Внутренняя политика
Обозреватель - Observer

 МИР ИЛИ ВОЙНА - ВЫБОР ЗА ЧЕЧНЕЙ


Владимир Галицкий,
Действительный член Академии военных наук,
доктор юридических наук,
профессор,
капитан 1 ранга

 
 

 Эволюция государственного строительства Чеченской Республики



Чеченская Республика занимает важное стратегическое положение на Северном Кавказе, что не может не учитываться при построении программы безопасности Российской Федерации и защите ее национальных интересов на Юге России. Однако наша отечественная история свидетельствует, что Россия не всегда эффективно проводила свою национальную политику на Северном Кавказе и непосредственно в Чечне. Это касается сохранения не только земель, находившихся во владении русского населения (прежде всего казаков), но и необходимой численности русского населения на Северном Кавказе.

Так, например, до 1991 г. Чечено-Ингушская АССР (ЧИ АССР) была многонациональной. Ее национальный состав на 12.01.1989 г. составлял: 66,0% - чеченцы, 24,8% - русские и 2,3% - ингуши, а в остальные 12,9% входили украинцы, евреи, татары, калмыки и др. национальности. После 1992 г. процентное соотношение резко изменилось в пользу чеченцев, и по оценочным данным они составляют почти 95% (данные на январь 2002 г.).

Основной причиной оттока нечеченского населения явился внутричеченский социально-политический конфликт начала 90-годов ХХ в., переросший в вооруженный конфликт, длящийся уже более 9 лет, и целенаправленное выдавливание русского населения не только из административно-управленческих, производственных и коммерческих структур, но и из мест постоянного проживания.

За последнее десятилетие Чеченскую Республику покинули более 400 тыс. чел. русскоязычных ее жителей. В результате - на январь 2003 г. на территории всей Чечни проживает около 25 тыс. представителей славян, подавляющее большинство которых составляют старики и больные люди, не имеющие ни средств, ни физической и иной возможности выехать за пределы Чечни.

В традиционно русских (казацких) станицах (Наурская, Мекенская, Шелковская, Ищерская, Новотерская и многие другие) осталось буквально не более чем по 15-20 семей (в среднем).

По официальным данным, начиная с 1991 г. в Чечне было убито более 20 тыс. русских (не считая погибших в ходе боевых действий), захвачено более 100 тыс. квартир, принадлежавших представителям не чеченской национальности и более чем 45 тыс. чел. обращено в рабство1.

Беспокойство вызывает тот факт, что ни Президент, ни Правительство РФ, ни многочисленные правозащитные российские организации не говорят о фактическом геноциде русского народа на территории Чеченской Республики, его полной незащищенности. Следует напомнить, что русский народ является государственно-образующим народом, а не просто одним из народов страны. Стоит вопрос, а может ли наше государство называться Российским, если оно не защищает и позволяет унижать, грубейшим образом нарушать конституционные права государственно-образующего народа?!

Российская Федерация много делала и делает для того, чтобы Чечня являлась ее полноценным субъектом. К сожалению, определенная часть чеченского народа так и не оценила этих конструктивных шагов и решений по созданию государственности в Чечне.

По данным Госкомстата РФ (2000 г.), Чеченская Республика занимает 19,3 тыс. кв. км. На 01января 2000 г. в Республике проживало 767,9 тыс. чел. В городской местности проживает 245,1 тыс. чел., в сельской местности - 522,8 тыс. чел. Плотность населения на 01.01.2000 г. составляла 56,1 чел. на 1 кв. км.

Республика богата сырьевыми ресурсами, имеет достаточно пахотных земель и способна иметь развитое сельское хозяйство и промышленность.

Исходя из вышеприведенных данных, можно считать, что Чеченская Республика является самодостаточным субъектом Российской Федерации, способным обеспечить себя всем необходимым при условии внутренней стабильности и консолидированности чеченского общества. Чеченский народ имеет мощные внутренние социально-психологические резервы и богатые традиции преодоления кризисных ситуаций и разрешения всевозможных внутренних противоречий и конфликтов. 

Чеченский народ всегда стремился к развитию своей государственности. Однако такая возможность появилась лишь после Великой Октябрьской революции, в победе которой на Северном Кавказе чеченцы принимали самое активное участие.

