Внешняя политика
Обозреватель - Observer


 

 Взаимосвязь безопасности Европы и России

И. Усачев,
центр международных и военно-
политических исследований

Насколько прочен иммунитет против тоталитаризма? *В Югославии продолжение распада Австро-Венгерской империи. * В наших интересах дальнейшее участие США в европейских делах. * Необходима осторожность российских военных в миротворческих акциях в СНГ.

Можно с достаточной степенью уверенности сказать, что в настоящее время в Европе нет сил, способных сознательно пойти на развязывание большой войны. Однако есть, пусть слабые, основания обратить внимание на то, что такие силы могут появиться в регионе. Наиболее вероятные места прорисовываются уже сейчас - это восточная часть Германии и территория России. Германия, здесь уместно подчеркнуть - Западная Германия, сумела, несмотря на все трудности, преодолеть наследие милитаризма, реваншизма и нацизма. Было бы наивным полагать, что ее исцеление полное и окончательное, но во всяком случае созданы правовые препоны и демократические институты, способные помешать возврату к прошлому. Это вовсе не значит, что германское общество именно против "коричневой чумы". Как ни печально, такая чума может прийти из Восточной Германии, бывшей ГДР, где сейчас подняли головы неонацисты. Теперь уже трудно отделаться от ощущения, что идеологическая зашоренность в равной мере объединяет и нацизм и коммунизм. Прошедшая перед нашими глазами история слишком ясно показала родственность организационных структур партий, безраздельно правивших в Германии и Советском Союзе. Если неонацизм наберет силу в Восточной Германии, то было бы верхом наивности считать, что он не распространится на Западные германские земли.

Россияне на своем опыте убеждаются в том, насколько сильна историческая память. Все чаще слышны призывы к авторитарному правлению, к наведению порядка, чрезвычайным мерам. Одновременно раздаются призывы восстановить единый Советский Союз, будь то под знаменем красного "патриотизма", будь то на платформе блаженной памяти сталинского "Краткого курса", что уже сейчас будоражат националистические чувства в других странах СНГ. Если же формирующаяся коалиция консервативных сил придет к власти и попытается реализовать свои лозунги, то военная опасность. гражданские конфликты станут уже не досужим вымыслом, а печальной реальностью. Между тем вероятности прихода к власти подобных сил исключать нельзя, ибо их союзником объективно выступает социальная напряженность, спад производства в промышленности, в том числе в ВПК. Заводы, производящие ненужную для гражданской жизни продукцию, но поглощающие многомиллиардные дотации, превратились в мощный генератор инфляции. Если же инфляция не будет приостановлена, если она перерастет в гиперинфляцию и Россия окажется в положении, сходным с тем, что было в Германии перед приходом Гитлера к власти, тогда события могут пойти по худшему сценарию.

Об этом нужно думать уже сейчас, а не дожидаться, когда начнется обвал. Ведь уже сейчас безопасность России в широком смысле, а вместе с ней и безопасность Европы - они неразделимы в силу объективных причин - нельзя считать застрахованной от неожиданностей, ибо "тектонических" толчков более, чем хватает.

Такие толчки, предостерегающие о возможной опасности, ощущаются из двух регионов. Один - бывшая Югославия и прилегающие к ней районы, другой - юго-западные и южные пределы Российской Федерации.

События в Югославии в своей основе являются, как мне представляется, продолжением процесса распада старой Австро-Венгерской империи. Созданная по Версальскому договору Югославия уцелела после второй мировой войны благодаря коммунистическому цементированию и авторитету Тито. Стоило ослабнуть этой цементной стяжке и начался процесс распада. Происходящее в Югославии, особенно если бы преуспели некоторые российские политики, радеющие за братьев-сербов, могло стать началом опасной эскалации. К счастью, подключение механизмов СБСЕ и ООН произошло вовремя, и есть основания полагать, что брожение в этом регионе не выйдет из-под международного контроля. Следует подчеркнуть, что умным ходом российской дипломатии явилось участие России в миротворческих силах ООН. Оно с одной стороны подключает Россию к коллективным действиям государств, стремящихся сохранить мир в Европе, а с другой - материально подтверждает стремление России не оставить славянские народы Балкан в беде. Об этом же свидетельствуют и предложения России по югославскому урегулированию.

