Россия: проблемы национальной-государственной политики
Обозреватель - Observer


 

 НОВАЯ РУССКАЯ ДИАСПОРА

 Круглый стол под таким названием был проведен программой
"Анализ социально-политической ситуации в стране" РАУ-Корпорации


 А.Ф. Хутин, доктор исторических наук:


Судьба русского народа сегодня подвергается смертельной опасности. Отстояв не только собственную независимость, но и независимость других народов, объединенных общностью исторического развития, он оказался в самом трудном положении. Проблема русского населения за пределами своей исторической родины заслуживает пристального внимания, ибо в настоящее время 25,3 млн. русских проживают за пределами Российской Федерации. Из них на Украине - 22,1 % населения, в Казахстане - 37,8%, Латвии - 34%, в Эстонии - 30,3%, Литве - 9,4%, Кыргызстане - 21,5%, Молдове - 13%, Беларуси - 13,2%, Узбекистане - 8,3%, Таджикистане - 7,6%, Туркменистане - 7,6%, Азербайджане - 5,6%, Грузии - 6,3%, Армении - 1,6%.

Кроме того, за пределами России оказались 3 млн. представителей других национальностей, пользующихся русским языком в качестве средства межнационального общения. Таким образом, 28,3 млн. русских и русскоязычных живут за ближайшими границами России1.

Большая политика проходит через конкретные человеческие судьбы, меняя, а то и ломая их. Об этом можно думать философски, отвлеченно лишь до той поры, пока это не коснулось лично тебя.

Порой исследователи вопроса допускают смещение понятий коренные и некоренные народы.

За пределами своей исторической родины русские расселялись задолго до того, как возникло Российское государство в нынешних границах. Русский народ - балтийский издревле. В Восточную Прибалтику прямые предки русских пришли тринадцать веков назад и через систему рек и озер вышли к берегам Балтийского моря, которое в то время называлось Венедским или Славянским. В ожесточенных сражениях на море древние руссы участвовали за сто лет до того, как Англия построила первый военный корабль. Это признают английские историки.

В Восточной Прибалтике возникла первая русская государственность. В X-XII веках Прибалтика являлась вотчиной князей Древней Руси, основавших здесь ряд поселений, в том числе и город Юрьев - нынешний Тарту. История православной церкви в Прибалтике насчитывает 800 лет. Русские первыми познакомили местные племена с учением Христа и письменностью. В составе Российской империи латыши и эстонцы смогли консолидироваться в нацию, обрели свою столицу - Ригу, в которой немецкие бароны запрещали им селиться. Первая национальная государственность латышей и эстонцев стала возможной в ноябре 1917 г., благодаря поддержке правительства РСФСР. Россия дважды спасала этот народ: от господства немецких крестоносцев и от фашистской оккупации.

Первые поселения русских на территории нынешней Латвии появились в XI веке. В конце XIX века русские составляли 12 процентов населения. После второй мировой войны их численность возросла до 34 процентов. Это было обусловлено рядом факторов, прежде всего - высокими темпами развития промышленного производства, что требовало высококвалифицированных специалистов и рабочих, приток которых шел, прежде всего, из регионов Российской Федерации.

Ныне, в изменившейся социально-политической ситуации "русскоязычное население" оказалось в трагическом положении, особенно в государствах Балтии. Русские не являются полноправными гражданами ни этих республик, ни России. Говорят, национальная черта русских - терпение. Но и ему есть предел. Если правительство России не займет жесткой позиции по защите прав соотечественников, оно неизбежно лишится доверия народа. Начнется массовое стихийное переселение россиян из ближайшего зарубежья. Группы беженцев дестабилизируют и без того взрывоопасную обстановку в России.

Наконец-то принято решение назначить специального представителя Министерства иностранных дел Российской Федерации по защите прав русскоязычного населения, который должен работать в самом тесном контакте с Верховным Советом. Рано или поздно руководители независимых государств придут к пониманию того, что свободу для одного народа не построить ценой несвободы другого. По нашему мнению, главы независимых государств обязаны были давно решить на государственном уровне важные вопросы, касающиеся прав сотен тысяч, миллионов людей, отнесенных к той или иной некоренной национальности. Желание вернуться на родную землю вполне естественно. Значит, задача государственных органов - сделать дорогу домой цивилизованной, с меньшими тяготами и унижениями.

Формула обретения исторической родины проста: жилье плюс работа. Каждый из желающих уехать должен иметь право сдать свою квартиру (сдать именно государству, а не продавать, не искать посредников) и получить гарантию, что на новом месте получит новую квартиру. Это даст каждому право выбора на основе межгосударственных соглашений, что, между прочим, и есть признак истинной свободы человека в любом государстве.

