Обозреватель - Observer 
Внутренняя политика 

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
и социальные конфликты
в современной РОССИИ

О.ХЛОБУСТОВ,
эксперт Фонда национальной и международной безопасности
 
Лозунг «соблюдения и обеспечения защиты прав человека» был доминирующим в годы перестройки в СССР, но оказался преданным забвению в последующем. Но в то же время 37% опрошенных Институтом социально-политических исследований РАН в 1995 г. назвали соблюдение и защиту прав человека в качестве идеи, способной лечь в основу консолидации общества и политики возрождения страны. При этом этот показатель уступал лишь идее справедливости (44% ответов) и опережал (36%) идею порядка, которые, на наш взгляд, также не противоречат концепции соблюдения и гарантий прав человека, а лишь дополняют, конкретизируют ее.

Несоблюдение прав человека является одним из главных конфликтогенных факторов общественного развития, пусть и не столь очевидным, как иные из них, однако, не менее действенным.

Оговоримся особо, мы не разделяем мнения, что ранее-де в СССР не существовало определенных проблем в этой сфере, однако и ныне ситуация не стала менее тревожной.

Отметим следующее обстоятельство. «В условиях создания основ рыночной экономики Россия столкнулась с серьезными социальными последствиями, выраженными в падении реальных доходов населения, ухудшении экологической обстановки, высоком уровне заболеваемости и недостатке лекарств, росте неблагополучия по другим показателям... Это создает угрозу для выживания большой части населения, для их права на жизнь, которое государство  не в состоя-нии обеспечить в полной мере». Приведенная цитата взята не из оппозиционного издания, а из официального документа — специального докла-да, представленного МИД России в конце 1994 г. Комитету ООН по правам человека, и касается одного из главных прав — права на жизнь.

В результате ознакомления с положением дел в сфере соблюдения и защиты прав человека трудно согласиться с выводом о том, что «в первой половине 1995 г. позитивная тенденция в области прав человека была достаточно заметной», что «...в государственных институтах наметился более продуктивный подход к проблемам прав человека, который ранее в основном характеризовался комбинацией громких деклараций и фактически полным пренебрежением к созданию реально действующего механизма обеспечения прав и свобод человека».

По нашему мнению, в настоящее время не имеется не только добротной основы, но даже приемлемой теоретической основы создания такого механизма. Способствует этому и явная недооценка как остроты, так и социальной значимости проблемы соблюдения, гарантий и защиты прав человека.

Известно, что западная социология, начиная с 70-х годов, большое внимание уделяла социальной статистике, проблеме качественно-количественного анализа происходящего. Аналогичные попытки в этом направлении предпринимались и в нашей стране. При этом эмпирические индикаторы (количественные переменные характеристики социальной реальности) рассматриваются и зарубежными, и отечественными исследователями как инструмент измерения, анализа, и как средство воздействия на социальную жизнь, призванное указать на «болевые точки» общественного развития. Предлагались, в частности, индикаторы качества жизни населения, его удовлетворенности, уровня бедности и т.д.

Отечественные социологи ставили вопрос и о необходимости разработки показателей (индикаторов) социальной конфликтности, необходимых для диагностики предконфликтных и конфликтных ситуаций, выявления социальных антагонизмов, недовольства и напряженности.

Не претендуя на всестороннее освещение этой проблемы, предоставим ряд показателей, на наш взгляд, позволяющих углубить анализ социальных процессов.
При этом мы будем пользоваться официальными публикациями ВЦИОМ, которые позволяют проиллюстрировать действенность Конституции России 1993 г. и ее законодательства в части, касающейся соблюдения прав граждан.

Об интегративной оценке населением социально-политической реальности дает представление распределение ответов на вопрос: «Если говорить в целом, в какой мере вас устраивает сейчас жизнь, которую вы ведете?»1 (см .Таблицу-1 и Таблицу-2).

Нетрудно заметить последовательное увеличение сумм негативных оценок, что свидетельствует о неудовлетворенности условиями своего существования более половины населения страны, является крайне высоким показателем и может при определенных условиях действительно привести к социальному взрыву.
О причинах подобной неудовлетворенности свидетельствуют проблемы, которые более всего тревожат респондентов и которые они считают наиболее острыми (данные за январь 1998 г., %):

Как нетрудно заметить,  большинство из них также связано с вопросами соблюдения и защиты прав граждан.

О причинах столь низкой удовлетворенности условиями жизни свидетельствует также и самооценка респондентами материального положения своих семей.
 
Март и сентябрь 1993 г. выбраны нами в качестве базовых для сравнения, поскольку в эти месяцы происходило значительное обострение социально-политической обстановки и противостояния в обществе, чреватое перерастанием в широкомасштабный гражданский конфликт. Из таблицы видно, что после введения в дейст-вие новой Конституции России, провозглашающей реализацию идеи социального государства и социальной защиты населения, положение не изменилось существенно в лучшую сторону, а по ряду показателей — даже ухудшилось.

Эксперты ИСПИ РАН называют «крайне опасной» тенденцию усиления расслоения населения по уровню доходов и материального благополучия, поскольку «имущественное положение граждан становится, или уже стало, главным критерием их социального статуса», а общество разделилось на небольшую группу сверхбогатых и подавляющую часть бедных и беднейших слоев.
Вот как иллюстрирует это положение предложение респондентам дать самооценку своего материального уровня и общественного положения по гипотетической 10-балльной шкале (1 — самые высокие, 10 — самые низкие показатели), сравним его с тем положением, которое они занимали на ней пять лет назад.

