Обозреватель - Observer
Ближнее зарубежье

ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ конфликты в странах СНГ:

НЕКОТОРЫЕ МИРОТВОРЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ РАЗРЕШЕНИЯ

Р.АБДУЛАТИПОВ, доктор философских наук, депутат Государственной Думы РФ

Проблема межнациональных, этнополитических конфликтов внутри Содружества является одной из актуальных. Нагорный Карабах, Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье, Чечня - это неполный перечень известных зон этнополитических конфликтов. По многим объективным показателям они имеют примерно одинаковую природу возникновения и динамику развития, которые логически подсказывают и соответствующие общие механизмы их своевременного упреждения и разрешения.

Кроме целого пласта исторических предпосылок, межнациональные конфликты в странах СНГ - это неподготовленность государства и общества к восприятию и правовому разрешению проблем национальностей, национальных меньшинств, оказавшихся в различном социально-психологическом положении после развала Союза.

Негативное влияние оказывает на ситуацию и неотрегулированность в этих условиях проблем взаимоотношения, во-первых, между "старыми" нациями и новыми суверенными государствами, а во-вторых, между национальным большинством, именем которого называются эти государства, и национальным меньшинством, которое хочет обрести свой собственный национально-государственный суверенитет. Следует учесть тот факт, что взрыв национального самосознания в постсоветских странах сопровождался его однозначной ориентированностью на политическое самоутверждение статуса своей национальной общности.

Этнополитические, межнациональные конфликты сконцентрировали в себе весь комплекс постсоветских кризисных проблем социально-экономического и духовно-психологического характера. Под этническими знаменами продолжается борьба политических элит, кланов и групп, что оказывает порой решающее влияние на процесс адаптации населения к новым политико-правовым и социально-экономическим реалиям жизнедеятельности государства, этносов и человека.

Нынешнее состояние межнациональных, этнополитических процессов в странах СНГ чревато серьезными негативными последствиями не только для самих стран, но и для Содружества в целом, ибо тут наметилось сложнейшее переплетение и взаимопроникновение комплекса проблем. Таким образом, этнополитические кризисы жестко детерминированы прежде всего кризисными явлениями во всех других сферах развития общества стран Содружества.

Конечно, однозначно нельзя утверждать, что подобные конфликты происходят по вине государства или этнического большинства в той или иной стране. Достаточно активно тут проявилась и нетерпимость в среде национального меньшинства, особенно в тех случаях, когда у него уже был вполне определенный автономный статус. Меньшинство хочет не только сохранить этот статус, но и, по возможности, расширить.

Такую сложную ситуацию с подобным набором внутренних и внешних конфликтонесущих факторов трудно найти в мировой практике. В тоже время, не только по историческим причинам, претензиям и притязаниям, трагичности и безысходности-тупиковости, но и по современному состоянию почти все Этнополитические конфликты в странах СНГ имеют схожую структуру и находятся примерно на одинаковых стадиях своего внутреннего развития.

Каждый из конфликтов обернулся массовым кровопролитием. В каждом из них исчерпаны внутренние политико-психологические и другие резервы разрешения конфликтов, ибо меньшинство почти повсеместно получило возможность провозглашать свою победу, а большинство находится в тупике однажды ошибочно избранного пути преодоления этих кризисов, но сохраняет еще потенциал и надежды на восстановление своего прежнего статуса на этих территориях.

Между тем процесс этнической чистки в различных вариациях, на различных территориях продолжается. Зреют новые взрывы недовольства, свержении и конфликтов. При этом прослеживается тенденция: период паузы используется не для нахождения оптимальных путей выхода из конфликтов, а для накопления сил с целью их продолжения. Международные организации фактически оказались тут беспомощными, ибо привыкли работать в совершенно других условиях, с другим набором факторов и при другом организационно-правовом потенциале предупреждения и разрешения этнополитических конфликтов.

СНГ с самого начала своего возникновения по старой традиции надеялось уйти от проблем постоянного отслеживания, предотвращения и разрешения межнациональных конфликтов. Руководство этих стран не смогло предвидеть их жесткую политизацию. Кроме чисто формальных заявлений о том, что всем гражданам гарантируются равные права и свободы независимо от их национальности, мер, подкрепляющих этот тезис, не предпринималось. Более того, в Соглашении о создании СНГ и в Уставе Содружества вопросы защиты национальных меньшинств и перспектив развития межнациональных отношений не отражены. Не созданы для этого и соответствующие институты.