Вторая проблема - организация переезда. Стали уже нормой грабительские поборы с людей, и без того загнанных в тупик изменившимися политическими реалиями. Долг правоохранительных органов - остановить правовой беспредел.

И третий вопрос, который необходимо решить как можно быстрее, это трудоустройство мигрантов. Нужно создать банк объективных данных о том, где и какие специалисты требуются. Что касается России, то все это обеспечит приток квалифицированных кадров.

Вопросы эти не решить в одиночку, люди растеряны, беспомощны, не видят выхода. Отсюда - и горькие слова в адрес России, "забывшей", "бросившей", "предавшей".

В связи с принятием в некоторых государствах дискриминационных законов о гражданстве, возникновением очагов межнациональной розни появились потоки беженцев, миграция их в Россию увеличилась с 48,4 тыс. чел. в 1989 г. до 223 тыс. чел в 1992 г.

Одновременно возникли миграционные потоки из России в страны ближнего и дальнего зарубежья. Из-за изменения политической ситуации вынуждены были покинуть Россию около 120 тысяч украинцев. Все это резко ухудшает, в первую очередь, жилищно-бытовые условия переселенцев.

В условиях кризиса экономики в России невозможно создать нормальные условия всем беженцам. Дальнейшая миграция населения будет определять развитие политической и социально-экономической обстановки как на территории России, так и в сопредельных независимых государствах.

Закон об иммиграции еще не принят, поэтому люди не защищены на государственном уровне. Скажем, переезжая в тот или другой город России, они не в состоянии ни приобрести, ни получить государственное жилье. А ведь там, где они жили, у них был кров, который достался не просто. В Самарской области разрабатывается программа социальной помощи таким семьям, но это пока лишь инициатива.

Необходима дополнительная система мер защиты русского (русскоязычного) населения в национальных регионах, а также регулирования миграции, социальной защиты беженцев и переселенцев, следует предусмотреть возмещение ущерба последним за счет регионов, вызвавших миграцию.

При Совете Национальностей Верховного Совета Российской Федерации нужен специальный орган (Агентство, Комитет), занимающийся проблемами переселения русскоязычного населения в Россию. Требуются эффективные, например экономические, социально-психологические, меры воздействия на конфликтующие стороны, исходя из того, что межнациональные конфликты в обозримом будущем неизбежны. Прямое административно-директивное вмешательство Российского центра в межнациональные конфликты целесообразно только в исключительных случаях.

Россия вправе добиваться, чтобы на базе собственности Советской армии в Прибалтике, прежде всего недвижимой, создавались русские культурные центры. Представители русских общин Латвии, Литвы и Эстонии могут я должны участвовать а переговорах России со странами Балтии.

Без постоянного и целенаправленного влияния со стороны России на политику государств, где проживают русские, не может быть решен вопрос о границах. Никакие территориальные решения нельзя принимать до тех пор, пока не решена проблема русскоязычного населения. При разработке договорных обязательств важно обеспечивать равные экономические, социальные права русских независимо от места проживания. Их защита должна быть в поле зрения государственных структур России.

Частично напряжение можно снять гуманизацией духовной сферы, освобождением ее от национализма и шовинизма. Решительно пресекать проявления национализма. Особенно велика в этом роль интеллигенции. Благородная миссия национальной интеллигенции состоит в том, чтобы она принимала самое непосредственное участие в деле консолидации своего народа, всех наций и народностей, проживающих в республике, в создании нормального благоприятного морально-психологического климата.

 Е.В.Лаврина, кандидат исторических наук:


Очевидно, что комплекс проблем, связанных с "русскоязычным населением" на бывших территориях Союза ССР, будет в значительной мере определять политический и моральный климат на всей территории бывшего Союза. Националистические силы, пришедшие к власти в раде республик, загнали этот вопрос в угол: в области государственной идеологии и практики там завязаны узлы, которые крайне трудно будет развязать.

Элементарный пример - как быть с Юрьевым, ныне Тарту, столетия назад основанным русскими? Не менее сложна обстановка и в Молдове, еде еще в начале нашей эры существовали мощные центры расселения славянских племен. Жонглирование доводами и контрдоводами здесь вряд ли приведет к установлению истины.

