Экономика
Обозреватель - Observer


 

В КАКУЮ СТОРОНУ МЕНЯТЬ
ПРОВАЛИВШУЮСЯ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ПОЛИТИКУ

О.БОГОМОЛОВ,
академик РАН,
депутат Государственной Думы
С.ГЛАЗЬЕВ,
доктор экономических наук, 
депутат Государственной Думы

 

В общественном мнении сегодня, пожалуй, наибольшую тревогу вызывают чудовищная дороговизна, разгул преступности и коррупции, угроза безработицы и социальная беззащитность населения от новых и новых тягот жизни. Люди хотят, чтобы власти указали им выход из создавшейся тяжелой ситуации. Ссылками на то, что нет простых решений проблем, с которыми сталкивается страна сегодня, уже не отделаешься. Заявлений о том, что нижняя точка падения уже пройдена, было достаточно, как, впрочем, и призывов проявлять терпение: еще несколько месяцев, может быть, годик - и полегчает. Пора признать, что резкое снижение уровня жизни, беспрецедентный со времен гражданской войны спад производства, массовый вывоз капитала и утечка умов, разрушение имеющегося научно-промышленного потенциала, быстрая деградация промышленности и превращение России в сырьевую периферию мирового рынка в значительной мере обусловлены увлечением радикальным либерализмом в проведении реформ. В результате ошибочной экономической политики мы оказались отброшенными на два десятилетия назад. Еще несколько месяцев рискованных экспериментов могут сделать процесс разрушения необратимым.

В ходе кампании по выборам в Федеральное собрание все партии и объединения предлагали свои рецепты стабилизации и оживления экономики. В том числе и правительственные блоки, возглавляемые членами Правительства, заявляли о том, как они собираются справиться с проблемами, которые сами же создали. Сомнения в продуктивности продолжения "шоковой терапии", т.е. лечения экономики либерализацией цен и одномоментным уполовиниванием реальных доходов населения, нарастают. Дороговизна при одновременном завинчивании налогового пресса, ограничении выдачи кредитов и наличных денег парализует производственную активность, сводит к минимуму капиталовложения.

Ряд политических партий и движений требуют решительного пересмотра экономической политики. По нашему мнению, Демократическая партия России, блок Явлинского, "Гражданский союз" выдвигают на этот счет весьма взвешенные и конструктивные предложения.

У этих политических сил нет сомнения в необходимости перехода к рыночной экономике; разногласия с проводимой политикой либерального радикализма заключаются в конкретных способах перехода к рынку, в содержании и последовательности необходимых для этого действий.

Реформы должны проводится ради улучшения экономического положения страны, а не во имя новых символов веры. Они должны органично вписываться в отечественную экономическую культуру и соответствовать национальным традициям, а не навязываться силой и угрозами расправы над недовольными.

Выход из нынешнего кризисного состояния возможен только на основе общенационального согласия. Раскол общества, чреватый гражданской войной, нельзя преодолеть силовыми средствами. Насильственное навязывание обществу теоретических схем в угоду амбициям или миропониманию отдельных политических групп чревато взрывом общественного недовольства.

До сих пор старательно восхваляемая реформаторская деятельность была ориентирована главным образом на разрушение. Демонтаж старых механизмов организации народного хозяйства не сопровождался становлением новых форм экономического регулирования. По степени либерализации экономики Россия, пожалуй, опередила многие развитые капиталистические страны. Однако наша нынешняя свобода от государственного регулирования и контроля дополняется свободой от ответственности за способы и результаты хозяйственной деятельности. Первыми жертвами этой свободы становятся потребители и мелкие предприниматели. Свободный от государственного контроля и контроля собственников рынок быстро приобретает криминальные черты. Происходит сращивание мафиозного капитала с государственными структурами власти. На этой основе возникают олигархии, подавляющие конкуренцию и навязывающие обществу свои интересы. Отказ государства от участия в контроле и регулировании экономики при неразвитости рыночных форм саморегулирования приводит к тому, что функции контроля прибирает к рукам организованная преступность.

