Россия: проблемы национальной-государственной политики
Обозреватель - Observer


 

 КАЗАХСТАН КАК ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА КОНФЛИКТОВ


А.КОВАЛЕНКО,
кандидат исторических наук

Казахстан - одна из немногих бывших советских республик, где после распада Советского Союза и образования Содружества Независимых Государств (СНГ) сохраняется относительная политическая, экономическая и социальная стабильность. Во многом это связано с гибкой тактической линией Президента Н.Назарбаева и руководства республики.
Тем не менее специалисты по анализу и прогнозированию политического риска относят республику Казахстан к числу тех регионов, где внутренняя напряженность будет возрастать.

 Полиэтнические факторы конфликтов


Уникальность ситуации в том, что на огромной (2,5 миллиона квадратных километров) территории Казахстана проживает около 17 миллионов людей свыше 40 национальностей и народностей. Причем более 43 процентов составляют русские и украинцы и только около 40 процентов - собственно казахи. Русские здесь - не потомки переселенцев (как в Узбекистане, Таджикистане, Киргизии и т. д.), а коренные жители северо-восточных областей Казахстана, традиционно живущие на этих территориях, которые были включены в состав республики только в советский период. На юге на границе с Узбекистаном сильна узбекская диаспора. Центральную и южную часть населяют уйгуры, казахи, немцы, дунгане, туркмены и ДР.

Однако изменения, происходящие в политической системе, весьма показательны. До майских выборов 1990 г. этнический состав депутатов Верховного Совета Казахской СССР выглядел следующим образом: из 16 национальностей, представленных в казахском парламенте, - казахов - 238, русских - 209, украинцев - 29, белорусов - 2, узбеков - 2, татар - 3, немцев -10, корейцев - 2, уйгуров - 2, поляков - 3, армян - 2,азербайджанцев, дунган, осетин, греков, молдован - по 1.

Выборы состоявшиеся в мае 1990 г., показали тенденцию усиления дискриминации русскоязычного населения. В Верховный Совет Казахстана XII созыва - (358 депутатов) были избраны представители также шестнадцати национальностей (как и в предыдущем составе Парламента, состоявшем из 510 депутатов). Главный результат выборов - получение казахами большинства мест и резкое снижение представительства русских (103 вместо прежних 209).

В тот период Казахская ССР была единственной республикой, в которой казахский политический истеблишмент охотно последовал общесоюзному примеру и провел выборы не только по территориям, но и от общественных организаций. Если выборы по территориальным округам дали 49,3 процента депутатских мест (133 депутата), то от общественных организаций казахи получили 69,3 процента мест (61 из 88), что и стало решающим фактором в завоевании большинства мест в Верховном Совете. (От общественных организаций избраны также 14 русских (15,9 процентов), 8 украинцев (9,1 процента), 2 немца, по одному татарину и белорусу.)

Более того, среди казахской части депутатского корпуса свыше 85 процентов - это представители так называемого старшего (или южного) казахского жуса (рода). Традиционная социальная структура казахов представляет собой систему из трех больших родов, где старший жус исторически господствует над средним и младшим жусами. К старшему (южному) жусу, кстати, принадлежат Д. Кунаев и Н. Назарбаев.

Многообразие наций и народностей уже само по себе, а тем более при указанных выше диспропорциях их представительства во властных структурах создает целый ряд факторов национальных противоречий в Казахстане. С одной стороны, официально провозглашается идеал создания полинационального государства, представляющего многонациональное казахстанское общество, с другой стороны - в политической системе откровенно доминируют даже не только представители одного этноса, но, более того, одной компактной его части.

Корни конфликтогенной ситуации - не только в сегодняшнем дне. Крупные ошибки были совершены в 1924 г., когда шло искусственное, без учета исторического прошлого, административно-территориальное размежевание в Средней Азии. А к моменту создания всех союзных республик (к 1936 г.) те или иные этносы во многом были ущемлены в своих правах. Сегодня рост политического самосознания каждого из них привел к тому, что они имеют свои сформулированные цели и задачи и, соответственно, прилагают усилия для их реализации, воздействуя на развитие внутриполитической ситуации в Казахстане и определяя ее перспективы.

