Таблица 5

Принципы рыночной и эффективной стратегии

  

РЫНОЧНА СТРАТЕГИЯ

ЭФФЕКТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ

Внешнеторговая политика

ПРИНЦИПЫ

ПРИНЦИПЫ

Либерализация внешней торговли, присоединение к

ГАТТ/ВТО на принципах открытой экономики.

 

 

Подчинение регулирования внешней торговли реализации эффективной национальной стратегии и присоединение к ГАТТ/ВТО для получения статуса равноправного торгового партнера на мировом рынке с международным признанием национальной стратегии.

 

 

Их реализация:

сырьевая ориентация экономики, рост выпуска экологически опасной продукции, усиление зависимости от

мировых цен на сырье, рост продовольственной и технологической зависимости.

 

 

 

Их реализация:

Развитие экономики России как единого народнохозяйственного комплекса, уменьшение зависимости от тенденций в мировой экономике.

Валютная политика

ПРИНЦИПЫ

ПРИНЦИПЫ

Девальвация национальной валюты для стимулирования экспорта и ревальвация для стимулирования притока иностранных инвестиций; либерализация финансового рынка России; реструктуризация внешнего долга с учетом возможностей российского бюджета по погашению внешних долгов.

 

 

Устойчивым рост реальной платежеспособности национальной валюты, регулирование движения капиталов и внешней финансовой задолженности с учетом возможностей национальной стратегии и без ущерба благосостоянию другим странам.

 

 

Их реализация:

Их реализация:

Устойчивый рост реальной платежеспособности национальной валюты обеспечивается за счет роста производства благ, пользующихся высоким спросом населения на потребительском рынке, регулирования движения капиталов и отсутствия инфляции; за счет роста реальной платежеспособности рубля уменьшается внешняя задолженность и наращиваются золотовалютные резервы России;

Степень девальвации и ревальвации рубля определяется темпами инфляции, балансом притока и оттока иностранного капитала, золотовалютными резервами России, поддержка стабильного курса рубля обеспечивается за счет роста внешней задолженности и исчерпания золотовалютных резервов России;

РЫНОЧНА СТРАТЕГИЯ

ЭФФЕКТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ

либерализация движения капиталов ведет к бесконтрольной утечке его за рубеж, скупке национальных предприятий иностранным капиталом, усилению зависимости национальной экономики от движений спекулятивного капитала в мировой экономике; погашение внешней задолженности осуществляется за счет привлечения новых займов и исчерпания золотовалютных запасов России; долгосрочная реструктуризация внешнего долга и построение новых платежных отношений с должниками бывшего СССР, учитывающая возможности российского бюджета по погашению внешних долгов.

регулирование движения капиталов для их эффективного использования в реализации национальной стратегии без ограничения расчетов по текущим операциям страны ведет к уменьшению зависимости России от нестабильности международных финансовых рынков и не наносит при этом ущерба другим странам; регулирование внешней задолженности осуществляется за счет динамичного подъема экономики; долгосрочная реструктуризация внешнего долга и построение новых платежных отношений с должниками бывшего СССР, учитывающие возможности национальной стратегии, и без ущерба благосостоянию другим стра нам; возвращение через Интерпол российских вкладов в иностранных банках.

 

Институциональная политика

ПРИНЦИПЫ

ПРИНЦИПЫ

Преобразование экономических институтов в соответствии с требованиями глобализации по подчинению экономики России для распродажи ее национальных ресурсов.

Преобразование экономических институтов в соответствии с требованиями разработки и реализации зффективной национальной стратегии без нарушения норм международного права. Задачами стратегии определяются формы собственности.

Их реализация:

а) По отношению к органам управления: либерализуя экономику, высшие органы управления экономикой переносят ответственность на нижестоящие уровни управления.

б) По отношению к финансово-кредитным институтам: ограничивается ответственность Банка России за стабильность национальной валюты и состояние платежного баланса; осуществляется региональная дезынтеграция финан сово-кредитной системы;

стимулируется спекулятивная деятельность коммерческих банкой по распродаже национальных ресурсов России международным финансовым корпорациям; беспорядочное создание и банкротство инвестиционных финансово-кредитных институтов, ориентирующихся на спекулятивную практику “коротких” денег; для усложнения финансового контроля хозяйствующие субъекты имеют несколько текущих счетов контроля за финансовой дисциплиной банков и предприятий.

