Обозреватель - Observer
Право

"… Чтобы эта эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных"

В.ВОЛОГДИН

Россия - страна многоконфессиональная. Но становой ее хребет - Православная Русь. Отклонив Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях", Президент Ельцин сделал жесткий акцент на первом обстоятельстве и совершенно игнорировал второе. В результате хрупкий баланс интересов между правами человека и духовной безопасностью нации, достигнутый разработчиками закона, оказался грубо нарушен. Ограждая от общественного и государственного контроля радикальные религиозные и псевдорелигиозные меньшинства, президентское вето подвергает потенциальной опасности и лишает защиты всех остальных, т.е. абсолютное большинство населения, исповедующего традиционные для России религии или не исповедующего никаких. Таковою ли "мудростию устрояется дом?" (Пр. 24:3).

Вспомним, однако, что организацию Муна благословил в ее русский поход не кто иной, как тогдашний президент Горбачев, а политическим спонсором скандальной "АУМ Синрике" в России выступал ельцинский вице-премьер О.Лобов, что бывший "архитектор перестройки" А.Яковлев тоже оказался в тесных отношениях с одной из японских сект... Ныне реформы и в самом деле, кажется, "пошли вглубь" и приобрели системный характер, внедрившись уже в сферу национального самосознания. Ибо в свете последнего президентского решения земле преподобного Сергия уготовано стать даже не провинцией всемирной империи "преподобного" Муна, но вселенским Вавилоном религиозных и псевдорелигиозных маргиналов, нередко несущих угрозу психическому и физическому здоровью доверившихся им людей, программирующих их сознание, лишающих собственности, противопоставляющих детей родителям...

Принцип свободы совести - краеугольный камень демократического общества. "Берегитесь, однако, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных", по богомудрому предостережению апостола Павла (I Кор. 8:9). На пресс-конференции в Свято-Даниловом монастыре, созванной православными, мусульманами и буддистами после отклонения Закона о свободе совести, муфтий Равиль Гайнутдин, Председатель президиума Духовного Управления мусульман Центрально-Европейского региона России, недоумевал: как могло случиться, что, согласованный десятью основными религиозными организациями страны и одобренный на заседании Совета по взаимодействию с религиозными организациями при Президенте, закон затем неожиданно был отклонен Борисом Ельциным?

Досточтимый муфтий не учел, что между почти единогласным одобрением закона обеими палатами российского парламента и "неожиданным" вето Президентом Ельциным было получено дружеское вразумление от президента Клинтона, отеческое внушение от папы Римского и хозяйское указание от конгресса и сената США. Последнее сопровождалось ультиматумом заблокировать экономическую помощь России на сумме 195 млн. долл. в случае, если "Закон о свободе совести и о религиозных объединениях" все-таки будет подписан. Ибо, как заметил без обиняков сенатор М.Макконел в ходе слушаний 16 июля 1997 г., "мы должны использовать помощь иностранным государствам для продвижения американских ценностей и американских интересов". Затем чиновники российской президентской Администрации и контролируемая пресса, мобилизовав школярские воспоминания о формальной логике, пояснили согражданам, что "после этого" не означает "вследствие этого".

Между тем всем давно известно, кто в доме хозяин: НАТО расширяется настолько, насколько считает нужным, в отношении 600 видов российских товаров сохраняются дискриминационные таможенные ограничения, а теперь вот отрегулировали нашу духовную жизнь. Правда, до сих пор русские законы не принимались в Вашингтоне и Риме, поскольку местным управляющим удавалось самостоятельно "обламывать российских индейцев". Однако и полемика вокруг Закона о свободе совести не имеет аналогов: речь идет о принципиальной консолидации самого широкого спектра здоровых общественных сил, поверх всевозможных различий по политическому, национальному, религиозному, имущественному, возрастному признакам. Нынешняя проба сил между властью и обществом есть борьба за право народа веровать и жить по закону отцов в своей стране. Но это также и в высшем смысле знаковая ситуация, в которой сфокусировались и символически преломились непереносимые для национального сознания многообразные и неразрешимые проблемы посткоммунистической России.

