Внутренняя политика
Обозреватель - Observer



Точка зрения

 "ДЕМОНИЗМ"
РОССИЙСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ
 
А. ТЕРЕХОВ,
кандидат философских наук
 
В эпоху кризисов, в эпоху разрушения ценностей и потери прежних ориентиров значительно усиливается нравственная роль, социальное предназначение той части российского общества, которую мы называем интеллигенцией.

Российская интеллигенция - явление противоречивое, неоднопорядковое, неоднозначное. Дискуссия о сущности этой социальной группы идет с момента ее возникновения, выясняется в первую очередь "кто ест кто", какой смысл вложен в понятие "интеллигенция" Но вряд ли кто усомнится в чеховских словах, что "сил народа в его интеллигенции", в мысли Д. С. Лихачева, что "история русской интеллигенции есть история русской мысли".

Интеллигенция - детище народа, российской цивилизации, ее мозг и сердце. Это понятие чисто русское непереводимое на другие языки и не имеющее аналогов Широко используемое слово "интеллектуал" совсем не является его эквивалентом.

Авторство этого термина в России приписывается писателю XIX в. П.Д. Боборыкину, который так определяет содержание этого понятия: "Под интеллигенцией надо разуметь высший образованный слой общества, как в настоящую минуту, так и ранее, на всем протяжении XIX века даже в последней трети XVIII века*.

Российский художник, писатель, поэт, летописец помнил, что он обречен на общественную исповедь. И как исповедь перед народом и для народа он расценивал свое творение.

Для русского человека литература, живопись, музыка всегда были эталоном духовности, призывом к действию. И не случайно русский человек был всегда способен на самоотречение во имя высших целей. Каждый раз от неминуемой, казалось бы, гибели Россию спасал духовный подъем народа. Так было и в дни Куликовской бит вы. Недаром Преподобного Сергия Радонежского называли Параклетом России. Так было и в Смутное время России. Так было во все ее времена.

История свидетельствует

В XIX веке в России возник довольно заметный слон интеллигенции со своим духовным миром, своими традициями, со своими слабостями, своей силой. С ним связаны те удивительные взлеты русской культуры, которые дали миру замечательных писателей, художников, музыкантов и, конечно, ученых. Среди интеллигентов были люди разных сословий: и аристократы, и крупные чиновники, и купцы вроде Третьяковых или Мамонтова. Но все же в массе своей русская интеллигенция комплектовалась из разночинцев.

Они резко изменили культурную и общественную ситуацию в стране. Россия в это время переживала культурный ренессанс, начиналась эпоха революционно-демократических движений.

Успехи и достижения интеллигенции этой поры во многом рождались от мук и страдальческой судьбы русского человека, переосмысления общечеловеческих ценностей. Она поднимала культуру народа.

Большая подвижническая работа велась "Товариществом художников-передвижников" (Г.Мясоедов, И.Крамской, В.Перов, Н.Ге, И.Репин и др.), "Могучей кучкой" композиторов (М.Балакирев, М.Мусоргский, А.Бородинидр.).

В поиске правды, истины, отвечая на вопрос "кто виноват?", интеллигенция осознавала ценность человеческой личности. Маленький, неизвестный человек, право которого необходимо было защищать, становится одной из центральных фигур у Н.Гоголя, Ф.Достоевского, А.Чехова. Идейными вождями демократизации общественной жизни России стали Н.Чернышевский, Н.Добролюбов, А.Герцен.

Интеллигенция XX в., ничего не утратив из открытий предшествующих лет, еще более утверждая историческую активность личности, может быть, впервые полно осмыслила обоюдность процесса: не только личность для истории, но и история для личности, ответственность общества за ее судьбу и счастье. Будущее созидается людьми для людей, и развитие общества должно идти через человека, во имя личности. Именно с этих позиций осмысливают историю нашего времени во всем ее драматизме, даже трагизме, величии и созидании М. Горький, М. Булгаков, К. Федин, Б. Пастернак, Л. Леонов.

