Обозреватель - Observer 
Военно-политические проблемы 

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СТРУКТУРЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
В ОБЛАСТИ ВООРУЖЕНИЯ
И РАЗОРУЖЕНИЯ
 

 
 
 
В.Ваниян,
заместитель начальника
Центра обеспечения реализации
международных договоров
Военно-Морского Флота,
капитан 1 ранга
 
В последнее время в печати всё чаще появляются материалы о необходимости совершенствования, оптимизации структур государственного регулирования в области вооружения и разоружения.

Так, в статье «Экономические аспекты государственного регулирования ВПК и разоружение»1 подробно рассмотрены экономические аспекты государственного регулирования военного производства, конверсии, военно-технического сотрудничества с зарубежными странами, подготовки и выполнения международных договоров о сокращении (ликвидации, утилизации) вооружений и выработан ряд рекомендаций.
Анализ подготовки международных договоров показал, что в силу субъективных политических причин вопросам социально-экономического обоснования, экологии, механизмам реализации принимаемых решений уделялось второстепенное значение. В ходе работы имели место и проявилась рассогласованность в деятельности различных российских военных, политических и экономических ведомств, что привело к имеющимся недостаткам принятых решений.

В этой связи, целесообразно более подробно рассмотреть отдельные моменты подготовки и принятия решений, направленных на совершенствование механизма и оптимизации структуры государственного регулирования в области вооружения и разоружения.
 

Исключение параллелизма
и дублирования
в работе управленческих структур
 
Сложившаяся крайне тяжелая ситуация в оборонном секторе экономики вызывает необходимость ликвидации параллелизма и дублирования во всех структурах государства и незамедлительного создания оптимальной системы нормативно-правового и нормативно-технического обеспечения, комплексного подхода и эффективных механизмов государственного регулирования военного производства, конверсии, приватизации, реализации международных договоров о сокращении, ликвидации и утилизации ВВТ, военно-технического сотрудничества, совершенствования финансовой системы обеспечения воен- ных программ, а также мобилизационной подготовки народного хозяйства в условиях сокращения ассигнований на оборону и перехода к рыночной экономике.

Например, вопросами вооружения, разоружения, ВТС, ликвидации и утилизации вооружений в той или иной мере и части занимаются:

—  Комиссия при Президенте РФ по вопросам военно-технического сотрудничества с иностранными государствами;
— Комитет по конвенциальным проблемам химического и биологического оружия при Президенте РФ;
— Главное управление специальных программ Президента РФ;
— Межведомственная комиссия по структурной  перестройке  оборонно-промышленного комплекса;
— Совет по проблемам реструктиризации и развития промышленности;
— Межведомственная комиссия по оптимизации государственного оборонного заказа;
— Межведомственная комиссия по экспортному контролю;
— Консультативный совет по иностранным инвестициям в России;
— Комиссия по вопросам международной технической помощи;
— Совместная консультативная комиссия по вопросам разоружения стран—участников СНГ и др.

Причем, членами почти всех комиссий являются заместители или министры основных министерств. Исходя из анализа деятельности вышеизложенных комиссий напрашивается вывод о создании на их основе единой Правительственной комиссии по вопросам вооружения, разоружения и военно-технического сотрудничества, сняв с них часть обязанностей по военным проблемам или ликвидировав отдельные из них.
Исключение выполнения ведомствами несвойственных для них задач также позволило бы рационально и на профессиональном уровне решать возложенные военные задачи. В противном случае для успешного формирования, функционирования той или иной структуры требуется определенное время, необходимое на организационные мероприятия и для приобретения практических навыков, что, безусловно, будет связано с дополнительными материальными и финансовыми затратами.

Особенно наглядно это видно на примере Военно-Морского Флота, который вынужден с середины 80-х годов решать задачу комплексной утилизации выведенных из состава ВМФ атомных подводных лодок (пла), выслуживших установленные сроки службы, а также атомных подводных лодок с баллистическими ракетами, выведенных из состава ВМФ в соответствии с международным договором (СНВ-1). Также ВМФ вынужден организовывать и выполнять другие сопутствующие работы.

Аналогично, целесообразно вывести все подразделения по обеспечению и контролю за реализацией международных договоров из состава численности Вооруженных Сил РФ (МО РФ), с возложением данных функций на вновь формируемые федеральные органы.

Объединение усилий,
координация работы и взаимодействие заинтересованных министерств и ведомств

С учетом вышеизложенного этот вопрос не требует дополнительной аргументации. Соблюдение данных условий позволит исключить промахи, всесторонне учесть мнение всех заинтересованных министерств и ведомств, устранить параллелизм в их работе, исключить дублирование ими функций, выработать четкий оптимальный механизм координации и управления их работой для реализации принятых решений. Для объединения усилий, координации работы и четкого взаимодействия заинтересованных министерств и ведомств требуется совершенствование и оптимизация организационно-штатной структуры органов управления и обеспечения, занимающихся вопросами вооружения, разоружения и военно-технического сотрудничества. Это приведет к более эффективному использованию выделяемых финансовых средств, что очень важно в условиях резкого сокращения бюджетных ассигнований.