Основное внимание уделяется двусторонним соглашениям, которые носят формальный характер и не способны создавать правовую базу, механизмы миротворчества и разрешения конфликтов. Кроме того, перевод проблем на двусторонние отношения, без учета ситуации в целом, делает невозможным успешное функционирование СНГ как коллективного органа, способного успешно находить приемлемые для каждой страны и всех граждан выходы из межнациональных конфликтов.

Совет глав государств и Совет глав правительств этими вопросами фактически не занимаются. Соглашение о создании СНГ и Устав, к сожалению, не предполагают создание правовой базы для их сотрудничества по такой острой проблеме, как межнациональные, этнополитические конфликты. Попытки каждого из государств Содружества по-своему, в рамках своей страны решить эти проблемы ни к чему не приводят. Более того, они начинают еще глубже увязать в- них, ибо наметилась тенденция усиления взаимосвязи и взаимозависимости этнополитических процессов на всем постсоветском пространстве.

На наш взгляд, проблема межнациональных, этнополитических конфликтов в СНГ может быть решена на основе общей политики миротворчества и нахождения общих подходов, которые предполагают выработку приемлемых для всех стран механизмов урегулирования этнополитических кризисов, в интересах всех стран и народов любого региона, в том числе и Кавказа. В этом плане можно было бы предложить следующие меры:

  1. Созвать конференцию по укреплению мира и безопасности в СНГ.
  2. Разработать и подписать специальную Хартию Содружества о правах и обязанностях государства и национальностей по защите прав и интересов всех национальностей страны, территориальной целостности и суверенности как отдельных государств и национально-государственных образований, входящих в их состав, так и СНГ в целом.
  3. Согласовать и принять модельный закон о гарантиях защиты национально-этнических прав и прав национальных меньшинств в странах СНГ, в том числе с учетом уже принятой "конвенции по обеспечению прав народов, принадлежащих к национальным меньшинствам", состояния ее реализации в конкретных странах.
  4. Ввести в практику заключение на основе согласованных документов специальных договоров о разграничении полномочий между органами власти государств Содружества и органом власти национально-государственных и территориальных образований, предусмотрев в них, в частности, взаимные обязательства по защите прав национальностей, их культуры и языка. В указанных договорах установить формы национального самоопределения народов с указанием их территорий внутри стран СНГ.
  5. Предусмотреть создание в МПА СНГ Комитета по делам национальностей, а также учреждение Института специального уполномоченного по делам национальностей Содружества (по примеру деятельности Верховного Комиссара по национальным меньшинствам ОБСЕ) для раннего предупреждения о назревающем конфликте и согласованных действиях государств Содружества по его разрешению. В его обязанности также входило бы: фиксировать факты нарушения прав национальностей и человека по национальному признаку, неправомерные действия отдельных групп, выступающих от имени национальностей и способных организовать этнополитический конфликт с трагическими последствиями для государства и проживающих в них национальностей.
Общими принципами организации таких мер могли бы стать:
  • демилитаризация спорных территорий;
  • разоружение незаконных, неконтролируемых вооруженных формирований, кроме сил порядка и безопасности, согласованных сторонами;
  • признание равноправного статуса участников конфликта с разграничением полномочий и ответственности по налаживанию совместной жизни;
  • создание двусторонней Комиссии по преодолению последствий конфликта и налаживанию мер доверия;
  • международный контроль за выполнением подписанных договоров и соглашений;
  • соблюдение согласованных полномочий друг друга и сохранение существующих границ государств Содружества;
  • решение всех вопросов мирным путем;
  • соблюдение принципа равноправия национальностей и политики недискриминации людей по национальному признаку;
  • активное проведение доступными средствами всеми государственными и общественными органами политики мира, взаимного прощения и сотворчества во имя благополучия и созидания народов Содружества.
Использование на практике общих принципов и подходов к разрешению этнополитических конфликтов в Чечне, в Нагорном Карабахе, в Абхазии, Южной Осетии, в Приднестровье позволяет вывести их из внутригосударственного статуса, где они фактически зашли в тупик в своем развитии, на уровень всего Содружества во имя разблокирования и разрешения общими усилиями. Таким образом, каждому участнику конфликта дается возможность сохранить свое достоинство, защитить свои права, подчиняясь воле всех стран СНГ.
 
[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]