В 1917-1920 гг. каждому интеллигенту пришлось определиться, сформировать свое отношение по крайней мере по двум позициям: революция и родина. Страшным и долгим стало интеллигентское "хождение по мукам". Многие оказались за границей: бежали или были изгнаны в силу неприятия такой революции, этой родины.

Часть интеллигентов вошла в новый правящий класс, в номенклатуру, решительно обрезав пуповину, ранее связывавшую большевистскую интеллигенцию с другими группами российской интеллигенции. А некоторые выжидали. Как пишет 3. Гиппиус в своей "Черной книге", она всю гражданскую войну, каждый божий день ждала, когда эти бесы, большевики, сломаются, проиграют, уйдут.

Но была и та интеллигенция, которая не сразу могла принять и понять революцию, но безусловно и сразу решила остаться на родине, продолжать служение своему народу. Это патриотическая интеллигенция страны, которой бежать было некуда, не с чем и незачем, да и желания не было. "Кинь ты Русь, живи в раю", - я скажу: "Не надо рая, дайте родину мою", - чеканит слова Сергей Есенин.

В это же время 3. Гиппиус пишет список фамилий русских интеллигентов-перебежчиков, вставших на путь сотрудничества с советской властью. Мечтая о победе контрреволюции, она записывает всех "за упокой". Всего 88 человек, среди них А.Блок, А. Белый, С. Есенин, Вс.Мейерхольд, К. Чуковский...

Патриотическая интеллигенция молодой советской России в гражданскую войну занималась своим обычным делом. Она вытащила на себе большую часть творческой и организационно-технической работы по восстановлению народного хозяйства, разработала первый пятилетний план. Эта интеллигенция подготовила себе замену, хотя и не могла это сделать так, как сама того хотела.

Старая интеллигенция в 40-е годы интегрировалась, растворилась в новой интеллигенции. Это был естественноисторический процесс. Новым интеллигентам было у кого учиться. Назовем традиционный, доперестроечный, список: А. Карпинский, Н. Гамалея, В. Бехтерев, А. Крылов, И. Мичурин, К. Циолковский, Н. Жуковский, С. Чаплыгин, В. Брюсов, М. Ермолова, А. Нежданова, К. Станиславский, Е. Вахтангов...

Они никогда не исчезнут из энциклопедии, из трудов по истории народного хозяйства, науки, культуры. Развеможно предать забвению письмо,идеи 45-летнего Н.Вавилова в родной Всесоюзный институт растений из Перу, помеченное 7 ноября 1932 г.: "Беру все, что можно. Приходится. Советской стране все нужно, она должна знать все, чтобы мир и себя на дорогу вывести".

О человеческой гордости, достоинстве, порядочности и чести вела искренний разговор с людьми разных возрастов советская литература: Белов, Распутин, Рытхэу, Абрамов, Хамза, Айтматов, Лихоносов, Гамзатов, Кулиев. Мало верили в социализм, но не врали: М. Булгаков, А. Платонов, А. Тарковский; искренне верили в новую жизнь: Н. Островский, А. Гайдар, А. Макаренко, А. Твардовский. Теперь, когда целый исторический период нашего общества позади, мы вправе с гордостью говорить о великой культуре эпохи советской власти, об интеллигенции, сумевшей в исторически короткий срок превратить Россию в страну сплошной грамотности, достичь во многих областях культуры мировых успехов.

Главное - интеллигенции этого периода удалось сформировать высокое идейно-нравственное, гражданское единство народа: верность гуманным идеалам, патриотизм, дружбу между народами. Русская интеллигенция бескорыстно оказывала помощь, содействие в сохранении, укреплении и развитии культур всех народов бывшего СССР. В республиках не доминировал космополитизм или пещерный национализм. Страна жила со своим лицом и со своим нутром и не всегда шла в ногу с "цивилизованным" Западом. Социализм, самобытная культура вызывали у немалой части радикально настроенной интеллигенции недоумение, раздражение и даже ненависть.

