Обозреватель - Observer
Национальная безопасность

Потенциал ядерной угрозы безопасности России и проблемы ее стратегического сдерживания

М.ГАЦКО, кандидат философских наук

Одним из положений Концепции безопасности России является ориентация на устранение угроз военной безопасности путем ядерного сдерживания от развязывания агрессии против Российской Федерации и ее союзников. В основах военной доктрины Российской Федерации записано: "Цель политики Российской Федерации в области ядерного оружия - устранение опасности ядерной войны путем сдерживания от развязывания агрессии против Российской Федерации и ее союзников".

Как известно, приверженность принципу ядерного сдерживания приветствуется далеко не всеми как в России2, так и за ее пределами, и это понятно, ведь обладание ядерным оружием налагает большую ответственность, сопряжено с определенным риском и в конце концов не гарантирует абсолютной безопасности от всех возможных военных угроз, особенно локального характера. В силу этих причин Российская федерация стремится к сокращению ядерных сил до минимального уровня, который гарантировал бы недопущение крупномасштабной войны, поддержание стратегической стабильности, а в перспективе она готова и к полной ликвидации ядерного оружия, конечно если аналогичное решение будет принято всеми ядерными державами. Однако в настоящее время отказ России от политики ядерного сдерживания был бы преждевременным, так как в боевом составе стратегических наступательных сил США и стратегических ядерных сил Великобритании, Франции и Китая насчитывается примерно 1640 носителей, способных поднять в одном пуске более 10 тыс. ядерных зарядов, и сегодня нет абсолютной уверенности, что эта мощь не будет использована в ущерб интересам военной безопасности России.

Анализ стратегических концепций ядерных держав (США, Великобритании, Франции и Китая) свидетельствует, что все они в той или иной мере основываются на принципе ядерного устрашения, различия состоят только в его количественном и качественном содержании у каждой из перечисленных держав.

В новой ядерной стратегии Пентагона, утвержденной президентом США в сентябре 1994 г., основные положения американской политики в области стратегических ядерных вооружений сводятся к следующему:

  1. Ядерное оружие остается главным компонентом американской военной мощи. Руководство США допускает его применение в случае эскалации военного конфликта на региональном и глобальном уровне.
  2. США не проводят чисто национальную стратегию устрашения. Они используют свои ядерный потенциал для сдерживания агрессии против своих союзников. Американская ядерная стратегия имеет международную направленность, она основывается на принципе верности США своим союзникам по НАТО и в зоне Тихого океана.
  3. Обеспечение ядерной безопасности в условиях сокращения стратегических ядерных вооружений тесно увязывается с "развертыванием стратегической обороны", способной отразить ограниченные ядерные удары, предусматривается комплексное применение ядерного оружия совместно с высокоточным оружием, делается ставка на заметное смещение приоритетов в сторону морской составляющей стратегических наступательных сил.3
В докладе министра обороны США У.Перри президенту и Конгрессу отмечается, что в связи с окончанием "холодной войны" для жизненных интересов США больше нет эквивалентной угрозы и существует лишь несколько потенциальных угроз, тем не менее это "не устранило угрозу со стороны систем оружия бывшего СССР и США должны сохранить ядерные способности для осуществления адекватных действий на любой вызов".4 Необходимость проведения Соединенными Штатами стратегии ядерного устрашения У.Перри оправдывает тем, что "большая часть стратегических вооружений, остающихся в бывшем Советском Союзе, все еще находится в боеготовности и способна к нанесению удара по целям на территории США. Россия остается в фокусе оружия ядерного поражения не потому, что ее намерения враждебны, а потому, что только она обладает ядерным арсеналом, способным угрожать физической живучести ядерных сил США. Резкий поворот российской политики в русло непримиримого консерватизма может мгновенно возродить угрозу для США со стороны российского стратегического оружия".5 Министр обороны США констатирует: "Соединенные Штаты должны сохранять ядерное оружие, способное сдерживать любую возможную угрозу или ответить на агрессию, если политика устрашения не возымеет действия".6

Приверженность Соединенных Штатов силовым принципам политики ядерного устрашения подтвердил в своем ежегодном докладе "Стратегия национальной безопасности США" (1996 г.) американский президент Билл Клинтон, который, в частности, заявил:

"Вооруженные силы США должны быть готовы к сдерживанию и недопущению использования оружия массового поражения, а также защите от него... мы должны располагать возможностями не только устрашения тех, кто может применить это оружие против США или их союзников, но, при необходимости, и предотвращения такого развития событий".

