Обозреватель - Observer
Внешняя политика



НАТО И "СТАБИЛИЗАЦИЯ" КОСОВСКОГО КРИЗИСА
 
Н.БУХАРИН


Вот уже больше года (с июня 1999 г.) в Косово находятся миротворцы НАТО. Однако это не принесло автономному сербскому краю желанного мира и спокойствия. Напротив, отсюда продолжают уезжать, а точнее - спасаться бегством, люди преимущественно неалбанского происхождения. Согласно меморандумам правительства СРЮ о ситуации в Косово, представленным в ООН, за прошедший с момента ввода в Косово сил НАТО год совершено 4878 преступлений, в результате:

  • погибло 1027 чел., из них больше 900 славян;
  • 955 человек похищены или пропали без вести;
  • уничтожено свыше 50 тыс. домов, принадлежащих сербам, черногорцам и цыганам;

    l разрушено или повреждено 86 церквей и средневековых монастырей;

  • украдено около 10 тыс. православных икон.

Из Косово изгнано свыше 360 тыс. чел. (из них до 280 тыс. сербов и черногорцев), многие города и деревни стали этнически чистыми. Одновременно из Албании незаконно проникли более 200 тыс. албанцев. В Приштине из 40 тыс. сербов осталось несколько десятков человек, которые заблокированы в своих домах.

Деятельность Сил для Косово (СДК или KFOR) регламентируется прежде всего резолюцией СБ ООН № 1244, мирным планом Черномырдина - Ахтисаари и Военно-техническим соглашением между командованием НАТО и СРЮ, а также в значительной мере протекает в соответствии с разработанным и предложенным сторонам (албанцам и сербам) в Рамбуйе соглашением. Костяк этих сил составляют, как и в соседней Боснии и Герцеговине, контингенты стран-членов НАТО. Численность СДК колеблется в пределах 45 тыс. чел. Главнокомандующим является периодически сменяемый генерал НАТО. Сейчас их возглавляет испанский генерал Хуан Ортуньо.

В задачи СДК входит, прежде всего, обеспечение безопасности Миссии ООН по делам временной администрации Косово (МООНВАК) и создание условий для ее работы. Они также уполномочены контролировать соблюдение заключенного в июне 1999 г. "Военно-технического соглашения о выводе югославских военных, полицейских, специальных и пограничных сил из Косово" и наблюдать за режимом согласованных зон наземной (по 5 км от границы между Косово и остальной частью СРЮ в обе стороны) и воздушной (по 25 км воздушного пространства аналогично) безопасности. Командующий СДК имеет полномочия применить против Югославии силу в случае нарушения границ этих зон, где не должно быть никакого вооружения ЮНА, систем ПВО. При этом СДК не несут ответственности за ущерб, который они могут нанести государственной или частной собственности в ходе выполнения ими своих обязанностей.

Кроме того, СДК участвуют, наряду с гражданской полицией ООН, в обеспечении порядка и безопасности в Косово, охране остающихся там этнических меньшинств.

Однако, как показывают события последнего года, прошедшего с момента развертывания СДК, последние плохо справляются с этой ролью. Этническая чистка края, жертвами которой становится неалбанское население, а также албанцы, обвиняемые Освободительной Армией Косово (ОАК) в "коллаборационизме" с югославскими властями, продолжается. Гуманитарная ситуация постоянно ухудшается. Остающиеся в Косово неалбанцы проживают под охраной СДК в нескольких анклавах. Те же, кто остается в городах, не имеют возможности выйти на улицу даже за самым необходимым. Доступ сербов к медицинскому обслуживанию и школьному образованию фактически закрыт. Например, в г. Гнилане из 100 сербских врачей на сегодняшний день осталось 4, которые не имеют возможности принимать сербских пациентов, поскольку изгнаны со своих рабочих мест.

В этой ситуации СДК, 50% которых, т.е. от 20 тыс. до 25 тыс. чел., заняты охраной меньшинств, прибегают к так называемой гуманитарной эвакуации. Представители этнических меньшинств под охраной СДК на автобусах, принадлежащих УВКБ, в организованном порядке перемещаются по Косово. Однако даже эмблемы ООН и конвой НАТО не являются гарантией безопасности.

Так, зафиксировано достаточное количество случаев нападений на эти колонны со стороны албанских вооруженных формирований или до конца не демилитаризованной ОАК. Там, где обеспечение круглосуточной охраны невозможно, СДК вывозят неалбанское население в Сербию и Черногорию со смутными перспективами на возвращение.

Международными наблюдателями отмечается тенденция к этнической гомогенизации края и исчезновению национально смешанных общин, а также немногочисленных этнических анклавов. Так, 16 тыс. сербов в конце концов ушли из г. Ораховац, не выдержав годичной блокады со стороны албанцев.

