Обозреватель - Observer
Духовное наследие



Представляем команду ВОПД «Духовное наследие»
 


КОРНЕЕВ
Александр
Васильевич

профессор
Московской государственной консерватории,
народный артист России,
член Центрального Совета
ВОПД «Духовное наследие»

А.В.Корнеев родился 19 июня 1930 г.

Окончил Московскую государственную консерваторию по классам флейты и симфонического дирижирования.

А.В.Корнеев — педагог, композитор и исполнитель.

Лауреат международных конкурсов.

Лауреат Государственной премии России и премии Москвы.

Награжден платиновой флейтой Ассоциации флейтистов Японии.
 

Музыкальное образование
в России
на пороге XXI века

Культура XX в. настолько сильно и принципиально отличается от культуры предшествующих веков, что это дало возможность некоторым исследователям выдвинуть гипотезу о начале новой, четвертой эпохи развития человеческой цивилизации.

«Мы находимся, — пишет американской социолог Ч.Р.Миллс, — у окончания того, что называется Новым временем. Так же, как за античностью следовало несколько веков ориентализма, которые Запад провинциально называет «средними веками», так и сейчас Новое время сменяется постмодерным периодом. Его можно назвать «четвертая эпоха».

Первая эпоха — это античность.

Вторая — раннехристианский период, средние века.

Третья — то, что обычно называют Новым временем, связана с возрождением чувственно осязаемого, рационального, ясного.

Декартовский рационализм, прямая перспектива в живописи, Просвещение, музыка венских классиков — все это звенья третьей эпохи.

XX в., четвертая эпоха, суммирует, сопоставляет и оценивает предшествующие в едином надисторическом контексте.

Возникает новый тип культуры, элементами которой становятся целые культурные традиции, знаки разных эпох.

Одна из важнейших социокультурных проблем, решать которую предстоит в грядущем веке, связана со стремлением к объединению, сближению популярной, массовой, так называемой непрофессиональной культуры и культуры академической, классической, профессиональной.

Настоящий художник должен стремиться к вхождению в поликультуру.

К девяностым годам весьма ощутимой, особенно с массовым распространение рок-музыки, стала проблема молодежной музыкальной культуры.

Художник, будь то композитор, исполнитель или педагог, не должен проходить мимо этой проблемы, а должен пытаться находить некое оптимальное решение.

Очень точно на этот счет высказался А.Шнитке: «Я считаю, что свое особое место у массовой культуры есть, и это нужно. Было всеобщее увлечение опереттой и Иоганном Штраусом. Но это прошло: оперетта и Иоганн Штраус не исчезли, но и не затопили все остальное.

Нашлось оптимальное решение. Правда, в то время не было радио и такой массовой истерики, но тоже могло казаться, что это несет в себе конец серьезным жанрам.

Потом был джазовый «накат» в двадцатые годы. Всеобщее джазовое увлечение. И казалось, что джаз вот-вот... Но этого не произошло.

Взаимовлияние было, но суммарного увлечения не получилось. Сейчас третья такая волна. И это тоже отпадет:

рок — у него будет свое дело,
у джаза — свое,
у оперетты — свое,
все будет продолжаться».

Шаги, направленные к синтезу двух культур, делались еще в XIX в. — Чайковский, к примеру, использовал в своих симфониях и операх жанр вальса.

В XX в. Гершвин и Стравинский активно использовали джаз, «Рапсодию в голубом» Гершвина любят исполнять многие выдающиеся пианисты.

Активно синтез двух культур начал осуществляться с 60-х годов в творчестве многих композиторов послевоенного поколения.

В 70-е годы С.Губайдулина создала «Концерт для двух оркестров — эстрадного и симфонического», соединивший в себе при опоре на рок-музыку «серьезный» и «легкий» стили.

В 80-х появилась кантата А.Шнитке «История доктора Фауста», в которой эпизод смерти Фауста был решен в жанре танго («танго смерти»), а ведущую вокальную партию, по замыслу композитора, должна была бы исполнить эстрадная певица А.Пугачева.

Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим музыкальным образованием, становится освоение музыкальной культуры XX в., причем как первой, так и второй его половины.

Музыканты, особенно молодые, которые будут жить и творить в XXI в., не могут не знать музыки ХХ столетия и тех прекрасных композиторов, которые уже по праву считаются классиками русской музыки второй половины века — Н.Сидельникова, Ю.Буцко, В.Артемова, С.Губайдулиной, А.Шнитке, Э.Денисова, Б.Тищенко, Р.Леденева, С.Слонимского.

Включение этой музыки в репертуар исполнителей, в музыкальную теорию, в конкретные теоретические дисциплины (сольфеджио, гармонию, анализ, полифонию, историю музыки), изучение различных техник письма ХХ в. позволит поднять на качественно более высокий уровень подготовку наших музыкантов.

В течение долгого времени в России в системе вузовского музыкального обучения существует и постоянно совершенствуется комплекс технологически-композиционных предметов — гармония, полифония, инструментовка и, наконец, музыкальная форма (анализ музыкальных произведений).

Нисколько не оспаривая их пользу для музыкантов всех специальностей, отметим, однако, что среди них до сих пор нет предмета, избирательно направленного на изучение музыкального содержания, т. е. на самый внутренний смысл и строй музыки, который не может быть достаточно полно отражен композитором в нотах, но выявляется «сквозь ноты» — в контексте их духовного окружения, а затем «овеществляется» в процессе непосредственного исполнительского интонирования.

Задача нового курса «Музыкальное содержание» как раз и состоит в подобном выявлении, причем с помощью таких категорий, как идея искусства в целом, идея конкретной исторической эпохи, жанр, стиль, индивидуальный замысел произведения и его интерпретация.

В последние годы в Московской государственной консерватории введено несколько новых курсов, которые призваны готовить наших музыкантов с учетом всех тех требований, которые предъявляет нам наступающее новое столетие.

В частности, введен новый предмет «Музыка как вид искусства», который призван именно разрабатывать и изучать музыкальное содержание, т. е. внутренний смысл и строй музыки, в противовес изучению просто музыкальной формы.

Новый предмет «Менеджмент в музыкальном искусстве», задачей которого является рассмотреть взаимоотношения искусства и бизнеса, искусства и законов рынка, показать, как строятся отношения между музыкантами-исполнителями и импрессарио, научить владению контрактной системой, умению организовывать концерты, конкурсы, составлять концертные программы, знанию системы финансирования концертных выступлений и многое другое.

Введены также курсы, посвященные английской, немецкой и латинской музыкальной терминологии, оперному и балетному театру, а также музыкальной психологии (т. е. психологии музыканта-исполнителя).

И наконец, особое внимание мы начинаем обращать на нравственное воспитание не только нашей музыкальной молодежи, но и будущих слушателей наших исполнителей, приобщая их не только к светской классической и современной музыке, но и к духовной музыке прошедших веков и нашего, тоже уходящего века.

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]