Обозреватель - Observer
Экономика

РАСЧЕТЫ- ТРУДНОПРЕОДОЛИМЫЙ БАРЬЕР В ТОРГОВЛЕ

О.БОГОМОЛОВ,
академик, заместитель председателя Комитета
Государственной Думы по международным делам

Экономическая цена, которую приходится платить за обретение независимости и государственного суверенитета республиками бывшего СССР, оказалась выше, чем многими ожидалось. Единый народнохозяйственный комплекс со сложным внутренним переплетением кооперационных отношений, с разной специализацией и взаимным дополнением регионов был разрушен. Механизмы поддержания прежних устойчивых связей распались, а на смену им появились временные, весьма примитивные и неустойчивые. От нарушения традиционных связей и резкого свертывания товарообмена страдают все, в том числе и Россия. За счет этого относят от 20 до 50% сокращения объема производства в государствах - наследниц как СССР. Это же является одной из причин тяжелейшего кризиса неплатежей, который поразил всех и заставляет останавливаться предприятия. 

Конечно, в разделении труда, сложившемся в бывшем Советском Союзе, не все могло быть признано рациональным. Отраслевой принцип управления народным хозяйством приводил нередко к неэффективному размещению производства, формированию неполноценных территориальных комплексов, неоправданным и. дорогостоящим перевозкам грузов. Децентрализация, связанная с появлением независимых государств, перемещением значительных полномочий в регионы и образованием акционерных предприятий, - все это открыло путь к исправлению отмеченных недостатков. Однако почти одновременное разрушение прежней системы сильно ударило по жизненно важным взаимосвязям и затруднило перестройку разделения труда. 

Самостоятельно хозяйствующие предприятия сами выбирают себе поставщиков и покупателей как у себя в стране, так и за рубежом (ближним и дальним).

К сожалению, на пути непосредственных связей между производителями внутри' бывшего СССР встает серьезное препятствие: отсутствие нормальных механизмов* расчетов. Аналогичная ситуация существует и в отношениях с партнерами из восточноевропейских государств, входивших в СЭВ.

С образованием самостоятельных государств старая система рублевых расчетов стала нуждаться в реформе. К сожалению, эта реформа не была предпринята. Вновь возникшие государства стали вводить собственные национальные валюты, что положило конец применению рубля как единой единицы, в которой определяются, цены и ведутся расчеты на территории бывшего СССР.

Использование национальных валют вместо рубля в межгосударственных! расчетах весьма проблематично, потому что они быстро обесцениваются, недостаточно авторитетны для предприятий и предпринимателей, не дают им уверенности в возможности купить на национальную валюту другого государства то, что необходимо. Препятствием становится и определение курса пересчета одной национальной валюты в другую. Словом, украинская, белорусская, казахская и т.д. валюта менее предпочтительна для партнера, ибо продавцы товаров вне России обычно предпочитают оплату в рублях, а не в чьей-либо национальной валюте.

Не решает вопроса и торговля в долларах или немецких марках. Переход от переводного рубля к расчетам в свободно конвертируемой валюте в рамках бывшего СЭВ служит предостережением и для государств - наследников СССР. Из опыта СЭВ известно, что это явилось одной из причин обвала во взаимной торговле, так как страны-члены СЭВ испытывали нехватку свободной валюты, постоянно наращивали свой и без того огромный долг Западу. Надежда на то, что, перейдя на расчеты со странами СЭВ в долларах, СССР увеличит валютные поступления, оказалась тщетной. 

Тем не менее наличие у отдельных предприятий в пределах бывшего СССР валютных средств на счетах в банках позволяет им рассчитываться друг с другом за товары и услуги в валюте. Но это скорее исключение, чем правило, поскольку валюта - дорогой и дефицитный товар, а правила валютного регулирования могут1 быть достаточно строгими.

Несмотря на быстрое обесценивание российского рубля, он наиболее широко используется в расчетах между республиками бывшего СССР. Конечно, накапливать резервы на рублевых счетах бессмысленно, поскольку их покупательная способность ежемесячно снижается на 20 %. Но при сокращении до минимума разрыва между поступлением выручки и ее расходованием рубль способен обслуживать межгосударственные расчеты.