Превратив русских в некое второсортное "некоренное" население, многие неогосударственные образования сами попали в ловушку экономического и социального характера. Исторически сложилось так, что местные кадры квалифицированных рабочих, а также наиболее современные отряды интеллигенции в значительной мере складывались из русских и представителей иных, не "коренных национальностей. Иступленное национальное самоутверждение заставило местные "элиты" забыть об элементарной государственной мудрости. По существу, в подвешенном состоянии ныне пребывают и важнейший элемент местных интеллектуальных сил, и ядро самых квалифицированных групп трудящихся. Еще несколько шагов в этом же направлении - и становые структуры местных обществ рухнут, обратившись к средствам собственного социального спасения - эмиграции прежде всего.

Не будь сегодня Россия в столь плачевном и униженном состоянии, имей она волю, а также материальные ресурсы, - и мощный поток интеллектуальных кадров пополнил бы ее социальные структуры, создав дополнительные условия для быстрого рывка вперед. Впрочем, так оно, скорее всего, и произойдет в близком будущем, в связи со сменой российских политических и властных "формул".

Так что, принимая сегодня буквально "пакетами" разнообразные дискриминационные законы и постановления, наши недавние "братские" республики, в сущности, готовят "деинтеллектуализацию" собственного общества. Культивирование агрессивного национализма никогда и никому не приносило пользы хотя бы потому, что разлагало духовную сферу нации и приучало человека прежде всего ненавидить. Пробудить низменные истины гораздо легче, чем потом обуздать. Отсюда - неизбежная полоса перманентных войн и кровопролитных конфликтов сначала с соседями, а затем и в рамках собственного этноса. Красноречивые примеры тому мы видим в республиках Средней Азии и на Кавказе.

Курс на искоренение русскоязычного "элемента в конечном счете ударит не столько по проживающим в республиках "некоренным" народам, сколько по самим же титульным национальностям.

Если этот процесс не будет остановлен, - а единственным условием его устранения является воссоздание на обновленной основе единого государства - преемника Союза ССР, - российское правительство будет обязано всерьез заняться спасением своих граждан, живущих вне территории Федерации. Потребуется колоссальная деятельность по переселению и, главное, обустройству русского населения, мигрирующего из зон конфликтов.

 Б.О. Комоцкий, Центр по связи с прессой
и общественными организациями Министерства
социальной защиты населения России:


Образование новой русской диаспоры, т.е. фактический раскол русского народа, происшедший в результате развала Союза, в ближайшие месяцы превратится в одну из главных проблем российского государства. Внимание к ней со стороны российских властей, в последнее время слегка возросло, да и то преимущественно на уровне деклараций. Российское руководство не имеет концепции решения, полагая, что все как-нибудь постепенно образуется само собой. Однако это иллюзии.

Теоретически возможны три варианта дальнейшего существования русских в ближнем зарубежье: возвращение в Россию; ассимиляция; сохранение своей национальной идентичности в качестве граждан другого государства при покровительстве исторической родины. Очевидно, в реальности произойдет сочетание всех трех вариантов с преобладанием последнего. Сегодня же наблюдается четвертый вариант: русские за пределами России просто брошены на произвол.

Проблема "нового русского зарубежья" имеет внешний и внутренний план. Во внутреннем россияне уже убедились каково отношение к ним со стороны Российского государства, вполне сформировали свое отношение к правительству. Видя весьма безучастное отношение к "зарубежным" русским, российский гражданин вряд ли будет исполнен пламенного патриотизма, любви и уважения к своему государству. Тем самым формирование и воспитание гражданских чувств собственно в России уже получило мощный отрицательный стимул.

Те, кто вынужден возвращаться в Россию, чувствуют себя преданными и бывшим союзным, и нынешним российским руководством. Со всеми вытекающими отсюда оценками и настроениями. Та помощь, которая пока иногда оказывается переселенцам и беженцам, смехотворна и выглядит подачкой.

Во внешнем плане проблема новой русской диаспоры выходит на межгосударственные отношения России с "новыми странами". До сих пор критерием тут выступали права человека, которые, как предполагалось, должны уважаться руководством этих стран.

Однако государственная идеология, которая сегодня определяет политику руководства в бывших республиках Союза, не может быть названа иначе, как национализм. Различны лишь степень и формы ее проявления, но суть практически везде одна: принцип государства-нации со всеми привилегиями для "титульной нации".

