Обозреватель - Observer
Экономика за рубежом

ВЬЕТНАМ: десять лет обновления

И.Осотов

- Ну, опять Вьетнам, - возможно, подумает читатель пожилого возраста и вспомнит, как добрых четверть века тому назад участвовал в митингах протеста против империалистической агрессии в Индокитае. У читателя более молодого возраста упоминание о Вьетнаме, да еще в связи с обновлением скорее всего не вызовет большого интереса. Однако не спешите. В середине нашего века вьетнамский народ удивил мир своим подвигом, совершив почти невероятное: победил в двух войнах, развязанных колонизаторскими силами, обрел независимость и воссоединил свое Отечество. Вьетнам стал первой объединившейся страной из числа тех, что оставались разъединенными после второй мировой войны.

Сегодня Вьетнам настойчиво перестраивает экономику, меняет хозяйственные приоритеты, решая задачи создания не плакатно-показательного, а вполне земного, реального справедливого общества. Наверное, это небезынтересно, ведь в таком ракурсе и Вьетнам, и Россия открывают новую страницу своей истории, находясь на весьма схожих социально-экономических и общественных платформах.

С чего все началось...

1996 г. наверняка войдет в историю Вьетнама как год неординарных событий. Исполнилось двадцать лет со дня воссоединения страны в государственном плане, состоялся очередной VIII съезд Коммунистической партии Вьетнама (КПВ).

Как следует из материалов съезда, особое внимание было обращено, однако, на другую годовщину - десятилетие начала обновления экономического базиса и социального строя Вьетнама. Были подведены итоги проделанного и на этой основе намечено, что следует делать дальше для углубления экономической реформы. Интересно проследить на основе вьетнамских материалов эволюцию взглядов Ханоя за минувшее десятилетие на существо и содержание социалистического строительства, на соотношение и взаимодействие экономического базиса и политической надстройки в условиях Вьетнама.

Для этого надо вернуться на два десятилетия назад, когда Коммунистическая партия проводила свой IV съезд. Страна еще жила эмоциями, вызванными недавней большой победой, и дух победителей витал в зале заседаний съезда. Победа рождала уверенность, что и в мирном строительстве, в слиянии двух в корне противоположных общественных систем Севера и Юга, в решении назревших за долгие военные годы острых социальных проблем можно и должно добиться успеха уже не в столь отдаленном будущем, что Вьетнам в состоянии перейти к социализму, минуя капиталистическую стадию развития. Было определено, что курс строительства социалистической экономики во Вьетнаме на новом этапе состоит в том, чтобы "ускорить социалистическую индустриализацию, создавать материально-техническую базу социализма, осуществлять перевод экономики страны от мелкого производства к крупному социалистическому производству, претворять в жизнь принцип преимущественного рационального развития тяжелой промышленности на основе развития сельского хозяйства и легкой промышленности, сочетать промышленное и сельскохозяйственное строительство, добиваться создания индустриально-аграрной экономической структуры: создавать экономику центрального подчинения при одновременном развитии экономики местного подчинения, объединять эти два вида экономики в единую народнохозяйственную структуру". Это - общепринятый в то время подход к задачам сельскохозяйственного строительства в социалистической стране.

Однако последующее пятилетие показало, что реализация утвержденного стратегического курса столкнулась с серьезнейшими трудностями. Самая главная состояла в том, что в стране не было необходимых предпосылок для этого. Трудно проходила перестройка на Юге, не хватало капиталовложений. Их не могла восполнить и помощь других государств социалистического Содружества.

К тому же в это время из-за событий на вьетнамо-китайской границе и в Камбодже усложнилось внешнеполитическое положение Социалистической Республики Вьетнам, по существу началась ее экономическая и торговая блокада.

Если первые два года пятилетки 1976- 1980 гг. наблюдался прирост валового внутреннего продукта (в 1977 г. - 2,8, в 1978 г. - 2,3%), то два ее последние года отмечены паданием этого показателя (-2% в 1979 г. и 1,4% в 1980 г.). Сокращение производства оказало прямое негативное воздействие на общую обстановку в стране, подтолкнуло рост коррупции и других пороков в обществе, породило нежелательные настроения и неверие в народе.

Недочеты и провалы в проведении курса заставляли вьетнамских руководителей мучительно искать решение возникающих проблем с учетом опыта других соцстран, т.е. все в тех же рамках "классических" социалистических преобразований.