Истоки великого предательства

Разложение государства, народа, его нравственности и культуры, возврат к капитализму - все это началось еще в 50-е годы, когца была обнажена карательная суть власти. Именно тогда интеллигенция, преимущественно творческая, начала разменивать преданность родной земле, ее культуру на западные ценности.

Это уловил Запад. С того времени Запад и радикальная российская интеллигенция шли одной дорогой разрушения страны. При этом они исходили из якобы гуманистических принципов: обеспечить вхождение России в цивилизованный мир, внедрить в сознание людей общечеловеческие ценности.

Лукавила либеральная интеллигентная элита. Стране Пушкина и Толстого, Достоевского и Чехова, Пастернака и Ахматовой, Шостаковича и Прокофьева, Королева и Ландау, Малевича и Кандинского незачем и некуда было возвращаться, она - полнокровная часть современной цивилизации, да и сама по себе - целая цивилизация. У нее великая и трагическая история. Даже ее роковые ошибки - неотъемлемая составная мирового исторического процесса. И не нынешним чиновным нуворишам опровергать этот факт. Лукавил Генсек ЦК КПСС М.Горбачев, указывая в своей речи на приеме в США, что "мы хотим облагородить наше общество". Нет, цели были другие. Новая власть открыто призвала интеллигенцию к борьбе с наследием прошлого.

"Иного не дано" - смысл названия знаменитого сборника статей начала перестройки, где выступили почти все нынешние демократические "водители ". Это не насторожило тогда "освобожденную" общественность. А между тем категорический императив либерального экстремизма ознаменовал определенный идейный рубеж, от которого закрутилась стрелка отрицательного времени, повлекла в другую бесконечность повторений собственного проклинаемого, но неосмысленного трагического опыта. Именно этот крик "иного не дано" для всех здравомыслящих людей явно предвещал новый тоталитаризм.

Сегодня это реальность. С помощью интеллигенции новой России переоцениваются события, деятельность людей.

Не без активного участия "демократической" интеллигенции была провозглашена и ускоренными темпами внедрена в жизнь идея суверенитета и независимости России, развала СССР. Тем самым перечеркивались вековые ценности, характерные черты российского народа: дружественность, всечеловечность, веротерпимость, уживчивость с другими народами. Злая мысль о республиканских суверенитетах привела и к тому, что некоторые наши народы стали не гордиться своей национальностью, а кичиться ею. И это нас во многом разъединило.

Интеллигенция. Народная ли она?

Радикальная интеллигенция новой России, начав перестройку мышления людей, напрочь, сознательно предала забвению такую отличительную черту русской интеллигенции, как народолюбие, доходящее до народопоклонства. Ради достижения поставленной цели (капитализм, свобода, западнизация общества) она не брезгует ничем, позволяет себе высокомерно, грубо, цинично высказываться о русском народе, о России.

Утешаться приходится только одним: что с них взять, с этих интеллигентов? У них испокон веков чувство впереди рассудка поспешает. Их никак не устраивают "красные", а "белых" они вспоминают лишь в связи с поручиком Голициным. Соборность они рифмуют с тотальностью, а ислам - с фундаментализмом. Именуют землю, где нет для них ничего святого, "казармой" и "тюрьмой народов". Это они дозволили скинуть, "аки тать в нощи", флаг страны, победившей фашизм.

Лукавят образованны, недоговаривают: люди тупые и жестокие есть везде - никто не сравниться с французом в жадности, с немцем - в долдонстве, с русским - в халатности. Неизвестно, что хуже. Нет, не понять полуинтеллигенции В. Розанова, который в "Опавших листьях" писал: "Счастливую великую родину любить не велика вещь. Мы ее должны любить, именно когда она слаба, мала, унижена, наконец, глупа, наконец, даже порочна. Именно когда наша мать пьяна, лжет и вся запуталась в грехах. Мы и не должны отходить от нее. Но и это еще не последнее: когда она наконец умрет и будет являть одни кости, тот будет и "русский", кто будет плакать около этого остова, никому не нужного и всеми покинутого".