Как бы это ни возмущало приверженцев западного либерализма, но для осуществления перехода к рынку в российских условиях не обойтись без участия государственных структур в формировании и регулировании рыночных отношений: государство должно обеспечить создание конкурентной среды, защиту прав потребителей, стимулировать инвестиционную активность и развитие производства. Только таким образом можно обеспечить созидательную направленность реформ, их подчинение задачам роста общественного благосостояния. В противном случае, как мы убеждаемся, вместо рынка свободной конкуренции формируется полукриминальный рынок, где закон уступает место праву сильного, а правоохранительную систему подменяет рэкет. На таком рынке господствует насилие и обман, происходит баснословное обогащение немногих за счет обнищания широких масс остального населения.

Демократическая партия России, как и ее единомышленники, предлагает создавать рыночную экономику, в которой государство должно гарантировать не только свободу предпринимательства, неприкосновенность частной собственности, но и защиту права граждан на труд и социальное обеспечение.

В условиях галопирующей инфляции и общей экономической нестабильности наивно надеяться на то, что крайне слабые еще механизмы рыночной самоорганизации смогут обеспечить выход из экономического кризиса. Высокая степень монополизации внутреннего рынка и слабость механизмов конкуренции предопределяют необходимость государственного вмешательства в дополнение к игре рыночных сил. Действие последних должно стимулироваться в направлении повышения активности в точках будущего экономического роста, развития конкурентоспособных секторов российской экономики.

Особое значение имеет стимулирование конверсионных проектов освоения новой наукоемкой продукции гражданского назначения. Должны быть предприняты все необходимые усилия для сохранения научно-промышленного потенциала, накопленного в оборонной промышленности. Именно в ней сосредоточены наиболее перспективные разработки, квалифицированные кадры, передовое оборудование и технологии. Здесь основа нашего будущего экономического роста, которая должна быть не только сохранена, но должна получить приоритетное развитие.

Галопирующая инфляция превратилась в одно из главных бедствий страны. Она не только подрывает экономику, но и полностью деформирует возникающий национальный рынок, лишает его рациональных начал, разрушает производство и подавляет предпринимательскую активность. В отличие от нынешнего либерально-радикального подхода, уповающего исключительно на жесткие ограничения в кредитной и денежно-финансовой сфере, центристские силы, в том числе и ДПР, предлагают комплекс мер, не ограничивающихся денежной сферой, а включающих также стимулирование производства и расширение предложения товаров. Помимо этого нужна реформа налоговой системы, государственная защита интересов отечественных производителей, реформа системы социального страхования, оздоровление бюджета, позволяющего расширить спрос со стороны государства для поддержания активности в строительстве и других отраслях, создание современной правовой системы обеспечения рыночной конкуренции, договорной дисциплины и ответственности в предпринимательской деятельности и т.д.

Подавление инфляции должно достигаться разумным сочетанием рациональной макроэкономической стабилизационной политики и политики экономического роста, ориентированных на формирование жизнеспособных предпринимательских структур и конкурентной рыночной среды на микроуровне. Справиться с ней в условиях продолжающегося спада производства нереально.

Сегодня в результате резкого падения платежеспособного спроса населения происходит быстрое разрушение отраслей народного хозяйства, обеспечивающих жизненно важные потребности людей в продуктах питания, одежде, жилье, бытовых услугах. Они теряют рынок сбыта. Резкое сокращение массового спроса на многие товары и услуги усугубляет падение производства, ведет к безработице.

Нужно разорвать этот порочный круг взаимоусиливающегося сокращения потребительского спроса и падения производства. Сегодня это пытаются сделать методом "латания дыр", направляя бюджетные средства на поддержание убыточных производств. Значительная часть этих средств в условиях нынешней бесконтрольности и коррупции не доходит до адресата, оседая на счетах оборотистых коммерческих структур. Эта порочная практика административного распределения бюджетных денег в пользу тех, кто вхож в правительственные кабинеты, должна быть немедленно прекращена.

Стране нужна разумная политика денежных доходов населения, не допускающая повального обнищания и такой дифференциации, при которой теряет смысл честно трудиться, становиться учителем или исследователем.