По сути, гуманитарная эвакуация, осуществляемая СДК, помогает реализовать планы албанских лидеров по созданию этнически чистого Косово.

Ситуация в плане безопасности остается напряженной. Хотя, как указывается в одном из докладов НАТО в ООН о деятельности СДК, количество преступлений в Косово сократилось с 300 в неделю в конце июня 1999 г. до 50 в неделю весной 2000 г., число индивидуальных нападений по-прежнему велико. Причем международные наблюдатели отмечают очень неприятную тенденцию. В Косово создается обстановка полной безнаказанности, поскольку многие преступления совершаются несовершеннолетними, а в крае нет специальных судебных учреждений для разбора подобных дел. Растет организованная преступность, в частности, рэкет под предлогом защиты, контрабанда, вымогательство и азартные игры. Последние, кстати, запрещены в Косово специальным распоряжением Б.Кушнера, главы МООНВАК. Имеет место торговля людьми, человеческими органами и молодыми женщинами.

В обязанности СДК также входит обеспечение демилитаризации ОАК. Однако истинный облик этой демилитаризации далек от того, что обычно понимается под этим термином. Первые сомнения в качественности этой демилитаризации возникли еще в ходе конференции в Рамбуйе. Как свидетельствует американский советник албанской делегации по правовым вопросам, представителям НАТО и США удалось уговорить албанцев подписать соглашение, только разъяснив им действительный смысл предполагаемой демилитаризации, которая на практике означала трансформацию ОАК в какую-то иную структуру.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что к контрольному сроку окончания демилитаризации (20 сентября 1999 г.) ОАК сдала 10 тыс. ед. старого и негодного стрелкового оружия, хотя в ходе военных действий у нее на вооружении находилось самое современное оружие. Тем не менее, это было оценено СДК и МООНВАК как успешное завершение демилитаризации. После этого была разработана концепция демилитаризации и трансформации ОАК в так называемый "Корпус защиты Косово" (КЗК). КЗК должен был стать гражданским чрезвычайным вспомогательным учреждением, призванным выполнять спасательные и восстановительные работы в случае возникновения стихийных бедствий, оказывать гуманитарную помощь, особенно в труднодоступных районах, помогать в разминировании территории и тому подобные функции. При этом КЗК должен был участвовать в политической жизни. Численность Корпуса предусмотрена в количестве 3 тыс. чел. персонала на действительной службе и 2 тыс. чел. резерва. Как признают международные чиновники, данный проект позволит конкретным членам ОАК участвовать в этой профессиональной гражданской и, как задумано, многоэтнической структуре, поскольку 10% от численности КЗК должны составлять представители национальных меньшинств.

Однако уже сразу после образования КЗК зафиксирован целый ряд серьезных преступлений, совершенных его потенциальными членами, которые заставляют сомневаться в добрых намерениях членов КЗК и его пользе для создания многоэтничного Косово. У некоторых из них обнаружены крупные запасы оружия, другие берут на себя полицейские функции на местах. Все это подрывает доверие местного неалбанского населения и к данной структуре, и к международному присутствию как ее патрону. В целом, и МООНВАК, и СДК отмечают, что в Косово имеет место соперничество между международными силами и контролируемыми ОАК государственными структурами албанской общины в Косово, активно функционировавшими все 90-е годы. И соперничество это - не в пользу международных сил. Особенно это касается налоговой сферы, в результате чего из-под контроля международных структур в Косово, взявших на себя все государственные и управленческие функции, уходят большие суммы.

Резолюция СБ ООН № 1244 также возлагает на СДК выполнение пограничных функций. Однако на практике это выражается в осуществлении таможенного контроля в четырех пунктах пересечения границы Югославии с Албанией и Македонией примерно двумястами военнослужащими СДК. Поэтому, учитывая вывод югославских пограничных сил из края, международные границы СРЮ в районе Косово, особенно в горах, остаются практически открытыми. Уже упоминавшееся проникновение на территорию Косово нескольких сотен тысяч албанцев без документов ставит под сомнение способность СДК качественно выполнять эти функции. При этом НАТО предпочитает сотрудничать с албанскими пограничниками, а не с компетентными югославскими властями, возвращение которых предусмотрено резолюцией № 1244. При этом Генеральный Секретарь НАТО Дж.Робертсон заявил, что возвращение в Косово югославских сил произойдет тогда, когда для этого настанет подходящий момент.