Николай Ульянов - писатель, эмигрант второй волны, из горьких слов Розанова делает вывод: "Пришло ли время для такого плача - не знаем. Знаем только, что Россия - исторический факт. Как барельеф, как древняя надпись, врезана она в скалу мировой истории, и далеко не все старшие по возрасту страны могут похвастать такой глубиной оттиска, оставленного в веках".

У "мастеров словесности" приходится и такое читать: дескать, хоть купил бы нас, страну то есть, кто-нибудь, а то покупать не желают. Нет, господа "интеллигенты", не стоит жеманиться, наводить тень на плетень: покупают, да еще как лихо. При этом в сознание людей исподволь внедряется мысль, что все исходящее от капиталиста, тем более иностранного, - абсолютное благо, что богатые предприниматели - сплошь филантропы, философы и поэты.

Интеллигенты-демократы" спешат разработать идеологию новой жизни, которая обосновывала бы признание в России буржуазного права, деление общества на богатых и бедных как естественноисторическую закономерность.

Мало того, объявляют "нецивилизованным" общество, если оно проявляет заботу о бедных.

Прав был М.Салтыков-Щедрин, говоря, что прикрывать и надежно обеспечивать преступные операции мерзавцам помогает распространение негодяйства. Эту тайну "чумазых" сатирик приоткрывает в фельетоне "Властитель дум". "Негодяй - властитель дум современности. Породила его современная нравственная и умственная муть, воспитало, укрепило и окрылило - современное шкурное малодушие... Он как-то сразу просиял из тьмы и сам о себе засвидетельствовал.

И проник всюду. Во все слои так называемого общества, во все профессии, во все места.

...И всюду он проповедует: нет выхода вне негодяйства! Все будут негодяями, все! Будут! Будут! Ибо он ищет утопить в позоре не только себя лично, но и все живущее, не только настоящее, но и будущее".

С трудом осознается интеллигентами-демократами, что богатство, деньги, как это ни странно, не были в России главными. Идея обогащения нам просто противопоказана. Деньги при этом на Руси умели считать. Не хуже, чем на Западе. Но полагали, что они должны знать свое место. Русскому народу нужны прежде всего духовные скрепы, больше всего ценится честь, верность, любовь.

"Демократическая" интеллигенция пришла к народу со злобой, с презрением, не с "живой" водой, а "мертвой". Она впрыснула ее в народ, внесла в умы. людей сумятицу - то, что нужно было власти. Интеллигенция обрушила на людей пошлость, разврат, хамство. Духоподьемное, патриотическое утонуло под половодьем пустопорожнего, третьесортного.

Выпускаемые книги обращены в основном не к разуму, а к инстинкту. Надо признать, что чтение без усилий ума, с привкусом всевозможного распутства захватило огромное количество читающей публики. Иной режиссер уже неприличным считает снять фильм без "клубнички". Исчезают понятия о святости жизни, гуманизме. Героиня рассказа Л. Петрушевской "Дядя Гриша" говорит: "Мне редко приходится испытывать чувство жалости - ни нищих, ни калек, ни толпы родных у гроба, ни одиноких стариков мне не жаль". В сознание человека настойчиво, всеми средствами внедряется, что вся наша культура - ничто. Не только русская, а шире - российская.

Под видом восстановления исторической правды развернута настоящая психологическая война против старшего поколения, его обвиняют во всех бедах советского периода, оскорбляют чувство человеческого достоинства. Пример в этом показал бывший Президент М. Горбачев. Вручая награды деятелям культуры, он осознанно обмолвился: "Теперь вы можете носить свои знаки с гордостью, не стесняясь, не смущаясь".

Этот пример пренебрежения к наградам старшего поколения стал заразительным для многих. Тут же началась распродажа государственных орденов и медалей прошлых лет.

Очевидно, усердная работа "фабрикантов мнений" не прошла даром. Общество почти уверено, что Россия начинает с нуля, история ее кровава и ужасна, как никакая в мире, а народы ее ленивы и безынициативны.