Если разбить этот массив на три укрупненных группы «высокого», «низкого» (по три верхних и нижних позиции) и «среднего» статуса (четыре средних позиции), то нетрудно заметить, что доля высоко- и среднеобеспеченных сократилась в целом на 39,5%, то есть почти вдвое (с 86 до 48,5%) за пять радикальных экономических реформ, а численность наименее обеспеченных семей возросла более чем в 3,6 раза, увеличившись к 1996 г. до 40,1%. В январе 1998 г. она уже составляла 53,5%.

Социально-политическея ситуация осложняется тем, что, как отмечают эксперты ИСПИ РАН, «ухудшается соотношение численности бедных2 и обеспеченных слоев населения», идет «вымывание» так называемого среднего класса, что иллюстрирует ранее приводившаяся таблица самооценки респондентами уровня материальной обеспеченности своих семей.
По тем же данным, по размеру средней зарплаты в первом полугодии 1995 г., в разряд бедных попали работники сельского хозяйства, культуры и искусства, образования, здравоохранения, физкультуры и спорта, социального обеспечения, науки и научного обслуживания и некоторые другие категории населения, причем наблюдалось смещение черты бедности «в сторону работоспособного и занятого населения», следовательно более молодой и социально-политически активной его части.
На основании данных эмпирических исследований, аналогичных продемонстрированным нами в таблицах, авторский коллектив ИСПИ РАН делает вывод о том, что в обществе «идет накопление потенциала социального протеста, о чем свидетельствуют... данные о негативном отношении россиян к курсу реформ и действиям властей».
Показателем ухудшения ситуации в этой области является нарастание протестных выступлений против нарушения социально-экономических и иных прав граждан. Они становятся все более массовыми, охватывая новые социальные группы. Акции протеста происходят не только на предприятиях и в регионах, но и принимают всероссийский организованный характер выдвижения требований к правительству, проведения пикетирования Дома правительства России.
По данным опросов, вероятными массовые выступления протеста против дальнейшего падения уровня жизни в регионах своего проживания в январе 1998 г. считали более 30% опрошенных, а 24,5%, то есть каждый пятый из них, — были готовы лично принять в них участие. Объективность этой оценки показала акция протеста 9 апреля 1998 г. В целом эти показатели выше, чем в предшествовавшие годы. Некоторую их «стабилизацию» в конце 1995—начале 1996 г. мы связываем с электоральными ожиданиями населения, ибо (данные за май 1996 г.) 68% респондентов считали, что с помощью выборов можно изменить жизнь в стране к лучшему. Причем проблематика соблюдения прав человека (преимущественно социально-экономических) привлекла внимание государственных и политических деятелей России лишь с сентября 1995 г. в связи с начавшейся кампанией по выборам депутатов в Государственную Думу и Президента России.
Своеобразным контрольно-прогностическим показателем оценки состояния дел является распределение ответов на вопрос: «Как вы считаете, какое из приведенных высказываний более всего соответствует сложившейся ситуации?»

Анализ содержания таблицы подтверждает вывод о достаточно высоком уровне социальной напряженности в обществе, чреватой, при отсутствии адекватного механизма и возможности ее деэскалации, «снятия» лежащих в ее основе социальных противоречий, дальнейшим обострением социальных конфликтов с трудно-предсказуемыми последствиями.

В подтверждение этой гипотезы приведем следующие факты. В январе 1996 г. ВЦИОМ был повторен целевой опрос, посвященный оценке населением качества жизни. Отметим только ответы на следующие вопросы, непосредственно касающиеся проблемы соблюдения прав человека в нашей стране (данные приводятся в сравнении с январем 1995 г.).

Несмотря на кажущуюся позитивную динамику, она не в состоянии скрыть того факта, что более половины респондентов не ощущают серьезных позитивных перемен и не верят в возможность защиты своих законных прав.
Самое непосредственное отношение к рассматриваемой проблеме имеет и вопрос о доверии граждан к тем государственным и общественным институтам, которые призваны стоять на защите их прав и интересов.
В ходе одного из опросов ВЦИОМ были получены следующие ответы на вопрос: «В какой мере, на ваш взгляд, заслуживают доверия..?»

Как видно из приведенных данных, эти результаты показывают весьма невысокое мнение населения о тех государственных институтах, которые должны обеспечивать соблюдение прав граждан и защиту их законных интересов.

Уже в ноябре 1997 г. 21,8% респондентов были готовы лично поддержать выступления протеста с требованием отставки правительства и 19% — с требованием роспуска Госдумы. Столько же готовы были выступить и против руководства своей местной администрации.

При этом только 15,8% респондентов полагали, что руководство России контролирует ситуацию в стране, а более 55% считали, что она уже вышла из-под контроля. Только 17% надеялись, что в течение ближайшего года жизнь более или менее наладится, никакого улучшения ситуации не ожидали 62,9%.

Таким образом, можно констатировать крайне низкую эффективность практической реализации функции «социального государства», провозглашаемого в Конституции РФ. Концепция же «социального государства», по нашему мнению, явилась в 50—60-е годы прагматическим ответом Западу на угрозу возникновения серьезных социальных конфликтов и социальных революций.

Проиллюстрированная динамика оценок населением социальной действительности в совокупности с выяснением причин столь низкой ее оценки должна была бы стать основой для выработки и реализации государственной социальной политики, направленной на снижение уровня социальной напряженности, что, однако, отсутствует на практике.

1 Здесь и далее при составлении таблиц использованы бюллетени ВЦИОМ: Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения за 1995—1998 гг.
2 По методике Всероссийского центра уровня жизни (ВЦУЖ) при Министерстве труда РФ к «бедным» принято относить тех, у кого душевой доход в месяц оказывается ниже прожиточного минимума (в июне 1995 г. их численность составляла 46,5 млн. чел., или 31% от общей численности населения); к «обеспеченным» — тех, у кого он выше двух прожиточных минимумов.


[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]