Обозреватель - Observer
Эксклюзив


 

ЯЛТИНСКАЯ ЗАПИСКА П.ТОЛЬЯТТИ:

взгляд из прошлого



 

С.МОКШИН,
доктор исторических наук

 

Летом 1964 г. по решению руководства Итальянской компартии Пальмиро Тольятти посетил Москву. Тому были серьезные причины: к этому времени полемика между КПСС и ИКП достигла такого уровня, что между двумя крупнейшими компартиями мира мог произойти разрыв.

11 августа П.Тольятти и его супруга Л.Иотти прибыли в Москву. Пальмиро спросил Б.Н.Пономарева о возможности встречи с Н.С.Хрущевым, с которым у него установились хорошие отношения. Узнав, что тот в отъезде, он решил подготовить для беседы с ним Памятную записку. Прилетев в Ялту, Тольятти с супругой несколько дней отдыхали. Но потом кто-то уговорил его съездить в Артек - международный пионерский лагерь - выступить перед ребятами с речью. Тольятти надеялся после возвращения в санаторий, бывшую виллу Александра III, перечитать перепечатанный текст записки. К сожалению, этого сделать не удалось. Во время поездки он почувствовал себя плохо. После возвращения у него произошло кровоизлияние в мозг, а 21 августа, не приходя в сознание, он скончался1.

В Ялту срочно прибыли Н.С.Хрущев, А.Н.Косыгин, Н. В. Подгорный, а из Рима прилетели Л.Лонго, А.Натто и другие члены руководства партии. О Памятной записке никто не говорил. Но о ней стало известно из воспоминаний Л.Лонго, избранного генеральным секретарем ИКП. В статье, опубликованной в "Правде", он писал, что записка "вызывает восхищение глубиной анализа, точностью формулировок, мужественным характером критики". В сентябре Памятная записка была опубликована в органах ИКП - газете Unita и журнале "Rinaschita", а вскоре была перепечатана в "Правде".

* * *


ИКП, публикуя документ, исходила из того, что его обнародование может вызвать большой интерес коммунистов мира, особенно в странах социализма, ибо он содержал глубокие суждения по ряду ключевых моментов кризиса единства комдвижения и особенно острых противоречий в строительстве социализма.

Важность Памятной записки заключалась в том, что ее автор пытался заглянуть в будущее, изложить в духе критики и самокритики ряд актуальных проблем, сохраняющих свое значение и на современном этапе.

Первый вопрос - положение в коммунистическом движении, особенно острый конфликт между КПСС и Компартией Китая (КПК). Критикуя неправильную позицию КПК по вопросам мирного сосуществования, Тольятти считал необходимым "учитывать специфическое положение этой экономически отсталой великой державы". Он не был согласен с предложением Хрущева созвать международное совещание ради отлучения Китайской компартии от комдвижения. Тольятти ясно видел, что в разных условиях нельзя строить социализм по одной схеме, что следовало приложить большие усилия, чтобы "избежать формального раскола" комдвижения, ибо оно представляло собой силу, способную воздействовать на международную обстановку в интересах сохранения мира и мирного сосуществования между странами.

В Памятной записке он предстает как глубокий мыслитель, вдумчивый аналитик, который трезво смотрел на жизнь, стремился улавливать в ней новые тенденции развития и, исходя из них, формировать позицию коммунистов. "Вся наша борьба... должна вестись за единство. Следовательно, - писал Тольятти, - уже с сегодняшнего дня следует действовать таким образом, чтобы не создавать препятствий на пути к достижению этой цели, а, напротив, облегчать эту задачу"2.