Это хорошо видно на примере "благополучных", как принято считать, Украины и Беларуси. В обеих республиках принятые и жестко проводимые в жизнь законы о государственном языке основываются на безусловном приоритете "коренной нации" и направлены на вытеснение русского языка изо всех сфер, кроме бытовой. Причем принуждению подвергаются даже те представители "коренной нации", которые привыкли пользоваться русским языком и считают его родным. Их фактически насильно возвращают в лоно "родного языка". Тотальный перевод всей высшей школы на государственный язык без права выбора - вот практика как Украины, так и Беларуси. Таким образом, столь элементарное право, как право обучения на родном языке, практически уничтожается. Обосновывается все это одним - заботой о сохранении нации.

Национализм в ближайшей перспективе сохранится в качестве государственной идеологии в "новых странах", следовательно, России предстоит отстаивать интересы проживающих там русских с позиции силы. Это суровая реальность. Формы и способы давления могут быть разными, но в любом случае от них не УЙТИ. При этом надо отдавать отчет в том, что Запад в этой ситуации тяготеет не к России, а к ее оппонентам. Это доказывает опыт: ни одна из западных стран даже не вспомнила о возможности каких-либо санкций в ответ на принятие вызывающе дискриминационных законов в странах Балтии.

Можно предвидеть, что "теснение" русских в Прибалтике заметно усилится, как только оттуда будут выведены российские войска. К этому времени уже должна быть отработана технология защиты "зарубежных русских". Необходима правовая основа для двойного гражданства или для принятия российского гражданства русскими, проживающими за пределами России. Без этого нет юридических оснований для каких-либо мер. Параллельно с этим следует развернуть обширную сеть консульской службы, по сути беспрецедентную в мировой практике. Должна быть создана инфраструктура защиты зарубежных россиян. Оплачиваться она, хотя бы частично, может за счет налогов, которые те будут платить в качестве российских граждан. Возможны также различные формы патронажа со стороны российских ведомств, например, министерств образования, культуры, социальной защиты.

Требуется создание специальной службы для переселенцев, которая находилась бы в тесном контакте с общественными организациями и предпринимательскими структурами. Ведь такие проблемы, как обмен и продажа жилья переселенцам, поиск нового места работы могут решаться только в организованном порядке, в том числе и на коммерческой основе. Здесь и формирование банков данных, и юридические консультации, включая оформление документов, и распорядительство, вплоть до передачи недвижимости в государственную соотственность России или в собственность фирм на определенных условиях.

В норму межгосударственных отношении России с "новыми странами" должны войти соглашения о компенсациях выезжающим в Россию. Такие компенсации должны производиться, разумеется, за счет той республики, откуда выезжают. Это вполне закономерно: люди годами работали там, создавали ее национальное богатство и имеют полное право на свою часть от него. За счет таких компенсаций Россия могла бы решать проблемы жилья и трудоустройства переселенцев.

 Ю.В. Соколов, кандидат философских наук, РАУ-Корпорация:


Из множества факторов, влияющих на положение русского и русскоязычного населения в ближнем зарубежье, я хотел бы обратить внимание на один - идеологическую, психологическую, моральную атмосферу в самой России по отношению к русским как нации, как этносу.

Представляется, что решающее значение для русской диаспоры в новых независимых государствах имеют самосознание русских как нации, мера их самоуважения, гордости за свое прошлое и свою культуру. Этим, прежде всего, определяется "энергетический" и нравственный потенциал русского народа, в том числе и в качестве национального меньшинства в ближнем зарубежье. От этого зависит его готовность защищать свои права и достоинство, способность с уважением относиться к другим народам. При отсутствии этих качеств любые меры по защите русского населения со стороны России или руководства независимых государств не принесут результатов.

Именно эти качества русской нации оказались существенно подорваны в последние годы. Снижение уровня самосознания русского народа, его самоуважения и достоинства было отнюдь не случайным, не стихийным. В результате активных идеологических усилий со стороны части российской интеллигенции, органов информации, политических деятелей и поразительного равнодушия к этой проблеме руководства СССР и России тот фундамент, на котором формировалось самосознание русского народа, быстро разрушался.

Начнем с отношения к истории. Во многом оно зависит от интерпретации прошлого. Ложная интерпретация губительна для России и для русских в других странах бывшего СССР. Политики, идеологи, пропагандисты заставили забыть величайшие события в истории народов России, формировавшие достоинство народа.

Особенно пострадал советский период, где для большинства событий, не мудрствуя лукаво, просто поменяли оценки на противоположные. Так, весь 70-летний советский период оказался чудовищным "черным провалом", "проклятым прошлым", а жизнь советских людей изображается как нечто бессмысленное, отталкивающее.

