Обозреватель - Observer
Экономика


 
 

Реформа

Инфляция в политическом ракурсе

Ю.ЧЕРНОВ,
кандидат экономических наук

 

Инфляция как моральное зло

Принятые в настоящее время критерии успешности экономической политики отражают формально-механистический подход правительственных экономистов к оценке развития инфляционных процессов безотносительно:

  • к реальному экономическому росту,
  • резкому повышению уровня безработицы,
  • ухудшению социального "здоровья" общества.
Во всех разговорах об экономической политике ощущается серьезный вакуум идей о реальном механизме протекания инфляционных процессов, что напрямую связано с выбором правильной модели инфляции, адекватно отражающей сущностные стороны российской инфляции.

Современная инфляция является симптомом глубоких проблем в экономике и политической системе.

Движущей силой их разрешения согласно нашей теоретической доктрине в отличие от монетаристского подхода является поведение людей, их действия, а не слепые рыночные силы и деньги, которые "создают" материальные блага. Только сейчас в обществе начали понимать, что глубинные социальные и политические силы играют решающую роль в возникновении и развитии инфляционных процессов, сопровождающихся морально-этическими издержками нравственного порядка. В силу этих причин и необходимо дать социально-политический анализ инфляции.

Прежде всего следует поставить под сомнение взгляд наших радикал-демократов, что инфляция является неизбежным результатом демократии и избавиться от экономических пороков прошлого (денежный "навес", дефицит и др.) можно лишь через вполне осознанное разжигание инфляционных процессов. Решающую роль сыграла здесь их фатальная идея, согласно которой эффективным противоядием товарного дефицита является либерализация цен, когда резкий, "шоковый" рост цен снизит интенсивность дефицита и заполнит товаром полки магазинов. Обманчивая простота этого подхода скрывала основной инструмент решения проблемы - резкое снижение покупательной способности населения и, следовательно, его жизненного уровня в результате ничем не оправданного резкого роста цен. Ошибочность этой экономической доктрины состояла прежде всего в предположении о существовании в нашей экономике однозначной связи "дефицит - инфляция", когда усиление одного сопровождается ослаблением другого. На наш взгляд, взаимообмен по линии "дефицит - инфляция" может иметь место лишь в полностью монетаризированной экономике, в которой бюджетные ограничения носят жесткий характер для всех субъектов экономики. В этих условиях посредством либерализации цен можно "осушить" накопившийся избыточный спрос, так как бюджетные ограничения служат эффективным инструментом снижения дефицита.

Совсем иное положение наблюдается в экономике, которая имеет "мягкие" бюджетные ограничения и не реагирует на повышение цен неизбежным сокращением спроса на производственные ресурсы, которые в такой ситуации по-прежнему остаются дефицитными. Дефицит воспроизводится как при стабильных, так и при растущих ценах, поскольку существуют институциональные условия его воспроизводства и нет жесткой связи "дефицит - инфляция". Отсюда становится понятной фальшивость утверждения монетаристов, будто их стараниями заполнены полки магазинов и дефицит исчез - он просто "перетек" в другие формы (взаимные неплатежи предприятий, невыплаты зарплаты, снижение уровня потребления большей части населения ниже прожиточного минимума).

Не подлежит сомнению и то, что фетишизация в наше время товарно-денежных отношений запустила в действие процесс дегуманизации общества, когда самоценность человеческой жизни в настоящем отрицается и теряется "смысл серьезного труда, который лежит за пределами социальной объединенности" (Н.А. Бердяев). И причиной этого является вызванная экономической реформой социальная трансформация общества, которая происходит в условиях идеологической дезориентации, размывания системы положительных ценностей, подрыва трудовых мотиваций.

К этому следует добавить появление особого "духа времени", который порожден проинфляционными настроениями в обществе. Инфляция как дестабилизирующий процесс не позволяет сформироваться устойчивому среднему классу, снижает уровень рабочей этики и подвергает эрозии общественное поведение личности.

К моральным издержкам инфляции можно отнести и то, что она разрушает человеческие ожидания, создает неопределенность во взаимоотношениях людей, увеличивает чувство несправедливости и вызывает отчуждение людей от общественной жизни.

В итоге инфляционная психология, укоренившись в сознании людей, приводит к потере чувства патриотизма и гражданственности, вызывает глубокие сдвиги в иерархии жизненных ценностей, что и является итоговым выражением нового духа времени.
 