Руководство НАТО открыто говорит о том, что Североатлантический альянс в виде СДК пришел в Косово надолго. Как заявил испанский министр обороны Федерико Трилло, выступая перед военнослужащими СДК в мае 2000 г., "целое поколение будет вынуждено урегулировать этот конфликт. И именно военные НАТО принесут мир". Для того чтобы этот процесс пошел "успешнее", НАТО строит военные базы в Косово. Уже созданы американские опорные пункты в Пече, Подуево, Урошеваце. Следует отметить, что основополагающая для деятельности международного сообщества в Косово резолюция СБ ООН № 1244 (1999 г.) дает определенную юридическую зацепку для санкционирования фактически бессрочного нахождения НАТО в Косово. Пункт 19 данной резолюции предусматривает годичное пребывание здесь СДК с последующим продлением, если только СБ ООН не примет иное решение.

Очень часто военнослужащие СДК становятся орудием албанских преступлений, участвуя в выселении сербов и других неалбанцев из своих домов только на основе устных заявлений албанцев об их праве собственности на них. Отмечены случаи прямого нарушения СДК своих обязанностей, когда они расправляются с протестующими сербами, арестовывают их и держат в заключении по несколько месяцев без предъявления обвинения. Контингент СДК не дает вернуться югославским полицейским для охраны исторических, религиозных и культурных памятников, как это предусмотрено резолюцией № 1244, и не делает этого сам. Так, например, 28 апреля 2000 г. была разрушена церковь Св. Николая (XVI в.) в деревне Грнчар около Витина. Накануне члены американского контингента СДК сняли обычную охрану, а за 10 мин. до взрыва над церковью зависли американские вертолеты, что помешало местным сербам спасти церковные ценности. Особенно страдают православные кладбища, а СДК ничего не делают для их охраны.

В итоге миротворческая деятельность НАТО в Косово напоминает контроль за "мирным" кипением межнационального котла. Однако в результате возможно выплавление не толерантного многонационального общества, а полное растворение (точнее, "испарение") всех неалбанских элементов.

В случае сохранения этой тенденции Косово при содействии международных организаций и финансовых институтов реализует сначала "существенную" автономию, а затем добивается полной независимости. Результатом может стать лавинообразное развитие подобных этнических процессов в Македонии, где, по прогнозам демографов, к 2010 г. албанцы будут составлять этническое большинство.

Чтобы легче представить себе перспективы и облик возможной косовской государственности, следует учесть опыт предыдущей очень широкой автономии Косово в 1974-1989 гг.

В течение этого пятнадцатилетнего периода, который сами албанцы признают наиболее успешным с точки зрения своего национального развития, в Косово не удалось обеспечить ни существенного экономического прогресса (несмотря на постоянные финансовые вливания из югославского (федерального) и сербского (республиканского) фондов), ни политического спокойствия, ни национального мира без дискриминации славянских и других меньшинств, ни просто прочного порядка и безопасности. Фактически, в Косово на всех уровнях, вплоть до бытового, сформировалось два параллельных общества - албанское и сербское.

В случае окончательного осуществления намерений албанских националистов возможно воспроизведение данной ситуации, но под длительным контролем и в присутствии международного сообщества. В пользу последнего свидетельствуют уже приводимые факты строительства военных баз НАТО в Косово и запрет на возвращение в край югославских военных. Естественно, что данная перспектива возможна при реализации лозунга о возвращении всех беженцев и перемещенных лиц, в том числе неалбанцев.

Также возможна консервация создавшегося сейчас в Косово положения. В этом случае международное сообщество может столкнуться с ситуацией, когда при полном отсутствии этнических меньшинств миротворцам придется охранять лишь самих себя и интересы правительств и экономик своих стран в Косово. В этом случае неизбежно повышается риск для личного состава международного присутствия в Косово. Видимо, в преддверии такого развития событий американский Сенат рассмотрел вопрос о возможном уменьшении численности американского воинского контингента на 5,9 тыс. человек, если к апрелю 2001 г. окажется, что европейские союзники НАТО не выполнили своих финансовых обязательств.

* * *

Пока же в Косово идет формирование двух параллельных миров, условно говоря, "международного" и албанского.

Международное присутствие обеспечивает и охраняет интересы западных компаний, которые уже сейчас распоряжаются югославской и сербской государственной и общественной собственностью, а албанское общество под внешним флером демократических преобразований живет по своим законам, которые мало общего имеют с провозглашаемыми для Косово целями международного сообщества по созданию многоэтничного и гармоничного социума.

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]
нского воинского контингента на 5,9 тыс. человек, если к апрелю 2001 г. окажется, что европейские союзники НАТО не выполнили своих финансовых обязательств.

* * *


Пока же в Косово идет формирование двух параллельных миров, условно говоря, "международного" и албанского.

Международное присутствие обеспечивает и охраняет интересы западных компаний, которые уже сейчас распоряжаются югославской и сербской государственной и общественной собственностью, а албанское общество под внешним флером демократических преобразований живет по своим законам, которые мало общего имеют с провозглашаемыми для Косово целями международного сообщества по созданию многоэтничного и гармоничного социума. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]