Внешняя политика
Обозреватель - Observer


 

ОТНОШЕНИЯ РОССИИ И ФРГ -
ОСНОВА БЕЗОПАСНОСТИ В ЕВРОПЕ

С.РОМАНОВ,
политолог

 

Одно из приоритетных мест во внешней политике России в течение двух столетий занимают отношения с Германией. Равным образом это относится и к германской внешней политике. В современных условиях состояние российско-германских отношений имеет важное значение для развития ситуации на всем континенте, оно влияет на основы европейской безопасности и является базисным фактором интеграционных процессов в масштабах Большой Европы.

Данное обстоятельство, судя по официальным заявлениям руководящих деятелей обеих стран, осознается как в России, так и в Германии. Однако справедливым является и тот факт, что на протяжении десятилетия, прошедшего после восстановления государственного единства Германии, для отношений между ФРГ и Россией характерным являлось скорее регрессивное развитие. После фазы завышенных ожиданий, вехами которой явились советско-германский договор от 9 ноября 1990 г., совместное заявление президента России Б.Н. Ельцина и федерального канцлера Германии Г.Коля, сделанное в ноябре 1991 г., а также завершение в сентябре 1994 г. вывода войск ЗГВ, двусторонние отношения между странами развивались весьма неоднозначно. Несмотря на заявленную высокую степень взаимопонимания на уровне высших руководителей Германии и России, а также на уровне их внешнеполитических ведомств, практического наполнения достигнутых договоренностей не было.

Кризис доверия


С приходом в сентябре 1998 г. к власти в Бонне правительства "красно-зеленой" коалиции во главе с Г.Шредером российское направление политики ФРГ подверглось существенным коррективам. Результатом стало его серьезное ухудшение. Характеризуя его, многие политологи сегодня имеют все основания говорить о "кризисе доверия" между странами.

Самые серьезные последствия в этом плане имело решение правительства Шредера-Фишера о полномасштабном участии ФРГ в агрессии НАТО против Югославии. Тем самым правительство Германии пошло на грубейшее нарушение принципиального положения германского урегулирования, зафиксированного в Большом германо-советском договоре и в Договоре об окончательном урегулировании в отношении Германии, которое провозглашало, что с "германской земли будет исходить только мир".

Явно недружественную России позицию заняло правительство ФРГ и в связи с проведением контртеррористической операции в Чечне. Развязанная в немецких СМИ широкая пропагандистская кампания привела к всплеску антироссийских настроений в стране. Согласно данным опросов общественного мнения, проведенных в феврале-марте 2000 г. и озвученных радиостанцией "Немецкая волна", более 50% немцев были бы согласны в этих условиях с применением против Российской Федерации экономических санкций со стороны Европейского союза.

Вместе с тем нельзя не признать, что кризис доверия носит обоюдный характер. Немцы в определенной степени правы, когда говорят, что Россия с большим опозданием формулирует свои интересы и еще с большим опозданием доводит их до сведения партнеров. В экономической сфере оснований для недовольства у немецкой стороны еще больше. Государственный дефолт 17 августа 1998 г. нанес тяжелый удар по нашим германским партнерам. Особенно это коснулось тех немецких фирм, которые пытались участвовать в производстве, вкладывая средства в реальный сектор российской экономики.

Тем не менее, есть все основания полагать, что нынешний спад в российско-германских отношениях не будет затяжным, поскольку он противоречит коренным долговременным интересам обеих сторон.

По оценкам российских и германских политиков, интересы России и ФРГ как в их двусторонних отношениях, так и в многосторонних рамках в преобладающей степени совпадают. "Центральный интерес" Германии, официально провозглашенный еще в начале 90-х годов, состоит в том, чтобы вовлечь Россию в международные организации, а также в международное экономическое разделение труда и обеспечить ее конструктивное участие как великой державы в новой организации Европы. Эта установка совпадает и с интересами России, которая ожидает, что именно Германия проявит себя как важный партнер в деле развития федерализма, демократических преобразований и модернизации экономки в нашей стране.

Говоря о возможности скорого улучшения российско-германских отношений, необходимо в то же время учитывать и субъективный фактор. Г.Шредер, не испытывающий особо теплых чувств к прежнему канцлеру Г.Колю, стремится преуменьшить его заслуги и в области внешней политики. В этой связи он подчеркивает, что своим "романтизированным" отношением к России

Г.Коль якобы нанес ущерб экономическим интересам Германии и что на этом направлении следует руководствоваться сугубо реалистическими соображениями. Г.Шредер дал понять, что он не может себе представить возможность "банной дипломатии" в стиле Коля при общении с Президентом России. Избрание В.В.Путина на пост Президента Российской Федерации открывает определенные перспективы для постепенного улучшения отношений между странами. Немалую роль для достижения этой цели сыграл официальный визит российского президента в Германию, встречи в рамках "восьмерки" на Окинаве, саммит тысячелетия в Нью-Йорке, переговоры на уровне членов правительства и представителей деловых кругов.

