Обозреватель - Observer
Право

УРОКИ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Т.Кононенко, депутат Мурманской областной Думы, председатель Комитета по социальной политике, здравоохранению и делам военнослужащих

Закон и человек. Данный тезис привлекает внимание все более широкой российской общественности, озабоченной проблемой становления правового государства. Именно в этом аспекте оценивается роль законодательных органов, деятельность депутатов всех уровней. Причем приоритетным является анализ с позиции права, а политическая линия законодателя рассматривается, прежде всего, в ракурсе его социальной ответственности перед народом, от чего, собственно, напрямую зависит самочувствие людей в процессе общественного развития.

Главным для власти, коль скоро она хочет обрести и сохранить гуманистическую сущность, должна стать забота о развитии человеческого потенциала.

На первом заседании Мурманской областной Думы в декабре 1994 г. была сформирована Постоянная комиссия по охране здоровья и социальной защите населения. Затем она преобразовалась в Комитет по социальной политике, делам малочисленных народов Севера и военнослужащих, а в 1999 г. — в Комитет по социальной политике, здравоохранению и делам военнослужащих.

Вот основные этапы работы:

  1. Одним из первых законов, разработанных и рекомендованных комиссией к принятию Мурманской областной Думой, был Федеральный закон «О внесении дополнений в Закон РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР». В целях разрешения проблемы дополнительного финансирования социально незащищенных детей, находящихся на полном государст-венном обеспечении, депутаты сочли необходимым внести изменение в законодательство. Предложенное дополнение в ст. 73 Федерального закона «О государственных пенсиях в РСФСР» предполагало, что разница между назначенной и полагающейся к выплате пенсии детям, находящимся в детских учреждениях на полном государственном обеспечении, будет перечисляться на счета этих учреждений. Вышеназванный Федеральный закон был принят Государственной Думой РФ. В результате прекратилось использование пенсий в своих личных целях родителями из семей с неблагоприятным микроклиматом и существенно улучшились условия содержания детей в детских домах и интернатах.
  2. Одним из основных направлений работы комитета являются вопросы, связанные с подготовкой законопроектов об областном бюджете. По инициативе депутатов в расходах бюджета предусматривались, в частности, дополнительные средства на приобретение оборудования и строительство здания судебно-медицинской экспертизы, психоневрологического диспансера, областной больницы, туберкулезного диспансера. С 1998 г. отдельной строкой в расходах бюджета закладываются средства на организацию оздоровления детей работников бюджетной сферы. Внимательно рассматривались предложения по дополнительному финансированию по разделу «Социальная политика»».

    Комитет ведет активную работу с Территориальным фондом обязательного медицинского страхования. Мурманским региональным отделением Фонда социального страхования РФ, отделением Пенсионного фонда РФ по Мурманской области и департаментом Федеральной Государственной службы занятости населения по Мурманской области.

  3. Депутаты комитета постоянно работали над законодательным обеспечением развития системы здравоохранения региона, что способствовало ее укреплению.

    Особого внимания заслуживает Закон Мурманской области «Об основах организации борьбы с туберкулезом в Мурманской области», необходимость принятия которого была вызвана угрожающим ростом заболеваемости туберкулезом в регионе.

    В частности, смертность от туберкулеза увеличилась за последние годы в 4 раза, общая заболеваемость туберкулезом — в 2 раза, у детей — в 2,5 раза, а в учреждениях исполнения наказаний — в 3 раза. Настораживал рост заболеваемости среди медицин-ских работников.

    Сложная эпидемиологическая ситуация по туберкулезу в Мурманской области обусловлена не только ухудшением социально-экономических условий в стране, но и недооценкой актуальности самой проблемы. Отсутствие соответствующей законодательной базы на федеральном и областном уровнях препятствовало снижению заболеваемости, что, в свою очередь, наносило предприятиям и организациям экономический ущерб, прежде всего за счет высокого уровня временной и стойкой утраты трудоспособности и смертности.

    Настоящий закон регламентирует организацию противотуберкулезной помощи населению Мурман-ской области, определяет права и обязанности граждан по защите от инфекции и социальные гарантии при возникновении заболевания. Предусмотрена также ответственность должностных лиц, медицинских работников и граждан.