Отринув интересы народа, "интеллигенция" приступила к выполнению спецзаказов частных галерейщиков, предпринимателей, к спецобслуживанию "новых русских". Об этом, не скрывая, говорят некоторые мастера кисти, музыки, ученые, врачи, учителя. Известный режиссер Г. Данелия в интервью "Российской газете" сказал: "...продюсер дает деньги, и его вкус, его прихоть - закон. По старой пословице: "Кто платит - тот и музыку заказывает".

Организаторы выставок говорят художникам, что и как надо делать, обговаривают даже размеры картин. И по теме это должно быть что-то такое... т.е. нужно яркое и продажное.

Культура переживает тотальную победу рантье над художником, победу буржуазного (развращенного) вкуса над вкусом художественным, интеллектуальным. Победа вкуса "новых русских" - это гибель многих музеев и библиотек, упадок театрального искусства, искусства кино, это опустевшие кинотеатры, кризисное состояние таких барометров национального духа, как главное книгохранилище, бывшая "Ленинка", и Большой театр. Уходит полиграфическая культура, издатели не заинтересованы в выпуске новых фундаментальных изданий, подобных 90 томам Л. Толстого и 30 томам Достоевского. Значит, остановится литературоведческая работа. Но самая горькая перспектива - новое поколение будет вообще незнакомо с классикой. Мы вырастим дикарей.

В свое время Морозов, Третьяков, Бахрушин стремились вкладывать деньги в культуру, чтобы душу народа спасти и имя свое увековечить. "Галерея... должна быть открыта на вечное время для бесплатного обозрения всеми желающими не менее четырех дней в неделю в течение всего года..." - завещал П. Третьяков.

Увлекшись отрицанием всего, осудив все вчерашнее, интеллигенция даже и не заметила, что она создала условия, когда творить высокие образцы искусства уже не в состоянии. Она лишила себя возможности творить для людей, свободы истинного творчества и обрекла сама себя на преждевременную смерть. Причем большая часть интеллигенции постепенно становится нищими, люмпенами, а некоторые без зазрения совести идут на службу тугому кошельку. Раньше перед людьми искусства преклонялись. Их боготворили. Теперь же они стали обслугой богатых. К такому финалу приводит предательство народа.

Нетерпимость ли это?

Нравственное растление народа, личности осуществляется радикальной интеллигенцией с ожесточенной непримиримостью ко всему, что мешает захвату власти и славы. Она цинично отвергла и заклеймила марксизм-ленинизм как вредный миф, забросала грязью В.Ленина как главного виновника всех мировых катаклизмов.

Каждый здравомыслящий человек задает себе вопрос: кто же дискредитировал идеи марксизма-ленинизма? Сами основоположники в пророки никогда не лезли. Пророков из них сделали волкогоновы и подобная ученая элита "застойных времен ".Это те, которые не верили в учение Маркса, Энгельса, Ленина, а врали в угоду, из корысти.

Салтыков-Щедрин называл подобных "мучениками злонравия", а К. Леонтьев выражался беспощаднее: "Это подлое слово интеллигенция". Мутанты, люди изменившейся среды, светская холуйствующая "творческая публика", вопиющая о мщении, об уничтожении врагов демократии. Чего стоит "демократическая" интеллигенция, собравшаяся в Бетховенском зале Большого театра в 1993 г. и посоветовавшая Президенту бить оппозицию канделябрами или чем-нибудь покрепче.

Канделябр, известно, присутствовал в русской истории. Использовался при устранении царей и претендентов на престол. И результат не заставил себя ждать - кровавый расстрел Дома Советов. Кровь невинных людей навеки запятнала их пиджаки, фраки, мундиры. "Рожей" и антисемитом обзывают сегодня "демократы "-интеллигенты митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна только за то, что он вступился за поруганную честь России.

Мутирующая интеллигенция объявляет чуть ли не врагами народа Горького, Маяковского... Бондарева, Распутина, Михалкова... сознательно предает забвению творения мастеров искусства советского периода. При этом зачастую ведется хищная, стайная, групповая атака.