Новая фаза сотрудничества


Российско-германские консультации на высшем уровне с участием министров иностранных и внутренних дел, обороны, экономики, финансов, культуры и сельского хозяйства двух стран позволили дать толчок переходу к новой фазе двустороннего сотрудничества, активизации политического диалога на всех уровнях, переводу в активную форму хозяйственных, торговых и кредитно-финансовых связей, продвижению в решении практических вопросов взаимодействия двух стран. В частности, германской стороной проявлена готовность на компромиссной основе урегулировать российскую задолженность по кредитам, предоставляемым под гарантии немецкого страхового общества "Гермес" и открыть под его поручительство новую кредитную линию в объеме 1 млрд. немецких марок. Это решение было расценено российским Президентом как позитивный сигнал и практически значимый шаг для размораживания инвестиционной деятельности германских предпринимателей в России. Вместе с тем внимание германской стороны было обращено на необходимость повышения кредитного рейтинга России по шкале ОЭСР, что дало бы дополнительный стимул германским и другим иностранным инвесторам активизировать свою деятельность на российском рынке. Руководители России и Германии приняли решение о формировании нового организационного механизма двустороннего экономического взаимодействия - рабочей группы высокого уровня по стратегическим вопросам торгово-экономического и валютно-финансового сотрудничества.

Обсуждение экономической проблематики было подкреплено подписанием ряда соглашений и протоколов о намерениях по крупным кооперационным проектам, в том числе между "Газпромом" и немецкими фирмами "Винтерсхалл", "Зальцгиттер", "Феррошталь" и "Рургаз" на общую сумму около 4 млрд. марок.

Вместе с тем, необходимо подчеркнуть принципиальное различие подходов двух стран в области экономического партнерства: в то время как Россия видит в ЕС в первую очередь экономического партнера, ЕС (в том числе и ФРГ) всегда понимали это партнерство прежде всего как политическое.

Негативное воздействие на экономическое партнерство, безусловно, оказывает и факт наличия у России самого большого внешнего долга перед ФРГ (50 млрд. марок). Причем, Германия в этом вопросе занимает "cлишком" жесткую позицию: "никакого прощения долгов".

В.В.Путин вновь привлек внимание германских партнеров к проблеме возвращения России церковной недвижимости, экспроприированной по гитлеровскому закону 1938 г., и призвал решить, наконец, вопрос о перерегистрации на Российскую Федерацию заграннедвижимости бывшего СССР. 

В течение 2000 г. министерства и ведомства обеих стран согласовали обширные программы взаимодействия. Так, в частности, была достигнута договоренность о завершении в ближайшее время работы над межправительственными соглашениями о сотрудничестве в исследовании космического пространства и в области молодежной политики. Предусмотрено, что будет продолжена работа над расширением договорно-правовой базы двусторонних отношений.

В целом российско-германские консультации после избрания В.Путина президентом продемонстрировали стремление двух стран конкретными делами подтвердить курс на стратегическое партнерство России и Германии, пользу от которого должны реально ощущать не только россияне и немцы, но и все европейцы.

Не следует, однако, все же полагать, что в характере российско-германских связей возможны быстрые кардинальные изменения.

От намерений к действию


Практика, к сожалению, показывает, что наличие развитой системы договоров и соглашений еще не является характеристикой, качественным показателем состояния межгосударственных отношений. Главная проблема заключается в практическом наполнении договоренностей, которое пока далеко отстает от возможностей обеих стран, особенно в сфере экономического сотрудничества. И хотя Германия продолжает оставаться на первом месте среди торговых партнеров России в "дальнем зарубежье", однако товарооборот между странами сегодня значительно меньше, чем в 1990 г. Тем более, что если в прошлом Россия занимала доминирующее место среди германских партнеров из Центральной и Восточной Европы, то в настоящее время по размерам товарооборота ее опережают Польша и Чехия.

Правда, данные, характеризующие размеры товарооборота между Россией и ФРГ, на первый взгляд, представляются достаточно внушительными, Так, в 1995-1998 гг. его объем составил 149 млрд. долл. - экспорт 83, 1 млрд. и импорт - 65,7 млрд. долл. Это составляет 8% совокупного экспорта России и около 10% импорта. В то же время доля России в импорте ФРГ равна всего 2,3%, а в ее экспорте - 1,5%.