Государственные бюджетные средства разумнее расходовать на поддержание спроса конечных потребителей, а не компенсировать за счет налогоплательщиков реальные и мнимые затраты плохо работающих предприятий. Адресная поддержка нуждающихся слоев потребителей и обеспечение добросовестной конкуренции среди производителей должны стать важными стимулами восстановления роста отраслей, определяющих общественное благосостояние.

Особое значение имеет использование этих стимулов в сельском хозяйстве и жилищном строительстве. Гражданам, занятым в этих отраслях, должны быть обеспечены широкие возможности для самостоятельного выбора форм организации своей деятельности на основе различных видов собственности. Для этого необходимо расширить свободу хозяйственного освоения земельных участков, ликвидировать организационные монополии, затрудняющие сбыт сельскохозяйственной и строительной продукции, реализовать программы кредитования и субсидирования тех групп населения, которые не в состоянии удовлетворять базисные потребности в питании, одежде и жилье.

В зависимости от конкретных условий земледелия и животноводства эффективными могут оказаться разные формы реорганизации сельскохозяйственных предприятий: индивидуальные и коллективные крестьянские хозяйства, акционерные общества, кооперативы. Крестьяне должны сами выбрать наиболее подходящие формы организации своего труда. Государственная поддержка должна заключаться в стимулировании спроса на сельскохозяйственную продукцию и помощи в создании производственной и бытовой инфраструктуры на селе. Очень опасно было бы повторить опыт Венгрии или Румынии в обвальном разрушении сельскохозяйственных кооперативов. (В Венгрии они были действительными коллективными собственниками, достаточно эффективно работающими.) Их раздробление явилось одной из главных причин сокращения в этих странах примерно на треть сельскохозяйственного производства.

При общей нестабильности и галопирующей инфляции инвестиции связаны с большим риском. Резкое падение нормы накопления в народном хозяйстве реально угрожает деградацией промышленного производства уже в ближайшем будущем. При этом спад внутренних капиталовложений сопровождается массовым вывозом капитала за рубеж, который не компенсируется привлечением иностранных инвестиций.

Восстановление нормального инвестиционного процесса требует в сложившихся условиях поддержки государства в различных формах, в том числе через специальные институты развития. Специальные банковские структуры, а не министерства экономики или финансов, должны выступать проводником государственной политики по стимулированию инвестиционной активности. Важно также предусмотреть систему своевременной индексации стоимости основных фондов, амортизационных отчислений и обеспечения их целевого использования.

Система налогообложения нуждается в изменениях в целях поощрения, а не подавления стимулов к развитию производства. Все затраты предприятий, связанные с развитием производства, включая затраты на научно-исследовательские разработки, должны освобождаться от налогообложения. Целесообразное сокращение налогов на прибыль и добавленную стоимость может быть компенсировано за счет увеличения налогов на собственность и рентных платежей с эксплуатации месторождений природных ресурсов.

Серьезная опасность проводимой сегодня экономической политики заключается в разрушении сложившихся десятилетиями кооперационных связей по производству технически сложной продукции и распаде крупных производственных организаций. Ориентация на самостоятельное акционирование и приватизацию отдельных предприятий и даже их структурных подразделений, входивших ранее в крупные производственные объединения, влечет за собой резкий рост издержек обращения и затрат на осуществление производственной кооперации, повышает риск разрушения научно-промышленного потенциала, снижает возможности для накопления капитала и его концентрации на перспективных направлениях развития науки и производства.

Критика Правительства со стороны Демократической партии и ее союзников исходит из того, что приватизация государственной собственности, являясь необходимым элементом развития рыночных отношений и экономической основой перехода к демократическому обществу, должна осуществляться не ради того, чтобы поскорей покончить с коммунизмом, а во имя повышения эффективности производства. Для нас важны содержательные цели приватизации, а не рапорты о формальных показателях ее осуществления. Главной содержательной задачей выступает формирование сильных и устойчивых частных предприятий, способных не только к выживанию в нынешних нестабильных условиях, но и к росту в конкурентной борьбе на внутреннем и мировых рынках.