Усилиями таких представителей чеченского народа, как Али Митаев, Эльдарханов, Шерипов, Хамзатов и др. 30 ноября 1922 г. решением Советского правительства была образована Чеченская автономная область. 15 января 1923г. в Урус-Мартане состоялся съезд чеченцев для всенародного объявления о создании автономии и выработки мероприятий по формированию полноценных органов областного и местного самоуправления. Для поздравления на этот съезд прибыли Ворошилов, Буденный, Микоян, Левандовский и другие, а также представители соседних автономных республик и областей.

Кроме Ворошилова, Буденного, Микояна и Левандовского на съезде выступили авторитетные в Чечне люди: муллы из Урус-Мартана Би-Султан Тагиров и Бело-Хаджи, а также шейх Али Митаев из Автуров.

Свою работу съезд продолжил 17 января 1923 г. в г. Грозном. На съезде были обсуждены задачи новой власти. Здесь же снова выступил шейх Али Митаев и сказал: "Осуществилась мечта населения Чечни. Мы получили свободное самоуправление".

Но определенная часть чеченцев поняла это по-своему и уже к концу января 1923 г. Чеченский областной отдел ГПУ докладывал в Москву о том, что "чеченцы, вместо того чтобы заниматься государственным строительством, после получения автономии, стали заниматься бандитизмом. В связи с этим бандитизм в Чечне резко возрос". 

Образование автономии Чечни позволило сформировать свои органы областного и местного самоуправления. Однако в соответствии с законами СССР Чечня не имела права иметь свою конституцию. Несмотря на это, с исторической точки зрения образование автономии можно считать началом государственного и конституционного строительства в Чечне, поскольку были созданы свои органа власти и был впервые получен статус самостоятельного административно-территориального образования. Рассмотрим, как это происходило. Это важно знать, так как не все помнят или не хотят его вспоминать.

Становление национальной государственности в Чечне не отделимо от становления государственности других горских народов Северного Кавказа. Однако политика Российского государства и его государственное устройство до 1917 г. исключали какие бы то намерения по данному поводу. Любое стремление народов окраин России к национальной самостоятельности жестоко пресекалось. Победа Великой Октябрьской революции в России ускорила эти процессы. Сформировавшаяся у горских народов на протяжении нескольких столетий неприязнь к Российскому государству, осуществлявшему свою политику по принципу "разделяй и властвуй", естественно, не могла исчезнуть в одночасье с утверждением советской власти.

На Северном Кавказе 5 марта 1918 г. II Съезд народов Терека провозгласил установление Советской власти и образование Терской Республики в составе России. В феврале 1919 г. Терская Республика пала под ударом деникинских войск, которым удалось с тяжелыми боями захватить только часть равнины, а отошедшие в горы местные жители продолжали борьбу до марта 1920 г.*

В ноябре 1920 г. во Владикавказе на съезде народов Терской области была провозглашена Горская АССР (декрет ВЦИК РСФСР об образовании Горской АССР от 20 января 1921 г.). Вскоре из ее состава выделились Кабардинская АО (1 сентября 1921 г.), Карачаево-Черкесская АО (12 января 1922 г.), Чеченская АО (30 ноября 1922 г.).

7 июля 1924 г. Горская АССР была упразднена в связи с образованием Северо-Осетинской и Ингушской АО, а город Владикавказ получил центральное подчинение.

В 1929 г. в Чеченскую АО были включены г. Грозный и Сунженский округ. 15 января 1934 г. Чеченская и Ингушская АО объединены в единую Чечено-Ингушскую АО, а 5 декабря 1936 г. она преобразована в Чечено-Ингушскую автономную республику с центром в г. Грозном.

Установленная в 20-е годы на Северном Кавказе советская власть оценивалась многими чеченцами не как власть, а как система вседозволенности. И хотя Советское правительство проводило покровительственную политику в отношении народов Северного Кавказа, установление даже элементарных норм государственности по советскому образцу вызывало у чеченцев недовольство, которое нередко принимало форму активного вооруженного противодействия. Среди местных жителей процветал незаконный оборот оружия.

В 30-е годы в Чечено-Ингушетии повстанцы, не принявшие форсированных действий советской власти, неоднократно оказывали вооруженное сопротивление:

1931-1935 гг. - повстанческие действия отряда Х.Истамулова в ответ на перегибы коллективизации в горных аулах;

1932 г. - выступления в Ножай-Юртовском районе;

1933 г. - восстание в Шалинском районе;

1940 г., февраль - восстание Х.Исраилова, разграбление большинства колхозов.

