Обозреватель - Observer 
СНГ 

В конце 1998 г. в жизни народов России и Белоруссии произошло событие, которое будет иметь чрезвычайно важное значение для дальнейшего развития наших стран.

25 декабря в Кремле президенты России и Белоруссии подписали Декларацию «О дальнейшем единении России и Белоруссии», «Договор о равных правах граждан России и Белоруссии» и «Соглашение о равных условиях субъектов хозяйствования». Речь идет о создании Союзного государства и об объединении усилий наших стран и народов для эффективного ответа на вызовы XXI в.

В ходе подготовки к созданию в 1999 г. Союзного государства у общественности России и Белоруссии возник целый ряд вопросов, ответы на которые оказались далеко не простыми и однозначными.
Среди наиболее распространенных вопросов оказались такие как:

 
 
РОССИЯ и БЕЛОРУССИЯ:
на пути
к союзному государству
 
 
 
 
 
 Л.Москвин,
доктор исторических наук, профессор
 
Достоинства или недостатки любого Сообщества, Содружества или более интегрированной формы объединения — Союза — нельзя выявить вне реальных условий их возникновения, то есть без учета важнейших факторов, предопределивших их создание, и перспективы дальнейшего развития. В этой связи представляет несомненный интерес анализ конкретной общественно-исторической среды, в которой возник Союз России и Белоруссии, а также важнейших факторов, дающих представление о том, как он отвечает их жизненным интересам.

В своей статье автор попытался рассмотреть в основном геостратегические и социально-экономические факторы, тогда как в отношении других лишь обозначить их основные контуры.
 
Создание Союза России и Белоруссии и проблема дальнейшего углубления интеграционных процессов в его рамках имеют свою собственную историю и логику развития. После распада СССР у России с другими бывшими республиками СССР сложилось несколько уровней сотрудничества. В декабре 1991 г. возникло Содружество Независимых Государств (СНГ), в марте—апреле 1996 г. появились два новых межгосударственных объединения: «союз четырех» в составе России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии и «сообщества двух», участниками которого стали Россия и Белоруссия.

В результате в постсовет-ском пространстве была сформирована пятиступенчатая интеграционная система, состоящая из «СНГ-12», «союза четырех» и «сообщества двух», а также из заключенного в апреле 1995 г. «тройственного союза» (Казахстана, Киргизии и Узбекистана) и, кроме того, из многочисленных двусторонних соглашений между членами СНГ о дальнейшем развитии их интеграционных связей.
Сложившаяся многоступенчатая интеграционная система отразила степень готовности бывших советских республик к интеграции и показала, что в минувшие семь лет интеграционные процессы в странах Содружества развивались с разными скоростями.

Каковы основные причины, предопределившие необходимость подписания Россией и Белоруссией новой Декларации о создании в 1999 г. Союзного государства?

В пользу сближения России и Белоруссии говорит целый комплекс природно-географических, геополитических, национально-этнических, торгово-экономических, валютно-финансовых, научно-технических, социально-исторических, экологических, культурных, психологических и некоторых факторов.

Россия и Белоруссия накопили большой интеграционный опыт, уходящий своими корнями в историю Российской Империи. В течение многовекового развития сложилась общность исторических судеб их народов, культур, уклада хозяйственной жизни, родственность их менталитета. В годы Второй мировой войны и Российская Федерация, и Белоруссия понесли огромные потери. Достаточно сказать, что последняя потеряла четвертую часть всего своего населения. Фашисты сожгли 619 белорусских городов и деревень.

Из 10-миллионного населения Белоруссии более 2-х миллионов — выходцы из России, переселившиеся в основном после Второй мировой войны. Среди бывших советских республик вряд ли можно найти народ, более близкий народу России генетически и лингвистически, чем народ Белоруссии. И даже название Республики Бела Русь является наглядным отражением их близости. Большинство белорусов отдавало детей в русские школы. В учреждениях республики говорили и переписывались исключительно на русском языке. Белоруссия никогда не стремилась отказаться от русского  языка как государственного, и в стране утвердилось белорусско-русское двуязычие.