Дальнейшее развитие стратегических наступательных сил США наиболее вероятно в рамках действия Договора СНВ-2. Несмотря на то что общее количество носителей сократится примерно в 1,5 раза, а суммарное количество ядерных зарядов уменьшится примерно в 2,8 раза, стратегические наступательные силы США сохранят способность успешно решать поставленные перед ними задачи за счет улучшения точности попадания баллистических ракет, совершенствования их боевого оснащения, повышения надежности и живучести ПЛАРБ и стратегических бомбардировщиков.8

В состав стратегических наступательных сил США в соответствии с СНВ-2 будут входить: 14 подводных лодок класса "ОГАЙО", несущих каждая по 24 баллистических ракеты "Трайдент-2" D-5 с головными частями по 5 боеголовок; 66 бомбардировщиков В-52, способных доставить 950 крылатых ракет; 20 бомбардировщиков В-2 с 16 авиабомбами свободного падения на борту каждого; 450/500 межконтинентальных баллистических ракет "Минитмэн-3", оснащенных моноблочными головными частями. Всего в соответствии с Договором СНВ-2 США имеют право развернуть на своих 920 носителях ядерного оружия 3000- 3500 боезарядов, примерно половина которых придется на баллистические ракеты на подводных лодках (БРПЛ).9 Таким образом, как и прежде, США делают основную ставку на морскую составляющую своих стратегических наступательных сил.

Военно-политическое руководство США считает, что "при уровне численности оружия ядерного поражения, ограниченного договором СНВ-2, американские стратегические ядерные силы будут располагать боевыми средствами, способными: сдерживать враждебные действия России, ставя под удар ее жизненно важные ценности и интересы, а также содержать стратегические ядерные силы для проведения политики сдерживания других ядерных государств".

Основные изменения стратегических концепций Великобритании и Франции связаны с ориентацией на коалиционную ядерную политику с США и интеграцией на региональном (европейском) уровне тактических ядерных. средств. В результате выполнения запланированных мероприятий по качественному совершенствованию стратегических ядерных сил Франции и Великобритании суммарное количество стратегических средств этих стран к концу 2010 г. может увеличиться примерно в 1,1 раза, а количество установленных на них боезарядов - в 1,3 раза по сравнению с 1994 г. Боевые возможности ракетных сил Франции и Великобритании в основном за счет качественного совершенствования повысятся примерно в 3,3 раза по поражению высокозащищенных объектов и приблизительно в 1,8 раза - по поражению площадных целей.

В Великобритании принята концепция минимального ядерного устрашения, которая базируется на готовности правительства к нанесению одиночного или массированного стратегического ядерного удара по противнику. Для этого у нее имеется 64 ракеты типа "Трайдент". Великобритания, как классическая морская держава, все свои носители ядерного оружия размещает на подводных лодках.

В заявлении правительства Великобритании по оценке возможностей системы обороны, сделанном в 1994 г., отмечается: "Для проведения политики устрашения недостаточно одной способности нанести массированный ядерный удар... Мы должны обладать способностью применить ядерное оружие в более ограниченном масштабе, чтобы продемонстрировать свою готовность защищать свои жизненные интересы до конца и вызвать политическое решение о прекращении агрессии, не прибегая к неизбежному обмену ядерными ударами".11 В этом заявлении отражена суть новой британской концепции - концепции субстратегического ядерного оружия. Она обосновывает возможность нанесения в предупредительных целях ограниченного, демонстрационного удара по высокоприоритетным целям стран "грязной политики" (экстремистские режимы, государства, поддерживающие международный терроризм, и преступность).12

Данная концепция согласуется с французским проектом предстратегического оружия, по которому один ограниченный ядерный удар может наноситься по военным целям в качестве последнего предупреждения, чтобы у противника не оставалось сомнений, что ему будет нанесен массированный стратегический ядерный удар, если он не прекратит своих действий. В этих целях французскими специалистами может быть создана "миниатюрная" ядерная боеголовка для борьбы с очагами международного терроризма. Правительство Великобритании рассчитывает на сотрудничество с Францией в области ядерного оружия. В этих целях в 1992 г. была учреждена совместная французско-британская комиссия по ядерной политике и доктрине.