В разных отраслях эта задача должна решаться по-разному в зависимости от оптимальной концентрации производства. В сфере услуг, легкой и пищевой промышленности могут иметь успех мелкие фирмы, основанные на индивидуальной или коллективной частной собственности. В наукоемких отраслях промышленности выжить могут, как правило, крупные предприятия, способные выдержать конкуренцию с иностранными транснациональными корпорациями, концентрируя значительную часть ресурсов в научных исследованиях и разработках, освоении новой техники.

В условиях галопирующей инфляции, крайне высоких процентных ставок, а стало быть, и огромного риска капиталовложений предприятиям приходится надеяться только на собственные накопления. Поэтому важной предпосылкой макроэкономической стабилизации и возобновления экономического роста становится формирование крупных финансово-промышленных групп, способных концентрировать ресурсы на перспективных направлениях развития науки и производства и опираться на собственные силы в борьбе за выживание с иностранными конкурентами.

В программе приватизации должны быть сняты надуманные ограничения на слияния и поглощения предприятий, концентрацию акционерного капитала в холдингах, перекрестное владение акциями, участие предприятий государственной и смешанной форм собственности в приобретении акций приватизируемых предприятий.

Сами по себе либерализация экономики и демонтаж механизмов государственного управления еще не обеспечивают реализации прав частной собственности и прав граждан на труд и предпринимательскую деятельность. Мафиозные структуры могут легко установить контроль над предпринимательской активностью, диктовать условия труда, подавить конкуренцию и рыночную свободу. Нужна эффективная система обеспечения свободы конкуренции, договорной дисциплины, бухгалтерского учета и налогового контроля. Каждому гражданину или предприятию должны гарантироваться свободный вход на рынок, добросовестность конкуренции, соблюдение партнерами своих обязательств, защита от произвола и рэкета. Для этого необходимо принять срочные меры по совершенствованию действующего гражданского законодательства, становлению контрактного права, развертыванию судебной системы разрешения хозяйственных споров, усилению контрольных и правоохранительных органов.

Развитие рыночных отношений и становление демократии немыслимо без расширения самостоятельности и повышения ответственности региональных и местных структур власти, на которые ложится основная тяжесть работы по защите прав граждан и формированию конкурентной рыночной среды. Местные органы власти должны обладать достаточными полномочиями и доходами для организации социального обеспечения населения, развития региональной производственной и социальной инфраструктуры, проведения общественных работ, контроля за эффективностью природопользования. Расширение экономической основы местного самоуправления создаст надежную опору для демократизации общества, преодоления бюрократического произвола вышестоящих властей.

Вместе с тем демонтаж административных механизмов управления народным хозяйством в Центре не должен приводить к их возрождению на местах и превращению отдельных регионов в замкнутые территории с натуральным административно регулируемым хозяйством. Сила российской экономики заключается в едином общероссийском рынке, сочетающем конкурентные преимущества и возможности разных территорий, огромные размеры и разнообразие которого создают благоприятные возможности для эффективного развития предпринимательской деятельности в каждом из субъектов Федерации.

Субъектам Федерации должна быть предоставлена возможность активного участия в решении общероссийских вопросов формирования общего экономического пространства и выполнения своих функций экономического регулирования на соответствующих территориях. При этом важно преодолеть тенденцию возникновения особых механизмов регулирования экономики отдельных субъектов Федерации, расхождения федерального и местного хозяйственного законодательства, которая сложилась в последние годы в результате бесконечного торга между федеральным Правительством и территориями по вопросам перераспределения ресурсов и предоставления различных льгот в обмен на политическую лояльность.

Необходимость существенной коррекции экономической политики Правительства назрела и в других областях. Нужно иметь смелость признать допущенные ошибки, объективно проанализировать причины галопирующей инфляции и непрекращающегося падения производства и на основе этого предложить изменения в способах оздоровления экономики. В числе других политических сил Демократическая партия России неоднократно предлагала альтернативные подходы к рыночной и демократической трансформации страны. Однако голос даже конструктивной оппозиции упорно не хотят слышать. Сделает ли новый Парламент возможным направить реформы в разумное русло? 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]