Обозреватель - Observer
Военно-полититические проблемы


 

Договор по ПРО и стратегическая стабильность


Н.ЧЕРВОВ,
генерал-полковник в отставке

 

Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО) подписан в Москве в мае 1972 г., вступил в силу в октябре 1972 г. Он содержит конкретные ограничения систем ПРО СССР (России) и США. Напомним, что в соответствии с Договором запрещается:

  • развертывать системы ПРО на территории своей страны и создавать основу для такой обороны. Каждой стороне разрешено иметь наземную систему ПРО - до 100 ПУ противоракет, не более 100 противоракет на стартовых позициях и не более определенного ограниченного числа РЛС ПРО, - размещенную только в одном районе радиусом 150 км (для России - район Москвы, для США - район базы МБР Гранд-Форкс);
  • создавать, испытывать и развертывать системы или компоненты ПРО морского, воздушного, космического или мобильно-наземного базирования; многозарядные пусковые установки и средства скоростного перезаряжения; противоракеты с более чем одной боеголовкой индивидуального наведения;
  • придавать средствам, не являющимся компонентами системы ПРО, способностей решать задачи борьбы со стратегическими баллистическими ракетами и испытывать их в целях ПРО;
  • РЛС предупреждения о ракетном нападении (после заключения Договора их можно развертывать только по периферии своей национальной территории с ориентацией вовне);
  • разрешается при соблюдении положений Договора модернизация и замена систем ПРО или их компонентов;
  • допускается возможность появления систем ПРО, основанных на иных физических принципах, только применительно к разрешаемым Договором ограниченным районам ПРО и только к стационарным наземным системам. Конкретные ограничения на такие системы ПРО и их компоненты подлежат дополнительному обсуждению и согласованию;
  • не разрешается передавать другим государствам и размещать вне своей национальной территории системы ПРО или их компоненты, ограниченные Договором, а также принимать международные обязательства, которые противоречат Договору.

  •  

     

    Уникальное соглашение

    Договор по ПРО - уникальное соглашение в области контроля над вооружениями. Будучи бессрочным, он почти четверть века является эффективным инструментом предотвращения гонки вооружений, обеспечения стратегической стабильности, достижения глубоких сокращений стратегических наступательных вооружений.

    Высокая значимость Договора по ПРО обусловлена существующей неразрывной взаимосвязью между стратегическими наступательными и оборонительными вооружениями. Если одна сторона создает противоракетную оборону, то другая вынуждена искать средства и способы ее преодоления, чтобы не позволить вероятному противнику обесценить свой наступательный потенциал.

    Все основные положения Договора по ПРО имеют цель запретить создание эффективной обороны против баллистических ракет, что объективно сдерживает рост стратегических наступательных вооружений (СНВ) и побуждает к договоренности об их сокращении.

    В преамбуле Договора говорится:

    "Эффективные меры по ограничению систем противоракетной обороны явились бы существенным фактором в деле сдерживания гонки стратегических наступательных вооружений и привели бы к уменьшению опасности возникновения войны с применением ядерного оружия".

    Только взаимная сдержанность в области противоракетной обороны позволяет продвигаться вперед по пути ограничения и сокращения стратегических наступательных вооружений и уменьшает опасность возникновения ядерной войны.

    В этом суть Договора по ПРО для сохранения стратегической стабильности.
     

    Чего же хотят сегодня США?

    Но это лишь одна сторона проблемы. Другая - связана с американскими претензиями, начиная с Р.Рейгана, на пересмотр Договора по ПРО, его модификацию, толкование в своих интересах, на внесение в него разного рода поправок, изменений, дополнений, направленных на получение односторонних выгод для себя. О чем идет речь? В чем существо "претензий"? Может быть, то, что вырабатывалось в 70-х годах, не учитывало перспективу, в частности современную СОИ или создание какой-либо еще, в том числе нестратегической ПРО? Оказывается, учитывалось все. Обратимся к фактам.

    В ходе переговоров ОСВ-1 американская сторона предложила включить в Договор по ПРО положение, запрещающее системы и компоненты ПРО, основанные на иных физических принципах.

