Обозреватель - Observer 
Экономика 

ПРОБЛЕМЫ
иностранных
инвестиций
в РОССИИ
 

 

М.АРСЕНТЬЕВ,
член-корреспондент
Академии проблем качества,
консультант
Совета Федерации РФ
по экономической безопасности

Инвестиционная деятельность — процесс, направленный
на интенсификацию экономического роста. Вместе с тем при определенных условиях такого рода деятельность не исключает и возникновение угрозы интересам и безопасности России.

На сегодняшний день, по оценке экспертов ИМЭМО РАН, только для замены и модернизации активной части производственных фондов России нужно ежегодно привлекать 15—18 млрд. долл. (при условии, что на единицу собственных инвестиций будет приходиться единица иностранного капитала). По западным же оценкам, Россия способна осваивать за год иностранных инвестиций в объеме 40—50 млрд. долл.

Необходимо отметить, что глобальной проблемой мировой экономики 90-х годов может в силу ряда причин стать относительная нехватка свободных капиталов и на мировом рынке усилится конкуренция стран — импортеров капитала. Одним из косвенных признаков усиливающейся борьбы за инвестиции может служить неутихающая пропагандистская кампания западных средств массовой информации, муссирующих проблему криминализации российского общества, что, конечно же, отпугивает западных инвесторов.
 

УСЛОВИЯ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

Формирование политики России в отношении иностранных инвестиций, в том числе в научно-технической сфере, происходит в крайне неблагоприятных условиях.
Во-первых — российская экономика переживает тяжелейший кризис.
Во-вторых — эта политика формируется в услових усиления конкуренции на мировых рынках капиталов (а это подталкивает к предоставлению зарубежным инвесторам различных льгот, что, в конечном счете, ведет к удушению отечественного производителя).

В-третьих — в силу объективных условий степень готовности экономики России к приему иностранного капитала на данный момент недостаточно высока.
Наряду с объективными факторами в деле привлечения иностранных инвестиций в Россию имеется и ряд субъективных.

Законодательство и социально-политическая обстановка в России 1991—1998 гг. создают менее благоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций, чем те, которые существовали в СССР 1985—1990 гг. Не способствуют успешной реализации проектов иностранных инвесторов в России очевидная политическая нестабильность, неоправданно высокий экономический риск, постоянно ухудшающийся инвестиционный климат. Сегодня в рейтинге инвестиционной привлекательности Россия опускается все ниже. Ее место — в середине второй сотни рядом с Заиром, Албанией, КНДР (первое место в мировых рейтингах в последнее время занимает Япония, последнее — Куба).

Еще одно обстоятельство, препятствующее успешной реализации инвестиционной политики, заключается в том, что этот процесс протекает во многом стихийно, несмотря на принятую в июне 1992 г. Комитетом по иностранным инвестициям при Минфине РФ программу привлечения ино-странных инвестиций в экономику России. И это все вследствие того, что с 1992 г. внешнеэкономическая политика страны претерпевает постоянные изменения, что требует внесения существенных корректировок в данную программу.

К этому же ряду обстоятельств необходимо отнести и правовую неразбериху, недостаточную проработанность нормативных актов: принимаемые правовые документы то и дело вступают в противоречие с принятыми ранее, зачастую они толкуются произвольно, а подчас оформлены так, что просто непонятны не только иностранным инвесторам, но и российским специалистам.

Нынешняя ситуация изменится лишь в результате радикального пересмотра основополагающих подходов в государственной политике привлечения, защиты и эффективного использования иностранных инвестиций, дельнейшего разграничения законодательных полномочий министерств и ведомств по вопросам иностранных инвестиций в РФ, организации более эффективной защиты рынка ценных бумаг в стране, корректировки налоговой политики.

КАКИЕ ИНВЕСТИЦИИ НУЖНЫ?
Наиболее перспективными для отечественной экономики являются среднесрочные (на 5—7 лет) и долгосрочные (на 10 и более лет) прямые инвестиции в различные отрасли науки и промышленности страны, поскольку:
  Сегодня ежегодный приток иностранных инвестиций в экономику европейских стран превышает 15% от ВВП, в экономику США — 10%, в экономику России — не более 1,5%.

Издан Указ Президента РФ от 10.06.94 г. № 1199 “О некоторых мерах по стимулированию инвестиционной деятельности, в том числе осуществляемой с привлечением иностранных кредитов”. В целях стимулирования западных инвестиций в российскую экономику Правительством принято решение о созданиии постоянно действующего рабочего комитета Совета по иностранным инвестициям и российского центра по поддержке иностранных инвестиций.

Наибольшая активность ино-странного капитала в настоящее время наблюдается на российском фондовом рынке, где иностранные инвесторы не напрямую, а через российских посредников скупают акции приватизированных предприятий и стремятся получить доступ к управлению предприятиями со скрытым потенциалом. Этой активности способствуют и весьма невысокие цены, по которым на аукционы выставляются наши предприятия. Например, РАО “Газпром” оценен всего в 228 млн. долл., “АвтоВаз” — в 44,5 млн., столичный ЦУМ — в 13,6 млн., а огромная гостиница “Космос” в Москве — в 23,5 млн. долл.