Он превратился в валюту двусторонних клирингов, которые Россия имеет с государствами ближнего зарубежья. Все их поступления и платежи сосредоточиваются на специальных счетах в Центральном банке России, причем при отсутствии средств стороны предоставляют друг другу в согласованных пределах так называемый "технический кредит". При его превышении страна-кредитор сокращает или приостанавливает поставки своих товаров, чтобы выровнять сальдо. Через клиринговые счета проходят расчеты за взаимные поставки наиболее важных товаров, списки которых согласуются (энергоносители, продовольствие, сырье и т.д.). Цены на нефть, газ, хлопок, как правило, определяются на основе мировых, пересчитанных в рубли. Но на клиринговые счета попадают также суммы от сделок по внутренним российским ценам.

Клиринговая система взаиморасчетов в переводных рублях долгое время практиковалась в рамках СЭВ. Она была далека от совершенства, и ее недостатки постоянно критиковались. И сегодня, возвращаясь в расчетах между государствами бывшего СССР к двусторонним клирингам, мы не только воспроизводим те недостатки, которые были в рамках СЭВ, но и усугубляем их изъяны.

Дело в том, что при двустороннем клиринге рамки торговли сужены, постоянно возникает забота о том. чтобы сбалансировать товарообмен между каждой парой стран. И эту заботу берут на себя государства, устанавливая контингенты взаимных поставок товаров. Прямые связи между предприятиями на территории бывшего СССР при сокращающемся участии в этой торговле государственных регулирующих органов делают проблему урегулирования клирингового сальдо еще более трудной. Не выработаны надежные механизмы погашения сальдо, которое образуется на счетах в Центробанке России. Кроме того, как известно, товары делятся на твердые и мягкие, то есть те, которые можно реализовать сравнительно легко на западном рынке за конвертируемую валюту, и те, которые там продать трудно. Поэтому возникает желание у участников клиринговых расчетов балансировать их по каждой из этих двух групп, что сужает возможности торговли и обмена.

К изъянам механизма торговли и расчетов в рамках СЭВ относилась и искусственность "мировой" базы цен. На сырье и топливо, как правило, существуют легко определяемые мировые цены: это котировки товарных бирж. И можно сказать, что в рамках СЭВ в последнее время сырье и топливо продавались по ценам, близким к уровню текущих мировых цен. Что касается машиностроительной и другой готовой продукции, то на нее нет однозначных международных цен. Имеются цены предложений различных фирм. Поэтому такая продукция нередко продавалась по завышенным ценам: качество не соответствовало мировому уровню, а цена базировалась на предложениях лучших западных фирм. Таким образом, нарушалась эквивалентность обмена.

Все это сегодня вольно или невольно переносится на взаимоотношения стран СНГ, когда они начинают переводить свои расчеты на клиринговую основу. Уповать на то, что двусторонние клиринги надолго приживутся, не приходится; надо искать более конструктивные и удачные решения.

Таким решением нельзя считать двусторонний бартер, который получил достаточно широкое распространение. Хорошо, если найдутся два партнера, которые могут с выгодой для себя осуществлять обмен одного товара на другой, минуя банковские или наличные расчеты. А зачастую такую пару найти трудно. Тогда каждый остается со своим нереализованным товаром.

Конечно, если бы в ближайшей перспективе российский рубль мог превратиться в конвертируемую, с относительно твердым и реальным курсом валюту, то он скорее всего лег бы в основу межгосударственных расчетов на пространстве бывшего СССР и бывшего СЭВ. Но до этого момента нужно думать о переходных, может быть, специальных механизмах межгосударственных расчетов, которые расширили бы возможность торговых обменов и позволили преодолеть многие недостатки двустороннего бартера, двустороннего клиринга, хронической нехватки твердой валюты. 

Такие механизмы существуют и испытаны на практике в ряде стран. Поэтому, опираясь на этот опыт, группа специалистов разработала технологию (включая компьютерное обеспечение) организации торговли в регионе бывшего Советского Союза и бывшего СЭВ на основе многостороннего бартера.

Речь идет о международной торгово-клиринговой палате, позволяющей предприятиям разных стран обмениваться товарами на основе многостороннего бартера. Он становится возможным при наличии большого числа участников и большого числа разнообразных товаров, участвующих в обмене. Сделки опосредствует расчетная валюта, функционирующая только в пределах данной структуры. Торговля и расчеты осуществлялись бы через посредничество одной крупной акционерной компании с участием капитала всех заинтересованных в этой системе стран. Смысл в том, чтобы объединить торговые, торгово-посреднические функций с расчетными в одной организационной структуре. 

Второе важное условие - концентрация в этой организации достаточно широкого спроса и предложения товаров. Тогда продавец, реализовавший свой товар и выручивший определенную сумму расчетной валюты, сможет ее истратить на приобретение другого товара, находящегося на этом специфическом рынке. 