    Советская сторона вначале возражала против этого. Глава делегации СССР В.Семенов аргументировал 20.12.71 г. наше возражение следующим образом:

    "Включение в Договор положения о каких-то "иных системах" ПРО помимо тех, которые известны и которые используют противоракеты, пусковые установки противоракет и РЛС ПРО, создало бы поле для бесконечных недоразумений, споров и подозрений с вытекающими отсюда нежелательными последствиями для отношений между странами. Наша цель состоит в достижении ограничения известных систем ПРО... Можем ли мы включать неизвестные системы в договор по ограничению ПРО, не впадая в опасность придания этому Договору неопределенного и аморфного характера?"

    Американская сторона продолжала настаивать на своем предложении. Член делегации США Г.Браун 20.12.71 г. заявил:

    "Какие есть гарантии, что такие системы, если и когда они будут разработаны, не будут развернуты, вводя тем самым в заблуждение другую сторону, и, по существу, не приведут к обходу цели соглашения и его подрыву? Есть у советской стороны какое-либо альтернативное предложение о том, как можно решить проблему будущих систем ПРО?"

    В ходе дальнейших переговоров советская сторона изменила свою позицию. В качестве компромисса было принято совместное согласованное заявление "Д", разрешающее создание и испытания систем или компонентов ПРО, основанных на иных физических принципах и способных заменить "традиционные" компоненты ПРО лишь применительно к наземному стационарному виду базирования и только в разрешенных Договором районах. При этом статья V, запрещающая компоненты и системы ПРО космического базирования, полностью сохраняла свое значение.

    В таком понимании Договор по ПРО был подписан сторонами и ратифицирован. Все документы были утверждены высшим органом государственной власти США и с этого момента приобрели юридическую силу. Создание, испытание и развертывание систем или компонентов ПРО морского, воздушного, космического или мобильно-наземного базирования запрещаются Договором по ПРО (статья V) независимо от физических принципов, на которых они основаны. Такое понимание положений Договора по ПРО является традиционным ("узким").

    До 1985 г. ни одна администрация США не оспаривала положении Договора по ПРО. Президент Рейган, объявляя о программе СОИ, заявлял, что не имеется намерений нарушить обязательства США по Договору по ПРО. Однако в последующем США, продвигая СОИ, не стали скрывать своих планов выйти за те ограничения Договора, которые были совместно выработаны СССР и США к 1972 г.

    Договор по ПРО несколько раз рассматривался официально в рамках советско-американской Постоянной консультативной комиссии (ПКК), созданной 21 декабря 1972 г. на основании договоренности между правительствами СССР и США для содействия осуществлению целей и положений Договора по ПРО и Соглашения о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны.

    В 1977-м, 1982-м и последующие годы Стороны заявляли о том, что Договор действует эффективно, служит интересам безопасности обеих Сторон и не требует в настоящее время поправок.

    Тем не менее ситуация вокруг Договора по ПРО складывалась весьма противоречиво. Наряду с "узким" (традиционным) со стороны США появилось так называемое "широкое" толкование, согласно которому создание и испытание в реальных условиях систем или компонентов ПРО на иных физических принципах будто бы разрешаются для всех видов базирования, в том числе и космического. А статья V Договора имеет, дескать, отношение лишь к системам или компонентам ПРО "мобильных" видов базирования, основанных только на традиционных принципах.

    Такое толкование Договора основывается на искаженном понимании согласованного заявления "Д", на искусственном вложении в него такого смысла, которого в позициях сторон по этому вопросу не было на момент подписания и ратификации Договора по ПРО.

    Администрация Никсона недвусмысленно заявила сенату во время ратификации, что Договор запрещает разработку и испытания "мобильных" систем ПРО, в том числе и с использованием иных физических принципов. Именно так в свое время понимал и утвердил Договор по ПРО американский сенат. '

    Сенаторы, включая Г.Джексона, Б.Голдуотера, Дж.Спаркмана, Дж.Бакли, - главные участники дебатов в сенате в 1972 г. ясно понимали, что Договор запрещает создание и испытание систем ПРО космического базирования, основанных не только на существующей тогда технологии, но и на новой, которая могла появиться в будущем.