Наконец, в белорусском народе никогда не было явного стремления к сепаратизму, отторжению от России, как, например, в странах Балтии и в ряде регионов Украины, и в наименьшей мере проявлялся национализм. Можно с большой долей определенности сказать, что белорусский народ в своем большинстве наиболее пророссийски настроен на всей евроазиатской территории бывшего Советского Союза.

После распада СССР и особенно расширения НАТО на Восток геополитическое положение и России, и Белоруссии серьезно осложнилось. Так, границы России оказались отодвинутыми на сотни километров на восток, а военная инфраструктура НАТО непосредственно приблизилась к западным границам Белоруссии. Одним из важных объективных факторов, содействовавших осознанию Россией и Белоруссией пагубных последствий их разъединения, явился подрыв созданного в прежние годы единого военно-стратегического потенциала. Стало очевидным, что уровень их внешней безопасности в результате раздела единой армии и вооружений заметно снизился. Так, например, в период существования единого Союза противовоздущная оборона (ПВО) обеих республик строилась без учета административных и республиканских границ, а в новых условиях и перед Россией, и Белоруссией возникла проблема создания собственных, чрезвычайно дорогостоящих систем ПВО.

Что касается России, то в случае ее отказа подписать Союзный договор с Белоруссией, она оттолкнула бы ее от себя. И последняя решила бы тогда переориентироваться на страны Запада. Следствием этого могло бы стать перемещение военной инфраструктуры НАТО от Бреста к границам Смоленской области. В этом случае подлетное время авиации НАТО от западной границы Смоленской области до Москвы сократилось бы с одного часа сорока до сорока минут. И тогда не ис-ключено, что в недалеком будущем Правительству РФ вновь пришлось бы униженно просить руководство НАТО развертывать ядерное оружие не на территории Чехии, Польши и Венгрии, а в Белоруссии, и не создавать там места хранения ядерного оружия. К тому же за отказ от находящейся в рабочем состоянии белорусской системы ПВО и ПРО России пришлось бы заплатить минимум 2 млрд. долл., а обустройство российско-белорусской границы обошлось бы нашей стране в 3—4 млрд. руб. (по курсу 1997 г.) за каждый из 1239 км границы.

Следует особо подчеркнуть, что речь в данном случае идет не о расширении геополитического влияния России в Белоруссии, а о совместном обеспечении национальной безопасности наших государств. В свое время в соответствии с Лиссабонским протоколом Белоруссия вывела ядерное оружие со своей территории в Россию и стала безъядерным государством. После приема Польши, Чехии и Венгрии в НАТО, продвижения ее военной структуры на 600 км на восток и выход непосредственно к границам постсоветско-го пространства, возможность обеспечения Белоруссией безопасности собственных границ без надежной опоры на обладающего адекватным оружием мощного партнера в лице России стала весьма проблематичной. Это, несомненно, явилось одной из наиболее важных причин, содействовших принятию Белоруссией совместно с Россией мер по укреплению их государственной безопасности.

Необходимо также учитывать, что в геостратегическом плане Союзный договор с Белоруссией для России важен и с точки зрения сохранения ее влияния в Балтийском регионе и облегчения доступа России к Калининградскому анклаву. Учитывая, что по транспортному коридору через Белоруссию проходит 70% всего российского экспорта, союз наших двух стран создает более благоприятную обстановку для обеспечения всем необходимым Калининградской области, оживления деятельности ее порта, восстановления транспортной магистрали Калининград — Владивосток.