Оценка, данная в Памятной записке проблеме выхода коммунистов из кризисной ситуации, значительно отличалась от концепции Хрущева по вопросу о мирном сосуществовании как особой форме классовой борьбы на международной арене. Именно автор Памятной записки первым высказал мысль о необходимости преодоления раскола мира и политики конфронтации в духе "холодной войны". Согласно его концепции сердцевиной мирного сосуществования должен стать принцип доверия и сотрудничества между государствами с различной социальной системой, основанный на взаимном согласии, исключающий ядерную войну. Но где гарантии того, что все государства поддержат этот принцип? Тольятти высказал мысль, что предпосылкой этого является отказ от силовых приемов и конфронтации, стратегии ядерного устрашения и военного превосходства.

Такой вывод подтверждался анализом сложной обстановки на мировой арене, где после Карибского кризиса и убийства Кеннеди в США политическая жизнь смещалась вправо, росли тенденции агрессивности при поисках выхода из внутренних противоречий. Вместе с тем Тольятти одним из первых среди марксистов обратил внимание на новые явления в развитии капитализма: попытки экономистов Западной Европы преодолеть кризисные явления в странах региона путем централизации руководства экономикой, которое правящие классы пытались осуществлять с помощью программирования сверху, над подготовкой которого уже тогда работали органы Общего рынка. Коммунисты не всегда видели эти изменения, что не давало им возможности развернуть эффективную борьбу против монополий. Чтобы играть лидирующую роль в мировой политике, компартиям, по мнению Тольятти, необходимо обладать значительным политическим мужеством, преодолеть все формы догматизма, ставить и решать новые проблемы по-новому, использовать методы работы, приспособленные к той политической и социальной обстановке, в которой происходят непрерывные и быстрые изменения.

Однако в тех исторических условиях компартиям не удалось выработать демократическую альтернативу в противовес "капиталистическому программированию", которое развивалось в международном масштабе. Вместе с тем разнообразие условий развития каждой страны давало о себе знать все больше и больше, и это отражалось на деятельности компартий, усиливало необходимость их самостоятельности в политике, что не исключало, а наоборот, предполагало укрепление взаимных связей, консультаций, встреч и т.д.

Автор Памятной записки хорошо осознавал это и приходил к такому принципиальному выводу: "Мое мнение таково, что в рамках нынешнего исторического периода... конкретные формы и условия продвижения и победы социализма будут сейчас и в ближайшем будущем сильно отличаться от того, что было в прошлом. Поэтому мы высказываемся против любых предложений создать снова какую-то централизованную организацию. Мы являемся решительными сторонниками единства нашего движения... но это единство должно осуществляться в обстановке многообразия (выделено автором. - С.М.) конкретных политических позиций, соответствующих положению в различных странах и степени развития последних. Тут, конечно, возникает опасность изоляции одних партий от других, а стало быть, и некоторой путаницы... Мы считаем, что для этого нужно принять ряд мер"3.

Идеи Тольятти о развитии комдвижения не встретили в тот период полного понимания и поддержки. Жизнь еще раз подтвердила его мысль о том, что обновление стратегии коммунистов было возможно только в масштабах всего движения.

Вскоре произошли события, которые крайне негативно отразились на международном комдвижении. Подавление "пражской весны", интервенция в Афганистан, "застой" в СССР... Социализм все больше проигрывал экономическое соревнование. В конце 80-х годов произошла смена политических структур в странах Восточной Европы, а затем и в СССР. Главную роль в этом сыграли внутренние факторы: политическая и идеологическая системы закостенели, правящие партии упустили время для глубоких реформ и в результате были отброшены на обочину политической жизни.

* * *


Вторая проблема - Памятная записка Тольятти пронизана чувством огромного беспокойства за судьбы мирового социализма. Особенно это относилось к свертыванию начатой КПСС "десталинизации", к отказу от политики XX Съезда. Хотя критика Сталина оставила определенные следы, но, по мнению Тольятти, на многие вопросы так и не было дано ответов. Этот тезис проходит через все содержание Ялтинского меморандума.