Взгляды военно-политического руководства Франции на стратегию ядерного сдерживания фактически не изменились, несмотря на глобальные изменения в мире в 90-х годах. Минимальные силы ядерного сдерживания рассматриваются как необходимый гарант национальной безопасности Франции.13 В ходе планируемой во Франции военной реформы, о проведении которой заявил в начале 1996 г. французский президент Ж.Ширак, стратегические ядерные силы должны стать более мобильными. В этих целях планируется законсервировать ракетные шахты на плато Альбион и отдать приоритет развитию морских и авиационных носителей ядерных боеголовок. Морской составляющей стратегических ядерных сил станут четыре подводные лодки нового поколения типа "Триомфан", имеющие на вооружении 16 ракет М-45 с шестью ядерными боеголовками.

Военно-политическое руководство Китая остается на позициях стратегической концепции "ядерного возмездия", предполагающей возможность нанесения массированного ядерного удара в ответных действиях. Развитие стратегических ядерных сил Китая идет как по пути количественного наращивания ядерных средств, так и качественного совершенствования ракетного вооружения. В результате последних подземных ядерных испытаний (1990-1996 гг.) в Китае разработано по меньшей мере 15 типов ядерных боеголовок с мощностью до 4000 кт. Ядерный арсенал Китая включает: 8 межконтинентальных баллистических ракет дальнего действия (до 12 000 км) типа "Дунфен-4", "Дунфен-5"; 60 МБР средней дальности (до 3250 км) типа "Дунфен-3"; две подводные лодки класса "СЯ" с 12 ракетами "J-1", дальностью стрельбы 6000 км, а также более 150 единиц тактического ядерного оружия.15 К 2000 г. все китайские МБР будут оснащены разделяющимися головными частями, а моноблочные баллистические ракеты средней дальности будут базироваться на мобильных грунтовых транспортно-пусковых установках. Общее количество боезарядов в составе китайских стратегических ядерных сил к концу 2010 г. повысится примерно в 1,9 раза по сравнению с 1994 г. В результате боевые возможности баллистических ракет по поражению высокозащищенных объектов увеличатся примерно в 3,8 раза, а по поражению площадных объектов возрастут в 2,6 раза.

Проведенный анализ состава ядерного потенциала ядерных держав и условий их применения свидетельствует, что военно-политическое руководство США, Великобритании и Франции предусматривает возможность применения ядерного оружия на любом этапе широкомасштабной войны и даже в ограниченном военном конфликте против любого государства, действия которого представляют угрозу их жизненно важным национальным интересам. При этом ядерные державы Запада не исключают вероятности эскалации военно-политической конфронтации с Россией и при подготовке своих стратегических ядерных сил ориентируются на сохранение у них способности нанести Российской Федерации неприемлемый ущерб. Китайская концепция "ядерного возмездия", несмотря на то что предполагает нанесение ядерного удара только в ответных действиях, все же не исключает возможность использования ядерного оружия первой, но на своей территории, если она окажется занятой противником.17 Это положение китайской стратегической концепции вызывает у России озабоченность, поскольку разногласия с Китаем по территориальным вопросам еще окончательно не урегулированы.

Кроме того, нельзя не принимать во внимание угрозу распространения в мире ядерного оружия и ракетных технологий, что также затрагивает интересы безопасности России и предполагает принятие ей адекватных мер в рамках концепции ядерного сдерживания. Хотя весной 1995 г. Договор о нераспространении ядерного оружия был бессрочно продлен, очевидно, что установленный им режим является недостаточно эффективным, поскольку ряд стран тайно создал ядерные арсеналы (Израиль), некоторые государства находятся на пороге его создания (Южная Корея, КНДР, Иран, Пакистан, Индия), другие по собственному решению пока прекратили военные разработки, создав (ЮАР) или вплотную приблизившись к созданию ядерного оружия (Германия, Япония, Бразилия). Например, КНДР, располагающая предприятиями по добыче и переработке урана, имеет три ядерных реактора, два ядерных полигона, накопила значительное количество отходов ядерного топлива (8000 ядерных топливных стержней), и создание северокорейского ядерного оружия, по мнению П.Л.Янга, фактически уже состоялось. По данным Лондонского института стратегических исследований, на сегодняшний день не менее 23 развивающихся стран обладают ракетным оружием различного класса.! Аналогичные сведения приводит журнал "Military Technology".20 Американский военный обозреватель Д.Леннокс считает эти данные заниженными и на страницах журнала "Jane's Defence Weekly" констатирует, что по состоянию на начало 1994 г. 34 страны обладали баллистическими ракетами, общее количество которых превышает 13 450 единиц носителей различных классов и типов.