    Об этом свидетельствуют стенограммы дебатов в сенате по вопросу о последствиях для США подписания Договора по ПРО. Во время слушаний в сенате ни представители администрации, ни сенаторы не поднимали вопроса о неправильности такого понимания. В ходе специального обсуждения вопроса о средствах ПРО на новых физических принципах и способах его базирования ни один из выступавших не утверждал, что испытания космических систем или компонентов ПРО такого типа разрешены.

    Глава американской делегации на переговорах ОСВ-1 Дж.Смит заявил, что "широкое" толкование Договора по ПРО американской администрацией равносильно "нарушению Договора". Бывший министр обороны и член американской делегации на переговорах Г.Браун считает, что "широкая" интерпретация Договора Белым домом "надумана".

    Шесть бывших министров обороны США, занимавших посты с 1961 по 1981 г., выступили против "широкого" толкования Договора по ПРО. В письме президенту Р.Рейгану и в конгресс (март 1987 г.) Р.Макнамара, К.Клиффорд, М.Лэйрд, Э.Ричардсон, Дж.Шлессинджер и Г.Браун подчеркнули, что США должны придерживаться традиционной интерпретации Договора, запрещающей "разработку и испытание противоракетной обороны на самолетах, кораблях или в космосе".

    В настоящее время администрация США вроде бы заявила, что она отказывается от прежней политики "широкого" толкования Договора по ПРО и намерена отныне придерживаться "узкой" трактовки документа. Но ведь работы над новыми технологиями в области защиты от баллистических ракет продолжаются. И главный вопрос - соответствие (точнее, несоответствие) их Договору по ПРО - остается.
     

    Взлом под видом "поправок"

    Особую угрозу Договору по ПРО представляют работы США по созданию систем противоракетной обороны с целью защиты войск США и их союзников от баллистических ракет малого и среднего радиуса действия (до 3500 км). Для того чтобы иметь юридическое право на проведение таких работ, США предлагается внести в Договор поправки, направленные на проведение более четкой разграничительной линии между стратегическими и нестратегическими ПРО, что якобы не повлияет на способность Договора ограничить создание стратегических систем противоракетной обороны.

    В печати сообщалось ("Независимая газета", 23.09.94 г.), что Россия будто бы дала понять, что она придерживается такого же мнения и готова согласиться с американскими предложениями (при условии ограничения скорости перехватчика 3 км/с). В действительности эти сообщения СМИ не подтверждаются. Вместе с тем в ходе встреч на высшем уровне президенты России и США не подтвердили и того, что стороны будут неукоснительно соблюдать дух и букву Договора по ПРО. Это дает повод для самого различного толкования проблемы.

    Нам представляется, что с американскими поправками не следует соглашаться. Принятие их ведет к устранению всех ограничений на разработку и развертывание систем противоракетной обороны, в том числе стратегических (под видом нестратегических).

    США могут относительно быстро решить эту проблему и получить крупные военные преимущества. Что касается России, то она вряд ли в состоянии создать подобную систему ПРО ввиду ее дороговизны, отсутствия соответствующей технологии, крайне ограниченных возможностей российской системы РЛС раннего предупреждения.

    Внесение в Договор по ПРО американских поправок не только не укрепит его, а, наоборот, будет равносильно отказу от этого важнейшего Соглашения. Возникнет ситуация, ущербная для всеобщей безопасности: остановится процесс сокращения стратегических вооружений, возобновятся ядерные испытания ядерными государствами, будут подорваны усилия государств в решении вопросов нераспространения ядерных вооружений и ракетных технологий. Под угрозой окажется безопасность России, поскольку ее стратегические силы будут уязвимой целью для первого удара.

      Очевидно, Россия, равно как и США, должна учитывать все эти негативные последствия поправок и изменений Договора по ПРО для стратегической стабильности и не подрывать, а укреплять его, подтвердить свою приверженность, соблюдать в том виде, как он был подписан в 1972 г. Сохранение Договора по ПРО - основа российско-американских отношений, международной стабильности и безопасности.
[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]