Сведение причин возникновения культа личности только к порокам Сталина, считал Тольятти, явно не достаточно. "Самое серьезное, - делает он вывод, - это известный скептицизм, с которым даже близкие к нам круги воспринимают сообщения о новых экономических и политических успехах. Кроме этого, вообще говоря (в кругах ИКП. - С.М.), считают, что до сих пор не разрешена проблема происхождения культа личности Сталина, не разъяснено, как он вообще стал возможен4 (выделено автором. - С.М.). Не отступать от линии XX Съезда КПСС, а идти вперед - таково было пожелание Тольятти.

Почему он так резко критиковал культ личности Сталина и попытки его обеления? Да потому, что культ Сталина, долгие годы довлевший над самой крупной и ведущей компартией мира, оказывал негативное воздействие на братские партии других стран и прежде всего на саму КПСС. Она запаздывала с осознанием изменений, происходивших как в структуре своей страны, так и всего мира. Из происходивших событий не извлекались необходимые теоретические и практические выводы, не принимались необходимые меры отказаться от устаревших позиций.

Еще до того, как в начале 60-х годов в КПСС началось свертывание критики сталинизма, П.Тольттти предупреждал, что это серьезная опасность, которой нужно остерегаться и которую следует всегда избегать. Уже после XXII Съезда КПСС он подчеркивал, что "разоблачение необходимо, когда речь идет о том, чтобы поставить непреодолимое препятствие возврату к такому прошлому, которое должно быть, если не забыто, то навсегда похоронено". Он ставил кардинальный вопрос, на который должен быть дан ответ: "Как же оказались возможными такие серьезные факты и как можно гарантировать, что они не повторятся?" Он советовал руководству КПСС копнуть глубже, проанализировать объективные условия развития советского общества, но "не для того, чтобы оправдать то, что сегодня разоблачают, утверждая (это было бы неправильно и нельзя допускать этого), что иначе быть не могло, а чтобы лучше понять происшедшее и извлечь из него урок для всех"5.

К сожалению, ответы на поставленные вопросы так и не были даны. Более того, наметилась линия приостановки процесса "десталинизации" в СССР, что главным образом и повлияло на решение Тольятти поехать в Москву, чтобы на месте разобраться, в чем же дело.

Свои теоретические замечания в адрес КПСС Тольятти связывал с экономическими и социальными вопросами в СССР. "Неправильно говорить о социалистических странах (и даже о Советском Союзе), - пишет он, - так, как будто бы там все всегда обстоит хорошо. В этом заключается ошибка"6. В действительности - и он это хорошо видел - в СССР уже тогда возникли трудности, противоречия, новые проблемы, к которым нужно было подходить в соответствии с их реальным значением. Дефекты модели "реального", а затем и "развитого" социализма уже тогда начали сказываться все больше и проявлялись в сфере экономики и социального прогресса. Однако руководство КПСС отмахнулось от критических замечаний и пожеланий Тольятти. В конечном итоге - хотя и ряд лет спустя - произошел обвал социализма в СССР, о чем откровенно предупреждал автор Памятной записки.

* * *


Третья проблема - критические замечания Тольятти в адрес взаимоотношений КПСС и СССР со странами "реального социализма" (ГДР, ВНР, НРБ, ЧССР, Польша и др.). Если судить по документам международных совещаний компартий, в том числе отдельно о встречах руководителей СССР и стран Восточной Европы, то все обстояло нормально. А затем возникали трудности, из которых необходимо было выходить, так как речь шла не о каком-то частном вопросе, а о всей проблеме социалистического строительства. Ведь в ряде стран Восточной Европы среди правящих партий существовали различия во взглядах на причины кризисных явлений, охвативших страны социалистического содружества. Именно эту мысль подчеркивал П.Тольятти в докладе "За единство международного коммунистического и рабочего движения", сделанном на пленуме ЦК ИКП в апреле 1964 г. Он говорил, что позиция партии соответствует концепции комдвижения как "движения, объединяемого глубокой солидарностью, но открытого для необходимого разнообразия, для обмена идеями, посредством которого уточнялись и развивались бы положения нашей теории и предпринималось бы необходимое коллективное усилие с целью избежать принципиальных ошибок и в то же время приспособить наши суждения и действия к реальной, постоянно изменяющейся действительности"7.