Это особенно важно с той точки зрения, что территория бывшего СССР стала потенциальным очагом военной опасности для России, Европы, всего мира. Было бы близоруко смотреть на войну между Азербайджаном и Арменией как локальную или на вооруженный конфликт между Грузией и Абхазией как внутреннее дело Грузии или на гражданскую войну в Таджикистане как дальнюю от Европы. Можно приписать вину за возникновение этих кровавых стычек национальной политике КПСС, продиктованной Сталиным, репрессировавшим народы и перекроившим границы по своей прихоти. Однако, если политика КПСС создала одновременно и вуаль и запал для происходящего в этих местах, то это не дает нам право не видеть и более глубинные причины - национальные, религиозные, цивилизационные. А это означает, что горючего материала для продолжения пожара в указанных регионах более чем достаточно и конфликты могут продолжаться долго, под пеплом долго могут тлеть искры новых вспышек, и, что особенно опасно, все они обладают потенциальной способностью к расширению, выходу за пределы пространства бывшего Советского Союза.

Итак, угроза европейской безопасности и безопасности России существует, она реальна и в состоянии материализоваться. К счастью для Европы и России, а также всего мира имеется ряд стабилизирующих факторов. Они действуют прежде всего в Западной Европе, где успешно развивается процесс интеграции, превращающий эту часть континента в регион стабильности и придающий ему солидные возможности в предотвращении и сдерживании военных конфликтов на нашем континенте. Заинтересованность Западной Европы в мире не наигранная, не декларативная, а искренняя, ибо, судя по состоянию общественного сознания западных европейцев, там прониклись пониманием, что Европа новой войны не переживет: слишком хрупкой стала общественная инфраструктура, слишком химизирована и атомизирована эта часть мира. Полномасштабная война означала бы для Европы катастрофу.

К сожалению, такое сознание распространено весьма и весьма неровно в Восточной части Европы, и в особенности среди государств СНГ, недавно примкнувших к системе СБСЕ. Беда украинцев, белорусов, русских, пострадавших от Чернобыля, мало затронула, а то и вообще не затронула жителей тех мест, где сейчас полыхают вооруженные конфликты. И чем меньше затронула, тем опаснее ситуация в этих местах, ибо население не представляет, какими могут быть конечные последствия.

Упрочение безопасности России непосредственным образом связано с упрочением безопасности всей Европы вообще и Западной Европы в частности. Такое упрочение может быть достигнуто на путях развития системы СБСЕ, но не обособленного, а в связи с НАТО.

Североатлантический договор и развившуюся на его основе систему НАТО нельзя рассматривать вне исторического контекста и тех правовых документов, которые с ними связаны. Главное в этом контексте - стремление США и других участников НАТО сохранить контроль над Германией, исключить возможность возрождения в ней институтов и тенденций, способных вновь ввергнуть Европу и мир в войну.

Если всерьез учитывать это обстоятельство и не поддаваться идеологическим предрассудкам. то в интересах безопасности России - по меньшей мере, в нынешний, тяжелый для нее период - сохранение активного участия США в европейских делах как державы, обладающей наибольшим потенциалом для сдерживания Германии. Продиктованная в известной мере националистическим и настроениями, линия Франции на создание независимой западноевропейской системы обороны опасна в потенции по той причине, что в такой системе, без США, Германия может оказаться наиболее сильным партнером, который подомнет под себя всех других. Франция уповает на свое ядерное оружие как политический инструмент в соперничестве с Германией. Но это оружие уже сейчас обесценено в силу того, что Франция производит более двух третей своей электроэнергии на атомных станциях и поэтому "подготовлена" к ядерному уничтожению даже при применении обычного высокоточного оружия, нацеленного на АЭС.

Таким образом, в интересах России не менять структуру отношений, сложившуюся к настоящему времени в Европе с участием США. Более того, желательно искать пути и средства подключиться к этой структуре, особенно в том, что касается миротворческих операций.

С этой точки зрения важно осознать, что угрозу безопасности России представляет экстремизм. который навязывается российскому обществу и парламентариям всех степеней. Нужно в конце концов осознать, что даже мельчайший налет великодержавного шовинизма пагубен для России.

Учитывая это, следует проявлять осторожность в применении российских вооруженных сил в миротворческих акциях в государствах СНГ. Не говоря уже о том, что для российских военнослужащих - это ходьба по минному полю, нужно помнить, что политическая близорукость на любом уровне при таких акциях может углубить националистические чувства местного населения и усилить центробежные силы, раздирающие СНГ.

И все же главное на данном этапе для сохранения безопасности России - это национальное, гражданское согласие. Согласие на конституционной основе, исключающей демагогию. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]