Вместе с тем стратегические интересы России и Белоруссии непосредственно связаны и с тем, что получило название «Большой экспортной трубы». Исходя из того что транзит через Украину и Прибалтийские республики связан с целым рядом проблем, в частности, с воровством направляемого из России в страны Западной Европы газа, особое значение приобретает сооружение нового газопровода по территории Белоруссии. О важности реализации этого проекта говорит хотя бы тот факт, что экспорт газа обеспечивает половину внешнеторговой выручки России. И сооружение этих газопровода и нефтепровода, транзит по которым примерно на 20% дешевле украинского, даст России возможность значительно расширить экспорт газа и нефти в Западную Европу и устранить конфликтные ситуации, возникающие с их транзитом через другие регионы.

Другим важнейшим фактором сближения России и Белоруссии является их заинтересованность в дальнейшем всестороннем развитии взаимовыгодных торгово-экономических связей. Чтобы оценить возможные позитивные и негативные последствия более глубокой интеграции России и Белоруссии, следует обратить внимание на то, что последняя была в свое время в составе единого Союза среди немногих республик, которая не только не получала дотаций из Центра, а, наоборот, ежегодно вносила в союзный бюджет около 3 млрд. долл. (по курсу 1989 г.). Кроме того, речь идет об объединении России в Союз отнюдь не со значительно более слаборазвитым государством. Среди 172 стран мира по уровню социально-экономического развития Россия и Белоруссия стоят рядом, занимая соответственно 37 и 38 места.

После распада Советского Союза Белоруссия не только сохранила большинство отраслей национального производства, но и сумела обеспечить экономический рост. Более глубокая интеграция России и Белоруссии поддержит их экономику новыми заказами и рынками сбыта. К концу первой половины 1999 г.
предполагается завершить объединение энергетической и транспортной систем, создать единое научно-технологическое и информационное пространство, осуществить переход к единой валюте.
После того как состоялось решение о Таможенном союзе между Россией и Белоруссией и были сняты таможенные границы, субъекты хозяйствования получили свободный доступ на огромный рынок. В соответствии с подписанным в конце 1998 г. Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Беларусь стороны примут необходимые меры по обеспечению равных прав, обязанностей и гарантий субъектам хозяйствования Сторон. Учитывая, что серьезным тормозом на пути реализации интеграционных процессов в рамках Союза России и Белоруссии являются существенные различия их нормативно-правовой базы, уже к концу первой половины 1999 г. будет создана единая для всех объектов хозяйствования правовая среда, сформировано единое таможенное пространство, унифицированы гражданское и налоговое законодательства, валютное регулирование и денежно-кредитная система. Будут также созданы союзные государственные ор-ганы управления и сформирован единый бюджет.

Стороны договорились принять ряд мер по расширению торгово-экономических связей. Дело в том, что за последний год товарооборот между нашими странами снизился почти на 20%. В настоящее время удалось договориться о погашении задолженности Белоруссии за газ и о системе расчета за энергоносители белорусским продовольствием и промышленными товарами. Предполагается, что Белоруссия поставит продовольствия, медикаментов, сельскохозяйствнной техники на сумму 200 млн. долл. за газ, полученный в 1998 г. При взаимной торговле Стороны договорились обеспечить применение свободного ценообразования, а использование регулируемых цен (тарифов) на базе складывающихся на внутренних рынках цен (тарифов).

На основе значительного прироста взаимной торговли (за год она должна вырасти по сравнению с 1998 г. на 20%), осуществления целого ряда крупномасштабных совместных программ и проектов предполагается наращивать промышленный и научно-технический потенциал России и Белоруссии, что даст возможность более эффективно решать стоящие перед ними социальные проблемы.

В целях повышения уровня жизни народов и создания благоприятных условий для всестороннего гармоничного развития личности, Стороны взяли на себя обязательство обеспечить гражданам обоих государств равные права избирать и быть избранными, на участие в хозяйственной деятельности, в области образования, медицинской помощи, в вопросах трудоустройства и оплаты труда, приобретения и использования имущества. В социально-гуманитарной сфере предстоит осуществить сближение социальных стандартов и гарантий трудовой деятельности, пенсионного обеспечения, предоставления льгот и применения норм безопасности труда. Иначе говоря, речь идет о том, чтобы и россияне, и белорусы более не чувствовали себя иностранцами на территории друг друга.