    Социальные гарантии работникам противотуберкулезных учреждений установлены в виде обязательного государственного личного страхования в размере 120 месячных должностных окладов за счет средств областного бюджета в случае заражения туберкулезом при исполнении своих служебных обязанностей, а также в случае наступления в связи с этим инвалидности или смерти от заболевания, связанного с туберкулезной инфекцией. Определен порядок санаторно-курортного лечения.

    Постановлением губернатора Мурманской области от 23.01.98 № 31 была утверждена региональная Программа «Защита населения Мурманской области от туберкулеза» на 1998—2002 гг., что позволило значительно увеличить ассигнования на борьбу с недугом. Об этом свидетельствуют следующие данные: в 1995 г. на эти цели было израсходовано 6318 тыс. руб., в 1996 — 7824 тыс. руб., в 1997 — 10150 тыс. руб., в 1998 — 10133 тыс. руб., в 1999 — 18369 тыс. руб.

  4. Озабоченность как исполнительной, так и законодательной власти вызывал неуклонный рост среди населения Мурманской области заболеваний, передаваемых половым путем. Особенно беспокоило катастрофическое снижение возраста заболевших. Для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в регионе требовалось, в соответствии с законодательством РФ об охране здоровья граждан, установление организационных и экономических основ системы защиты населения от венерических заболеваний. С учетом ситуации депутатами комитета был разработан Закон Мурманской области «О защите населения от заболеваний, передаваемых половым путем (ЗППП), и предупреждении их дальнейшего распространения на территории Мурманской области».
  5. Следует особо отметить актуальность Законов Мурманской области «О дополнительных льготах донорам крови в Мурманской области», «О внесении изменения в Закон Мурманской области «О дополнительных льготах донорам крови в Мурманской области», уточнивших и дополнивших перечень льгот донорам крови, предоставленных Законом Российской Федерации «О донорстве крови и ее компонентов». Были законодательно установлены: 50%-ное снижение размера оплаты коммунальных услуг, бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта, другие льготы. Изменены нормы заготовки платной крови учреждениями здравоохранения Мурманской области.

    Усилен депутатский контроль за выполнением областной Программы развития донорства и деятельности учреждений, осуществляющих заготовку, переработку, хранение донорской крови, ее компонентов и препаратов на 1997—1999 гг., утвержденной Мурманской областной Думой. В соответствии с Программой разработана система мероприятий, направленных на удовлетворение потребностей лечебно-профилактических учреждений в гемотрансфузионных средствах и совершенствование профилактики посттрансфузионных осложнений. Предусмотрено дополнительное финансирование мероприятий, включенных в Программу.

    21 марта текущего года по инициативе комитета областной Думы по социальной политике, здравоохранению и делам военнослужащих состоялись депутатские слушания по теме: «О практике исполнения Закона Мурманской области «О дополнительных льготах донорам крови в Мурманской области». В слушаниях приняли участие депутаты областной Думы, представители Администрации области, органов местного самоуправления, работники учреждений здравоохранения.

    Участники слушаний отметили необходимость внесения изменения в областной закон в части увеличения процента сбора платной крови, централизации в областном бюджете финансовых средств, направляемых на обеспечение работы учреждений здравоохранения, осуществляющих заготовку, переработку, хранение донорской крови, а также усиления агитационной работы среди населения и увеличения компенсации донорам крови в соответствии с прожиточным минимумом.

    Областной Думе рекомендовано внести изменения и дополнения в Закон Мурманской области «О дополнительных льготах донорам крови в Мурманской области», разработать и внести в качестве законодательной инициативы в Государственную Думу РФ проект Федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О донорстве крови и ее компонентов». Губернатору Мурманской области предложено инициировать продление срока действия областной Программы развития донорства, правительству Мурманской области — решить вопрос о механизме компенсации отделениям станции переливания крови финансовых средств, израсходованных на питание доноров крови. Соответствующие рекомендации бы-ли даны также Комитету по здравоохранению Администрации Мурманской области, органам местного самоуправления, областному комитету Российского общества Красного Креста.