Состоявшийся в начале 1982 г. V съезд КПВ определил как основное направление развитие сельского хозяйства: "...в пятилетии 1981- 1985 гг. и в 80-е годы необходимо сосредоточить усилия на ускоренном развитии сельского хозяйства, считать сельское хозяйство фронтом первостепенной важности, осуществлять постепенный перевод сельского хозяйства на рельсы крупного социалистического производства, всемерно увеличивать производство товаров народного потребления и продолжать создание некоторых важных отраслей тяжелой промышленности: объединить сельское хозяйство, промышленность товаров народного потребления и тяжелую промышленность в национальную индустриально-аграрную структуру".

По сравнению с установками пятилетней давности менялись приоритеты для целого периода экономического развития при сохранении главной экономической перспективы - осуществления социалистической индустриализации. На этом пути рассчитывали удовлетворить первоочередные жизненные потребности населения, ликвидировать хозяйственные диспропорции, создать внутренние накопления, подготовить условия для "ускорения социалистической индустриализации".

Состоявшийся через пять лет VI съезд партии, хотя и отметил некоторые позитивные сдвиги, которые были результатом определенного оживления сельского хозяйства (в частности, ежегодный частный прирост валовой продукции на 6,4%), но в то же время самокритично отметил, что решения V съезда не были до конца выполнены, равно как остались без четкого определения "концепции и политика в области социалистических преобразований".

Такая оценка содержала некоторый элемент натяжки, поскольку на V съезде была подтверждена принципиальная линия вьетнамской революции, провозглашенная IV съездом КПВ, но все же открывала возможность "вариантного" подхода к выработке социально-экономической стратегии на предстоящий период, вплоть до сознательного отхода от постулатов предыдущих партийных форумов.

Это по существу и произошло на VI съезде (1986 г.), решения которого положили начало фундаментальным преобразованиям в стране, продолжающимся до настоящего времени со все более яркой окраской экономической реформы рыночного типа.

Количество и масштаб проблем были огромными: от урегулирования положения на Индокитайском полуострове до разрешения задач обеспечения сносного уровня жизни населения страны, который был заметно ниже, чем в большинстве государств региона.

Стало уже совершенно очевидным, что методы, которые применялись в управлении, организации труда, да и жизни вообще в годы войны, Сопротивления и борьбы за воссоединение страны оказались непригодными для нового этапа. Жизнь требовала реально действующих стимулов материальной заинтересованности, которых по существу дела не было, их надо было создавать. Не волевым решением, не единовременными "мероприятиями", не упованием на помощь "братских социалистических стран", а путем глубокой перестройки социально-экономического уклада страны на основе когда-то считавшегося чуть ли не еретическим лозунга опоры на собственные силы.

Формулировка курса на социалистические преобразования как выполнение "постоянной непрерывной задачи в течение всего периода перехода к социализму, реализуемой в подобающих формах и темпах", и после VI съезда оставалась неизменной. Однако в ее содержание, методы осуществления вносились существенные коррективы. Центром приложения усилий были определены:

  • перестройка хозяйственного механизма;
  • переход от административно-командных методов управления к преимущественному использованию экономических рычагов;
  • расширение хозяйственной самостоятельности предприятий и их ответственности за свою деятельность при обеспечении единого централизованного управления со стороны государства.
Вскоре последовали практические шаги. В сентябре 1987 г. принято постановление о переводе государственных предприятий на хозрасчет, обнародован Устав государственного промышленного предприятия. В апреле следующего года вышло постановление Политбюро "Об обновлении управления сельским хозяйством", предусматривающее, в частности, передачу земли крестьянам в долгосрочную аренду - на 15 лет и более. Установлен стабильный размер сельхозналога. 

В сентябре 1989 г. издан Законодательный акт о хозяйственном договоре, исключающий ведомственное вмешательство в формирование договорных хозяйственных отношений.

Качественно новым для Вьетнама было инвестиционное законодательство (декабрь 1987 г.), предоставляющее право создавать на территории страны предприятия со 100-процентным иностранным капиталом.

В конце 1990 г. были приняты законы о частнопредпринимательской деятельности и о компаниях. Эти правовые документы закрепили юридическое равенство различных экономических укладов, а также создали необходимую нормативную базу для приватизации государственного сектора.

Так были созданы организационные и правовые предпосылки для проведения существенных экономических преобразований, выходящих на практике за рамки классических социалистических производственных отношений. Это был первый этап экономической реформы, подготовивший ее более углубленное и целенаправленное проведение в последующие годы.