Даже бесспорный, признанный всем миром подвиг народа в Великой Отечественной войне многие средства массовой информации поста-. вили под сомнение. Одна газета не постеснялась заявить, например, что "дело наше оказалось неправое. В этом трагедия поколения". Подобные святотатства на страницах и других изданий призваны служить идеологическим оправданием кощунственной акции латвийских властей, решивших удалить с кладбища в Риге прах советских солдат, погибших в Латвии, освобождая ее от фашизма. Ясно, что эта акция нацелена на деморализацию русского населения в Латвии.

Даже писатель А.Рыбаков, внесший в первые годы "перестройки" немалый вклад в отрицание прошлого, вынужден был недавно признать: "Народ не может отказаться от своей истории. Сейчас мы повторяем ошибку... зачеркиваем все, что было после революции".

Все еще не остановлен и процесс разрушения национальной культуры - главной опоры российского и русского самосознания. Искусственно поощряемое нашествие западной массовой культуры, начиная от религии и кончая эстрадой, убивает национальную культуру. Задача тут очевидна: изменить структуру ценностей народа, добиться деградации духовных и социальных ценностей.

Основания для тревоги более чем серьезны: большая часть новых отечественных фильмов лишена проката. Взамен - посредственные американские, мексиканские и прочие чужестранные ленты. Сводится "на нет" издание лучших русских писателей. Совершенно "забыли" современную русскую музыкальную культуру (попробуйте купить пластинки В.Гаврилина, Г.Свиридова, А.Пахмутовой, Ю.Гуляева). Тиражи многих литературных журналов уменьшились в сотни и даже тысячи (!) раз за 5-3 последних года.

Сегодня в ходу немало идеологических мифов, которые существенно осложняют положение русских в ближнем зарубежье. Немало обвинений в их "содействии угнетению" национальных окраин, "оккупации", неполноценности русских меньшинств и т.п.

Обратим внимание, прежде всего, на обычное для многих нынешних средств информации утверждение, будто Советский Союз был "империей", т.е. "тюрьмой народов", где осуществлялось господство русской нации над всеми остальными, обвинения в "русском шовинизме". Но советская реальность при всех ее негативных чертах, в том числе в сфере межнациональных отношений, не отвечала этим стереотипам.

Во-первых, в самые мрачные времена, при всех несправедливостях по отношению ко многим народам, в СССР никогда не ставилась цель достижения господства русских или России над другими народами "империи". Русский народ чужд шовинизма, не было его и на уровне политики или общественного сознания.

Во-вторых, уникальность так называемой o советской "империи" и ее противоположность всем другим империям в том, что не другие нации и республики были донорами для русских, а русские (точнее РСФСР) были донорами для других республик и наций. Известно, что РСФСР производила примерно 60% национального дохода СССР. Все другие республики, составлявшие вместе 50% населения страны, производили, таким образом, лишь 40% национального дохода. Получается, что каждый россиянин производил в 1,5 раза (!) больше продукции, чем жители других республик. Так кто же был "метрополией", а кто - "колонией"?

Миф об "империи", настойчиво внедряемый в общественное сознание, внушает русским чувство "национальной вины" и делает их заложниками "национального освобождения" бывших республик.

Еще одна сторона той же проблемы - кампания бичевания русских как нации, развернувшаяся в органах массовой информации в годы "перестройки" и "Большого Скачка к капитализму". Характер и масштабы этой кампании совершенно беспрецедентны в мировой истории. Страна, которая по большинству показателей была второй в мире в экономике, науке, военной мощи, вдруг подвергла себя совершенно уничтожающей, мазохистской критике. Большинству населения настойчиво внушается комплекс неполноценности. И прежде всего это относится к русскому народу - до такой степени, что самые оскорбительные, унижающие нападки не вызывают у народа и его идеологической и политической элиты никакой реакции протеста (за исключением незначительной части интеллигенции).

Идея, выраженная писателем В.Гроссманом в формуле "Русская душа - тысячелетняя раба, не способная жить в условиях свободы", получила мощную поддержку в прессе и со стороны влиятельной части нерусской и русской интеллигенции. Попытки писателей, художников, ученых протестовать против этого беспощадно подавлялись.

Многие идеологи-реформаторы уже не скрывают, что поставлена задача "изменить духовный строй русского человека... Должна произойти мутация русского духа" (из передачи радио "Свобода"). И если действительно удастся, по аналогичному высказыванию Ю.Афанасьева, "радикально изменить менталитет русских", то вопрос о существовании их как нации будет окончательно решен. А вместе с тем будет решена и судьба русских в диаспоре. 
 

__________________

1 См. "Социологические исследования", 1992, N 12, стр.112.

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]