Страницы отечественной истории
Обозреватель - Observer



 Когда начался демонтаж СССР
 
В. ДРОЖЖИН,
профессор
 

Одним из крупнейших событий XX века, бесспорно, является факт создания и прекращения существования Союза ССР.

Многократно, изо дня в день повторяемые в отечественных и зарубежных средствах массовой информации утверждения о том, что Советский Союз был "империей" и он "распался", не соответствуют действительности. Истоки переживаемой советским народом трагедии не в далеких анналах его истории и не в октябре 1917 г.

Советский Союз обладал степенью экономической интеграции, какой не знала ни одна в мире страна. Все то, что так необходимо для успешного развития экономики и с таким трудом ныне создается в Западной Европе, было ухе создано на одной шестой части Земли - в Советском Союзе.

При этом за каждой союзной республикой ст. 72 Конституции СССР закреплялось "право свободного выхода из СССР". Более того, 3 апреля 1990 г. в стране был принят закон СССР "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР".

Отношение советского народа к самому факту существования Союза ССР было выявлено 17 марта 1991 г., когда в ходе Всесоюзного референдума 76,4% граждан, участвовавших в нем, приняли решение о сохранении СССР.

Уместно заметить, что процент голосовавших за сохранение Союза в ряде национальных республик был значительно больше среднего общесоюзного.

Основа единства страны - единая территория, единое политическое, экономическое, правовое и военно-стратегическое пространство. Это было "общее достояние всего советского народа", что и закреплялось в ст. 11 Конституции СССР, исключавшей проявление сепаратизма в какой бы то ни было форме.

Первую попытку "взорвать" Союз сделали сепаратисты Эстонской ССР. 16 ноября 1988 г. Верховный Совет Эстонской ССР, не выяснив мнение народа, под давлением националистов, принял Декларацию о суверенитете и Закон о внесении изменений в Конституцию Эстонской ССР, статьей 4 которого исключительной собственностью республики объявлялись объекты, относящиеся к общенародной собственности.

26 ноября 1988 г. Президиум Верховного Совета СССР принял указ, которым отменил принятые Верховным Советом Эстонской ССР акты на том основании, в частности, что положение статьи 4 "...противоречит ст. 11 Конституции СССР, предусматривающей, что такие объекты являются достоянием всего советского народа". Стало очевидным, что препятствием на пути к сепаратизму является ст. 11 Конституции СССР.

Как это ни прискорбно, но демонтаж государственности и экономической системы страны связан с деятельностью народных депутатов СССР. Так, в целях внесения изменений и дополнений в Конституцию СССР Съездом народных депутатов СССР были приняты законы о земле от 28 февраля 1990 г. и о собственности от б марта 1990 г., новеллы которых в виде ч. 1 ст. 3 Закона о земле и ч. 1 ст. 4, ст. 19 и 20 Закона о собственности нашли закрепление в ч. 3 ст. 10 и 13 Конституции СССР.

Одновременно из Конституции СССР была исключена ст. 11. Эти нормы дают ответ на вопрос: когда начался демонтаж СССР.

Независимо от унитарной или федеративной формы устройства всем государствам, в том числе и СССР, присуще единство территории, что и закреплялось в ст. 75 Конституции СССР. Статья 20 Закона о собственности и ч. 3 ст. 10 Конституции СССР в редакции от 14 марта 1990 г. путем закрепления безраздельных прав собственности на землю (а она не мыслится без территории) за национально-государственными административными образованиями был осуществлен раздел территории СССР. За союзным государством не было оставлено ни одной пяди земли, чем Союз ССР обрекался на ликвидацию, ибо даже та земля, где размещались союзные органы власти (Кремль), стала территорией России. Этим одновременно была перечеркнута ст. 75 Конституции СССР и узаконен сепаратизм, заявивший о себе декларациями о суверенитете, начиная с союзных республик и кончая автономиями.

Особое значение среди них имеет Декларация о государственном суверенитете от 12 июня 1990 г., принятая первым Съездом народных депутатов РСФСР, ибо она дала повод другим республикам, в частности Белоруссии и Украине, принять свои декларации, где процесс дезинтеграции усугублялся.