Дальнейшее развитие идеи реформы получили в "Программе строительства страны в период перехода к социализму" и "Стратегии стабилизации и общественно-экономического развития до 2000 г.", принятых VII съездом КПВ в 1991 г. Основные положения этих документов затем конкретизировались и уточнялись законодательными актами и постановлениями, определяющими характер деятельности во всех сферах - от экономики и социальных вопросов до национальной обороны и культуры.

Законодательное оформление модели вьетнамского обновления произошло в 1992 г., когда была принята новая Конституция государства. Существо этой модели сводится к активному повороту в сторону рыночных отношений при осторожном обновлении политической надстройки.

Каковы же были первые результаты этой своеобразной "тихой революции"?

  • Темп ежегодного прироста валового продукта в 1991-1995 гг. составил 8,2%.
  • Отступила инфляция: с 774,7% в 1986 г. до 67% в 1990 г. и до 12,7% в 1995 г.
  • Решен крайне острый для Вьетнама в прошлом вопрос - население обеспечено продовольствием, и страна уже экспортирует рис, тогда как еще не так давно она его ввозила. В последней пятилетке ежегодный экспорт неочищенного риса составлял в среднем до 2 млн. т (четвертое место в мире после Таиланда, Индии и США). Всего за 1991-1995 гг. было вывезено 5,8 млн. т риса.
  • Происходят структурные изменения экономических укладов.

  • Так, например, в крупнейшем центре, г. Хошимин, при устойчивом росте производства в государственном секторе его доля в валовом продукте сократилась с 52,49% в 1990 г. до 49,2% в 1995 г. Аналогичная ситуация .наблюдается и в негосударственных "вьетнамских" секторах (соответственно 46,6 и 39,7%). В то же время выросла доля ВВП предприятий иностранного капитала с 1 до 11,1%. По признанию городских руководителей, на этих предприятиях весьма ощутима тенденция к стабильному приросту производства (17% в 1991-1993 гг., 75,8% в 1994-1995 гг.).
  • Любопытные данные привела на этот счет южновьетнамская газета "Сайгон зяй фонг" летом 1996 г. Прямые иностранные инвестиции в экономику Вьетнама в середине 1996 г. составили 18 млрд. долл. США, в том числе в промышленность (включая добычу нефти и газа) - 60% этой суммы. Если рассматривать распределение иностранных капвложений по видам предприятий, то 65% направлялось в смешанные предприятия, 18% - в предприятия с полностью иностранным капиталом и 17% - в кооперативные предприятия и предприятия, работающие по договору.
Подводя итоги минувшему двадцатилетнему периоду, генеральный секретарь ЦК КПВ До Мьюй говорил, что "...к настоящему моменту в духовных и материальных силах... страны произошли качественные изменения... Страна вышла из общественно-экономического кризиса, который был весьма острым и продолжался более двадцати лет. И хотя все еще существуют слабые места, но уже созданы необходимые предпосылки для перехода к новому этапу развития: к усилению индустриализации и модернизации страны".

Навстречу XXI веку

Итак, вместо социалистической индустриализации страны "просто" ее индустриализация и модернизация. Причем не в сжатые сроки, а в разумный промежуток времени. По расчетам вьетнамского руководства, примерно через четверть века Вьетнам должен превратиться "в основном в индустриальное государство". Раскрывая содержание этого определения, До Мыой говорил:

"Производительные силы к тому времени будут иметь характер относительно современных, подавляющая часть ремесленного ручного труда станет машинным трудом, в основном вся страна будет электрифицирована, производительность общественного труда и эффективность предприятий значительно вырастут по сравнению с теперешними. Объем валовой продукции увеличится в 8-10 раз по сравнению с 1990 г."

Путь к достижению этих целей во Вьетнаме видят в:

  • дальнейшем развитии многоукладной экономики;
  • установлении многообразных внешнеэкономических связей с приоритетом экспорта и отказом от ввоза товаров, которые можно производить в стране, в
  • использовании иностранных капиталов, технологий и мирового рынка.
Индустриализация и модернизация страны и развитие многоукладной экономики рассматриваются взаимосвязано, как двуединый процесс, позволяющий укрепить производительные силы страны, найти основной мотор для их развития. Подтверждается "равенство экономических укладов перед законом без различия видов собственности и формы организации предприятия".