Таким образом, наличие у ряда государств ракетных и ядерных вооружений объективно представляет потенциальную угрозу интересам безопасности России. Несмотря на то что непосредственная ядерная угроза России сегодня снята в результате нормализации ее отношений со всеми ядерными державами, полной уверенности в том, что этот процесс необратим, нет. Пока существуют ядерные арсеналы и возможны ситуации с их санкционированным или случайным применением, Россия не вправе отказываться от политики ядерного сдерживания, которую необходимо осуществлять продуманно и дифференцированно в отношении военных угроз различного характера и масштаба.22

Необходимо отметить, что ядерное сдерживание имеет избирательную эффективность. Наиболее результативно оно на глобальном уровне как фактор сдерживания всеобщей ядерной войны и широкомасштабных войн с использованием обычного оружия между мировыми державами и их коалициями. Именно взаимное тотальное ядерное сдерживание обеспечило державам "ядерного клуба" полувековое мирное сосуществование, несмотря на наличие значительных противоречий в отношениях между ними. Благодаря ядерному сдерживанию стратегия глобальной ядерной войны, похоже, изжила себя. В то же время, на локальном уровне в ограниченных войнах и военных конфликтах использование традиционных форм тотального ядерного сдерживания неэффективно. Волна этноконфессиональных войн, затронувшая Балканы, Закавказье, Среднюю Азию, Ближний Восток и другие регионы соприкосновения национальных интересов ядерных держав (в первую очередь США и России), свидетельствует, что вовлеченность государств "ядерного клуба" в нейтрализацию этих вооруженных конфликтов не является абсолютным гарантом их деэска лации. Очевидно, что обладание ядерным потенциалом сегодня не может полностью гарантировать безопасность ядерных держав и их союзников от эскалации конфликтов с радикально-религиозными режимами, а также защитить от проявлений международного терроризма. Поэтому в современных условиях нельзя рассматривать ядерное сдерживание как универсальное средство от всех военных угроз. Ядерное сдерживание целесообразно сочетать со сдерживанием силами общего назначения в соотношении, адекватном характеру и масштабам угроз интересам безопасности государства.

Исходя из этого, Российской Федерации для гарантированного сдерживания всего спектра угроз своей военной безопасности целесообразно располагать как стратегическими ядерными силами, так и силами общего назначения с тактическим ядерным вооружением, а также дееспособными пограничными, внутренними и другими войсками. При этом соотношение этих сил и войск должно быть сбалансированным и адекватным реальному спектру военных угроз безопасности России на глобальном, региональном и локальном уровнях.

Очевидно, что ядерное оружие вовсе неприемлемо в качестве средства сдерживания от эскалации внутренних войн и военных конфликтов. Внутренние угрозы военного характера требуют прежде всего принятия социально-политических мер по их нейтрализации.

Вместе с тем ядерное оружие может служить действенным фактором, сдерживающим распространение локальных конфликтов низкой интенсивности за пределы очагов их возникновения, на территорию ядерных держав и их союзников. Как уже отмечалось ранее, в настоящее время угроза глобального вооруженного столкновения государств с развязыванием мировой ядерной или обычной войны заметно уменьшилась. Вместе с тем повысилась вероятность разрешения локальных и реги ональных противоречий в виде вооруженных конфликтов и войн, для предотвращения эскалации которых не исключается возможность применения ядерного оружия. Это предусматривается доктринами всех ядерных государств. Следовательно, в таких условиях, наряду с решением задачи обеспечения ядерного сдерживания от развязывания широкомасштабной войны (глобальное сдерживание), возникает необходимость сосредоточения усилий для предотвращения локальных и региональных войн (региональное сдерживание). В этой связи возникает необходимость уточнения концепции ядерного сдерживания на уровне ограниченных войн и конфликтов.

Ядерное сдерживание может быть использовано на уровне ограниченных войн и военных конфликтов в форме предупредительных демонстрационных действий и выборочных ("хирургических") одиночных ядерных ударов с использованием ядерных зарядов малой мощности по заглубленным пунктам управления, складам оружия, аэродромам, местам сосредоточения военной техники, надводных и подводных кораблей военно-морских сил противника и другим подобным объектам. Это позволит обеспечить деэскалацию агрессии в случае, если предпринятые в интересах обеспечения сдерживания военной угрозы "обычные" меры окажутся недостаточно эффективными и противник решится на развязывание войны. Следовательно, кроме выполнения основного объема задач, стратегические ядерные силы должны быть способны решать и частные специфические задачи в локальных и региональных войнах с целью их локализации (деэскалации) на возможно ранней стадии их развития. Решение задач ядерного сдерживания в условиях ограниченных войн требует высочайшей точности, оперативного прицеливания, гибкости управления, а также дополнительного специального, в том числе неядерного, боевого оснащения стратегических и тактических ядерных сил.

