Военно-политическая проблема
Обозреватель - Observer


 

Точка зрения

  ОБСЕ: КАКОЙ ЕЕ ХОЧЕТСЯ ВИДЕТЬ?

В. ГРИГОРЬЕВ,

ОБСЕ и коллективная безопасность


Формирование принципиально новой системы европейской безопасности стало одной из приоритетных задач строительства новой Европы.

Существовавшие ранее механизмы коллективной безопасности оказались недостаточно эффективными в результате огромных потребностей по разрешению возникающих в последнее время конфликтных ситуаций, затрагивающих политические, экономические и социальные аспекты в их неразрывной связи. Несмотря на радикальную трансформацию военно-политической ситуации в Европе, окончательно со всеми серьзными политическими трениями на континенте еще не покончено. Изменения, которые произошли в Европе, содержали и продолжают содержать в себе семена новых расколов. Серьезной у грозой подрыва стратегической стабильности являются существующие и потенциальные очаги локальных войн и вооруженных конфликтов, территориальные претензии и попытки вмешательства отдельных стран в дела других.

Непрекращающаяся война в бывшей Югославии, политическая и экономическая нестабильность в восточноевропейских странах и бывших республиках Советского Союза, порождающая многочисленные кризисы и конфликты, требуют поиска новых подходов политического воздействия на складывающуюся ситуацию в Европейском регионе. Предотвращение и разрешение этих проблем возможно лишь при заинтересованном и равноправном участии всех европейских государств. Кардинальным вопросом для создания новой системы европейской безопасности является общее осознание всеми народами Европы серьезности новых вызовов в сфере политической, военной, экономической, социальной безопасности, ответить на которые можно только совместно, взаимодействуя на двустороннем, региональном, атлантическом и трансатлантическом уровнях.

Правда, существует понимание, что в нынешних условиях стабильность и безопасность в состоянии гарантировать не военно-политические блоки и союзы, а сотрудничество в рамках ООН, ОБСЕ и других международных и региональных организаций. Налицо объективная потребность гармонизации международных отношений. Многополярность и возросшая взаимозависимость мира при дестабилизации обстановки в регионах вызывают настоятельную необходимость укрепления региональных систем безопасности и более активной опоре на них со стороны Совета Безопасности ООН.

Европа дальше других регионов продвинулась к возможному переходу от групповой, по сути, блоковой системы безопасности к региональной форме ее обеспечения. Прежде всего это проявляется в углублении и расширении процесса ОБСЕ, способствующего отходу Европы от стереотипов блокового мышления и открывающего новые возможности для решения раздирающих регион проблем. Вместе с тем каждая из существующих структур безопасности в Европе по инерции стремится к лидерству в решении проблем обеспечения стабильности на континенте, к достижению роли главного гаранта безопасности.

Наиболее эффективным средством по управлению многополярным балансом сил в Европе становится модернизация ООН с ее опытом миротворческой деятельности и взаимодействия с региональными организациями. Традиционные задачи превентивной дипломатии, установления и поддержания мира находят более широкое применение при существующих сегодня отношениях сотрудничества между государствами. При этом проблемы безопасности решаются одновременно с проблемами прав человека.

Решению задач по урегулированию кризисов и прекращению конфликтов на региональном уровне все активнее способствуют региональные организации. Путем установления мер доверия между сторонами - участницами конфликта они добиваются поддержания и установления мира под эгидой ООН. В соответствии с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций осуществляется деятельность ОБСЕ по поддержанию мира, в которой используются опыт и специальные знания ООН. Позитивный результат сотрудничества ООН с региональными организациями приводит также к сотрудничеству между самими региональными институтами. Совет Североатлантического сотрудничества, который включает в себя бывших членов ОВД и теперешних - НАТО, может стать многообещающим началом для укрепления безопасности в Европе.

Очевидно и то, что государствам региона, особенно вновь образовавшимся, самостоятельно, опираясь лишь на свои внутренние политические и экономические возможности, будет сложно справиться с возникающими сегодня проблемами. Поэтому для их решения необходимы содействие и помощь политическая, экономическая и, может быть, военная всех государств Европы, что предполагает создание новой системы европейской безопасности с соответствующими институтами и механизмами.