Политэкономия инфляционных процессов

Осуществляемая с начала реформ преднамеренная деполитизация государственной деятельности имеет свою оборотную сторону - явное усиление политизации экономики. Этого упорно предпочитают не замечать экономисты монетарного толка, по-прежнему разрабатывающие рыночные программы финансовой стабилизации, пренебрегая политическим и институциональным анализом инфляции. И тем не менее такой анализ необходим не только для общественного осознания национальных целей, но и для выработки действенных антиинфляционных механизмов.

Односторонность консервативной догмы радикал-демократов проявляется в их убеждении, что инфляция есть корень всех экономических зол и что стабильность цен есть ключ к экономическому росту. При таком подходе экономическая политика "сплющивается" в одномерный процесс подавления только инфляции безотносительно к связанным с этим экономическим потерям и росту безработицы. И хотя мировой опыт последних двадцати лет наглядно показал, что макроэкономическая политика является средством снижения инфляции, тем не менее дефляционные меры имеют своим результатом экономический спад и повышение уровня безработицы, которая в рамках монетаристского подхода является, по сути дела, основным средством сдерживания инфляции.

Как известно, ключевым элементом начала экономических реформ в России стала либерализация цен. И тем не менее одной лишь либерализацией цен нельзя объяснить устойчиво высокие темпы инфляции, хотя монетаристы и убеждены, что кредитно-денежной политикой можно эффективно управлять инфляцией.

Альтернативная точка зрения не признает за денежной экспансией роль фундаментального, причинного фактора инфляции и предполагает, что движущей силой роста цен наряду со структурными факторами является процесс согласования конфликтов по распределению национального дохода между различными слоями общества. С позиций так называемой конфликтной теории инфляции равновесный, стабильный уровень инфляции является неизбежным результатом разрешения (в том числе и политическими средствами) социальных конфликтов, связанных с получением конкурентных преимуществ при распределении национального дохода между трудом и капиталом с помощью механизма, формирующего инфляционную спираль "цены - зарплата - цены". Заметим, что никто из числа экономистов монетаристского толка не признает тезиса, что двигателем инфляции являются социополитические конфликты, связанные с распределением национального дохода между отдельными классами общества, что современная инфляция, по сути дела, имеет политическую основу.

С известной долей вероятности можно утверждать, что громадный кумулятивный эффект роста инфляции в последние годы, те издержки, которые при этом несет экономика, помноженная на колоссальные масштабы экономического спада и протяженность, временных шагов экономических процессов, по своему итогу эквивалентен опустошительному влиянию гиперинфляции, которая, как это подтверждает мировой опыт, является непосредственным результатом прежде всего политических конфликтов внутри общества. В этом смысле можно сказать, что переход в нашей стране к управляемой инфляции может стать результатом политической организации (а лучше сказать, согласования) экономических интересов вполне определенных слоев общества. И не случайно, что в последнее время появилось даже оправдание умеренной инфляции некоторыми западными экономистами*, которые считают, что инфляция подчас может выступать в роли полезной "смазки", помогающей согласовать относительное изменение цен и заработков. По их мнению, снижение реальной зарплаты в депрессивных отраслях легче будет восприниматься рабочими, если благодаря инфляции и номинальная зарплата будет сохранена или даже увеличиваться.

Естественно, "денежная иллюзия", маскирующая реальное соотношение цен и заработков, может оказаться полезной в этом отношении. Однако подобно всем иллюзиям она, по всей видимости, более опасна, чем полезна, так как нестабильность цен создает худшие условия для инвестиций, внося неопределенность в экономические решения и затрудняя перетоки производственных ресурсов к их наиболее эффективным потребителям.

Социополитическое объяснение инфляции, на наш взгляд, имеет своей целью решение двух сугубо практических задач.

Во-первых, получение оценок экономических потерь, связанных с проведением дефляционной политики.

Во-вторых, формирование реальных механизмов осуществления антиинфляционной политики.