Безусловно, что применение ядерного оружия в локальных войнах может быть использовано только лишь в крайних случаях и только в ограниченных масштабах. Снятие тезиса о неприменении Россией ядерного оружия первой и гласное определение в "Основных положениях военной доктрины Российской Федерации" факторов, повышающих опасность перерастания войны в ядерную, позволили усилить сдерживающую роль. стратегических ядерных сил. Поэтому, если ранее в их задачу входило сдерживание от агрессии ядерных держав и прежде всего США, то в новых военно-политических условиях задача сдерживания может решаться и по отношению к другим государствам, действия которых представляют реальную угрозу интересам военной безопасности России. Кроме того, необходимо отметить, что для предотвращения и локализации различного уровня конфликтов, особенно со странами с радикально религиозными режимами, необходимо иметь подавляющее военное превосходство, которое для России в сложившихся условиях с минимальными затратами может быть обеспечено за счет имеющегося у нее ядерного оружия.

Какими же могут быть, с учетом всего изложенного, стратегические ядерные силы России в современных условиях? Современная группировка стратегических ядерных сил России включает около 1800 носителей наземного, морского и воздушного базирования, которые оснащены 7 тысячами ядерных зарядов. В том числе: группировка ракетных войск - 960 межконтинентальных баллистических ракет, оснащенных 3778 боевыми блоками, морская компонента - 700 баллистических ракет на 46 подводных лодках (2564 боевых блоков), авиационная компонента - 121 тяжелый бомбардировщик, способный поднять в одном вылете 875 ядерных крылатых ракет и авиабомб.23

В условиях переживаемого Россией периода внутренних трудностей, существенного ослабления вооруженных сил общего назначения, основой обороноспособности страны сейчас и в обозримом будущем будут стратегические ядерные силы. Они являются относительно менее дорогостоящими, опираются на компактную научно-производственную базу и для решения задач стратегического сдерживания требуют меньшей численности личного состава. Сохранение достаточной для осуществления задач ядерного сдерживания группировки стратегических ядерных сил объективно минимизирует сегодняшнее неблагоприятное для России соотношение экономических, технических, демографических и других параметров силы государства. С существующим ядерным потенциалом России даже в условиях ее дальнейшего экономического ослабления вынуждены будут считаться любые возможные противники.

Конечно, стратегические ядерные силы не могут полностью заменить современные вооруженные силы общего назначения, но они способны служить надежной гарантией сдерживания любого государства или коалиции государств не только от крупномасштабной агрессии против России или ее союзников, но и от региональных угроз. Поэтому в нынешней ситуации России не обойтись без опоры на ядерное оружие в обеспечении собственной национальной безопасности.

По-видимому, роль стратегических ядерных сил России в обеспечении военной безопасности государства на обозримую перспективу будет возрастать в силу следующих объективных причин:

  • во-первых, поддержание в боеготовности существующего ядерного потенциала обходится относительно дешево (по разным оценкам от б-7 до 8-9 % оборонного бюджета), что немаловажно при нынешних трудностях финансирования оборонного бюджета;
  • во-вторых, на реформирование нынешних Вооруженных Сил России, на создание современной боеспособной армии, насыщенной высокотехнологическими неядерными средствами поражения, системами управления и т.д. и отлично владеющую ими, потребуется немало лет;
  • в-третьих, из-за критической демографической ситуации Россия не сможет в обозримом будущем создать такие неядерные силы, которые по своему количеству были бы адекватны совокупному потенциалу военных угроз по всему периметру границ нашего государства и на всех геостратегических направлениях. Нехватку солдат для укомплектования сил общего назначения мы вынуждены будем компенсировать ядерной мощью, для поддержания которой требуются незначительные людские ресурсы.
При определении возможного уровня стратегических ядерных сил России наиболее важным представляется необходимость решения долговременной задачи сдерживания как Запада, так и Востока от возврата к периоду конфронтации, "холодной войны", к противостоянию в любой форме, что могло бы реанимировать гонку вооружений, неприемлемую для России в сложившихся условиях глубокого кризиса ее экономики.