В специальной записке, направленной Президенту Б.Ельцину накануне принятия им рокового решения, С.Шахрай, в частности, констатирует: "...Анализ политической обстановки в России приводит к выводу, что проблема Закона о свободе совести создана искусственно и может послужить детонатором серьезного политического взрыва, небывалого по масштабам и катастрофического по последствиям... Неподписание закона резко обострит общественно-политическую ситуацию в России, противопоставит Президента России почти всем его избирателям, даст в руки оппозиции уникальные козыри для решительной борьбы с Президентом и Правительством России. В результате иллюзорный тактический выигрыш на международной арене в случае неподписания закона обернется стратегическим поражением внутри России. В любом случае негативные последствия экономического давления США на Россию будут временными и менее существенными, чем необратимые последствия внутрироссийского политического кризиса..."

Сопоставление текста закона с тем, как он интерпретируется президентом США, американскими сенаторами и конгрессменами, папой римским, а также известной частью российской прессы, заставляет обратить самое серьезное внимание на утверждение С.Шахрая о том, что "проблема Закона о свободе совести создана искусственно". Как доказательно разъяснил на пресс-конференции в Свято-Даниловом монастыре Председатель Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, новый российский закон по-своему уникален в мировой практике именно в силу того, что:

  • не содержит ни одной запретительной нормы, гарантируя гражданам полную свободу вероисповедания;
  • в нем отсутствуют привилегии для каких-либо вероисповеданий;
  • в нем нет и понятия государственной религии.
Что же касается пятнадцатилетнего стажа деятельности, необходимого религиозной группе для регистрации в качестве религиозной организации, то эта норма не имеет никакого отношения к исторически присутствующим в России католикам и протестантам. Под ее действие подпадают прежде всего экзотические для России вероисповедания, всякого рода течения "нового религиозного сознания", исчисляемые ныне сотнями. Но именно потому, что незнание особенностей нового культа не есть основание для его запрещения, общественности и властям необходимо время для ознакомления. Таким образом, страна будет гарантирована от легализации псевдорелигиозных, деструктивных, тоталитарных сект, а ее граждане, как минимум, - от газовой атаки в метро или чего-нибудь похуже. Взамен новые религиозные группы получают равные стартовые возможности, ясные перспективы на будущее и определенные правовые гарантии своей деятельности. При этом выполнять роль эксперта, отделяющего овец от козлищ, будет отнюдь не Православная Церковь, а государственно-общественные структуры, подчеркнул владыка Кирилл.

И, наконец, вопрос о преамбуле закона, по поводу которой было сломано столько копий. Точнее, о единственном абзаце: "...уважая православие как неотъемлемую часть общероссийского исторического, духовного и культурного наследия, равно как и многомиллионный ислам, а также буддизм, иудаизм и другие традиционно существующие в Российской Федерации религии..." Прежде всего, преамбула закона не имеет юридического содержания, а является лишь констатацией общеизвестных исторических фактов. Поэтому упомянутые в ней конфессии не приобретают от этого никаких преимуществ; равно как и неупомянутые ничем не ущемляются в своих правах. Так уж сложилась наша история, что Православную Церковь зарегистрировал в 988 г. по Рождестве Христово святой равноапостольный Владимир; что мусульманские народы занимают собственное значительное место в жизни России; что буддизм и иудаизм издревле укоренились в русском государстве. Со своей стороны, папа Иоанн Павел II пожаловался Президенту Б.Ельцину на то, что "католическая церковь ни разу не названа". В связи с чем митрополит Кирилл смиренно заметил, что ведь и Русское Православие не претендует на специальное упоминание в законодательстве Италии, будучи там таким же религиозным меньшинством, как и католицизм в России.

