Обозреватель - Observer 
Внешняя политика 

 
НОВОЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ СУДЕБНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ

А.КОЛОДКИН,
судья
Международного Трибунала ООН
по морскому праву,
Президент Российских Ассоциаций международного права и морского права, доктор юридических наук, профессор

Всоответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г.,
 вступившей в силу в 1994 г., впервые в истории создан Международный Трибунал ООН по морскому праву, штаб-квартира которого, согласно Конвенции, находится «в вольном ганзейском городе Гамбурге».

Трибунал состоит из судей 21 страны: Россий-ской Федерации, Великобритании, ФРГ, Италии, Исландии, Болгарии, Хорватии, Китая, Индии, Японии, Ливана, Южной Кореи, Туниса, Ганы, Камеруна, Танзании, Сенегала, Аргентины, Бразилии, Белиза, Гренады.

Он призван разрешать споры между государствами, возникающие по поводу применения Конвенции по морскому праву и ее толкования по различным вопросам. Это могут быть также споры, касающиеся какого-либо иного международного соглашения, связанного с Конвенцией. На 1 февраля 1998 г. ее участниками стали 123 государства. Одной из особенностей Конвенции, не случайно называемой всеобъемлющей, является наличие в ней целой системы способов и инструментов для разрешения споров между государствами по поводу морской деятельности.

 Предусматриваются такие учреждения, как Международный Трибунал ООН по морскому праву, Международный Суд ООН, Специальный арбитраж, Арбитраж. Заметим, что, несмотря на известную значимость Международного Суда, Конвенция ставит Трибунал на первое место (ст. 287).

Статус и права Трибунала установлены статьями Конвенции и специальным Приложением VI к Конвенции.

Трибунал может работать как в полном составе (в составе 11 судей), так и по палатам, связанным, во-первых, с использованием глубоководного морского дна — его режимом, разведкой и разработкой естественных ресурсов, во-вторых, с рыболовством и, в-третьих, с загрязнением морской среды. Создана также палата из пяти судей по ускоренному разрешению дел.

Важнейшим правом, которым обладает только Трибунал, служит право выносить решения о «незамедлительном освобождении судна и экипажа», если они не освобождаются несмотря на предоставление «разумного залога или иного финансового обеспечения» и если в течение десяти дней со времени задержания не будет достигнуто соглашения между государством флага и прибрежным государством о передаче вопроса об освобождении любому суду или арбитражу (ст. 292 Конвенции). Заявление о незамедлительном освобождении подается в Трибунал, который и выносит указанное решение. Такое решение является окончательным и обязательным.

Положение о незамедлительном освобождении действительно только в отношении государств, являющихся участниками Конвенции. Поэтому очень важно, что Россия ратифицировала Конвенцию (12 марта 1997 г.). Заявление об освобождении может быть подано только государством флага или от его имени.

Обращение в Трибунал с просьбой о вынесении решения об освобождении судна и экипажа возможно в случаях отказа освободить судно, арестованное:
— за загрязнение в территориальном море или исключительной (200-мильной) морской экономической зоне (ст. 220, п. 7);

— за нарушение «применимых международных норм и стандартов по защите и сохранению морской среды...» (ст. 226, п. 1(б));

— в силу ответственности, принятой или навлеченной на себя этим судном во время прохода через территориальное море иностранного государства или вследствие каких-либо других нарушений, когда оно проходит территориальное море после выхода из внутренних вод (ст. 28, п. 2 и 3);

— за нарушение законов и правил рыболовства (ст. 73, п. 2).

Обращение в Трибунал с просьбой о «незамедлительном освобождении» возможно также в случае разбирательства в отношении сброса с судна за пределами внутренних вод, территориального моря или исключительной экономической зоны в нарушение применимых международных норм и стандартов или в пределах этих морских районов и пространств (ст. 218, п. 1 и 4).

4 декабря 1997 г. Трибунал уже решил первое дело и приказал «незамедлительно освободить» судно «Сайга» и его экипаж, плавающее под флагом государства Сент-Винсент и Гренады и арестованное Гвинеей за снабжение рыболовных судов, идущих в ее порты. Капитан и экипаж были освобождены, а судно продолжает оставаться под арестом.

Из 25 членов экипажа — 22 граждане Украины, трое сенегальцы. Капитан М.Орлов, его помощник С.Клюев и другие были освобождены благодаря твердой позиции, занятой российскими и другими судьями, которые составили большинство — 12; 9 судей голосовали против освобождения.

Любое заявление об освобождении судна или его экипажа от задержания должно представляться государством флага или от его имени любым органом или организацией, уполномоченной данным государством. При подаче упомянутого заявления последнее должно представляться вместе с соответствующим документом, удостоверяющим такие полномочия. Такой документ должен быть выдан самим правительством, министром или руководителем ведомства, но обязательно от имени правительства, т.е. государства флага.

Заявление об освобождении должно содержать:
— время и место задержания;
— фактические данные об обстоятельствах задержания;
— основания и соображения относительно освобождения;
— данные о судне, включая название судна, флаг, порт приписки, тоннаж, грузоподъемность, имя капитана, каждого члена экипажа с указанием гражданства, номеров паспортов и даты рождения;
— данные о судовладельце — название, адрес;
— данные, касающиеся экипажа (если он задержан);
— сумма и условия залога или другого финансового обеспечения, внесенного государством, чье судно или экипаж задержаны.

Трибунал в приоритетном порядке рассматривает заявление о незамедлительном освобождении. Трибунал или его президент, если Трибунал в это время не заседает, назначает самую раннюю дату для рассмотрения заявления, но не позднее 10 дней со дня получения заявления.

Задерживающее государство, получив решение об освобождении, должно незамедлительно освободить судно и сообщить об этом Трибуналу. Трибунал, давая указание об освобождении, отмечает при этом, что залог или иное финансовое обеспечение является «разумным», как того требует ст. 292 Конвенции.
Трибунал по морскому праву отличается от Международного Суда ООН еще и некоторыми другими положениями. Трибунал может рассматривать споры не только между государствами, как Международный Суд ООН, но и между физическими и юридическими лицами, если спор касается отношений по поводу глубоководного района морского дна.

Так или иначе образование Международного Трибунала ООН по морскому праву свидетельствует о повышении роли самого права в регулировании международных отношений в целях предотвращения и устранения конфликтных ситуаций, упрочения правопорядка и создания благоприятных условий мирного использования и изучения морей и океанов и освоения их ресурсов на благо всех народов.


[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]