Что касается цен, то они должны ориентироваться на международный уровень, строиться на международной базе, но, естественно, продавец и покупатель на основе договоренности, с учетом спроса, качества и предложения эту исходную цену смогут скорректировать. Торгово-клиринговая палата с помощью своих товароведов может оказать помощь в определении исходных цен, а затем уж дело продавца и покупателя окончательно договориться. 

Расчеты предполагается осуществлять посредством специальной расчетной единицы - компенсационного доллара. Она возникает в этой системе лишь тогда, когда продан товар, или товар имеется в качестве обеспечения кредита. Продавцы, реализовавшие свой товар через торгово-клиринговую палату, получают на свой счет соответствующую сумму компенсационных долларов, которые пригодны для приобретения любого другого товара, имеющегося в этой системе. И чем шире ассортимент, тем надежнее товарное обеспечение компенсационного доллара.

Собственники компенсационных долларов могут продавать их за национальную валюту, например, Узбекистана, или России, или другого государства. Причем курс в этом случае будет более близок к соотношению покупательной способности, что, к сожалению, пока недостижимо при установлении курсов национальных валют к американскому доллару, относительная покупательная способность которого неоправданно завышена. Торгово-клиринговая палата будет, очевидно, в состоянии влиять на формирование относительно более реального курса компенсационного доллара. 

В начале 1994 г. курс российского рубля к доллару составлял примерно полторы тысячи рублей, а по паритету покупательной способности 1 американский доллар был равен примерно 300-400 руб. При искусственном завышении курса американского доллара импорт становится невыгодным, за исключением немногих маргинальных позиций. И наоборот, выгодно экспортировать даже по демпинговым ценам. Пересчитав долларовую выручку в рубли, продавец не только покрывает все затраты, но и обеспечивает за счет курса крупную прибыль. Таким образом, при курсе, отвечающем паритету покупательной способности, расширяются возможности для импорта. В этом преимущество сделок в компенсационных долларах. С другой стороны, экспортер от продажи компенсационных долларов получит в национальной валюте меньше, чем он получил бы от продажи американских долларов. Но ведь и продажа за свободную валюту не всегда возможна, да и цена в этом случае будет наверняка более низкая, а налоги более высокие.

За суммами, возникающими на счетах в торгово-клиринговой палате, стоят товары разных государств. Поэтому, продав свой товар в Россию, продавец может затем приобрести нужную ему продукцию в Узбекистане или на Украине. Палата может представлять кредиты под товарное обеспечение, страховать на случай недобросовестности или неаккуратности отдельных продавцов и покупателей, может оказывать содействие в совершении сделок, выступать сама продавцом или покупателем. 

Описанный механизм торговли и расчетов уже возник в виде опытной лаборатории. Это - международная фирма "МЕКОМ" в Москве. Чтобы окончательно доказать работоспособность подобной системы, проверить ее пригодность для осуществления операций в широких масштабах, нужна поддержка со стороны правительств стран СНГ и Восточной Европы, а также промышленников и предпринимателей. Как показывают проведенные консультации с представителями деловых кругов и государственных ведомств, в ряде стран идея международной торгово-клиринговой палаты воспринимается положительно.

Показательно, что Совет Международного конгресса промышленников и предпринимателей, собиравшийся на очередное заседание в Ташкенте в январе 1994 г., специально обсудил меры по введению в действие многостороннего бартера. Одновременно он одобрил предложение о заключении соответствующего соглашения между странами СНГ. Речь идет о соглашении об общих условиях и механизме поддержки развития системы расчетов между предприятиями-участниками системы многостороннего клиринга на базе международной торгово-клиринговой палаты "МЕКОМ". Имеется в виду, что соглашение будет открыто для присоединения любого государства, заинтересованного в участии в такой системе. Если инициатива Совета Международного конгресса промышленников и предпринимателей найдет реализацию в межгосударственных соглашениях, то тем самым будет создана решающая предпосылка для расширения обменов за счет использования новых механизмов расчетов и торговли.

Без договоренностей на правительственном уровне относительно благоприятствования развитию такой системы взаимосвязей между предприятиями разных стран, регулирования на согласованной основе национальных таможенных, налоговых и других правил трудно рассчитывать на ее успешное функционирование. От этого зависит доверие к подобной системе, как, впрочем, и того то, будут ли ее акционерами действительно солидные банки, промышленные предприятия и фирмы разных государств. Хотелось бы надеяться, что расчетные барьеры, препятствующие международному экономическому сотрудничеству, удастся если не преодолеть полностью, то хотя бы существенно снизить. 
 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]