Русские и украинцы преимущественно населяют восточные и северные регионы Казахстана (Петропавловская, Восточно-Казахстанская области). В контексте последствий антирусских выступлений в декабре 1986 г. в Алма-Ате, а также событий, происходящих в некоторых республиках Средней Азии (особенно в Таджикистане), славянское население, естественно, стремится к Российской Федерации. С учетом этого подспудного давления в начале 1992 г. Б.Н. Ельцин три раза заявил на переговорах с Алма-Атой, что у России есть территориальные претензии к Казахстану, ставил вопрос о Восточно-Казахстанской области.

В Казахстане проживает большая немецкая колония, которую условно можно разделить на две разновекторные группы: радикально настроенная молодежь и умеренно ориентированная часть людей среднего и старшего поколения. Первые хотят немедленного выезда на историческую родину - в Германию; вторые, прожившие в Казахстане большую часть жизни, настроены не столь решительно и предпочли бы не менять устоявшегося образа жизни и налаженного быта.

Узбекское население Казахстана проживает преимущественно на юге и юго-западе республики. В Чимкентской области, граничащей с Узбекистаном, по переписи 1989 г. 42 процента населения области составляют узбеки. В то же время узбекское население неадекватно (так же, как в Ошской области Киргизии, в ряде областей Таджикистана) представлено в законодательных и исполнительных органах, руководящих структурах как местного, так и республиканского уровня. Наиболее радикально настроенная часть узбекской интеллигенции, начиная с 1990 г. все активнее призывает к воссоединению Чимкентской области с Узбекистаном. Их сторонники в Узбекистане с географическими картами доказывают, что часть нынешнего Южного Казахстана исторически принадлежала Узбекистану. И, хотя президент Узбекистана И.Каримов неоднократно подчеркивал, что основной принцип взаимоотношений Узбекистана со своими соседями - принцип нерушимости существующих границ, тем не менее проблема Чимкентского региона остается долгосрочной проблемой для Средней Азии.

Потенциальный фактор нестабильности, включая внешнеполитическую, представляют и казахстанские уйгуры, проживающие большей частью на юго-востоке в китайском приграничье. Именно этот уйгурский этнический компонент является важнейшим фактором, воздействующим на события в Синьцзян-Уйгурском национальном округе КНР, а соответственно и на китайско-казахские отношения. Китай не без основания опасается "синьцзянских" устремлений казахстанских уйгуров под предлогом помощи своим живущим в КНР собратьям в их национально-освободительном движении. Тем более, "то прецедент уже был. В 20-х годах с помощью узбеков и уйгуров был почти взят центр Синвцзяна - Урумчи и провозглашена Народно-демократическая Республика Синьц-зян. 

 Развитие экономики как фактор политической стабильности


В развитии политической ситуации в Казахстане особое значение имеет экономический фактор. Экономика Казахстана в основном ориентирована на добычу полезных ископаемых (вторым по важности экономическим фактором является производство оружия). Именно в этом контексте Республика Казахстан представляет собой большой интерес для Запада. Причем именно в Восточно-Казахстанской области, принадлежность которой оспорена Россией, точнее в недрах этой области, представлено самое ценное, что есть на территории республики.

Казахстан богат ураном. Кроме России, обогатительные урановые комбинаты имеются в Таджикистане и Узбекистане, которые не хотят подписывать договора о нераспространении ядерного оружия - и Казахстан может через вторые страны иметь валюту за свое стратегическое сырье. .

Однако наибольшие надежды казахстанское руководство возлагает на нефть: по своим нефтяным запасам Казахстан входит в первую десятку стран. В 1989 г. с американской нефтяной компанией "Шеврон" заключен договор о создании предприятия "Тенгиз-Шеврон Ойл", которое должно через 12-15 лет давать прибыль в 15-20 миллиардов долларов ежегодно. Планируется строительство громадного комплекса добывающих и перерабатывающих предприятий. Реализация этого соглашения требует переброски сотен тысяч тонн грузов из Западной Европы, США в Тенгиз. С помощью Турции предполагается создание соответствующей инфраструктуры: железная дорога до Баку и паромная переправа через Каспийское море. Крупный контракт по нефти заключен также с французской компанией "ЗЛФ-Акитэн". Десятки французских фирм приступили к работе в отраслях легкой и перерабатывающей промышленности.

