Внешняя политика
Обозреватель - Observer


 

Информационное обеспечение внешнеэкономических связей


М.МАРУШКИНА,
кандидат экономических наук

 

Либерализация внешнеэкономических связей России в 1991 г. выявила несостоятельность их информационного обеспечения для государственного регулирования и дальнейшего развития. Небольшое число научных институтов (ИМЭМО АН СССР, Институт США и Канады АН СССР, ВНИИКИ Внешторга СССР, Академия внешней торговли, ВНИИВС ГКС СССР), работавших во внешнеэкономической сфере, обслуживали запросы политической элиты страны и в их задачу не входило создание информационных ресурсов, способных функционировать в рамках компьютерных информационных систем с открытым доступом. Кроме того, потребность в информационном обслуживании внешнеэкономической деятельности была настолько низка, что с этим справлялось небольшое количество специалистов, как правило, накапливающих свое личное досье по определенным разделам, и информационная деятельность в советских институтах практически не считалась первоочередной задачей, в то время как западные научные организации уже были включены в систему создания и поддержания мировых информационных ресурсов. Лишь ИМЭМО с 70-х годов накапливал реферативную базу данных по международным отношениям.
 

Коренное изменение ситуации с открытием внешнеторговых границ России многократно увеличило потребность во внешнеэкономической информации как по количеству, так и по качеству. Тем не менее за 5 лет реформ положение в информационном обеспечении внешнеэкономических связей практически не изменилось. Во-первых, все

федеральные органы, участвующие в управлении внешнеэкономическим комплексом России, практически не ведут профильные базы данных, использование которых необходимо для принятия эффективных решений.

В приведенной таблице дан примерный перечень баз данных (БД), используемых в процессах согласования внешнеэкономических решений.
 
БАЗА ДАННЫХ
ВОЗМОЖНЫЙ РАЗРАБОТЧИК БД
Система мировых экспортно-импортных пошлин Департамент внешнеэкономической деятельности Минэкономики РФ
Национальные режимы прямых иностранных инвестиций Департамент иностранных инвестиций Минэкономики РФ
Списки акционированных предприятий с иностранным участием Госкомимущество РФ
Реализуемые инвестиционные проекты с иностранным участием Департамент иностранных инвестиций Минэкономики РФ
Кредиты, предоставляемые по кредитным линиям зарубежных банков Министерство финансов РФ
Структура внешнего долга России Центробанк, Министерство финансов РФ
Правила реструктуризации долга России развивающимися странами (списки зарубежных и отечественных фирм, участвующих в реструктуризации долга) Департамент внешнеэкономической деятельности Минэкономики РФ МВЭС
Списки научно-технических проектов, профинансированных в рамках федеральных программ Департамент инновационной политики Минэкономики РФ
Адресная база "Торговых точек" МВЭС РФ
Списки проектов Тасис Координатор Минэкономики РФ

Многократно, начиная с 1991 г., выделялись средства, но до сих пор не только не созданы конкретные базы данных, но и не разработана концепция формирования распределенных БД, совместимых в единую систему и доступных в режиме on-line для всех пользователей, работающих в системе принятия государственных решений.

Концепция системы внешнеэкономической информации, предложенная летом 1996 г. для обсуждения, не выдерживает критики - ее идеология устарела еще в момент разработки. Идеология концепции МВЭС опирается на торговую доктрину внешнеэкономических связей России, которая закладывалась в решение вопросов их государственного регулирования в последние 5 лет экономических реформ.

Практически критерием внешнеторговой деятельности России служило положительное сальдо внешнеторгового оборота. Контрактные цены, структура импорта-экспорта, эффективность тарифной системы защиты отечественного рынка, кредитной политики внешних заимствований, политика реструктуризации внешнего долга России мировой финансовой системе и реструктуризации долга стран третьего мира России практически серьезно никем не анализировались. Все решения принимались под давлением текущих обстоятельств. Можно с ответственностью утверждать, что при принятии решений в области государственного регулирования внешнеэкономических связей и принятии решений о крупных внешнеторговых сделках практически не просчитывалась инвестиционная составляющая внешнеторговой деятельности.

Однако есть иные точки зрения.

В частности, доктором экономических наук Э.Г.Кочетовым предложена новая геоэкономическая (воспроизводственная) доктрина взаимодействия национальных экономик, заключающаяся в следующем:

    Во-первых, мировая экономика как совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых национальных и транснациональных структур, объединенных в конечную (замкнутую) геоэкономическую систему, обладает способностью к реструктурированию и последующему движению к динамическому равновесию".

    В мировой экономике интенсивно протекает процесс интернационализации мирохозяйственных связей, выражающийся в усилении межнационального производственно-инвестиционного взаимодействия: воспроизводственные цепочки окончательно перешагнули национальные рамки. Внешняя торговля все более превращается в завесу, за которой скрыто функционирование интернационализованных воспроизводственных ядер. Таким образом, в мирохозяйственной системе возник геоэкономический атлас, не совпадающий с национальными границами и отражающий сферы влияния этих инвестиционно-производственных ядер (в орбите инвестиционно-производственных ядер движется огромное количество средних и мелких компаний - поставщиков, агентов, дистрибьютеров, оказывающих информационную и интеллектуальную поддержку, и формируются транснациональные корпорации). Это поле, на котором функционируют национальные экономики со своими интересами, контурами стратегических альянсов, системой интеграционных подвижек, экономических группировок. Геоэкономический атлас отражает многослойную объемную композицию, включающую различные интересы. В ней преломляются финансово-кредитная, организационно-функциональная, информационная, инновационная и иные структуры мировой экономики.

