Обозреватель - Observer
Внутренняя политика

Доклад председателя Всероссийского Союза "Обновление" А.П. Владиславлева

Уважаемый Президент Российской Федерации!
Уважаемые делегаты форума!

Сегодняшний день имеет все основания быть отмеченным в истории нашего Отечества как день решительного объединения всех разумных политических сил и движений, озабоченных будущим России.

"Гражданский союз" стал реальностью не по воле тех или иных политических лидеров. Наш Союз родился как ответ на широкое общественное движение в пользу национального согласия. демократии и уважения человеческого достоинства. Нам предрекали раскол и уход в политическое небытие. Нас называли и "красными баронами". и "перекрасившейся номенклатурой", и "партией войны". Нас хотели представить в виде врагов реформ, в виде сторонников возврата к командной системе в экономике Где теперь эти воинствующие критики? Большей частью они отброшены на периферию политики, на обочину дороги, по которой Россия идет к возрождению и обновлению.

"Гражданский союз" на деле доказал, что объединение сил во имя прогресса общества и благополучия людей на позициях демократического центра - это единственный разумный и перспективный ответ на вызовы нашего времени. Наш Союз действует не с позиций отрицания и тотальной критики, а с позиции созидания, опираясь на реальные возможности и потенциал России. На этой принципиальной основе мы готовы протянуть руку для взаимодействия с любыми партиями и движениями как слева, так и справа, понимая, что такой подход способен укрепить национальное согласие, ограничить разрушительный политический и экономический радикализм.

Разумеется, у нас нет оснований для самолюбования. За время своей деятельности "Гражданский союз" не сумел эффективно реализовать свои фундаментальные установки. Немало было шараханий и неоправданных пауз. Явно недоставало нам координации действий, прежде всего в том, что касается информационной, политической подачи как принципов, так и содержания нашей работы. Надо сделать все. чтобы избежать повторения допущенных ошибок, оправдать надежды многих миллионов россиян на "Гражданский союз" как на наиболее крупную и авторитетную политическую силу российского общества.

Нынешний политический момент в стране достиг переломной черты. В фокус яростной политической борьбы сведены все крупные проблемы жизнеобеспечения государства и общества. Вместо выстраданного людьми движения к согласию и единству, на повестку дня выходит вопрос "кто кого". Экономический кризис, который многими воспринимался как обособленный от политического процесса, породил на деле глубочайший политический, а затем и конституционный кризис. Можно ли было предвидеть такое развитие? Ответ очевиден. Нигде, ни в одном обществе на экономических развалинах никогда не рождалась демократия. Экономический хаос порождает лишь одно-диктатуру, авторитарную модель. Вот и мы, что называется переформировались, когда угроза социального обвала начинает маячить на горизонте. Политики всех окрасов сейчас взахлеб рассуждают о конституционной форме российского государства. Быть ей, дескать, президентской или парламентской. В этом я вижу попытку кое-кого всеми силами сохраниться в политике, даже за счет унижения людей и развала страны. Исторический опыт России, ее вчерашний и нынешний день свидетельствуют об одном - в российском государстве должен быть сильный президент, сильный парламент при их равном уважении к закону и Конституции.

Наш государственный корабль будет кренить на борт до тех пор, пока мы не поймем, что все ветви власти, существующие в стране в соответствии с действующей Конституцией, призваны думать и действовать во имя укрепления российской государственности, во имя создания нормальных условий жизни человека. Пока же эти цели приносятся в жертву политическим амбициям, поиску идеологических врагов, социальному и экономическому экспериментированию.

Политика - это люди, а значит, и их интересы в столкновениях и сочетаниях. Давайте задумаемся, в чем состоит центральный интерес общества? Могу с уверенностью сказать - в стабильности и облегчении тягот жизни, в единстве России и в обеспечении ей достойного места в мире. Нам вместо этого навязывают как чуть ли не вопрос жизни и смерти тему референдума. идею новой Учредиловки. Сейчас уже ясно каждому, что Президента и съезд столкнули лбами те. кто не мыслит себе иного существования как в противостоянии, а борьбе всех со всеми. При этом у них еще хватает совести претендовать на истинный демократизм, на роль святых хранителей ценностей демократической реформы.

Все это мы уже проходили. И неоднократно. Россия сыта революцией по горло. Сейчас нужны не революции, а эволюция сознания людей и отношений в обществе.

Существуют ли механизмы, обеспечивающие такую эволюцию? Да, существуют, и Президент в своем выступлении сформулировал основной замысел. Хотел бы остановиться на этом поподробнее.