Кроме того, Казахстан - это и отдельные высокотехнологические отрасли, в том числе и Байконур, который можно коммерциализировать, это и несколько десятков предприятий ВПК, производящих современные типы оружия, и т.д.

В Казахстане разворачиваются экономические преобразования на пути развития рыночной экономики. За полгода передано в частный сектор 45 процентов строительства, 50 процентов торговли и услуг, 12 процентов промышленности.

Внимание Запада к природным ресурсам и вообще потенциалу Казахстана вызывает естественную активизацию внешнеполитической деятельности руководства республики. В сентябре 1992 г. Президент Казахстана Н. Назарбаев подписал во Франции с Ф.Миттераном договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопонимании и в Германии с Г.Колем - договор о развитии широкомасштабного сотрудничества в области экономики, промышленности, науки и техники и о взаимной защите капиталовложений.

Президент Н.Назарбаев тесно увязывает внешнеэкономические шаги с возможными их последствиями во внутриполитической ситуации. В Германии он выразил крайнюю заинтересованность в привлечении в Казахстан немецких инвесторов. Он прямо выразился в том смысле, что Казахстан быстрее других бывших советских республик может выбраться из нищеты, если немцы помогут капиталовложениями. Заключены соглашения в области подготовки менеджеров. На обучение в ФРГ поедут и казахстанские немцы. Эти шаги позволят снизить поток выезжающих немцев из республики, сохранить их для Казахстана.

В мае 1991 г. во время визита Н.Назарбаева в Пекин был заключен договор. Во имя того, чтобы Н.Назарбаев "придержал" своих уйгуров, не допустил их перемещения в КНР под предлогом освободительного движения, китайская сторона пошла на крупные экономические и дипломатические уступки в двухсторонних отношениях с Казахстаном.

В принципе, нынешние "сырьевые" приоритеты развития экономики Казахстана не оправданы в долгосрочном стратегическом плане. Зато подобная экономическая направленность способствует решению таких важнейших тактических задач, как привлечение иностранных инвестиций, обеспечение людей работой, консолидация этнически разнородного населения Казахстана на решение экономических задач, обеспечение стабильности в республике. Именно это будет определять внутреннюю жизнь в республике в ближайшее время. Когда появятся т.н. нефтедоллары, а также валюта, полученная от продажи другого сырья и оружия, Казахстан сможет приступить к очередным проектам: производству автомобилей, развитию энергоснабжения, модернизации телекоммуникаций и т.д.

По ряду прогнозов, отток из республики русскоязычного населения будет происходить в умеренных объемах, близких к средним многолетним показателям (в отличие от Таджикистана, Киргизии). Таким образом, республике не грозят остановки многих основных производств, традиционно обслуживаемых русскоязычными специалистами.

Созыв в сентябре-октябре 1992 г. Конгресса народов Казахстана с активным привлечением различных уйгурских организаций, инициатива Президента Казахстана по поводу создания конфедерации на основе СНГ укрепляют имидж Н.Назарбаева как сторонника интеграции в такой многонациональной республике, как Казахстан, помогая ему решать как внутри-, так и внешнеполитические задачи.

И все же существуют зоны напряжения, конфликтогенные факторы. В первую очередь - в отношениях с соседями в "ближнем зарубежье".

Ташкент, еще недавно имевший приоритет культурно-политического и экономического центра советской Средней Азии и с трудом расстающийся с этой ролью в пользу Алма-Аты, будет недоволен усилием влияния Казахстана в регионе. Напряженность будет сохраняться и по поводу территориальных споров.

Российско-казахстанские отношения после известного демарша Б.Ельцина по поводу Восточно-Казахстанской области далеки от идеальных. Скрытая напряженность и взаимные подозрения, видимо, будут присутствовать в отношениях двух стран, впрочем, не без дипломатического камуфляжа. Так, в Париже, Н.Назарбаев говорил, что с "исторической и географической точек зрения Казахстан имеет общие цели с русским народом. И добрые отношения с ним являются для нас, надеюсь, и для России - приоритетом". 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]