Взаимные сокращения ядерных вооружений приводят к сближению потенциалов сдерживания России и США и к почти их полному выравниванию к 2003-2005 годам. В то же время ограничения Договора СНВ-2 таковы, что дают возможность США при желании быстро нарастить свой ядерный потенциал за счет восстановления боеголовок на ракетах "Трайдент-2", базирующихся на подводных лодках (Договор разрешает понизить число боезарядов с 8 до 4 на этих ракетах без необратимой переработки боевых ступеней), на межконтинентальных баллистических ракетах "Минитмэн-3" (с 1 до 3 боевых блоков), а также обратного переоснащения стратегических бомбардировщиков с обычных на ядерные вооружения. Всего, таким образом, группировка стратегических наступательных сил США может быть в кратчайшие сроки увеличена на три-четыре тысячи боезарядов. 24

Из всех компонент стратегических ядерных сил России только ракетные войска стратегического назначения способны к подобному наращиванию своих боевых возможностей. Прежде всего за счет оснащения ракетного комплекса "Тополь-М" разделяющимися головными частями с 2-3 боевыми блоками. Это может служить немаловажным фактором, обусловливающим сохранение ведущей роли РВСН в стратегических ядерных силах на обозримую перспективу.25 В современной группировке стратегических ядерных сил России доля ракетных войск стратегического назначения по числу носителей и боезарядов составляет соответственно 55 и 60% (см. таблицу).

Таблица 

Доля носителей и боезарядов РВСН в составе СЯС России26


1996 г.
2005г.
носители
боезаряды
носители
боезаряды
РВСН
55
60
74
30
МСЯС
40
20
19
45
АСЯС
5
9
7
25

ПРИМЕЧАНИЕ:

  • РВСН - ракетные войска стратегического назначения; 
  • МСЯС - морские стратегические ядерные силы;
  • АСЯС - авиационные стратегические ядерные силы.
Вклад ракетных войск в решение боевых задач стратегических ядерных сил существенно превосходит эти количественные оценки. Так, в ответно-встречном ударе ракетные войска выполняют 90- 95% задач стратегических ядерных сил и более половины в ответном ударе. В условиях реализации Договоров СНВ-1 и СНВ-2 структура стратегических ядерных сил претерпевает существенные изменения.

Доля боевых блоков РВСН снижается с 60 до 30%, в то время как доля боезарядов морских стратегических ядерных сил возрастает до 45%, а авиационных - до 25%, в то же время доля носителей РВСН возрастет до 74%.27 Несмотря на снижение доли боезарядов в стратегических ядерных силах, вклад РВСН сохранится на существующем уровне за счет повышения надежности боевого управления и устойчивости группировки РВСН при увеличении доли мобильных высокоживучих пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет.

В стратегических ядерных силах России по-прежнему сохранится ведущая роль ракетных войск стратегического назначения, что определяется следующими объективно присущими этим войскам преимуществами:

Высокая боевая готовность. Только до пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет сигнал на пуск от ставки Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации может быть доведен в считанные секунды, после чего менее чем через одну минуту ракета стартует. То же самое тяжелый бомбардировщик может сделать не менее чем через 15-20 минут, а подводный ракетоносец не менее чем через 30 минут.

Способность надежно и оперативно поражать различные цели противника на удаленных территориях по любым стратегическим направлениям. Уже через 15-30 минут всего одним боевым блоком ракеты РВСН в любом важном в военном отношении районе мира может быть поражена любая, в том числе высокозащищенная, цель (пункты военного и государственного управления, пусковые установки ракет, склады ядерного и другого оружия). То же тяжелый бомбардировщик сможет сделать спустя несколько (до десяти) часов полета. При этом ему предстоит преодолеть противовоздушную оборону, что при современном развитии средств ПВО и без необходимой авиационной поддержки (самолеты сопровождения) сделать трудно. Для выполнения этой же задачи морскими стратегическими ядерными силами потребуется от 8 до 10 боеголовок, поскольку ракеты подводных лодок имеют в 2-3 раза худшую точность стрельбы, чем ракеты РВСН.

Устойчивость и оперативность боевого управления. Только до пусковой установки межконтинентальных баллистических ракет сигнал на пуск может быть доведен гарантированно даже в чрезвычайных условиях благодаря созданной в РВСН автоматизированной системе боевого управления. Для сравнения: пуском ракет РВСН управляют сотни пунктов управления (стационарные и мобильные, основные и запасные командные пункты и узлы связи) по множеству каналов проводной и радиосвязи. Нашими ракетоносцами в море управляют менее 10 пунктов и только по каналам радиосвязи.

Комплексная защита объектов РВСН обеспечивает их высокую живучесть как в ядерной, так и в обычной войне. Защита пусковых установок и командных пунктов РВСН обеспечивается не только их собственной высокой защищенностью, но и в системе противовоздушной и территориальной обороны нашего государства, в то время как подводные ракетоносцы и тяжелые бомбардировщики, при выполнении боевых задач вне пределов территории России, на комплексную защиту рассчитывать не могут.