  6. Известно, что одним из факторов социальной напряженности в обществе является проблема лекарственного обеспечения населения. Разработка законопроекта «О лекарственном обеспечении населения Мурманской области» связана с необходимостью решения назревших вопросов насыщения рынка качественными лекарственными средствами и обеспечения доступности их для всего населения, особенно для малоимущих граждан. В проекте закона определены принципы государственной политики в данной сфере. В соответствии с ними гарантируются доступность и безопасность лекарственных средств, а также изделий медицинского назначения, исключаются многозвенные поставки жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, регулируются взаимодейст-вия органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий и организаций, независимо от форм собственности. Четко устанавливаются формы государственного контроля над ценообразованием.
  7. Важным для жителей края стал Закон Мурман-ской области «О строительстве (приобретении) жилья для граждан, выезжающих за пределы Мурман-ской области». Понятно, почему он был объективно необходим. За последние годы произошло ухудшение социально-экономической ситуации в стране, особенно в северных регионах. Рост безработицы, ограниченность финансовых ресурсов для обеспечения функционирования бюджетной сферы и содержания лиц, нуждающихся в социальной защите, свертывание производства, ликвидация населенных пунктов повлекли за собой нарастание миграционных потоков из рай-онов Крайнего Севера в другие регионы страны.

    Отсутствие законодательной базы по переселению северян не позволяло регулировать оказание финансовой помощи гражданам, выезжающим из Мурман-ской области, мешало предотвратить многочисленные сложности, возникающие при переселении.

  8. Суровые климатические условия Заполярья, экстремальная экологическая обстановка в регионе пагубно сказываются на здоровье подрастающего поколения, что влечет за собой неуклонный рост числа хронически и часто болеющих детей. С учетом этих обстоятельств разработан законопроект «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в Мурманской области». Он нацелен главным образом на решение многих проблем, связанных с ор-ганизацией выезда детей и подростков области на отдых в регионы России с благоприятным климатом.
  9. Резкое снижение уровня жизни населения, повлекшее за собой обнищание наименее защищенных его слоев, потребовало от депутатов, входящих в комитет, больших усилий по разработке проекта закона Мурманской области «О порядке определения прожиточного минимума в Мурманской области». Однако в связи с отсутствием соответствующего федерального закона его пришлось снять с рассмотрения.
  10. Судьба следующего законопроекта «Об адресной социальной помощи в Мурманской области», призванного обеспечить хотя бы минимальный прожиточный уровень основным социально незащищенным категориям населения, еще более сложна. Над его разработкой трудились депутаты как первого, так и второго созывов. В июне 1999 г. закон был принят областной Думой, но, в силу сложившихся обстоятельств, не подписан губернатором Мурманской области. В мае текущего года областная Дума приняла закон в окончательной редакции. Возможно, что он наконец-то позволит перейти от высокозатратной и малоэффективной системы социальных льгот к более гибкой и адресной системе социальной помощи. Это, в свою очередь, наверняка приведет к повышению эффективности расходования государственных средств и к оздоровлению социально-экономической ситуации в области.
  11. В современных рыночных условиях возникла необходимость принятия взаимоприемлемых решений в согласовании сложных, порой противоречивых интересов правительства, наемного рабочего и работодателя. Именно в целях регулирования социально-трудовых отношений областной Думой был принят Закон Мурманской области «О социальном партнерст-ве в Мурманской области», устанавливающий правовые основы реализации данного вида общественных контактов.
  12. Депутатами комитета была предпринята попытка введения дополнительных ограничений на розничную реализацию алкогольной продукции в целях защиты здоровья и жизни граждан, а также привлечения дополнительных финансовых ресурсов на покрытие дефицита областного бюджета. Принятый в первом чтении проект закона «О налоге с продаж на вино-водочные изделия и пиво», к сожалению, был снят с рассмотрения, поскольку его реализация была невозможна ввиду отсутствия соответствующих нормативных правовых актов на федеральном уровне.
  13. В декабре 1998 г. состоялось выездное заседание по проблемам социально-экономического положения коренных малочисленных народов Кольского Севера.

Вся деятельность депутатов нацелена на главное — на усиление социальной защищенности жителей Кольского Севера, обеспечение конституционных прав избирателей.

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]