Многоукладная экономика однозначно считается экономикой социалистической направленности. В этом свете формируется и отношение к ее составным частям. Государственный сектор призван наращивать свою руководящую роль в хозяйственном комплексе и вместе с кооперативным сектором утверждаться на позиции основы экономики страны. Имеется в виду широко развивать государственно-капиталистические формы производства, сотрудничество государства с капиталистическими предприятиями не только в стране, но и за ее пределами, эффективнее привлекать иностранные капиталовложения.

Одной из главных задач обеспечения жизнеспособности многоукладной экономики считается оказание содействия частному хозяйству в преодолении трудностей с капиталовложениями, с решением научно-технических вопросов, с поисками рынка сбыта продукции, а также поощрение частников "на постепенное и добровольное сотрудничество с государственными и кооперативными предприятиями или на превращение их в "спутников" таких предприятий".

Признано необходимым стимулировать частный капитал на осуществление инвестиций в производство, обеспечивать его "долговременную и спокойную деятельность, защищать его право собственности и законные интересы, создавать для него благоприятные условия в том, что касается управления и приносящей пользу народу и государству деятельности в рамках закона".

Имеется в виду шире и активнее использовать Закон о компаниях. Речь идет об акционировании (приватизации) в разной форме государственных предприятий с тем, чтобы разумно сократить их число в неведущих отраслях, увеличить количество предприятий со смешанной собственностью, в которые вложены государственные акции, мобилизовать капиталы на строительство госпредприятий там, где для этого есть надлежащие условия. Пока что этот процесс даже в таком динамичном центре, как г. Хошимин, идет замедленно.

Действенным средством, благотворно влияющим на социально-экономический прогресс страны в рамках многоукладной экономики, является многообразная и эффективно работающая рыночная система, которая "не только не противоречит, но и, напротив, является объективно позитивным фактором строительства и развития страны по социалистическому пути".

Рынок должен функционировать "под управлением государства, идущего по социалистическому пути". Это руководство проявляется не в окриках, а в "воздействии на позитивные .стороны рыночной системы, в предупреждении, ограничении и преодолении негативных ее сторон", в борьбе против коррупции чиновников, в выработке денежно-финансовых нормативов, в "наведении порядка в связях между планом и рынком", в "невмешательстве властей в дела, относящиеся к компетенции администрации предприятия".

В изменившихся в последние годы в благоприятном направлении внешнеполитических условиях Вьетнам проявляет живой интерес к развитию внешнеэкономических связей, к поискам капиталовложений извне. Ежегодный прирост экспорта в нынешнем пятилетии составит 28% (причем в его структуре будет повышаться доля готовой продукции), а импорта - 24%. Признано необходимым "убыстрять процесс получения, освоения и эффективного использования зарубежных инвестиций и передовых современных технологий и в то же время постепенно увеличивать объем вьетнамских капиталовложений в совместные предприятия".

О взвешенном подходе к этой стороне хозяйственной и политической деятельности Вьетнама на международной арене говорят такие слова из Отчетного доклада ЦК КПВ VIII съезду партии:

"Вступая в рыночную экономику, расширяя международный обмен, активизируя индустриализацию и модернизацию страны, воспринимая лучшее из того, что выработало человечество, мы в то же время должны постоянно сохранять самым серьезным образом традиционные ценности и национальную окраску, никогда не заниматься самобичеванием и не терять себя, не становиться тенью или копией других".

Во Вьетнаме отлично понимают, что планы и перспективы разрабатываются живыми людьми и выполняют их также живые люди со своими особенностями, взглядами, с психологией определенных социальных групп. Здесь - непочатый край работы для всего общества, государства, его правоохранительных, воспитательных, образовательных органов. 

Поэтому и обращается внимание на то, что выполнение поставленных задач будет, как это сплошь и рядом случалось и раньше, сопряжено с преодолением огромного числа разнокалиберных и разнохарактерных трудностей внутреннего и внешнего порядка. Это касается и вопроса о руководящей роли государственного сектора в экономической структуре, где есть масса больших и малых недостатков, в частности, "нестойкость" государственных чиновников к различного рода "подаркам", незаконная перекачка средств из государственных предприятий в частные, нарушения финансовой дисциплины и др.