В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РАКЕТНЫЕ ВОЙСКА ВЫПОЛНЯЮТ ТРИ ОСНОВНЫЕ ВЗАИМОСВЯЗАННЫЕ ЗАДАЧИ:

ПЕРВАЯ -
поддержание боевой готовности существующей группировки находящихся на боевом дежурстве ракетных комплексов на уровне, обеспечивающем решение задачи ядерного сдерживания военных угроз безопасности России.

ВТОРАЯ -
совершенствование боевых возможностей группировки войск модернизацией ракетно-ядерного оружия, системы боевого управления' и вводом в боевой состав минимально необходимого количества полков, вооруженных мобильным ракетным комплексом "Тополь", взамен в значительно большем количестве снимаемых с боевого дежурства ракетных комплексов с выработанным эксплуатационным ресурсом.

ТРЕТЬЯ -
выполнение договорных обязательств по ликвидации выведенных из боевого состава ракетных комплексов и утилизации ракетно-ядерного оружия.29 

Поскольку в настоящее время и на перспективу ракетные войска стратегического назначения сохранят за собой статус главной компоненты стратегических ядерных сил, закономерно возникает вопрос о необходимости и возможности интегрирования отдельных составляющих этих сил в структуру РВСН и создании на этой базе нового вида Вооруженных Сил.

Изменение военно-политических условий в мире, глубокие сокращения стратегических наступательных вооружений, социально-экономический кризис в России и связанное с ним резкое снижение расходов на оборону определяют целесообразность максимальной концентрации сил и средств всех видов Вооруженных Сил и родов войск, участвующих в решении задачи ядерного сдерживания.

С учетом достижения максимальной эффективности использования каждого боезаряда, а также исходя из общности задач, сфер боевого применения, средств вооруженной борьбы и кооперации разработчиков и изготовителей вооружений и военной техники рациональным вариатом реорганизации структуры Вооруженных Сил, по нашему мнению, является объединение ракетных войск стратегического назначения, военно-космических сил, сил и средств ракетно-космической обороны войск противовоздушной обороны, как наиболее тесно взаимодействующих при решении задачи сдерживания в едином виде Вооруженных Сил - ракетно-космических войсках.

Выполнение боевых задач в ходе операции стратегических ядерных сил требует организации тесного взаимодействия их компонентов с обеспечивающими системами Министерства обороны. Этой цели способствовало бы создание Стратегического оперативного командования стратегическими ядерными силами, в ведение которого целесообразно передать вопросы оперативного планирования боевого применения, организации взаимодействия между компонентами ядерных сил и обеспечивающими системами в ходе боевого дежурства и их боевого применения, а также определения путей и задач скоординированного развития систем вооружений и средств различных компонентов СЯС, интегрируемых с ними информационных и обеспечивающих систем других видов Вооруженных Сил и родов войск.

Приложение

Количественный состав стратегических наступательных сил иностранных государств


СТРАНА
ТИП СРЕДСТВ
Количество средств/боезарядов

 

1996г.
2003г.
2005 г.
2010 г.
США
МБР

БРПЛ

СА

Всего

580/2090

480/3904

162/2908

1222/8902

500/500

336/1344

86/1640

922/3484

500/500

336/1344

86/1640

922/3484

500/500 

336/1344

86/1640

922/3484

Франция
БРНБ

БРПЛ

СБ

Всего

18/18

80/480

63/63

161/561

-/18

80/480

75/75

155/573

—/108

80/480

75/75

155/633

—/108

64/576

75/75

139/759

Англия
БРПЛ
64/448
64/512
64/512
64/512
Всего а
НАТО
1447/9911
1141/4569
1141/4659
1125/4755
 
Китай
БРНБ

БРПЛ

СА

Всего

80/80

12/12

100/100

192/192

100/190

28/28

100/100

228/318

100/220

44/44

100/100

244/364

100/200

64/64

100/100

264/364

ПРИМЕЧАНИЕ:

