Обозреватель - Observer 
Духовное наследие 

Особенности
региональной политики
«ДУХОВНОГО НАСЛЕДИЯ»
 
 
 
 В.КУЛИШ, советник председателя ЦС ВОПД «Духовное наследие»
 
Всвязи с происшедшими за последнее время коренными изменениями во всех сферах жизнедеятельности российского общества роль и место региональной политики в системе государственного устройства и управления неизмеримо возросли, и этот процесс имеет устойчивую тенденцию дальнейшего развития. Он обусловливает необходимость нового подхода к региональной политике и отторжение старых форм и методов ее осуществления. Здесь прежде всего речь идет о создании новой программы государственной региональной политики, отражающей все особенности нынешнего этапа общественного развития и перспективы его на будущее. Объективности ради следует сказать, что попытки создания такой программы предпринимались неоднократно и на различных уровнях (от Администрации Президента, правительства, обеих палат Федерального Собрания и до научных учреждений), но, к сожалению, эти попытки не получили логического завершения. И, как результат, на сегодняшний день мы не имеем цельной, общегосударственной программы регионального развития, что является серьезным препятствием на пути возрождения и развития России.
Как известно, государственная региональная политика должна основываться на принципах и положениях Конституции Российской Федерации, федеральных законах и нормативных актах органов местного самоуправления. Она должна представлять собой основу деятельности по управлению процессом развития и укрепления Российского государства, с учетом интересов как всего общества в целом, так и отдельных субъектов РФ, в частности. Другими словами, региональная политика является деятельностью государства по регулированию политического, экономического, социального и экологического развития нашей страны в пространственном (территориальном) аспекте. Исходя из этого, региональная политика должна строиться на дифференцированной и рациональной основах. Объектом региональной политики является вся территория РФ, разделенная на экономико-географические зоны, в которые входят территории субъектов РФ и местные самоуправляемые структуры. Государственная региональная политика должна строиться на принципах федерализма, социально-экономической самостоятельности, разнообразия форм и методов общественного и местного самоуправления. Данная политика должна быть направлена на обеспечение максимально возможного самостоятельного и всестороннего развития субъектов Федерации на основе использования ими своих собственных ресурсов, координации и кооперации механизмов межрегионального развития, с учетом интересов и в рамках единого Российского государства.

Исходя из этого, основными целями государственной региональной политики должны быть:

С учетом этого, главными целевыми задачами государственной региональной политики должны стать: Важную роль в реализации этих задач призваны играть принципы региональной политики, к которым, в частности, относятся: Говоря о целях, задачах и принципах региональной политики, хотелось бы особо подчеркнуть роль и место национального фактора как составной части этой политики.

Учитывая его специфическую особенность (как известно, полиэтничность — характерный признак самой России и каждого из ее регионов), в программе региональной политики следует выделить следующие основные аспекты национального развития:

Таким образом, дальнейшее развитие России как цельного жизнеспособного и цивилизованного
 государства невозможно без разработки и реализации реальной общегосударственной региональной политики и ее программы, направленных на укрепление и развитие многосторонних связей между Центром и регионами, а также между органами государственной власти и местного самоуправления. Целью данного взаимодействия должно стать эффективное социально-экономическое развитие соответствующих региональных структур (муниципальных образований субъектов Федерации) и всей России, в целом.

Это и является одной из целевых задач деятельности Всероссийского общественно-политического движения «Духовное наследие» (о чем подробно говорится в его Программе, а также в книге председателя ЦС ВОПД А.Подберезкина «Русский путь: сделай шаг»).

И в заключение хотелось бы коснуться еще одного существенного момента, имеющего непосредственное отношение к теме данной публикации. Учитывая общественный характер деятельности ВОПД «Духовное наследие» и целевую направленность его основных аспектов (возрождение традиций, гуманизм, духовность и т.д.), в качестве доминанты вышеуказанной программы государственной региональной политики, на мой взгляд, следует принять утверждение, что любое развитие Общества осуществляется прежде всего через развитие Человека с использованием его главного феномена — Духовное Сознание. В данном случае, развитие России, и, в частности, ее региональной структуры, должно осуществляться, в первую очередь, через изменение Сознания и типа мышления людей, населяющих ту или иную территорию и страну, в целом, т.е. когда речь идет о развитии экономики, политики, социальной и иных сфер жизнедеятельности нашего общества, то следует иметь в виду прежде всего подготовленность Сознания людей, осуществляющих это развитие. Ибо, как всем известно, Общество, не обеспеченное осознанностью своих членов правоты решаемых ими задач, обречено на поражение! И это надо хорошо помнить.

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]