В настоящее время в указанной области государственного управления наметился определенный прогресс. Так, Министерством обороны с заинтересованными министерствами и ведомствами подготовлены предложения по совершенствованию государственного управления в области реализации международных обязательств Российской Федерации по сокращению и ограничению вооружений и военной техники.
Конкретно, было предложено образовать при Правительстве Российской Федерации Федеральный центр по контролю за разоружением (ФЦКР) с возложением на него функций реализации международных обязательств России по сокращению и ограничению вооружений, утилизации и ликвидации вооружений и военной техники, Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении. Руководитель Федерального центра может иметь ранг федерального министра. В ведение Федерального центра предлагалось передать предприятия, организации и воинские подразделения, занятые работами по сокращению и ограничению вооружений, ликвидацией и утилизацией вооружения и военной техники, и в частности:

— действующая в настоящее время структура контроля за выполнением международных договоров;
— Национальный центр по уменьшению ядерной опасности (НЦУЯО) и соответствующие подразделения видов ВС РФ, с исключением их из состава Минобороны;
— выделенные структуры Минатома России с возложением на них функций содержания и утилизации атомных ПЛ и ядерных боеприпасов;
— организации и подразделения Минобороны РФ, занимающиеся вопросами содержания и уничтожения обычных вооружений и химического оружия.

В то же время предлагалось упразднить Комитет по конвенциальным проблемам химического и биологического оружия, возложив его функции на ФЦКР.

Однако в наше динамичное время, учитывая новые требования, опыт работы в советский и постсоветсткий периоды , указанные предложения Минобороны РФ и МИД РФ, предлагается:

Во-первых, образовать единую Правительственную комиссию по вопросам вооружения, разоружения и военно-технического сотрудничества» (ПК ВРС) — (см. схему) координационный орган, решения которого обязательны к неукоснительному исполнению всеми министерствами и ведомствами, обеспечивающими обсуждение, всесторонний анализ проблемных военных вопросов, подготовку решений и механизма их реализации.

Руководство комиссией целесообразно поручить председателю Совета министров РФ. В состав Правительственной комиссии, кроме представителей (в ранге министров или первых заместителей министров) заинтересованных мини- стерств, ведомств и организаций, должны войти представители Совета Безопасности (в ранге заместителя секретаря) и Федерального Собрания Российской Федерации (Совета Федерации и Государственной Думы — в ранге руководителей комитетов по обороне, безопасности и международным делам). Также могут привлекаться к обсуждению представители общественных организаций (Российского союза промышленников и предпринимателей, Совета по внешней и оборонной политике), СМИ, научных и исследовательских учреждений и др.

Правительственной комиссии целесообразно поручить выполнение следующих функций:

— проработки и подготовки предложений по вопросам разработки вооружения и военной техники, формирования государственного оборонного заказа;
— проработки и подготовки предложений по заключению международных договоров в области сокращения и ограничения вооружений, контроля за военной деятельностью и уменьшения угрозы возникновения войны;
— контроля за выполнением международных договоров в области разоружения, в том числе организация и осуществление инспекционной деятельности;
— координации вопросов, связанных с организацией исполнения процедур по ликвидации, демонтажа или переоборудования вооружений, подлежащих сокращению в соответствии с обязательствами по международным договорам;
— координации вопросов, связанных с утилизацией вооружений и военной техники как подлежащих сокращению по международным договорам, так и выслуживших установленные сроки эксплуатации;
— координации вопросов по военно-техническому сотрудничеству с зарубежными странами и др.

Для подготовки к обсуждению проблемных вопросов, обеспечения оперативной работы Правительственной комиссии представляется целесообразным создать работающий на постоянной основе Комитет.

Основная задача комитета — подготовка для обсуждения комиссией проблемных вопросов, выработки согласованных предложений, касающихся государственной военно-технической политики, урегулирование сложных вопросов, возникающих при разработке, производстве, экспорте и импорте вооружений и военной техники, а также определение мер по подготовке международных договоров, реализации программ вооружения, разоружения, приватизации и конверсии оборонных предприятий и др.

Комитет должен иметь право запрашивать у органов исполнительной власти необходимую информацию и заслушивать их руководителей, а также вносить свои предложения в правительство.

Во-вторых, создать Федеральную службу России по вооружению, разоружению и военно-техническому сотрудничеству (ФС ВРС России).

Руководитель Федеральной службы должен иметь ранг федерального министра.

Такой орган, замыкаясь на одну координационную Правительственную комиссию ВРС сможет обеспечить комплексный подход и применить наиболее эффективный механизм государственного регулирования военного производ- ства, конверсии, приватизации, реализации международных договоров о сокращении, ликвидации и утилизации ВВТ, военно-технического сотрудничества в условиях сокращения ассигнований на оборону и перехода к рыночной экономике.