Вместе с тем нельзя игнорировать и тот факт, что политическое решение президентов России и Белоруссии добиться углубления экономической интеграции наших двух стран имеет не только вполне реальные плюсы (геостратегические, политические и целый ряд других), но и определенные минусы, с которыми нельзя не считаться. Отнюдь не благоприятным фоном для создания Союзного государства является углубление кризисных процессов в социально-экономической сфере России и Белоруссии. Ни одна из них в нынешней ситуации, как бы этого ни хотели президенты обоих государств, не в состоянии взять на себя роль донора.

Большие сложности стоят на пути выравнивания таких макроэкономических показателей, как инфляция, уровень ВВП в расчете на душу населения, определение минимального прожиточного минимума в условиях, когда в Белоруссии ниже цены, но в России выше заработная плата. Значительные трудности предстоит преодолеть в ходе введения единой валюты и создания единого эмиссионного центра. К тому же в настоящее время и ряд других показателей социально-экономической сферы России и Белоруссии далеко не эквивалентны. Наконец, нельзя не считаться и с тем, что политика дальнейшего углубления интеграционных связей России с Белоруссией, а тем более оказание ей финансово-экономической помощи, самым негативным образом отразятся на переговорах России с МВФ, Всемирным банком и другими международными финансовыми организациями.

Анализ объективных и субъ-ективных, внутренних и внешних факторов, предопределяющих объединение России и Белоруссии в Союзное государство, показывает, что вопрос о том, был ли Союз необходим или нет, следует решать прежде всего с позиций государственных интересов обеих стран. Естественно, что в ходе более углубленной интеграции с Белоруссией, особенно на первом этапе, России потребуются дополнительные средства для реализации в рамках Союза совместных программ, в частности, по развитию общего рынка в области электроэнергетики, транспорта и связи, финансово-промышенных групп, а также на охрану внешних границ.
 

Но если оценить последствия для России дополнительных расходов на реализацию задач, вытекающих из совместных договоренностей о Союзе с Белоруссией, то здесь, очевидно, следует исходить из трезвых геостратегических и экономических расчетов. А они свидетельствуют о том, что руководствоваться в этом случае надо не только и не столько сиюминутными выгодами или потерями, сколько долгосрочными стратегическими интересами как России, так и Белоруссии.
Однако при всей важности геостратегических, социально-экономических и целого ряда других «факторов сближения» России и Белоруссии важно учитывать и социально-психологические факторы их единения. Это тем более важно, что и в России, и в Белоруссии были и сохранились оппозиционные их союзу силы, с которыми нельзя не считаться. Необходимо учитывать, что любой союз государств предполагает учет интересов и уважительное отношение не только одного из его участников, а необходимо в такой же мере считаться с интересами и партнера. И неумелым подходом, отсутствием такта и уважения к историческим, национальным, языковым, культурным и иным традициям и особенностям партнера по союзу можно добиться того, что даже наиболее дружественно настроенный к России народ на всем Евроазиатском континенте может превратиться в нашего политического противника, а объективные и субъективные факторы сближения — в факторы разъединения.

Можно по-разному относиться к А.Лукашенко, но не следует забывать о том, что именно благодаря его отношению к России в последнее время удалось добиться более глубокой интеграции наших двух стран. И то, что в Белоруссии товарно-денежная, бюджетная и финансово-кредитная политика заметно отличается от проводимой в нашей стране и что Лукашенко не хочет механически копировать реформы в России, которые привели к негативным социально-экономическим последствиям, не может служить оправданием для оскорбительных комментариев некоторых российских СМИ в адрес главы союзного нам государства. «В конце концов, — пишет О.Лацис, — мы не можем ни избрать для белорусов президента, ни принять для них конституцию, что бы ни думало мировое сообщество про данного президента и данную конституцию».