в) По отношению к хозяйствующим субъектам: приватизация государственных хозяйствующих субъектов для пополнения доходов бюджета с последующей распродажей национальных ресурсов международным финансовым корпорациям.

 

 

 

Из реализация:

а) По отношению к органам управления:

высшие органы управления экономикой отвечают за разработку и реализацию эффективной национальной стратегии.

б) По отношению к финансово-кредитным институтам:

Банк России несет ответственность за кредитование эффективной национальной стратегии, стабильность национальной валюты и состояние платежного баланса;

осуществляется региональная интеграция финансово-кредитной системы; определяется список уполномоченных коммерческих банков, прямо работающих на реализацию на циональной стратегии, стимулируется их вклад в рост эффективности производства; создание Центрального инвестиционного банка, координирующего деятельность уполномоченных инвестиционных институтов для реализации национальной стратегии; все хозяйствующие субъекты имеют единственный текущий счет в коммерческом банке и инвестиционный счет и осуществляют платежные расчеты че рез банки на основании договоров.

в) По отношению к хозяйствующим субъектам:

независимо от формы собственности определяется список уполномоченных корпораций и предприятий, которые работают на реализацию эффективной национальной стратегии.

Структурно-инвестиционная политика

ПРИНЦИПЫ

ПРИНЦИПЫ

Приоритетное развитие экспорториентированных отраслей и в первую очередь топливноэнергетического комплекса.

Отраслевые приоритеты подчинены реализации эффективной национальной стратегии и без ущерба благосостоянию других стран.

Их реализация:

Их реализация:

либерализация внешней торговли и ориентация внутренних цен на мировые ведет к перераспределению финансовых ресурсов в пользу развития сырьевых отраслей; растущая задолженность хозяйствующих субъектов и бесконтрольность в распределении доходов определяют текущее “проедание” инвестиций и рост привлечения иностранных инвестиций.

Государственная Дума определяет распределение добавленной стоимости между конечными целями производства; исходя из государственных приоритетов и бизнес-планов конкурирующих производителей составляется межотраслевой баланс развития (МОБ) для определения распределения инвестиций, то есть эффективная национальная стратегия.

Политика ценообразования

а) На потребительском рынке

а) На потребительском рынке

ПРИНЦИПЫ

ПРИНЦИПЫ

Соответствие цен на потребительском рынке ценам

равновесия, балансирующим спрос и предложение.

Соответствие цен на потребительском рынке ценам равновесия, но на период преодоления инфляции цены на продукты первой необходимости замораживаются.

Их реализация:

в условиях спада производства и роста предложения инвалюты цены на продукты первой необходимости растут, что раскручивает инфляцию.

 б) Цены производителей

Их реализация:

с повышением покупательной способности рубля спрос на доллары падает и контроль за ценами на продукты первой необходимости станет ненужным.

 б) Цены производителей

ПРИНЦИПЫ

Либерализация цен производителей с ориентацией

на мировые цены.

ПРИНЦИПЫ

Соответствие цен производителей реальным затратам.

Их реализация:

 

из-за нарушения паритета цен возникает кризис неплатежей, растет задолженность предприятий, инвестиции “проедаются” на текущие цели, доходы в бюджет не собираются, распродается имущество производителей.

Их реализация:

обеспечивается паритет цен и ликвидируется кризис неплатежей, и создаются условия для эффективного распределения инвестиций для реализации национальной стратегии развития.

Политика доходов

ПРИНЦИПЫ

ПРИНЦИПЫ

Стимулирование спекулятивной распродажи государственной собственности, вывоза прибылей за рубеж и увеличение социального расслоения.

Стимулирование эффективного использования всех форм собственности и сглаживание социального неравенства.

Их реализация:

Их реализация:

снимается контроль государства за темпами роста денежных доходов; растут доходы в сырьевых отраслях и финансово-кредитной сфере за счет уменьшения доходов других отраслей.

устанавливается контроль государства за темпами роста денежных доходов; уровень минимальных доходов устанавливается на уровне прожиточного минимума; поощрительный доход зависит от вклада каждого в реализацию эффективной национальной стратегии.

Финансовая политика

ПРИНЦИПЫ

ПРИНЦИПЫ

Фискальная направленность федерального бюджета, финансовая дезинтеграция России для распродажи национальных ресурсов; усложнение системы налогообложения, способствующий уклонению от уплаты налогов. 

Народнохозяйственная направленность федерального бюджета, финансовая интеграция России с целью реализации эффективной национальной стратегии, упрощение системы налогообложения для улучшения контроля за доходами.