На ФС ВРС России возложить следующие обязанности:

1. Выполнение функций государственного заказчика, бюджетополучателя и распорядителя финансовых средств на всю военную структуру государства;
2. Обоснование и формирование в составе федерального бюджета финансовых средств на всю военную структуру РФ;
3. Осуществление управления расходованием выделенных средств из федерального бюджета, специальных фондов, инвестиций и выделяемых средств в виде оказания помощи, например:

— По «программе Нанна-Лугара», предусматривающей  сотрудничество  между  США и СССР» в трех областях:

  • уничтожение ядерного, химического и иного оружия;
  • транспортировка, хранение, демонтаж и обеспечение безопасности вооружений, подлежащих уничтожению;
 
 и военно-технического сотрудничества
  • создание поддающихся проверке гарантий против распространения подобных вооружений, всего на сумму более 973 млн. долл.
— По «Соглашению с Японией об оказании помощи России по уменьшению ядерной опасности и обращению с радиоактивными отходами», всего на сумму 78 млн.долл.;
— По «Соглашению между Российской Федерацией и Королевством Норвегии в области охраны окружающей среды в связи с комплексной утилизацией российских атомных подводных лодок, выведенных из состава ВМФ в Северном регионе и повышения ядерной и радиационной безопасности», всего на сумму более 50 млн.долл. Сфера действий существующих проектов, которые подлежат реализации на основе этого соглашения, охватывает не только атомные подводные лодки, но и атомный ледокольный флот и Коль-скую атомную электростанцию и др.

В ведение Федеральной службы ВРС предлагается передать предприятия, организации и воинские подразделения (с выделением их из состава Минобороны РФ, Минатома, Минэкономики и других министерств), задействованных в работах по сокращению и ограничению вооружений, ликвидации и утилизации вооружений и военной техники.

 В составе ФС ВРС России образовать:

1. Департамент вооружения и государственного оборонного заказа на основе подразделений Минэкономики и Минобороны РФ. В состав департамента могут войти подразделения министерств, ведомств и предприятия, задействованные в разработке и производстве ВВТ, а также представительства заказчика за качеством разработки ВВТ и приемке готовой продукции на основе военных представительств МО РФ.

Так, по указанным вопросам может быть включена часть следующих структур МО РФ:

— Управления начальника вооружений Во-оруженных Сил;
— Управления военной политики;
— Комитета по военно-технической политике;
— Управления военно-экономического анализа и экспертиз;
— Центра военно-стратегических исследований Генерального штаба;
— Центра оперативно-стратегических исследований ГШ ;
— Государственной технической комиссии и др.

2. Департамент контроля за разоружением на основе подразделений Минобороны, МИД, ФСБ. В его состав включается Управление по контролю за выполнением договоров ГШ ВС РФ, НЦУЯО, а также центры, отделы, группы видов ВС РФ по реализации международных договоров, подразделения министерств, ведомств и предприятий, задейственные в разработке и производстве ВВТ.

3. Департамент ликвидации и утилизации вооружения и военной техники на основе подразделений Минатома, Минобороны и Минэкономики РФ, куда могут войти структурные подразделения министерств, ведомств и предприятия, задействованные в утилизации и ликвидации. Так, на выделенные структуры Минатома России возложить функции содержания и утилизации атомных ПЛ и ядерных боеприпасов; на организации и подразделения Минобороны РФ — вопросы содержания, ликвидации и утилизации обычных вооружений и химического оружия.

4. Департамент военно-технического сотрудничества на основе подразделений Минторга, МИДа, Минобороны (Главного управления международного военного сотрудничества МО, Главного управления торговли МО, Центрального управления материальных ресурсов и внешнеэкономических связей) и др. Департамент может руководить деятельностью федеральных государственных унитарных предприятий (ГК «Росвооружение», «Промэкспорт», «Российские технологии») и др.

Необходимо подчеркнуть, что важность ком-плексного решения указанных вопросов с точки зрения системного подхода (от замысла создания вооружений и военной техники до полной её утилизации) заключается в том, чтобы не разрушались связи между ними, чтобы каждая из подсистем в виде департамента или других структурных подразделений существовала и развивалась ради других, а не изолированно от них. Помогать этому, а соответственно и обеспечивать, должны соответствующие государственные институты через систему правовых, организационных, политических и иных мер.

Изложенные мысли и предложения являются одним из вариантов возможного решения важной государственной проблемы. Безусловно необходима их дальнейшая более глубокая проработка, корректировка как с точки зрения организационной, так и функциональной. Участие в этой работе специалистов позволило бы помочь органам государственной власти обеспечить эффективные способы государственного управления важными процессами национальной безопасности, экономики и политики.

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]