Почти 90% российского экспорта составляют энергоносители и сырье, причем на долю России приходится 25% ввозимой в ФРГ нефти и свыше 30% природного газа.

Германия в свою очередь лидирует по объему совокупных инвестиций в российскую экономику - 6,34 млрд. долл., что составляет 24,4% всех инвестиций. Тем не менее, эти показатели намного отстают от германских инвестиций в Польшу, Венгрию и Чехию.

В России зарегистрировано более 2,2 тыс. предприятий с участием германского капитала. Однако большинство из них представляют собой всего лишь своего рода опорные пункты на случай благоприятного развития конъюнктуры в нашей стране.

Общие перспективы развития связей в сфере экономики пока не являются обнадеживающими. Германская сторона на протяжении целого ряда лет повторяет, что в России отсутствуют необходимые для этого условия: четкая позиция руководящих финансовых институтов, таких, как Центральный банк, однозначные торговые законы и - как главное - ясность в отношении налоговой и таможенной политики. Тормозящим фактором является также неблагоприятная криминогенная обстановка в России и сама практика сотрудничества с российскими фирмами, которые нередко оказываются весьма ненадежными партнерами.

Не является удовлетворительным и состояние дел в области научно-технического сотрудничества. Обвальное сокращение его масштабов после присоединения ГДР к ФРГ и распада Советского Союза до сих пор не преодолено. Утрачиваются ценные кадры, обладавшие опытом сотрудничества с Россией, особенно в Восточной Германии.

Среди конкретных проблем, которые отягощают двусторонние отношения, следует прежде всего назвать проблему государственности этнических немцев в РФ, а также взаимного возвращения культурных ценностей, перемещенных в результате второй мировой войны.

На мертвой точке замер вопрос о регистрации советского имущества в Германии как имущества РФ, которая является правопреемницей Советского Союза.

Не решается также проблема возврата русской православной церкви ее недвижимости в Германии, которая во времена нацизма была передана русской православной зарубежной церкви.

Определенные проблемы в отношениях усиливаются за счет позиции ФРГ в определении роли и места России как европейского государства. С одной стороны, этот факт не оспаривается, но, с другой - во многих выступлениях немецких лидеров явно или скрыто подчеркивается, что США и даже Япония являются "более" европейскими и "западными" странами, чем Россия. В тесной связи с этим находится и проблема участия России в вопросах определения и обеспечения безопасности в Европе. Здесь также проявляется значительный разрыв между риторикой и реальными действиями стран Запада, в том числе и ФРГ. Если на словах утверждается, что без России невозможно решение проблем безопасности как в Европе, так и в мире, то на деле полностью скоординированная с США и НАТО линия ФРГ в военно-политических вопросах вызывает большую настороженность в российском обществе. Такие же серьезные разногласия существуют и в вопросах взаимоотношений России с прибалтийскими государствами. Эта проблема тем более актуальна, так как выходцы из стран Балтии (прежде всего исторические латыши) сегодня имеют определенный вес в руководстве ФРГ.

Конечно, перечисленные вопросы являются достаточно сложными, однако при доброй воле с обеих сторон их решение является вполне возможным.

Об этом уже свидетельствуют, в частности, отдельные факты возврата культурных ценностей на взаимной основе.

Определенные перспективы для решения проблемы государственности этнических немцев открывает учрежденная в 1998 г. по решению российского руководства федеральная национально-культурная автономия немцев. Успешно осуществляется также программа по обустройству компактных мест их проживания в Омской, Кемеровской, Саратовской областях и в Алтайском крае. Сюда, в частности, перемещаются на жительство немцы из Центральноазиатских республик СНГ, не желающие переселяться в Германию.

Довольно значительные позитивные сдвиги наблюдаются в последние годы в налаживании германорос-сийского диалога на региональном уровне. Так, если до 1997 г. 75% германских инвестиций шли прямо в Москву, то уже с прошлого года 70% - направляются в региональные инвестиционные проекты.

* * *


Следует подчеркнуть, что на двусторонних отношениях России и Германии крайне негативно сказывается отсутствие механизма сотрудничества, который необходим в условиях, когда разрушены прежние институты: общества германо-советской дружбы, программы обменов в области науки, культуры и образования и т.п. А ведь именно у германской стороны имеется богатый опыт налаживания дружественных отношений со странами, с которыми на протяжении поколений существовала вражда. Опыт германо-французского примирения свидетельствует о той огромной роли, которую сыграло привлечение широкого потенциала общественности, особенно молодежи, с обеих сторон через двусторонние программы, через различные центры и общества. Этот опыт сегодня успешно претворяется в жизнь и в германо-польских связях. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]