Социополитическое объяснение инфляции позволяет проследить те каналы, по которым через инфляционные процессы происходит перераспределение доходов от одних социальных групп к другим, в частности, переток доходов от сельскохозяйственного производителя к промышленнику, сдвигая, естественно, распределение национального дохода от зарплаты рабочих и сельскохозяйственных производителей к получателям прибыли. В этих условиях покупательная способность сельскохозяйственного дохода и зарплаты рабочих падает, а потребительский спрос перемещается от промышленных изделий в сторону сельскохозяйственной продукции. В результате спрос на сельхозпродукцию растет, что и вызывает рост цен на нее. И как следствие, высокая инфляция формируется под взаимоусиливающим влиянием двух процессов: прямым, непосредственным эффектом растущей нормы прибыли промышленной продукции и косвенным эффектом роста цен на сельхозпродукцию. Но самое главное - инфляция, подавляя в этом случае покупательный спрос, снижает темпы экономического роста и повышает благосостояние одного социального слоя за счет снижения доходов другого слоя. Заметим здесь, что Дж.-М. Кейнс в свое время указывал на возможность несправедливого перераспределения доходов в результате инфляции, когда писал:

"Благодаря непрерывному процессу инфляции правительство может скрытно конфисковать значительную часть богатства граждан".

При политэкономическом анализе инфляционных процессов помимо основных, конфликтующих по поводу распределения национального дохода, факторов - труда и капитала, следует принимать во внимание и "третью силу" - безработицу, как фактор в значительной степени предопределяющий темпы инфляции. И здесь следует заметить, что рекомендации некоторых экономистов по снижению инфляции и сохранению прежней занятости путем понижения ставок зарплаты (а в последнее время эти рекомендации реализовывались в форме невыплат зарплаты) неизбежно приводят к поверхностному умозаключению, будто подобное сокращение зарплаты снижает инфляцию и увеличивает занятость. С позиций нашего подхода ошибочность этого заключения состоит в том, что сокращение денежной зарплаты одновременно вызывает и перераспределение реального дохода от наемных работников к предпринимателям, а от них - к рантье. В свою очередь, это перемещение доходов от наемных работников, по всей видимости, уменьшит их склонность к потреблению и снизит покупательную способность основной массы населения, что в итоге усилит депрессию, создав условия для застойной безработицы и дальнейшего роста цен.

Таким образом, хроническая тенденция к неполной занятости, как и рост цен, имеет свои корни, как это неоднократно указывал Дж.-М. Кейнс, в таких социальных порядках и таком распределении доходов, которые снижают уровень конечного потребления. Именно поэтому при формировании антиинфляционной политики необходимым образом следует учитывать интересы тех общественных сил, которые определяют демократичность процесса распределения национального дохода.
 

Экономические издержки инфляции

Антиинфляционная доктрина отечественных реформаторов основывается на упрощенном подходе будто инфляцию можно жестко регулировать посредством бюджетно-кредитной политики безотносительно экономических издержек, связанных с дефляцией. При этом монетаристы полагают, что не существует экономических барьеров для сокращения инфляции, хотя общеизвестно, что именно дезинфляция начала 80-х годов нанесла существенный урон благосостоянию населения западных стран. Дезинфляция, под которой понимается либо сокращение уровня инфляции, либо вообще ее прекращение, в конечном счете увеличивает безработицу и резко снижает благосостояние населения. Это, может быть, наименее правильно понимаемый процесс, пренебрежение которым не позволит сформировать действительно эффективную антиинфляционную политику.

При поиске эффективных инструментов антиинфляционной политики нельзя делать упор только на финансовые рычаги в ущерб социальным факторам, учитывая, что наиболее разрушительный эффект инфляции состоит в том, что она в ближайшей перспективе неизбежно порождает широкомасштабную безработицу.

Так, например, согласно информации Федеральной резервной системы (ФРС) США, из общего числа безработных (10,7 млн. чел.) в 80-х годах примерно треть потеряла работу в результате жесткой монетаристской политики, проводимой ФРС в 1970-1982 гг.

Для наглядности следует привести удельные показатели затрат, связанных с сокращением инфляции. Так, например, бюджетное управление Конгресса США в своих расчетах исходило из того, что для достижения сокращения темпов инфляции на 1% в 1980 г. необходимо было бы сократить федеральный бюджет в 1978 г. на сумму, которая снижала бы ВНП на 3-4% каждый год**.

Другой расчет американских экономистов показал, что дезинфляция 1980-1984 гг. стоила примерно 215-220 млрд.долл. потерь ВВП (в ценах 1990 г.) за каждый процент снижения инфляции.