  • БР - межконтинентальные баллистические ракеты;
  • БРПЛ - баллистические ракеты подводных лодок;
  • БРНБ - баллистические ракеты наземного базирования;
  • СА - стратегическая авиация;
  • СБ - средние бомбардировщики.
ЛИТЕРАТУРА
  1. Основные положения военной доктрины Российской Федерации // Красная звезда. 1993. 19 ноября.
  2. Цыгичко В.Н. Геополитические аспекты реформирования ядерной политики России // Военная мысль. 1994. № 3. С. 2-9.
  3. Реаггу U. Annual Report to the President and Congress. Washington, February 1995. Part 4. P.93.
  4. Там же. Р. 83-84.
  5. Там же. Р. 90-92.
  6. Там же. Р.162.
  7. Стратегия национальной безопасности США // НГ-сценарии. 1996. № 2. 23 мая.
  8. Оболенский Г. СНВ-2: России необходимы гарантии // Красная звезда. 1996. 5 марта.
  9. Россия: в поисках стратегии безопасности (проблемы безопасности, ограничения вооружений и миротворчества). М.: Наука, 1996. С. 60-68.
  10. Реаггу U. Annual Report to the President and Congress. Washington, February 1995. Part 4. P. 92.
  11. Цит. по: Hill C.R., Pease R.E., Peierls R.E., Ritblat J. Does Britain need Nuclear Weapons? // A report from the British Pugwash Group. 1995. P.17.
  12. Там же. Р. 50-51.
  13. Российская Федерация: безопасность и военное сотрудничество. М.: Обозреватель, 1995. С. 82-83.
  14. Панков Ю. Франция на пути к армии будущего // Красная звезда. 1996. 30 мая.
  15. Лебедько В.Г. и др. Прогнозная оценка состояния и тенденции изменения геополитической картины мира в районах "дальнего зарубежья" // Геополитика и безопасность. 1993. № 1. С. 53.
  16. International Defense Review. 1995. № 2. P. 30-34; Jane's Intelligence Reviw. 1994. № 1. Р. 31-34.
  17. Рябошапко В. А. Условия перехода к возможному применению ядерного оружия // Военная мысль. 1996. С.11.
  18. Young P.L. The Threat of Nuclear War on the Korean Peninsula // Jane's Intelligence Revie. 1995. Vol.7. № 9. P. 418-419.
  19. Современная Русская Идея и Государство. М.:Обозреватель, 1995. С. 144.
  20. Nativi A. The Missile Threat Against Europe // Military Technology. Vol.17. 1995. № 9. P. 19-24.
  21. Jane's Defence Werkley. 1994. № 2. Р. 20-21.
  22. Кузнецов Г.А., Стреляев С.П. Многополярный мир и вопросы достаточности СНВ // Военная мысль. 1995. № 3. С. 36-41.
  23. Иностранная печать об экономическом, научно-техническом и военном потенциале государств - участников СНГ и технических средствах его выявления // Информационный бюллетень ВИНИТИ. 1994. № 5. С. 11-12; 1995. № 3-4. С. 3-12; 1995. № 12. С. 3-15.
  24. Волков Е.Б. Договор СНВ-2 и безопасность России // Военная мысль. 1996. № 1. С. 19-27; Сергеев И.Д. Совершенствование боевой готовности ракетных войск стратегического назначения в условиях реализации договоров по СНВ // Военная мысль. 1995. № 6. С. 10-17; Ратификация договора СНВ-2: решения, проблемы, перспективы. М.: Обозреватель, 1996. С. 172
  25. Волков Л.И. Новая ракетно-ядерная программа: через 10 лет Россию будут защищать "Тополя" // Известия. 1994, 9 февраля; Волков Л.И. СНВ-2 и мобильные межконтинентальные ракеты "Тополь" // Сегодня. 1994, 1 июня; Сергеев И.Д. Этапы развития РВСН, их роль и вклад в стратегическую стабильность // Информационный сборник РВСН. 1995. Спецвыпуск. С. 4-15.
  26. Россия: в поисках стратегии безопасности (проблемы безопасности, ограничения вооружений и миротворчества). М.: Наука, 1996. С. 256; Стратегическая стабильность, национальная безопасность, конверсия // Сборник трудов РИА. М.: РИА, 1993. С. 212.
  27. См.: Волков Е.Б. Договор СНВ-2 и безопасность России // Военная мысль. 1996. № 1. С. 19-27; Коко шин А.А. Ядерный щит страны // Армейский сборник. 1995. № 7. С. 3-10.
  28. Волков Е.Б., Дворкин В.3., Прокудин А.И., Шишкин Ю.Н. Технические основы эффективности ракетных систем. М.: Машиностроение, 1989. С. 179; Стратегическая стабильность, национальная безопасность, конверсия // Сборник трудов РИА. Под ред. Л.И. Волкова. М.: Изд. РИА, 1993. С. 212.
  29. Сергеев И.Д. Этапы развития РВСН, их роль и вклад в стратегическую стабильность // Информационный сборник РВСН. 1995. Спецвыпуск. С. 12.

 
[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]