Великая Отечественная война еще более обострила общественно-политическую обстановку. Миллионы представителей народов Советского Союза, в том числе тысячи чеченцев, сражались на фронтах войны. В то же время это отнюдь не означало, что в самой Чечне население полностью разделяло действия властей. С подходом германских войск к территории Чечни часть родовых и религиозных авторитетов от имени всего народа пытались устроить торжественную встречу передовым подразделениям немцев в расчете на дальнейшую благосклонность со стороны будущей администрации.

Вместе с тем отмечалось, что местное население большинства горных аулов уклонялось от призыва, не желая участвовать в войне против гитлеровцев. Уклонение от призыва повлекло за собой массовый уход мужского населения в горы, где создавались мобильные вооруженные отряды для борьбы с советской властью. Существование в горах таких отрядов было возможно только при полной материальной поддержке населения на основе родственно-клановых, тейповых, отношений.

В районы действия банд выбрасывались отдельные парашютисты и десанты немцев. Банды вели подрывную деятельность в тылу Красной Армии, а также непосредственно участвовали в боях на стороне фашистов.

Осенью 1942 г. немецко-фашистскими войсками была оккупирована значительная часть Северного Кавказа, в том числе северо-западная часть Чечено-Ингушетии.

В январе 1943 г. территория ЧИ АССР была полностью освобождена от захватчиков, однако в горах продолжались провокационные вылазки бандитов:

1942 г., март - восстание М.Шерипова в с. Шатой (Советское), с. Итум-Кале. Объединение с отрядом Х.Исраилова, организация военного штаба и повстанческого правительства;

1942 г., июнь - в населенных пунктах Чечено-Ингушетии распространены листовки с воззванием повстанческого правительства, где говорилось, что народы Кавказа окажут немцам гостеприимство при полном признании независимости Кавказа;

1944-1950 гг. - бандитско-террористические действия бандитских групп, состоявших из так называемых политбандитов 30-х годов, дезертиров и уклонившихся от выселения чеченцев в горах Чечено-Ингушетии, ликвидированных частями НКВД.

Сталин этого не простил, но он и не стал разбираться, кто из граждан - чеченцев, балкарцев, калмыков и т.д. - сохранял лояльность, а кто выступал против, и решил покарать поголовно всех. Была осуществлена депортация.

23 февраля 1944 г. чеченский и ингушский народы, обвиненные в сотрудничестве с немецко-фашистскими захватчиками, были депортированы в Казахстан, Узбекистан и Киргизию. Чечено-Ингушская АССР была ликвидирована, территория распределена между Грузией, Дагестаном, Северной Осетией и Ставропольским краем. Впоследствии значительная часть территории вошла в состав Грозненской области.

Государственное строительство в Чечне было прервано.

В июле 1956 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР с чеченцев, ингушей, балкарцев, карачаевцев были сняты ограничения спецпереселенцев. В январе 1957 г. был принят Указ Президиума ВС СССР "О восстановлении Чечено-Ингушской АССР в составе РСФСР"2.

Оргкомитетом по восстановлению ЧИ АССР проводилась разъяснительная работа по политической значимости восстановления Республики. Принимались меры по осуществлению планового переселения. Многие репатриированные в Чечено-Ингушетию коренные жители не могли трудоустроиться. В большинстве районов, где они традиционно проживали до 1944 г. и куда стремились возвратиться, не было достаточного количества рабочих мест. В населенных пунктах, расположенных в плоскостных и предгорных районах, так как было запрещено восстанавливать высокогорные аулы, образовался избыток трудоспособного населения. Это создавало напряженность общественно-политической ситуации в Республике, вылившуюся в стихийные митинги в августе 1958 г. в г. Грозном. Однако назревший социальный конфликт, переросший в межнациональный, не был разрешен. Напряженность нивелировали тем, что в затеречные районы - Наурский, Шелковской, Каргалиновский (два последних района были объединены в начале 60-х годов), входивших до 1957 г. в Ставропольский край, а затем в Грозненскую область, - было организовано переселение более 3 тыс. семей, преимущественно русского населения, проживавших с 1944 г. в горных и предгорных населенных пунктах.

Неразрешенная в конце 50-х-начале 60-х годов проблема явилась в середине 80-х годов детонатором регионального и национального сепаратизма.