В нынешних условиях роль главного координирующего центра усилий отдельных государств по формированию новой системы коллективной безопасности принимает ОБСЕ. Эта организация набирает авторитет, становится все более весомым фактором мировой политики. Очевидно, именно такого рода организациям региональной безопасности и сотрудничества принадлежит будущее. Процесс, начатый в Хельсинки в семидесятые годы, имеет тенденцию к расширению своих рамок и постепенному углублению взаимодействия. ОБСЕ, будучи единственной общеевропейской организацией, является той структурой, которая способна направить процесс перемен в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), а также республиках бывшего Советского Союза (в том числе и азиатских) в цивилизованное мирное русло. В этой связи возникает насущная потребность дальнейшего развития и совершенствования существующих механизмов ОБСЕ, придания им необходимой оперативности и действенности, наделения их дополнительными полномочиями. В настоящее время происходит перенос центра тяжести деятельности общеевропейского процесса с заседаний и семинаров в действующие структуры и институты ОБСЕ, наделение их реальными возможностями по раннему предупреждению, предотвращению конфликтов и регулированию кризисов.

Регулярные политические консультации в рамках структур и институтов ОБСЕ, в том числе ежегодные совещания по рассмотрению выполнения принятых обязательств, способствуют более эффективному раннему предупреждению и урегулированию споров. Реализация концепции "превентивной дипломатии" в рамках ОБСЕ способствует заблаговременному принятию необходимых политических решений, недопущению перерастания кризисных ситуаций в вооруженные конфликты.

Верховный комиссар ОБСЕ по делам национальных меньшинств согласно мандату действует под эгидой Комитета старших должностных лиц (КСДЛ) и, рассматривая связанные с проблемами национальных меньшинств напряженные ситуации, содействует предотвращению конфликтов по возможности на начальном этапе.

В этой области уже накоплен первый позитивный опыт. В частности, осуществлены первые миссии по установлению фактов в Югославии, Таджикистане, Нагорном Карабахе, странах Балтии. Представители действующего председателя ОБСЕ, побывавшие в очагах межэтнической напряженности, помогли европейским политикам и общественности составить более полное мнение о ситуации в этих районах, оказать сдерживающее воздействие на конфликтующие стороны.

Положения Хельсинкского документа 1992 г. относительно деятельности ОБСЕ по поддержанию мира рассматриваются как наиболее важное развитие компетенции структур и институтов общеевропейского процесса в кризисных ситуациях.

Деятельность по поддержанию мира представляет собой важный оперативный элемент общих возможностей ОБСЕ, призванный дополнять политический процесс разрешения споров. Эта миротворческая деятельность, осуществляемая в соответствии с целями и принципами Устава ООН, может быть использована для наблюдения за прекращением огня и оказания помощи в поддержании прекращения огня, для наблюдения за выводом войск, оказания поддержки в сохранении законности и порядка, для оказания гуманитарной и медицинской помощи и помощи беженцам. Акции по поддержанию мира могут быть предприняты только при соблюдении минимальных условий, в первую очередь достижения эффективного и прочного прекращения огня, без чего нельзя предпринимать какие-либо акции по поддержанию мира.

В перспективе возможно участие ОБСЕ во временном управлении спорными территориями, миссиях по расследованию случаев нарушения прав человека и контролю за проведением выборов, с последующей институализацией создаваемых структур. Диапазон политического потенциала ОБСЕ, по всей видимости, будет расширяться. 

Контроль над вооружением и разоружением


Наряду с разрешением конфликтов насущными продолжают оставаться проблемы контроля над вооружениями, разоружением. За последние годы принят ряд весомых разоруженческих документов как на региональном европейском уровне, так и в глобальном масштабе.

В соответствии с Договором о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2) предстоит сократить на две трети ядерные арсеналы России и США. Конвенция по запрещению разработки, производства, хранения, использования химического оружия и его уничтожению впервые предусматривает полную ликвидацию целого вида оружия массового уничтожения.

Идет реализация Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ОВСЕ), Итогового акта переговоров по численности личного состава обычных вооруженных сил в Европе, Венского документа 1992 г.