Жгучая ненависть к совсем недалекому прошлому России, ее народу и языку ежедневно исходит из "демократически" настроенных средств массовой информации. Им дозволено все: дезинформация, фальшивый тон, отрепетированная жеманность, немыслимые конструкции фраз, неверные ударения, дикое произношение. Речи переполнены иноземными словами.

Захватив с помощью госвласти радио, ТВ, подавляющую часть прессы под видом независимых, демократы отсекли от обсуждения реальных проблем весь честный люд. Из эфира, газет изгнаны крупнейшие деятели науки, культуры, обеззвучены их голоса. Жестче, чем в сталинские времена, теперь можно оговорить, унизить, оболгать любого человека. Например, можно гнать митрополита Питирима, обвиняя его в том, что он агент КГБ, и в то же время не давать никому возможности попытаться его защитить. Можно гнать С. Михалкова - автора гимна Советского Союза, "пытать" его на страницах прессы и в то же время не давать ему возможности ответить. Можно гнать многих и многих из тех, кто так или иначе жил в то время. Но возможности ответить, оправдаться или даже не оправдаться, просто высказаться - этой возможности нет.

Одним словом, настали дни всеобщего озверения и глупости. М. Горький был прав, когда говорил, обращаясь к интеллигенции: "У вас... народ... учится злости и ненависти".

Маяковского, Шолохова, Шукшина из русской и мировой литературы не выкинешь. Что угодно делай. Так же, как Маркса, Энгельса, Ленина. Во многих странах мира их труды изучают, анализируют, высоко ценят. Говоря на языке новых российских демократов-экономистов (товарно-денежном), в Германии на аукционе по продаже редкостей рекорд поставили 10 писем Маркса-проданы за 140 тыс. марок. Записки Ленина идут еще дороже.

Интеллигенция и власть

Со времен грибоедовского Чацкого интеллигенция испытывается формулой "служить бы рад, прислуживаться тошно". Подлинному русскому интеллигенту присущи гражданские чувства, и его совесть не может мириться с социальным злом. Перед ним всегда стоит проблема справедливого устройства мира. Весьма неоднозначным было и остается его отношение к власти.

Власть всегда заигрывала с интеллигенцией, использовала ее авторитет, влияние на народ. Под демагогические лозунги борьбы против "генов коммунизма", против тоталитаризма, привилегий партийных и государственных чиновников она сумела привлечь на свою сторону немалую часть интеллигенции (научной, творческой).

Началось заигрывание интеллигенции с политической властью. Правда, это не сегодня произошло. Вспомним русских авангардистов начала века. Через неделю после революции к А. Луначарскому обращалось немало авангардных художников: хотели работать на благо революции. Малевич, Кандинский, Шагал - все с радостью приняли революцию и были комиссарами, и участвовали в оформлении площадей. А художники-реалисты оказались гонимы. Не их было время. Но потом все резко изменилось. Авангардисты вынуждены были или покинуть страну, или уйти в подполье. Фальк, Тышлер тихо работали, жили впроголодь...

Круто изменив свои взгляды, предавая истинные идеалы - "сеять разумное. доброе, вечное..." или хотя бы "чувства добрые пробуждать",-интеллигенция 80-х годов осознанно бросилась в объятия новой власти и приступила к настойчивому размыванию сложившегося национального бытия, к разложению души русского народа. Для пущей верности властям, крепости своих новых взглядов и намерений интеллигенция, показывая пример другим, начала публично жечь, выбрасывать свои партийные билеты, громить памятники, уничтожать книги партийных библиотек.

Народные, заслуженные артисты и певцы, композиторы и художники, писатели и режиссеры, ученые и младшие научные сотрудники, снискавшие и не снискавшие признание при советской власти, начали широкую пропаганду буржуазных реформ, приватизации, на все лады раздували миф, что "общественная собственность - ничья", настойчиво убеждали, что трудящиеся потеряли чувство хозяина вследствие отчуждения от собственности. При этом они непременно жаловались на свою неимоверно трудную жизнь при "застое", кляли ту самую власть, которая их родила, воспитала, дала дорогу в жизнь. Увы, талант на поверку оказался безнравственным. Спрятав до случая свои "звезды", интеллигенция продолжат усердно служить в Центре и на местах политическим перевертышам.