Такие гигантские масштабы издержек, связанных с сокращением темпов инфляции только на 1%, могут подвести нас к нетривиальному выводу о том, что издержки сокращения инфляции до нуля гораздо больше издержек самой инфляции.

Рассмотрим эти издержки. Сразу следует отметить, что если темпы инфляции являются точно предсказуемыми, то экономических издержек от инфляции можно избежать, учтя будущую инфляцию в договорах, в темпах изменения зарплаты, норме процента и налоговой системе. Другое дело, если инфляция, ее темп изменения является непредсказуемой, то тогда действительно возникает угроза экономической безопасности, так как непредвиденная инфляция тормозит экономический рост, расстраивая ценовой механизм и делая трудноразличимыми изменения в относительных ценах от изменений в общем уровне цен. Не менее значимым результатом инфляции является рост неопределенности при принятии экономических решений, что также приводит к сокращению инвестиционной активности, а следовательно, и к замедлению экономического роста. Однако и здесь важно учесть рекомендации банковских работников о том, что лучше иметь инфляцию в 2-3%, чем нулевую, так как в этом случае возникает возможность получить отрицательную ставку банковского процента, которая в свою очередь может помочь выйти экономике из депрессии. А при нулевой инфляции реальная ставка процента не может быть отрицательной. Другая, не менее важная причина, объясняющая необходимость небольшой инфляции, состоит в том, что последняя помогает более эффективно согласовывать относительные изменения цен и заработков.

Указывая на связь между инфляцией и безработицей, следует особо отметить, что низкая инфляция не достигается за счет высокой безработицы, так как для этого необходимо иметь эффективно работающий рынок труда и гибкую систему оплаты труда. Поэтому при формировании антиинфляционной политики нельзя забывать еще никем не оспоримое теоретическое положение, что "устойчивость или неустойчивость цен в долгосрочном аспекте будет зависеть от интенсивности повышательной тенденции заработной платы (точнее, единицы издержек) по сравнению с темпами роста эффективности производственной системы" (Дж.М. Кейнс).

При этом жесткой монетарной и фискальной политики недостаточно: для того, чтобы сократить издержки дезинфляции, правительство должно отучить фирмы и работников от их инфляционных ожиданий и осуществить жесткие институциональные преобразования для приостановки раскручивания инфляционной спирали.

Мировой опыт показывает, что реакция инфляции на ужесточение макроэкономической политики - будь то в денежно-кредитной или в финансово-бюджетной - в прошлом значительно варьировалось в зависимости от той или иной страны. Для того, чтобы снизить инфляцию до какого-то заранее установленного предела, например до нуля, прежде всего необходимо снизить темпы роста номинальной зарплаты до соответствующим образом "обоснованного" предела с учетом такого важнейшего фактора, как рост производительности труда. Практически вопрос заключается в том, каким образом решение на макроэкономическом уровне может быть реализовано относительно заработной платы.

Нами была предпринята попытка измерить макроэкономические издержки, связанные с проводимой в России в настоящее время дефляционной политикой. При этом мы исходили из теоретического предположения, что если финансовая политика гарантирует стабильную инфляцию, то тогда фактическая безработица должна будет стремиться к ее равновесному уровню, и это будет характерным признаком наступления реальной финансовой стабилизации. Основывающиеся на этом выводе конфликтной теории инфляции модельные расчеты показали, что для среднесрочного периода оценка равновесного уровня безработицы будет находиться в интервале 4-5% от экономически активного населения. Сопоставив с этим по сути дела макроэкономическим нормативом прогнозируемую на ближайшие годы динамику безработицы, мы установили, что намечаемое правительством резкое торможение инфляции, так называемый дефляционный шок, неизбежно приведет к существенному росту безработицы, который оборачивается издержками в размере 6% потерь ВВП. И это будет ценой финансовой стабилизации помимо тех нравственных страданий, которые приносит с собой безработица.

Заключая можно сказать, что политэкономический подход к оценке инфляционных процессов, на наш взгляд, позволяет построить не только концепцию их экономической оценки, но и обосновать немонетарные методы борьбы с ростом цен, делая упор на демократическое перераспределение национального дохода между трудом и капиталом, усилив этот процесс практической политикой "солидарной зарплаты", направленной на недопущение чрезмерного разрыва в доходах отдельных слоев общества.
 

* The Economist, sept., 16-22, 1995.
** US Congresssional Budget Office. Recovery with Inflation. 1977.

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]