    Во-вторых, в рамках создавшейся системы интернациональных инвестиционно-производственных цепочек с соответствующими сферами влияния создается и распределяется мировой доход, и степень присутствия страны на мировом рынке определяется той его долей, которая достается стране от участия в мировом обмене.

    Любая национальная экономика проходит ряд этапов: сначала втягива ния в интернациона-лизованные воспроизводственные цепи как поставщика сырья, интеллектуальных ресурсов или рабочей силы, потом участника в выпуске продукции или в качестве рынка сбыта продукции. Многие национальные экономики отдают сырьевые, энергетические и интеллектуальные ресурсы, но не допускаются к участию в перераспределении мирового дохода. Борьба за перераспределение мирового дохода становится стратегическим ориентиром при функционировании национальной экономики на мирохозяйственной арене.

    В-третьих, возможен выбор различных траекторий движения национальной экономики в рамках существующего расклада мирохозяйственных связей, зависящий от степени ее гармонизации.

    Выбор различных видов движения национальной экономики можно продемонстрировать на сравнительном примере целевых установок реформы Л.Эрхарда, провозгласившего и реализовавшего принцип "благосостояния для всех", когда все используемые экономические меры были направлены на поднятие общего уровня жизни всех слоев населения Германии и целевых установок "шоковой терапии" правительства Е.Гайдара, поставившего целью создание нового класса собственников и выбросившего в решении этой задачи за черту жизни как минимум 30% населения России, а оставшуюся часть лишив жизненного смысла. Степень расточительности потребления национальной экономики и населения, выбранная добровольно или навязанная извне, позволяет создавать шкалы для градации национальных траекторий развития в современном мире.

    В-четвертых, существует технология национального стратегического оперирования на мирохозяйственной арене, предполагающая существование национальных внешнеэкономических институтов, способных решать эту задачу. Одной из важнейших ее составляющих является национальная инновационная стратегия.

    Геоэкономический подход диктует иные подходы к процессам интеграции и дезинтеграции. Процессы интеграции являются стратегическими маневрами в борьбе за долю мирового дохода. В настоящее время происходит трансформация формы борьбы от торговой войны к внешнеэкономической. Если первая принимает жесткие формы (тарифное или нетарифное регулирование, квоты, лицензии, субсидии и дотации), то во втором случае перераспределение мирового дохода происходит через структуроформирующие сделки и товары-программы, являющиеся, по сути, реализуемыми инновационными проектами. "Кредитный удар", отторжение отрасли, экспорт товаров без предварительной подготовки инфраструктуры, доминирование сырьевого экспорта, подавление отечественных отраслей в результате импортной экспансии - это лексикон внешнеэкономической войны за перераспределение мирового дохода.

    Информация становится ключом к поиску стратегического партнерства, в рамках которого возможна реализация инновационных стратегий, обеспечивающих успех в переделе мирового дохода.

Создание компьютерной версии геоэкономического атласа является задачей стратегической важности для обеспечения повышения эффективности внешнеэкономической деятельности отечественных предпринимателей и работы на внутреннем рынке из-за чрезмерной открытости отечественной экономики.

Чем же принципиально отличается компьютерная версия геоэкономического атласа от существующих информационных систем?

Прежде всего тем, что информация накапливается в удобном для пользователя виде, она структурирована в соответствии с определенной идеологией. Информация, собираемая в геоэкономическом атласе, должна быть многоаспектной и отражать динамику мирохозяйственной системы. Технология геоинформационных систем БД может стать основой конкурентоспособности реализованной системы на мировом информационном рынке.

Можно предложить следующую структуру для стартового накопления
информации в рамках геоэкономического атласа:



 
 

В современных условиях открытый информационный массив обеспечивает определенную степень прозрачности в деятельности государственных служащих: практически подобная база данных является эталоном компетентности для государственного служащего и своеобразным ограничителем в произвольности принятия им решений.

Если никто не знает, что зарубежные рынки продовольствия практически закрыты тарифами до 300%, то требование Всемирной торговой организации (ВТО) снизить в три раза импортные пошлины России, максимальные из которых не превышают 30%, может показаться нормальным. Для информированного человека сравнительный анализ импортных пошлин в 300 и 30% покажет всю несостоятельность подобных требований.

В настоящее время идет подготовка к вступлению России в ВТО, Россия участвует в выработке Международного соглашения по прямым иностранным инвестициям, постоянно идет процесс зарубежных заимствований, решаются вопросы стратегических внешнеэкономических сделок - все эти вопросы не могут решаться компетентно без использования современной информационной системы.

Информационная система не менее значима для предпринимателя - она обеспечивает минимизацию предпринимательских рисков как с точки зрения поиска стратегического партнера, так и с точки зрения оценки эффективности внешнеэкономической операции. Более того, практически подобная система может дать предпринимателям возможность перейти от сиюминутных внешнеэкономических решений к стратегическим, не всегда имеющим ценовую природу.

Для создания подобной БД геоэкономического атласа, на наш взгляд, необходим координирующий орган по организации единой информационной системы, обладающий полномочиями не только консолидировать средства различных ведомств по финансированию разработок, но и проводить единую политику в ее становлении через экспертизу. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]