Итак, противники Закона о свободе совести пытаются убедить нас в том, что лицензия, необходимая врачу или торговцу, "противоречит принятым международным обязательствам", когда речь идет о зарубежном миссионере в России. Или что государственный статус для Евангелической лютеранской церкви в Дании, преимущественные права для традиционных религий в Испании, Ирландии, Греции и т.д. - благо, а скромное упоминание о культурно-исторической роли Православия в судьбах России "устанавливает неравенство различных' конфессий". Или что 25-летний испытательный срок пребывания в стране - это нормально при получении гражданства Швейцарии, а 15-летний ценз для обосновавшейся в России неведомой секты "нарушает права человека". Последнее живо напоминает эпизод из жизни Мандельштама, когда поэт выставил за дверь некоего графомана - искателя протекции по издательским делам, гневно крича тому вслед: "А Иисуса Христа при жизни печатали? А Будду печатали?.." Митрополит Кирилл весьма уместно напомнил о том, что при Советской власти Православная Церковь в течение семидесяти лет была лишена прав юридического лица, что не помешало ей выполнять свой долг перед Богом и людьми.

Как бы то ни было, ясно одно: страсти, нагнетаемые извне вокруг сугубо внутреннего российского сюжета, свидетельствуют прежде всего о том, что ни вашингтонский Капитолий, ни Святой престол в Риме не заинтересованы в процессе национально-религиозной самоидентификации и консолидации в России. Возможно, острота реакции на Закон о свободе совести объясняется тем, что все остальное (политика, экономика, армия, безопасность, средства массовой информации) в большей или меньшей степени контролируется Западом. Ныне в повестке дня главный вопрос - душа России. Только от традиционных религий, и прежде всего от Православия, зависит сегодня, сумеет ли национальный организм сохранить сопротивляемость или духовное порабощение России будет происходить в соответствии со специально выработанными для этого случая "цивилизованными" юридическими нормами. Это и есть внутреннее содержание борьбы вокруг Закона о свободе совести.

Однако тактические интересы Вашингтона и Римской курии не совпадают. США, заинтересованные в том, чтобы пересадить на русскую почву легион своих сект, делают акцент на проблемах регистрации "религиозных пришельцев", условиях приобретения ими собственности, активного внедрения в российскую жизнь в качестве юридических лиц, т.е. на духовном бизнесе по-американски. Тогда как Ватикан выражает претензию на "вековое присутствие в деятельности в России" и домогается венца "традиционной религии".

В первом случае мы имеем дело с рутинным проявлением политики "двойного стандарта" США в отношении России: так, никакие нарушения прав человека не стали препятствием для предоставления коммунистическому Китаю режима наибольшего благоприятствования, в котором одновременно упорно отказывают "молодой российской демократии", а в связи с принятием Закона о свободе совести Америка и вовсе "поставила на счетчик" друга Бориса.

Что же касается "векового присутствия" католицизма "в деятельности в России", то об этом разумнее было бы вообще не упоминать, даже в подобных обезличенно-туманных выражениях. Иначе можно договориться до того, что если бы не ливонские католические рыцари, утопившие в крещенской проруби священномученика Исидора Юрьевского и с ним 72 мучеников за отказ принять латинскую веру, то не привелось бы этим русским святым запечатлеть своею жертвой истину Православия. Или что, умертвив в Чудовом монастыре патриарха-мученика Гермогена, польское католическое воинство, поощряемое Римом, много способствовало патриотическому подъему в России Смутного времени. Разумеется, никому не придет в голову отождествлять современных российских католиков с русским профессором и католическим монахом прошлого века Вл.Пе-чериным, предававшимся поэтическим мечтаниям о том,

Как сладостно отчизну ненавидеть!
И жадно ждать ее уничтоженья.

А все-таки трудно объяснить повышенный интерес Ватикана к России в тот момент, когда, например, в Латинской Америке каждые 60 минут 400 католиков становятся протестантами. Но может быть разгадку следует искать именно в этом обстоятельстве? Ведь конфронтация с мощным протестантским лобби США непосредственно в зоне национальных интересов Америки явно нежелательна папскому престолу. Тогда как не имеющая эффективного религиозного законодательства, огромная и ослабленная Россия представляется идеальным объектом для миссионерской экспансии. 