По имеющимся данным, финансовый центр “Столица” по поручению американской фирмы “Никон Си Корпорейшн” активно скупает акции российских предприятий авиационной промышленности, в том числе АО “Тушинский машиностроительный завод”, “Воронеж”, корпораций “Рубин”, “Авионика”, НИЛИЦ “Взлет”. Таким образом, получив кон-трольные пакеты акций приватизированных предприятий, американская компания будет иметь возможность контролировать производство выпускаемой ими оборонной продукции.

Новой тенденцией является возрастание доли предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам. Объясняется это прежде всего трудностями “стыковки” ино-странных и российских партнеров, представляющих принципиально разные типы хозяйствования, в силу чего совместные предприятия оказываются недостаточно гибкими и эффективными по западным меркам.
Общеизвестно, что большая часть совместных и чисто иностранных предприятий сосредоточена в сферах торговли, посреднических, консультативных услуг, финансовых и экспортно-импортных операций, а также в сфере транспортного, рекламного, туристического и гостиничного бизнеса. Иностранные фирмы не заинтересованы в развитии наших высокотехнологичных и интеллектуальных производств, космической, авиационной техники, электроники, генной инженерии, т.е. секторов, которые имеют высокий конкурентный потенциал.

Совместные же предприятия, занимающиеся разработкой нефтяных месторождений по имеющимся у них лецензиям, практически всю нефть экспортируют за рубеж, причем российской стороне достается не более 10% от полученной прибыли.
Выгодными для иностранного капитала за счет дешевой рабочей силы и быстрого роста цен являются сферы переработки пищевой продукции и производства моющих средств, парфюмерно-косметических товаров и медикаментов. Износ машин и оборудования, неразвитость транспортной ин-фраструктуры не отпугивают иностранный капитал от инвестиций в ресурсоемкие, энергоемкие, трудоемкие и особенно экологически грязные производства.

ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ «ЗА» И «ПРОТИВ»
чить возникшую в мире тенденцию технологического противостояния и противоборства между различными государствами и их блоками. При неблагоприятных условиях развития и использования собственных технологий, некоторые государства, в том числе и Россия, могут попасть в полную технологическую зависимость от других стран за счет массового перехода на производство конечного продукта по западным технологиям и отстранения от ключевых этапов технологических процессов, т.е. от разработки. Так, уже сейчас Россия находится в значительной зависимости от ряда западных стран в области информационного обеспечения, изготовления лекарственных препаратов, пищевых технологий и т.д.

Из вышеуказанного следует, что необходимо:
 

Отсюда можно сделать вывод о том, что иностранные инвестиции в российскую экономику, несмотря на их положительные стороны, на данном этапе развития страны должны браться под строгий контроль со стороны государства с целью недопущения нанесения ущерба экономической и политической без-опасности России.

Пути выхода из данного положения лежат в плоскости оздоровления инвестиционного климата в стране и введения мер протекционизма национальным производителям в сферах, где этого требуют интересы безопасности России.
Для этого необходимо:
 

Особое внимание при решении данной проблемы необходимо уделить взамиоотношениям Центра и регионов.

Бесспорным преимуществом России на сегодняшний день является ее огромный внутренний рынок. Однако действия регионов, стремящихся ко все большей и большей самостоятельности, вводящих местные налоги, льготы, ограничения и т.д., быстро его сужают.

Из этого следуте вывод — общеполитическим условием изменения ситуации в привлечении иностранных инвестиций является сохранение единого экономического пространства нашей страны. В соответствии с Указом Президента РФ № 1199 региональная и отраслевая самостоятельность в регулировании иностранных инвестиций пресечена, но на практике она все еще существует, и в занчительных масштабах, что представляет собой внутреннюю угрозу экономике страны.

ВЫВОДЫ
В связи с вышеизложенным, необходимо разработать концепцию разделения функций Центра и местных органов власти в области внешнеэкономической деятельности. Эту концепцию необходимо законодательно оформить.

В тактическом плане также необходимо реформировать систему налогообложения пред-приятий с иностранными инвестициями. Новая налоговая система должна быть стабильной, а ее изменения — предсказуемыми, причем не только для иностранных, но и для всех предпринимателей.

Налоговая система практически распространяет на иностранных инвесторов национальный режим налогообложения, хотя и при наличии некоторых незначительных льгот. В целом действующая налоговая система одинаково тяжела для национальных и иностранных инвесторов.

Необходимо отметить закономерность — чем выше экономическое развитие страны, тем свободнее в ней режим иностранных инвестиций.
В то же время, и это чрезвычайно важно, опыт развития других государств показал: главную роль при выборе страны вложения капитала играют не меры стимулирования, а состояние ее экономики — масштабы рынка, темпы развития, уровень инфляции, налоговая политика, взаимоотношения Центра и регионов, нормативно-законодательная база и т.д.

Для выхода из экономического кризиса наша страна прежде
 всего должна опираться на свои силы и средства. Однако построение современной экономики вне тесного взаимодействия с мировым хозяйством невозможно.
Иностранные инвестиции выступают важным рачагом в этом взаимодействии.

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]