Их реализация:

фискальный подход к определению налоговых ставок делает невозможным составление сбалансированного федерального бюджета, в связи с чем дефицит бюджета все более покрывается иностранными инвестициями, что увеличивает нагрузку на платежный баланс страны и вынуждает правительство идти на секвестирование бюджета;

неравномерность размещения сырьевых отраслей и кредитно-финансовых структур усиливает разделение регионов по уровню денежных доходов населения на территории-доноры и дотационные субъекты.

Их реализация:

на основе МОБ развития в ценах производителей составляется сбалансированный федеральный бюджет со строгим соответствием доходов бюджета его расходам и соблюдением конвенции ООН об устранении двойного налогообложения без ущерба благосостоянию других стран;

комплексное развитие народного хозяйства, направленное на сглаживание неравенства регионов, и составление сбалансированного бюджета будет означать усиление бюджетной интеграции регионов.

Денежно-кредитная политика

ПРИНЦИПЫ

ПРИНЦИПЫ

Бесконтрольность обналичивания безналичных денег, использование банковской системы в качестве посредников по продаже национальных ресурсов на международном финансовом рынке.

Строгое разграничение сфер обращения наличных и безналичных денег, подчинение банковской системы задачам реализации эффективной национальной стратегии.

а) Наличные деньги

а) Наличные деньги

ПРИНЦИПЫ

ПРИНЦИПЫ

Эмиссия наличных денег определяется темпами развития инфляции под контролем МВФ; их нехватка компенсируется увеличением внешней задолженности.

Эмиссия наличных денег определяется суммой стоимости благ, реализуемых на потребительском рынке, и средней скоростью обращения денег.

 

Их реализация:

Их реализация:

бесконтрольное обналичивание безналичных денег и перевод рублей в инвалюту и наоборот, усилива- ет зависимость денежно-кредитной системы от поведения иностранных инвесторов.

сумма стоимости благ потребительского рынка определяется на основе МОБ и баланса денежных доходов и расходов населения в условиях регулирования внешней торговли и движения капиталов.

б) Безналичные деньги

б) Безналичные деньги

ПРИНЦИПЫ

ПРИНЦИПЫ

“Нехватках денег для погашения задолженностей предприятий компенсируется денежными суррогатами и привлеченными средствами иностранных инвесторов.

Безналичная денежная масса определяется объемом продукции, реализуемой между хозяйствующими субъектами, в ценах производителей и скоростьюее обращения.

Их реализация:

Их реализация:

кризис ликвидности, вызванный кризисом неплате-жей, стимулирует рост количества сделок по бартеру, рост взаимозачетов и денежных суррогатов, увеличивает тенденции к региональной дезинтеграции и доппаризации экономики.

хозяйствующие субъекты имеют все необходимые текущие и инвестиционные денежные средства для реализации эффективной национальной стратегии на условиях возврата и уплаты процента.

в) Процентные ставки по операциям банков

в) Процентные ставки по операциям банков

ПРИНЦИПЫ

ПРИНЦИПЫ

Процент за кредит рассматривается как рыночная цена ограниченных кредитных ресурсов, позволяющая банкам получать высокие доходы от их посреднической деятельности.

Процент за кредит рассматривается как плата, взыскиваемая с производителей для покрытия текущих и инвестиционных расходов банков.

Их реализация:

Их реализация:

величина процента за кредит рассчитывается на основе материальных расходов органов денежно-кредитной системы и их вклада в рост эффективности производства.

в условиях либерализации национального финансового рынка процентные ставки определяются под воздействием баланса притока и оттока иностранных инвесторов.

Региональная политика

ПРИНЦИПЫ

ПРИНЦИПЫ

Ослабление федеративного государства из-за роста экономического неравенства регионов в зависимости от размещения на их территории прибыльных или убыточных хозяйствующих субъектов и банков.

Укрепление федеративного государства за счет единых правил участия регионов в подготовке и реализации эффективной национальной стратегии и сглаживания их социального неравенства.

Политика интеграции в рамках СНГ

ПРИНЦИПЫ

ПРИНЦИПЫ:

Ослабление интеграции а рамках СНГ из-за роста долгов государств и их зависимости от предоставления внешних займов.

 

 

 

Усиление интеграции в рамках СНГ за счет совместной разработки эффективной межгосударственной стратегии развития, создания органов межгосударственного регулирования для ее реализации и сглаживания социального неравенства.