Так начался "парад суверенитетов", в процессе которого шло растаскивание территории и власти. Он привел к "войне законов" и "параличу власти" союзных органов. Наука о государстве и праве выработала такое понятие, как "действие закона", которое определяет пределы обязательности закона во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Решение союзных органов, выраженные в принимаемых ими актах, не исполнялись, ибо для их действия отсутствовало единое пространство, а поэтому в "войне законов" терпели поражение прежде всего союзные законы, происходила их фактическая нуллификация. Вопрос о ликвидации безвластных союзных органов стал только вопросом времени. Они были ликвидированы в так называемый "переходный период", завершившийся в декабре 1991 г. ликвидацией союзной государственности в результате Беловежского сговора.

Вместе с этим было ликвидировано и существовавшее единое политическое, военно-стратегическое, экономическое и правовое пространство, а 280 млн. чел. были лишены союзного гражданства.

Принятые народными депутатами СССР в феврале-марте 1990 г. законы выходят далеко за пределы ликвидации только союзной государственности. Все перечисленные в ст. 11 Конституции СССР в редакции до 14 марта 1990 г. объекты с полным основанием именовались "общим достоянием всего советского народа", так как все они, за исключением земли и других природных ресурсов, были созданы совместным трудом живших и ныне живущих поколений советских людей и по праву принадлежали народу.

Хотя эти объекты одновременно именовались и государственной собственностью, государство не было их собственником. Они только находились в его оперативном управлении в целях обеспечения их нормального функционирования, охраны и приумножения. Статьями 4, 19 Закона о собственности, а затем и ст. 13 Конституции СССР в редакции от 14 марта 1990 г. узаконен раздел объектов единого народнохозяйственного комплекса между десятками тысяч органов власти и управления национально-государственных, национально-территориальных и административных образований.

Они стали прочной правовой основой сепаратизма, стимулируя последний к разрушению вышестоящих структур органов власти и управления.

Экономическая система, как и любые другие система, - совокупность элементов, находящихся между собой в определенных отношениях и связях и образующих благодаря этому единое целое, способное функционировать только как единое и нераздельное. Расчленение неизбежно ведет к ее уничтожению вследствие разрыва при этом складывавшихся в течение многих десятилетий хозяйственных связей, сопутствующим элементом которого становится тотальная безработица, а в перспективе товарный и продовольственный голод.

Обособление постепенно обострило национальные отношения внутри субъектов Российской Федерации, а также в союзных республиках. Население стали делить на "коренное" и "некоренное". Законом СССР от 26 апреля 1990 г. "некоренных" отнесли к категории граждан "...проживающих за пределами своих национально-государственных образований, или не имеющих их на территории СССР", а стало быть, живущих на "чужой" территории. Фактически поставлено под вопрос их элементарное право проживания там, тое они живут.

Таких граждан в стране оказалось свыше 70 млн. чел., которые ныне пополняют потоки беженцев, исчисляемые уже не сотнями тысяч, а миллионами человек.

В этих нормах истоки нарушения прав национальных меньшинств, прав человека. Данные нормы находятся в грубом противоречии со здравым смыслом. Земля и другие природные ресурсы не являются плодом деятельности человека или какой-либо группы этносов, и для нее, как гласит библейская мудрость, "...нет ни эллина, ни иудея... род проходит и род приходит, а земля пребывает вовеки".

Они не соответствуют общепризнанным нормам международного права, среди которых можно назвать Всеобщую декларацию прав человека от 10 декабря 1948 г., Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 7 марта 1966 г. и ряд других.

Словом, депутаты осуществили "развод" народов страны, не имея от него полномочий ни на раздел территории, ни на денационализацию его общего достояния, ни на раздел общей системы хозяйства, ни на узаконение расового и национального неравноправия.

Такова правда о Союзе ССР вопреки самой большой лжи XX века о его "распаде". И знать ее необходимо хотя бы потому, что и российская государственность находится в таком же состоянии.

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]