Точно так же у россиян не могут не вызывать аналогичные чувства утверждения лидеров Белорусского народного фронта и представителей других оппозиционных сил о том, что от России ничего хорошего ждать нельзя, поскольку уже сейчас происходит «скрытая оккупация ею Белоруссии» и что белорусам создание Союзного государства невыгодно и опасно, так как это первый шаг к восстановлению прежнего Центра.
Между тем в результате подписания Союзного договора создается не новое единое государство и Белоруссия не превращается в 90-й субъект Российской Федерации, а оба государства сохранят свой суверенитет. Новый межгосударственный союз двух суверенных стран будет основан на принципах равенства, других общепризнанных принципах и нормах международного права и будут обладать международной правосубъектностью.

Значение Союза России и Белоруссии выходит за пределы обоих государств. Он может рассматриваться не только как ядро нового международного объединения, а, будучи открыт для любой третьей страны, которая разделяет цели и принципы Союза, представляет из себя одну из возможных моделей углубления интеграции между всеми странами СНГ, а также за его пределами.

Сопоставляя все плюсы и минусы объединения России и Белоруссии в Союз, можно сделать вывод, что он отвечает их общим национальным интересам. И сейчас вопрос уже стоит не столько о том, надо ли объдиняться, сколько о том, как и на какой основе это разумно и грамотно осуществить.

Можно без всякого преувеличения сказать, что от того, как в дальнейшем сложатся взаимоотношения России и Белоруссии и насколько успешно будет происходить реализация достигнутых ими в рамках Союза договоренностей, во многом будет зависеть их геополитическое и социально-экономическое положение в XXI в.
 

Информация
 
В связи с обращением Председателя ЦС ВОПД «Духовное наследие» А.Подберезкина к Президенту РФ по вопросу будущего объединения Российской Федерации и Республики Беларусь в союзное государство на его имя получена из Министерства по делам СНГ следующая информация:
 
«Российско-белорусский договор о равных правах граждан ратифицирован в Белоруссии и внесен на ратификацию в Государственную Думу. Министерства юстиции двух стран с привлечением заинтересованных ведомств приступили к подготовке предложений о внесении в законодательство России и Белоруссии изменений, свя-занных с предстоящим вступлением в силу этого Договора.

Правительства обеих стран и Исполком Союза Беларуси и России систематически контролируют и координируют работу по реализации Протокола к Соглашению о создании равных условий субъектам хозяйствования, которая проходит в целом в намеченные сроки.

На экспертном уровне ведется подготовка проекта договора об объединении России и Белоруссии в союзное государство. После того как основные контуры его структуры будут очерчены, к дальнейшей работе над этим важнейшим документом будут приглашены парламентарии обеих стран, видные ученые, специалисты.
Информация о ходе реализации российско-белорусских документов, подписанных 25 декабря 1998 г., регулярно докладывается Президенту Российской Федерации.

Согласно действующему законодательству в области средств массовой информации, как Вам известно, органы государственной власти не вправе вмешиваться в непосредственную деятельность СМИ и их информационную политику. В то же время многие периодические издания, в их числе «Российская газета» и «Парламентская газета», публикуют все больше полезных, пусть иногда и дискуссионных материалов по вопросам российско-белорусского сближения.

Достигнута договоренность о том, что ВГТРК начнет с апреля 1999 г. готовить еженедельные программы, посвященные этой тематике.

Целый ряд мер по обеспечению информационной поддержки дальнейшего единения двух стран предусмотрен в постановлении Парламентского Собрания Союза Беларуси и России от 21 января 1999 г.

Рассчитываем, что возглавляемое Вами Движение «Духовное наследие» примет активное участие в работе по разъяснению целей и задач Союза в ходе предстоящего всенародного обсуждения проекта будущего союзного договора, используя имеющиеся у него возможности.»

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]