Не желая ни за что отвечать, немалая часть радикально настроенной интеллигенции встала на путь развенчания любой власти, занимается социальным мазохизмом, действует по принципу "чем хуже, тем лучше". Демократы-интеллигенты сделали максимум возможного для дискредитации Верховного Совета сначала Союза, затем Российской Федерации, создавая в народе представление о них как о балагане, говорильне, бастионе консерватизма... Да будет им известно, что они попросту приняли эстафету от черносотенцев, с той разницей, что черносотенцы не требовали, как наши "демократы", "раздавить гадину ".Не лучше отношение и к нынешней Государственной Думе.

Вместе с тем раздаются голоса, что не она "разожгла костер" - она лишь "сформулировала", дала поджигателям язык, нашла слова. Это вечная ложь "интеллектуальных авторов" любого преступления: не мы, мол, поджигали, мы только дали поджигателям спички.

Нет, демократия, ее радикальная интеллигенция не победили, напротив, они потерпели первое серьезное поражение. Интеллигенция показала себя подозрительной, мстительной, мелкой. Демократия развязала охоту за ведьмами, припугнула инакомыслие и потребовала единогласия. Не сыграла интеллигенция объединяющей спасительной роли. Принимая участие в разрушении советской системы, она плохо представляла себе, где кончается то, что она разрушает, и как отделить дурную систему от того, что составляет самую плоть жизни. Теперь интеллигенция бродит среди обломков государства, холодеет от предчувствий и решает: что же это такое развалилось.

Настало время оглядеться

Действительно, создано государство, невыносимое для людей. Оно стало жестоким, безжалостным. Гражданин сегодня гораздо более уязвим, гораздо более унижен, чем это было раньше. Самое худшее, трагическое для России заключается в том, что интеллигенция заразила народ такой опасной болезнью, как безверие. Болезнь безверия, бездуховности зашла так далеко, что от нее уже пошли метастазы.

Большинство людей впало в чрезмерное недоверие к разуму и рационализму - в почете у нас гадалки, колдуны, экстрасенсы, мистики, астрологи. И многие уже готовы заложить души хоть дьяволу.

Кажется, еще никогда интеллигенция не стояла так далеко в стороне от забот о душе человеческой, не была в такой степени безучастной к тому, что с ней сейчас происходит. Демократы-интеллигенты как будто всерьез верят, что можно построить правовое, цивилизованное общество на нравственно порочной основе.

Конечно, Россию нельзя представить без интеллигенции, как нельзя представить Россию без снега и березы. При всем метании и смущении ее умов интеллигенция жива, в ее руках, по словам М. Булгакова, находится судьба России. Она выступает одной из важнейших гарантий жизнеспособности общества, содействует развитию образа мышления и нравственности людей.

Интеллигент обязан гордиться своей независимостью и неповторимостью, не быть куклой в руках государства. Конформизм не делает его интеллигентным человеком. Гуманитарная интеллигенция имеет жесткую географическую и культурно-историческую прописку. То, что кажется естественным в одном уголке света, выглядит несуразным в другом, что болит у одних, кажется блажью другим. Обрести достойное место интеллигентный человек может, только если нравственные истины он сделает своими, кровными.

Один из крупнейших русских мыслителей современности, прошедший через ГУЛАГ, А.Ф.Лосев (1893-1988), незадолго до своей кончины сказал: "Куда дальше движется человечество? А дальше идет то, что противоположно индивидуализму. А именно общественность и коллективизм. То есть социализм".

Прислушаемся к этому негромкому голосу интеллигентного человека.

1"В защиту интеллигенции". Сб. статей, 1990, с. 129-130.

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]