Конструктивное взаимодействие всех ветвей власти с целью выхода России из экономическом го кризиса, с целью избежать ее дальнейшего втягивания в конституционный кризис может быть обеспечено принятием Закона о власти в Российской Федерации на переходный период. В нем должны быть отражены права и полномочия Верховного Совета. Президента и Правительства России, а также зафиксированы меры ответственности за соблюдением этого Закона. Гарантом его выполнения наряду с Конституционным судом мог бы быть Совет Федерации во главе с Президентом и Председателем Верховного Совета Российской Федерации. В состав Совета Федерации войдут представители исполнительных органов власти и представители советов республик, краев и областей - субъектов Российской Федерации. С участием Конституционной комиссии этот орган мог бы стать прообразом Конституционного собрания для разработки и принятия новой Конституции России. Таким образом, исчезает необходимость проведения референдума и внеочередного Съезда. Сам Закон можно было бы принять на очередном Съезде народных депутатов, скажем, весной текущего года и рассмотреть программу антикризисных мероприятии в экономике России.

В этом состоят контуры идеи конституционного примирения. Возникшую передышку страна наконец-то сможет использовать для концентрации всех сил и ресурсов на экономической реформе. То, что этим надо заняться и заняться немедленно, думаю, ни у кого сомнений не вызывает. Давайте посмотрим, к чему мы пришли в экономике и что предстоит сделать в первую очередь. Итоги минувшего года свидетельствуют об углублении экономического кризиса.

Продолжает свирепствовать инфляция, темпы ее довольно высоки и вполне реальны опасения гиперинфляции. Снижается жизненный уровень. Почти треть (43 млн. человек) населения имеют доходы ниже прожиточного минимума, рост доходов почти в два раза отстает от роста цен.

Экономическая политика правительства отличалась бессистемностью в отношении регионов. стимулирования развития отдельных отраслей народного хозяйства. Льготы по налогообложению, льготные квоты на вывоз продукции, субсидии раздавались щедрой рукой, но без нужной целевой направленности.

Несмотря на большой объем законодательных актов по экономическим вопросам все еще не создана целостная правовая база рыночной экономики, не обеспечен необходимый шлейф нормативных материалов по принятым законам. не обеспечен должный контроль применения законодательства в хозяйственной практике. 

Динамично росло в сфере экономики количество преступлений корыстной направленности. Незаконный перевод валюты за рубеж и контрабанда стратегических товаров стали настоящим бедствием.

Эти итоги заставляют критически оценить содержание как экономической политики правительства. так и выдвинутой на 1993 г. программы стабилизации положения в экономике.

Ныне можно говорить с полной определенностью, что выбор шоковой терапии не оправдал себя. Уверенность правительства в том. что этими методами буквально в течение считанных недель будут достигнуты равновесие на потребительском рынке и за несколько месяцев финансовая стабилизация, что саморегулирующийся рынок быстро покончит со всеми бедами в экономике, а западные страны щедрой рукой станут раздавать валютные дары за наши демократические "прорывы", как оказалось, не имела над собой серьезного экономического расчета.

Среди фундаментальных причин кризисного состояния экономики надо назвать необоснованную веру в правоту рекомендаций западных экспертов, монетаристских концепции. Правительство фактически взяло курс на устранение государства от регулирования реальных экономических процессов. Все его внимание было сосредоточено на макроэкономической политике. которая в условиях кризиса, господства государственной собственности и отсутствия рыночного сектора и рыночных механизмов оказалась неэффективной. Проблемы стабилизации производства, снижения темпов инфляции не удалось решить за счет достижения бездефицитного бюджета, ужесточения кредитной политики, ограничения денежной массы.

Если исходить из экономических реалий, учитывать объективную ЛОГИКУ экономических явлений и процессов, неизбежно приходишь к выводу, что теперь речь должна идти не о корректировке курса реформ, его отдельных уточнении - возможности для этого уже исчерпаны, -а о том, что надо менять сам этот курс. Необходима целенаправленная система мер по развитию производства, стимулированию предпринимательской активности, резкому увеличению инвестиций. Нужно также обеспечить управляемость народным хозяйством, укрепить аппарат управления, поднять профессионализм занятых в нем работников Требуется значительно большая. чем прежде, степень регулирования экономики со стороны государства.

Предпринимательские круги, многие ученые-экономисты настаивают на разработке системы срочных антикризисных мер, усилении государстве иного регулирования хозяйственной жизнью.

Можно ли рассчитывать на успех предлагаемых мер, выдержанных в духе монетаристских канонов? Это не удалось в прошлом году, когда экономическая ситуация не была столь катастрофичной. Ныне же накоплен громадный инфляционный потенциал. Опять внушительных размеров достигла сумма неплатежей - 4 триллиона рублей на начало 1993 г. Кредитную эмиссию обуздать пока не удается.

К тому же обеспечивать финансовую стабилизацию для России при нынешнем состоянии рублевой зоны. напоминающей дырявое решето, весьма затруднительно.