Десять лет перестройки общества во Вьетнаме "со всей полнотой убедили", что нельзя дожидаться достижения относительно высокого уровня развития экономики и только после этого приступать к развязыванию социальных узлов. Необходимо с самого первого шага "связывать экономическое развитие со строительством прогрессивного справедливого общества". А это, по мнению вьетнамского партийно-государственного руководства, состоит в том, чтобы "способствовать обогащению законным путем и бороться против незаконного обогащения, постараться ликвидировать голод, снизить черту бедности, постепенно сокращать различие в уровне развития, уровне жизни между отдельными районами страны, между национальностями, между слоями населения, добиваться, чтобы у каждого была работа".

В русле этих общих положений в текущем пятилетии усилия концентрируются на ежегодном приросте ВВП на 9-10%. К 2000 г. он должен удвоиться на душу населения по сравнению с 1990 г. Стоимость валовой продукции промышленности будет увеличиваться ежегодно на 14-15%, сельского хозяйства - на 4,5-5%, сферы обслуживания - на 12-13%. Таковы перспективы пятилетия, и во Вьетнаме считают, что основа для их реализации есть.

Вопросы, вопросы...

Более полувека назад первый президент Демократического Вьетнама Хо Ши Мин заявил всему миру: "Вьетнам имеет право быть свободным и независимым и действительно стал свободным и независимым". Сегодня к этому можно добавить: единым и независимым экономически, обретающим достойное место в Юго-Восточной Азии, в труде и сомнениях ищущим, как и Россия, свой путь в завтрашний день.

VIII съезд КПВ подтвердил неизменность курса на строительство социализма. Для вьетнамцев сегодня - это аксиома. Мы попытались доказать, что в это понятие сейчас вкладывается иное содержание, чем 20 лет назад. Да, лозунг достижения социальной справедливости остается прежним, но методы ее достижения отличаются от прежних, еще вчера казавшихся неприкосновенными.

Стабильность положения во Вьетнаме сегодня определяется тем, что набирает обороты рыночный механизм, живет Рынок с большой буквы. На основе восстановленного два десятилетия назад в государственном плане единства нации набирает силу ее экономическое и духовное возрождение под привычными всем социалистическими лозунгами, в которые вкладывается совсем иной смысл, чем раньше, но не рвется нить исторической преемственности.

Уместен вопрос: какое воздействие оказывает все происходящее во Вьетнаме на российско-вьетнамские отношения? Ответить сложно. Разумеется, у нас по-прежнему существуют торгово-экономические связи, представленные, например, таким солидным предприятием, как Вьетсовпетро, налицо реализация совместных проектов в области энергетики и т.д. Но речь не об этом.

По-видимому, оправданный интерес к расширению связей с развитыми зарубежными государствами требует стольких усилий, что уже не хватает ни времени, ни - увы! - желания для терпеливого ознакомления с процессами, протекающими в некоторых государствах - бывших членах социалистического Содружества. Не секрет же, что если изменения в странах Восточной Европы и особенно их намерения вступить в НАТО еще привлекают внимание российской печати, если можно не так часто, но все же узнать о положении в Китае, если нет-нет да и промелькнут филиппики в адрес Северной Кореи, то Вьетнам и Монголия практически исчезли со страниц печати. Похоже, что некоторые субъекты современного Востока, "открытию" которых были отданы десятилетия, сейчас вновь "закрываются" для нас.

За полвека через Вьетнам "прошли" тысячи специалистов из России и республик бывшего Союза. Каждый из них отдал этой стране частицу своей жизни, а она стала частью его биографии. Все вместе - россияне и вьетнамцы - обустраивали планету в этом ее тропическом уголке. Здесь дало ростки и вызрело взаимопонимание между ними, не только и не столько официальная "идейная близость" (хотя, конечно, было и это), а обычное понимание одного человека другим человеком. Вот это наше достояние, эту общечеловеческую ценность и надо развивать сейчас сообща, опираясь на нее как на основу российско-вьетнамских отношений на новом этапе, в смысле и содержании которого у той и другой стороны много общего.

Не хотелось бы думать, что Россия теряет интерес к этому району, или же у Вьетнама пропала заинтересованность в сотрудничестве с нею.

Но сегодня России уже нет среди основных торговых партнеров Вьетнама, где первые ряды занимают Япония, Сингапур, Гонконг, Южная Корея и Тайвань.

Была когда-то расхожая шутка, что, мол, никто в мире лучше русских не создает препятствий и препон, чтобы затем успешно их преодолевать. Не тяготеем ли мы и сегодня к этой "традиции" во взаимоотношениях с Вьетнамом?
 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]