Для достижения этой цели преемник апостола Петра, кажется, готов войти в неразрешимое противоречие с этическим принципом апостола Павла, который "старался благовествовать не там, где уже было известно Имя Христово, дабы не созидать на чужом основании" (Рим. 15:20).

Таким образом, одни критики Закона о свободе совести не сочли нужным вникнуть в содержание документа, зато другие, напротив, слишком хорошо осознали его опасность для своих планов в отношении России. При этом дежурные ссылки и тех и других на нормы международного права в действительности маскируют все ту же пресловутую политику "двойного стандарта" в отношении нашей страны. Ибо "Постановление о сектах в Европе", принятое Европейским Парламентом 12 февраля 1996 г., "призывает правительства стран-членов не предоставлять статус религиозной организации автоматически, а, в случаях, когда речь идет о сектах, которые замешаны в незаконных или преступных деяниях, обдумать возможность лишения их статуса религиозного объединения, который гарантирует им налоговые льготы и определенную правовую защиту.., призывает Европейскую комиссию и государства-члены быть бдительными для того, чтобы предотвратить возможность получения сектами государственной помощи".

Из чего следует, что федеральный "Закон о свободе совести и о религиозных объединениях" отвечает духу и букве европейского подхода к проблеме, тогда как президентское вето им очевидным образом противоречит. На практике это означает, например, что секта "Свидетели Иеговы", недавно запрещенная в Германии, в то же время автоматически получит режим наибольшего благоприятствования в России, где не кто иной, как "гарант Конституции Российской Федерации" лично озаботился созданием законодательного рая для псевдорелигиозных движений и лжеучителей всего мира. Пережившие политику физического уничтожения традиционных культов, начиная с 1917 года, и практику их административного удушения в 60-е годы, ныне мы вступаем в новый, еще более опасный демобольшевистский этап борьбы с российскими религиями. Его отличительной особенностью мыслится политика открытых дверей в отношении любой зарубежной структуры, которой достанет сообразительности выдать себя за религиозную. В дальнейшем, вероятно, предполагается действовать исключительно руками таких организаций в попытках расщепить национально-духовное ядро России.

Церковь не мыслит себя ни как политическую силу, ни как своего рода партию, подчеркнул митрополит Кирилл. Ее смиренное желание состоит в стремлении обратиться со словом истины к своему народу в судьбоносный момент его истории. Церковь не намерена играть на руку тем, кто ищет ее конфронтации с государством, ибо ее цель - умиротворение общества и его стабильность. Но есть ситуации, в которых не может быть умолчаний и капитуляции, ибо речь здесь идет о духовном здоровье нации и о судьбе грядущих поколений. И хотя решение вопроса о том, каким быть Закону о свободе совести, является прерогативой политиков, Русская Православная Церковь готова к открытой дискуссии перед лицом народа. И когда он произнесет свой вердикт, окажется, что насильственно обезбоженная Россия - не такая уж духовная пустыня, как полагают те, кто вознамерились срочно спасать ее от традиционных религий. Только на внутреннее духовное здоровье нации рассчитывает Церковь в нынешние дни суровых испытаний.

Заявление Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в связи с ситуацией вокруг Закона о свободе совести подчеркивает, что документ, " являющийся плодом долгих усилий его разработчиков, действовавших в контакте с российскими религиозными организациями, стал выражением высшей точки компромисса разнодействующих интересов, реально существующих в обществе". Но поскольку такой компромисс, как показало дальнейшее развитие событий, устраивает не всех, Московская Патриархия была вынуждена взять на себя то, от чего почему-то воздерживались светские власти, а именно, распространить текст Закона среди верующих "для широкого, повсеместного обсуждения Закона и для выражения православными христианами отношения к нему".

Какой силы и красоты нравственный урок преподает Церковь нынешней власти, обращаясь поверх ее нечистых интриг и политиканских расчетов непосредственно к тем, чьего мнения узнать не удосужились и о ком апостол Петр говорил: "Вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет" (I Пет. 2:9).

А тем временем впервые за всю нашу историю на завоевание России собираются выступить не солдаты, а миссионеры. Крепостные ворота им готовы отворить изнутри.
 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]