных положений программы приватизации;
  • предоставление после продажи 10% акций на аукционе права первоочередного приобретения иностранным инвесторам дополнительных пакетов акций по рыночным ценам (указанная льгота применяется только при условии роста стоимости акций по отношению к моменту начала их котировки);
  • передачу иностранному инвестору на договорных условиях прав управления пакетами акций, принадлежащих фондам имущества.


Объемы средств от приватизации

Согласно государственной программе приватизации, поступления от приватизации на возмездной основе в 1992 г. составят 72 млрд. рублей. В том числе из личных средств граждан - 15 млрд. рублей; из фондов экономического стимулирования предприятий - 32 млрд. рублей. Из средств предприятий, признаваемых покупателями в соответствии с Законом Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", - 15 млрд. рублей; из средств иностранных инвесторов - 10 млрд. рублей.

Окончательный прогноз поступлений средств от возмездной приватизации несколько ниже первоначального, согласно которому стоимость приватизируемого имущества оценивалась в 92 млрд. руб. Это связано с тем, что по ряду отраслей снижен удельный вес приватизируемых предприятий в общем числе предприятий отрасли. Так, в легкой промышленности он составляет теперь 60% по сравнению с первоначальными 70, в пищевой промышленности - 50% по сравнению с 60%, в строительстве - 50% по сравнению с 70%. На автотранспорте и в авторемонтных предприятиях - 60% по сравнению с 70%.

Кроме того, в сторону снижения пересмотрена стоимость приватизируемого имущества даже в тех отраслях, где удельных вес приватизируемых предприятий оставался неизменным по сравнению с первоначальным планом.

Так, в общественном питании при сохранении 50%-й доли приватизируемых предприятий стоимость приватизируемого имущества в окончательном прогнозе составляет 4 млрд. руб. по сравнению с 5,5 млрд. руб. в первоначальных наметках.

В бытовом обслуживании - при сохранении удельного веса приватизируемых предприятий в 60% стоимость приватизируемого имущества уменьшилась с 5,7 млрд. руб. до 5 млрд. руб.

В 1993 г. сумма поступлений от приватизации должна возрасти до 350 млрд. руб. и в 1994 г. - до 470-500 млрд. руб. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]