Центральное место среди них, несомненно, занимает Договор об обычных вооруженных силах в Европе (Договор об ОВСЕ), подписанный 19 ноября 1990 г. Этот документ разрабатывался в эпоху "холодной войны" и был ориентирован на соблюдение баланса сил военных блоков НАТО и ОВД. Однако прекращение деятельности Организации Варшавского Договора, распад СССР и раздел его вооруженных сил и вооружений отодвинул время вступления Договора об ОВСЕ в силу, в результате чего реализация началась только 17 июля 1992 г. после того, как были закреплены Ташкентским соглашением (15 мая 1992 г.) и Чрезвычайной конференцией в Осло (5 июня 1992 г.) договорные обязательства всех государств - правопреемников СССР по Договору и определены их максимальные уровни для наличия ограничиваемых Договором вооружений и техники (ОДВТ).

Несомненно, происшедшие за последние несколько лет изменения военно-политической ситуации в Европе требуют корректировки некоторых положений действующего Договора, основными из которых являются ограничение на суммарное количество ОДВТ для группы государств и региональное деление района применения.

В настоящее время осуществляется обмен информацией и уведомлениями по Договору, идет полномасштабное сокращение ОДВТ. Для России выполнение Договора сопряжен с процессом реформирования Вооруженных Сил.

На Россию возложено основное бремя в реализации Договора об ОВСЕ, в соответствии с которым в течение 40 месяцев после его вступления в силу нам необходимо принять наибольшее количество инспекций и, самое главное, уничтожить тысячи единиц различных систем ограничиваемых Договором об ОВСЕ вооружений и техники.

Проблемой правильного функционирования режима контроля по Договору об ОВСЕ остается нерешенность вопроса в отношении инспекционной деятельности российских войск, находящихся в других странах СНГ, Грузии и государствах Балтии. Правительства Латвии, Литвы и Эстонии не всегда способствуют проведению инспекций российских военных объектов, дислоцированных на их территориях. В государствах Закавказья были отказы в допуске инспекторов к объектам российских войск. Пока еще отсутствуют гарантии обеспечения безопасности иностранных инспекционных групп.

Россия, выполняя принятые на себя обязательства, предоставила всем государствам - участникам Договора информацию о местах расположения и количествах боевых танков, боевых бронированных машин и артиллерии, выведенных за пределы района применения Договора об ОВСЕ до его подписания и поставленных на складское хранение. В декабре 1992 г. начался процесс уничтожения вооружений за Уралом. Однако выполнение в полном объеме обязательств бывшего СССР по уничтожению вооружений и техники за Уралом требует достижения двусторонних договоренностей между Россией и соответственно Казахстаном и Узбекистаном, под юрисдикцией которых находится значительное количество вооружений, подлежащих сокращению.

Дополнительно к норме сокращения ОДВТ России предстоит уничтожить или переоборудовать в народнохозяйственную технику то количество вооружений и техники, относящихся к категориям, ограничиваемым Договором, которое она имела в районе применения на дату его подписания в силах морской пехоты и береговой обороны (окончательные параметры будут определены в ходе переговоров между Россией и Украиной по разделу Черноморского флота).

В настоящее время, учитывая настоятельную необходимость снижения затрат на проведение мероприятий по уничтожению сокращаемых ОД ВТ, выработаны предложения о дополнительных, упрощенных процедурах сокращения танков, боевых бронированных машин и артиллерийских систем большого калибра.

Ход самой жизни, те глубокие изменения, которые произошли в Европе с момента подписания Договора, диктуют необходимость адаптации положения Договора к новой военно-политической ситуации. Прежде всего это должно касаться тех положений, которые отражают уже несуществующую атмосферу блокового противостояния времен "холодной войны".

В качестве основной на перспективу мы рассматриваем задачу исключения из Договора термина "группа государств" и связанных с ним основных положений, таких как суммарные количества ограничиваемых Договором вооружений и техники, установленные для НАТО и бывшей ОВД, а также региональное деление района применения, в особенности, что касается фланговых ограничений. Это отвечает концепции мобильной обороны и должно обеспечить гарантированную стабильность обороноспособности нашей страны на всех направлениях. 