Неурегулированность денежно-кредитных отношений между Россией и бывшими союзными республиками способна тотчас же свести на нет любой успех в российской финансовой сфере. Наведение порядка в рублевой зоне, согласованность действии входящих в нее участников становятся важнейшими предпосылками преодоления кризиса.

Приходится констатировать, что сегодня происходит фронтальная долларовая интервенция на внутренний финансовый рынок России. Соотношение рубля к доллару - это чудовищный нонсенс. Валютные спекулянты - отечественные и зарубежные - изготовились и уже за бесценок скупают национальное достояние России где, в какой стране курс национальной валюты определяется коммерческой биржей. Таких примеров нет. В результате великая страна оказалась заложником кучки махинаторов, по которым давно плачет уголовный кодекс.

Теперь об антикризисных мерах. Наверное. каждому понятно, что антикризисные меры принесут успех лишь при изменения курса экономических реформ. При реформировании отношений собственности надо отказаться от форсирован нон приватизации, обеспечить реальное равенство различных форм собственности, имеющих под собой соответствующую кредитно-инвестиционную основу, дифференцированную налоговую политику. Государственные предприятия еще долго будут составлять опору экономики. Поэтому нужно решить комплекс проблем. связанных с управлением в государственном секторе. Целесообразно принять закон о государственных предприятиях, корпорациях и управлении в государственном секторе, необходимо установить ответственность государственного предприятия перед собственником, формы реализации его полномочий.

Немедленно перейти к трастовой системе управления государственной собственностью. Тем самым спасем от развала экономику. Программу приватизации важно увязать с решением проблем структурных преобразований в экономике, повышения эффективности производства.

Государственная поддержка частного предпринимательства в сфере производства - через налоговые льготы, преимущества при кредитовании. Амортизационная политика должна быть направлена на стимулирование деловой активности частного капитала в развитии производства продукции, нужной народному хозяйству и населению.

Ключевым элементом стратегии экономических преобразований должна стать целенаправлен на я государственная структурно-инвестиционная политика Необходимо прежде всего восстановить оборотный капитал предприятий аграрно-промышленного комплекса и производящих товары народного потребления до уровня, обеспечивающего их устойчивую работу. Разумеется, здесь нужно отбирать наиболее эффективные производства.

Чтобы вывести из кризисного состояния инвестиционную сферу, придется пойти на расширение централизованных капитальных вложений, инвестиционного кредита в соответствии с конкретными программами структурных изменений по отраслям народного хозяйства, в первую очередь добывающих и перерабатывающих. Программы структурных изменений должны обязательно иметь региональный разрез и быть увязаны с соответствующими региональными программами. Об этом идут разговоры, но практически ничего не делается. Необходимо дать возможность руководству регионов управлять экономическим процессам.

В числе первоочередных видятся и меры по созданию новых инвестиционных институтов, призванных обеспечить аккумуляции вводных капиталов и перелив их в эффективные отрасли и производства. Параллельно должна идти разработка и реализация социальных программ, направленных на повышение благосостояния семей. Высокоразвитый потребительский сектор в экономике может функционировать при массовом потребительском спросе, ориентированном на предметы длительного пользования, имущество, а не на продукты питания самого низкого качества, как это наблюдается ныне.

Правительство, не полагаясь исключительно на рыночные рычаги, должно организовать работу по выявлению неэффективных предприятий, определению их дальнейшей судьбы - перепрофилирования, реорганизации, ликвидации. Понятно, что многое здесь зависит от активности местных органов власти, отраслевых структур.

Первостепенное значение приобретают наведение порядка во внешнеэкономических отношениях, меры по наращиванию экспортного потенциала и прекращению бегства из страны валютных ресурсов, привлечению иностранных инвестиций, установлению реального курса рубля по отношению к доллару. 

"Необходимой корни" пересмотреть налоговую политику, не грабящую производителя, а стимулирующую его деятельность. Нужно совершенствовать систему налогов и ужесточение спроса за уклонение от налогообложения.

Комплекс мер необходим для устранения криминогенной ситуации в экономике. Меры в этом направлении были предложены мною в докладе на Всероссийском совещании по борьбе с преступностью и коррупцией.

Если обобщить все сказанное, то можно констатировать следующее. Положение в экономике и социальной сфере серьезное, но не безнадежное. Страна располагает потенциалом, который позволяет выстраивать стратегию экономической стабилизации и подъема. Мы должны предъявить народу логичную, последовательную и понятную стратегию развития с фиксацией приоритетов, этапов и созданием механизмов управления этим процессом и контроля. Вот настоящее дело, которым мы должны заняться. А не поиском политических противников и конкуренцией властей. Народ у нас действительно терпеливый, но не беспредельно. Это надо помнить всем! 

Е.Г. АНДРЮЩЕНКО, диктор философских наук 


 
[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]