С началом перестройки среди чеченцев, как и среди других народов СССР, усилились настроения в пользу возрождения национальных и религиозных традиций, укрепления связей с арабскими и мусульманскими странами, соотечественниками в Иордании, Турции и других ближневосточных государствах. Однако какого-либо заметного движения за полную независимость и выход из России среди чеченцев тогда еще не было.

К концу 80-х годов ХХ в. политическая обстановка в Республике стала обостряться, и, хотя в это время не отмечалось серьезных эксцессов, националистическая доминанта исподволь укоренялась в сознании значительной части чеченцев и ингушей. Этому способствовало нарастающее недовольство национальной политикой союзного и отчасти российского руководства по подбору и расстановке кадров на влиятельных постах Республики (так, например, за время Советской власти первыми лицами Республики ни разу не были, ни чеченец, ни ингуш), отсутствием реальной борьбы с клановостью, коррупцией в верхних эшелонах власти. Следует обратить внимание на тот факт, что, несмотря на занятие первых постов в Республике не чеченцами, реальная власть находилась в руках самих чеченцев.

Внешне радикальных изменений ситуация в ЧИ АССР не претерпела и после 1989 г., когда первым секретарем обкома партии стал представитель коренной национальности - чеченец Д.Завгаев. На практике он, пытаясь балансировать между кремлевскими идеологами и своими интерпретаторами идеи перестройки, стал проводить собственную кадровую политику, расставляя на местных уровнях руководства преимущественно чеченцев, а также заигрывая с религиозными лидерами. В этой обстановке местные руководители всех уровней на волне конъюнктурного популизма стали демонстративно поддерживать лозунги и требования националистического характера.

Подобное явление было тогда общим для большинства автономных республик РСФСР, поощряемое из Москвы идеей создания обновленной федерации суверенных республик-государств.

Всплески национализма в немалой степени были стимулированы принятием Верховным Советом СССР 26 апреля 1990 г. известного Закона, в котором формулировалось следующее положение: "Субъектом СССР являются союзные и автономные республики". Тем самым были практически "вырваны" из Российской Федерации все входящие в нее республики. ЧИ АССР провозгласила себя Чечено-Ингушской Республикой (ЧИР) и заявила о намерении войти в состав СССР на правах самостоятельного субъекта Договора, а сепаратистам такое правовое решение развязало руки для ведения пропаганды за отделение от России. Тем не менее вплоть до осени 1991 г. непосредственной опасности антироссийского сепаратизма в Чечне не было. В конце ноября 1990 г. с согласия обкома партии и Верховного Совета ЧИР в Грозном был созван Общенациональный конгресс чеченского народа - знаменитый ОКЧН, который быстро превратился в постоянно функционирующую политическую организацию, вышедшую из-под контроля официального руководства Республики. Его деятельность окончательно поставила точку на истории Чечено-Ингушетии.

"Демократический" развал Советского Союза, призыв Б.Ельцина ко всем субъектам брать суверенитета столько, сколько смогут проглотить, нашел живой отклик в первую очередь у тюркоязычных регионов - Татарстана и Башкирии. Это имело место и в ряде других регионов, которым был близок ислам. Таким регионом стала и Чечено-Ингушская Республика, одна из первых на Северном Кавказе провозгласившая в ноябре 1990 г. Декларацию о суверенитете.

В сентябре 1991 г. Чечня провозгласила себя суверенным государством, а Ингушетия осталась в составе России.

Период с октября 1991 г. (выборы президента Чеченской Республики Д.Дудаева) до января 1997 г. (выборы президента Чечни А.Масхадова) - стал (и еще остается до сих пор!) для Чечни и России, для всего Северного Кавказа и России временем серьезных испытаний территориальной целостности, региональной и национальной безопасности, а в целом - и самой государственности.

Реальное государственное и конституционное строительство в Чечне стало возможным лишь после событий августа 1991 г., то есть с началом развала СССР, в результате чего была образована Чеченская Республика, получившая естественное право создания собственной Конституции. В результате 12 марта 1992 г. была принята первая чеченская Конституция. Данная Конституция претерпела ряд уточнений и дополнений 11 ноября 1996 г. и 3 февраля 1997 г. Таким образом можно считать, что государственное строительство Чеченской Республики было начато осенью 1922 г. и в силу политических обстоятельств продолжается до сих пор.