К сожалению, выдвинутые Тольятти новые подходы и реалистические идеи не были своевременно поддержаны руководящими деятелями компартий стран социализма. И это способствовало серьезным деформациям в общественной жизни. В годы застоя, когда предпринимались попытки реабилитировать сталинскую модель развития, страны социализма консервировали многие недостатки. В отношениях между многими компартиями по-прежнему господствовало догматически понимаемое "единство", навязываемое КПСС не только во времена Сталина, но и позднее, например, в период "Пражской весны", когда большинство компартий стран социализма не только не возразило КПСС в связи с решением ввести войска в ЧССР, но и охотно поддержало ее инициативу - советскую военную акцию. В официальной политике КПСС, особенно после смещения Н.Хрущева, возобладали догматизм и застой, что не могло не сказаться на развитии других компартий "социалистического содружества", которые равнялись на КПСС, прочно ориентировались на модель "развитого социализма", которого в действительности построено не было.

Конечно, на встречах и дискуссиях, которые проводила КПСС с другими партиями по вопросам строительства социализма, много говорилось о "братской солидарности", о "растущих дружественных связях", о "равноправном сотрудничестве", однако большинство подобных призывов и заявлений оставалось на бумаге. Пассивность и отсутствие творческого подхода во взаимоотношениях компартий привели к забвению того, о чем беспокоился Тольятти, а позже - к развалу социалистического содружества и похоронам социализма в странах Восточной Европы, где народные массы отказали коммунистам в доверии.

Автор Памятной записки хорошо осознавал это и пришел к такому принципиальному выводу: "В то же время велики различия условий в тех или иных странах. Поэтому каждая партия должна научиться действовать самостоятельно. Самостоятельность партий, решительными сторонниками которой мы являемся, - это не только внутренняя потребность нашего движения, но и существенное условие нашего прогресса в нынешних условиях8.

Возможность успешного развития комдвижения он тесно связывал с постановкой и решением важных проблем: влиянием на профсоюзы, католические и другие церковные круги, средние слои, культурные и научно-технические силы. Чтобы приобрести каналы для влияния - и тут автор рассуждал верно, - коммунисты должны стать поборниками свободы интеллектуальной жизни, художественного и научного творчества. Они не должны противопоставлять свои концепции политическим и духовным течениям иного характера, а открыть диалог с ними и посредством этого диалога углублять сотрудничество всех прогрессивных сил.

* * *


Памятная записка показывает П.Тольятти как политика, коммуниста и человека, который уловил переломный характер своего времени и изложил то, что у него наболело на душе. Можно спорить о некоторых его пророчествах. Но отдельные противоречия автора нисколько не снижают научного и политического значения Ялтинской записки. Он был одним из первых марксистов, который попытался осмыслить кризисную ситуацию в комдвижении и, в частности, в КПСС и Советском Союзе, и предложить пути преодоления этих противоречий и трудностей. И не вина Тольятти в том, что многие его идеи не встретили понимания и поддержки в Москве комдвижении. Самое главное, что время подтвердило правильность основных положений Ялтинского меморандума.
 

1 Бокка Дж. Пальмиро Тольятти. М., 1977, с. 566.
2 "Правда", 10 сентября 1964 г.
3 "Правда", 10 сентября 1964 г.
4 Там же.
5 П.Тольятти. Избранные статьи и речи. М., 1965, т.2, с.780-799, 642, 643-644.
6 "Правда", 10 сентября 1964 г.
7 Проблемы мира и социализма, 1964, № 10, с. 4.
8 "Правда", 10 сентября 1964 г.

[ СОДЕРЖАНИЕ ]