Форум ОБСЕ


Следует остановиться на таком важном факторе укрепления безопасности и стабильности в Европе, как работа нового Форума ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности, учрежденного в соответствии с решениями Хельсинкской 1992 г. встречи на высшем уровне.

Создание в соответствии с решениями Хельсинкской встречи Форума по сотрудничеству в области безопасности позволяет переговорам по военно-политической тематике выйти за рамки чисто разоруженческих проблем и затронуть широкий спектр вопросов, относящихся к обеспечению надежной стабильности в зоне ОБСЕ. Для совместных усилий в этой области имеется хорошая исходная база - признание неделимости европейской безопасности.

Деятельность Форума ОБСЕ развернута по трем основным направлениям: новые переговоры по контролю над вооружениями, разоружению, укреплению доверия и безопасности; расширение регулярных консультаций и активизация сотрудничества повопросам, связанным с безопасностью; дальнейшее развитие процесса уменьшения опасности возникновения конфликтов.

Центральное место на переговорах в рамках форума занимают в настоящее время следующие вопросы: гармонизация обязательств, касающихся контроля над вооружениями, разоружения и укрепления доверия и безопасности; глобальный обмен военной информацией, охватывающей вооружения и технику, личный состав, производство военной техники; сотрудничество в области нераспространения; военное сотрудничество и контакты; предотвращение и урегулирование конфликтов.

Одним из факторов повышения эффективности общеевропейского процесса будет служить разрабатываемый в рамках Форума ОБСЕ политически обязывающий документ - Кодекс поведения, регулирующий взаимоотношения государств-участников в области безопасности. Обеспечение полного соблюдения норм поведения как в межгосударственных отношениях, так и в вопросах демократического управления и контроля за ВС и их применением должно стать предпосылкой поддержания стабильности и безопасности во всем регионе ОБСЕ.

Будущая структура безопасности и стабильности в Европе, на наш взгляд, должна быть перестроена и приспособлена к новым условиям, чтобы обеспечивать эффективное воздействие на возникающие очаги напряженности. Признавая важность для обеспечения европейской безопасности существующих международных институтов, мы все же считаем, что в центре европейской политики должно находиться совершенствование их механизмов. Так, например, целесообразно расширить функции Центра по предотвращению конфликтов ОБСЕ, с тем чтобы он мог прогнозировать возможность возникновения кризисных ситуаций и конфликтов, а при необходимости вносить рекомендации в отношении процедур и механизмов мирного урегулирования спора и противоречий.

По-видимому, настало время и для формирования действенных органов ОБСЕ, которые могли бы осуществлять быструю независимую проверку нарушений прав человека, прав меньшинств, разрабатывать санкции, которые применялись бы к нарушителям Европейским сообществом.

Ход переговоров на форуме ОБСЕ показывает, что количество нерешенных вопросов еще довольно велико, неоднозначны и позиции государств-участников в подходах к их решению.

Позиция Российской федерации по всем обсуждаемым на переговорах вопросам заключается во всемерном поощрении процесса укрепления мер доверия и безопасности в Европе с учетом национальных интересов не только своих, но и партнеров по переговорам.

Необходимо подчеркнуть, что наше видение решения этой проблемы состоит в поэтапном создании единого, максимально однородного гармонизированного режима, основанного на равенстве прав и обязательств всех государств-участников при одинаковом уважении интересов безопасности каждого из них. В этом контексте процесс гармонизации информационных, ограничительных и контрольных режимов Договора об ОВСЕ, Итогового акта переговоров по численности личного состава и Венского документа 1992 г. мог бы быть завершен к концу 1995 г. - то есть к моменту выхода государств-участников Договора об ОВСЕ на конечные уровни.

Мы готовы также к рассмотрению идей и предложений, направленных на упрощение и удешевление контрольного режима, его адаптации к меняющимся военно-политическим реалиям и потребностям формирования новых структур безопасности и сотрудничества.

Гарантией того, что решения по стоящим на переговорах проблемам будут все-таки найдены, является складывающийся новый характер отношений между государствами - участниками ОБСЕ. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]