Ради исторической справедливости необходимо обратить внимание на то, что История и Россия уже три раза предоставляли возможность чеченскому народу построить свою государственность: 1922 г., 1992 г. и в 1996 г. Однако каждый раз лидеры чеченского народа (не будем уточнять, насколько они были легитимными и авторитетными), пришедшие к власти, не смогли направить развитие народа в правовое русло с созидательными целями. Все время они становились заложниками своих криминальных связей, что всегда приводило к криминализации чеченского общества и его властных структур. В свою очередь, именно криминализация являлась первопричиной как возникновения социальных конфликтов в самом чеченском обществе (перераставших иногда в вооруженные), так и для вмешательства (часто вооруженного) правительства Советского Союза, а затем и Российской Федерации в их ликвидацию.

В настоящее время чеченскому народу История и Россия предоставляют четвертую попытку и возможность построить свою государственность на основе современного права и занять достойное место в семье субъектов Российской Федерации, создать не только нормальное конституционное поле, но и выработать правовой механизм по реализации Конституции Чеченской Республики. Какой она должна быть - это решать чеченскому народу. Но нам бы хотелось, чтобы эта Конституция полностью соответствовала современному российскому и международному праву, которое, согласно ст. 15 Конституции РФ, является приоритетным, стала бы "составной частью правовой системы России". Конституция позволит решить не только проблему власти в Чеченской Республике, но и исключить в обозримом будущем приход к власти в Чечне разного рода авантюристов от политики и криминального бизнеса. Поэтому обсуждение проекта Конституции Чеченской Республики должно быть всеобщим, всесторонним и объективным. 

В настоящее время ходит много споров о том, какая структура власти должна быть в Чечне. По нашему мнению, в Чечне должен быть Президент, Парламент и Государственный совет. В Государственный совет должны входить по очереди не только руководители административных единиц Чечни, но и видные авторитетные религиозные и общественные деятели. На данном этапе развития чеченской государственности Госсовет необходим как орган, способный консолидировать чеченское общество, помочь Президенту Республики вырабатывать и принимать наиболее оптимальные решения по важным экономическим и социальным вопросам. 

В соответствии с п. 2 ст. 5 Конституции РФ на Чеченскую Республику распространяется статус "государства" и она обладает правом "иметь свою конституцию и законодательство", в соответствии с п. 3 этой же статьи на нее распространяется равноправие и самоопределение. Статус Республики (государства) предоставляется и ст. 66 Конституции РФ (п. 1). Исходя из этого Чеченская Республика уже имеет особый статус по сравнению с другими субъектами РФ (областями, краями и т.п.), располагает всеми возможностями для построения самостоятельного (в рамках Конституции РФ) и равноправного государства. Поэтому всевозможные рассуждения о наделении Чеченской Республики еще каким-то "особым статусом", на мой взгляд, неправомочны и могут нести потенциальную угрозу государственности как Российской Федерации, так и непосредственно Чеченской Республики. "Особый статус" Чеченской Республики может быть определен лишь в части материально-технической и финансовой помощи со стороны Российской Федерации на период до полного восстановления социальной сферы и экономики Чеченской Республики. Поэтому вести полемику и требовать наделения Чеченской Республики каким-то иным особым статусом антигосударственно, антинародно. 

Примечания

*  По мнению некоторых исследователей-выходцев с Северного Кавказа, чеченцы, поддерживая большевиков, отнюдь не разделяли их теоретические воззрения. Они выступили на стороне красных, стремясь сокрушить то государство, которое жестоко подавило движение имама Шамиля.
Формально подчинившись деникинскому командованию весной 1919 г., Чечня фактически жила своей жизнью. Власть белых простиралась только на узкую полосу территории по чеченским аулам, расположенным вдоль железной дороги. Это, по трактовке авторов исторических исследований, было в измененной форме всплеском национально-освободительной войны, которую вело предшествующее поколение. Именно поэтому имели место проявления стойкости и героизма тысяч чеченцев, которые внесли свой весомый вклад в поражение армии Деникина, в глазах местного населения, прежде всего, ненавистной старой государственности. (Примечание. - Авт.)

1  Шаповалов А. Голодная смерть или бандитская пуля. Независимая газета. 2003. № 8. 21 января.
2  Ведомости Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик. 1958. № 1-28. С.134.
 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]