Экономика
Обозреватель - Observer



ВВЕДЕНИЕ ПЛАТЫ
ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫМИ БИОРЕСУРСАМИ - ШАГ В ПРОПАСТЬ


В.КИСЕЛЕВ,
член Координационного совета
работников рыбного хозяйства России,
Заслуженный работник рыбного хозяйства
Российской Федерации,
кандидат экономических наук


I

Совет Федерации Федерального Собрания РФ 19 декабря 1997 г. отклонил принятый Государственной Думой Федеральный закон "О плате за право пользования объектами животного мира и за право пользования водными биологическими ресурсами". В письме, направленном по этому поводу из Совета Федерации председателю Правительства, высказывались серьезные опасения о возможном ухудшении финансовой ситуации как на добывающих предприятиях, так и в целом по субъектам Федерации. Высказывалась просьба не принимать решений по установлению платежей, предусматриваемых отклоненным законопроектом.

Однако в декабре 1998 г. Правительством была введена плата за пользование отдельными видами водных биологических ресурсов, а затем и проведены аукционы по реализации квот на вылов этих ресурсов.

Указанные решения нарушают Конституцию РФ, Налоговый кодекс РФ, другие правовые нормы, согласно которым сбор на право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами относится к федеральным налогам и сборам (ст. 13 Налогового кодекса РФ), а их установление является прерогативой Федерального Собрания РФ (ст. 106 Конституции РФ).

Можно еще напомнить вторую часть п. 5 статьи действующего Налогового кодекса, согласно которой "ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом, либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом".

Здесь уместно обратить внимание на то, что никакие упоминания о налогах и сборах, о плате за пользование водными биоресурсами, в том числе в Федеральном законе "О животном мире", федеральных законах "О федеральном бюджете на 2001 год" сами по себе не являются установлением, введением каких-либо платежей и сборов. "Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения:

  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговый период;
  • налоговая ставка;
  • порядок исчисления налога"

(часть 1 статьи 17 Налогового кодекса РФ).


II

Видимо, в Правительстве понимают правовую некорректность своих постановлений о плате за право лова рыбы, взимаемую с российских рыбодобывающих организаций. Чтобы узаконить нынешние поборы с рыбаков, Минфин России разработал и разослал для согласования новый законопроект - главу 40 Налогового кодекса "Сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами". К сожалению, в финансово-экономическом обосновании законопроекта не раскрыто влияние вводимого сбора на рыбное хозяйство и экономику страны. К тому же приведенные в обосновании цифры сбора, порядка 6,2 млрд. руб., как и доли сбора в оптовой цене продукции, от 4,0 до 12,5% в зависимости от ценности ресурсов, явно занижены. Чтобы убедиться в этом, достаточно сопоставить указанные цифры с фактическими сборами при современном ограниченном перечне объектов, за право промысла которых установлена плата.

В этом финансово-экономическом обосновании, состоящем из семи строк, естественно, не нашлось места для оценки экономических и социальных последствий принятия законопроекта.

Перед тем как отклонить в 1997 г. закон о плате за право промысла биоресурсов, Федеральное Собрание просило Правительство дать расчеты последствий принятия этого закона. Расчет не был представлен. То ли потому, что очень уж многие аспекты нашей экономической, и не только экономической жизни, затрагивает эта плата, то ли в этих расчетах заключался очевидный вред для России, то ли еще что, но о последствиях речь не идет и сегодня.

Правда, на протяжении последних 3-х лет авторы введения платы за право промысла водных биоресурсов говорили о том, что введение платы за ресурсы будет сопровождаться соответствующим сокращением каких-либо других налогов и сборов, удушающих промысловиков, вытесняющих их из правовой налогоплатежной среды. Но пока речь идет только об увеличении и без того непомерного налогового бремени.

Чтобы восполнить пробел в представлении о последствиях введения сборов за право промысла водных биоресурсов, приведу расчеты, сделанные нами с участием специалистов-производственников, ученых, руководителей предприятий и организаций различных рыбохозяйственных бассейнов, администрации субъектов Федерации. Их легко проверить и, если придется что-то поправить, все будет лишь усугублять картину последствий, так как в расчетах сознательно принята методика минимизации ущерба как по охвату исследуемых факторов, так и по количественным оценкам последствий.


III

Итак, рассмотрим эти последствия.

Увеличение цен на рыбу и рыбную продукцию

Предлагаемые новым законопроектом ставки сбора составляют: за право поймать 1 т минтая 1000 руб., северной трески - 3500 руб., камчатского краба - 45 000 руб., сельди - 200 руб. и т. д. При отпускной цене минтая в июне 2001 г. 20 000 рублей за тонну, это дополнительные 5% к цене, по которой рыба продается добывающей организацией. Для северной трески это уже 10% современной отпускной цены.

При включении этих сборов в себестоимость добычи водных биоресурсов отпускная цена увеличится в большей степени в связи с разного рода начислениями, налогами и платежами, базой которых является реализация продукции. Зная виды гидробионтов, на которые предполагается узаконить плату за право пользования водными биоресурсами, различие в обработке этих видов, ассортимент изготавливаемой из них продукции, нормы технологических потерь и утечек при разделке, производстве консервов, посоле и т. п., ставки платы за пользование биоресурсами и современные цены, легко определить прирост цен на рыбу и рыбную продукцию, в случае если законопроект будет принят. По нашим расчетам, цены на рыбу и рыбную продукцию увеличатся в среднем как минимум на 14% .

Снижение душевого потребления рыбы

Душевое годовое потребление рыбы и рыбной продукции в России за 1999-2000 гг. уменьшилось с 20,2 до 9,0 кг при рекомендуемой Институтом питания РАМН норме 23,7 кг.

Рост цен на рыбу и рыбную продукцию при стабильном уровне благосостояния (правильнее - нищеты) большинства населения вызовет соответственное уменьшение покупок и потребления рыбы еще на 14%, т. е. до 7,7 кг. Заметим, что 8 кг - минимальный пороговый уровень потребления рыбы и рыбопродуктов, с которым ученые связывают продолжительность жизни, другие показатели здоровья населения.

Уменьшение объема производства

Одной из существенных причин кризисного состояния рыбного хозяйства в современных условиях является ограниченный сбыт продукции, обусловленный низким платежеспособным спросом населения. Рост цен и уменьшение потребления рыбы населением будут сопровождаться соответствующими сокращениями объемов производства, еще большим ухудшением экономического положения предприятий и потерей рабочих мест. При этом снижение объема производства составит как минимум 14%, но может быть значительно больше, даже принять обвальный характер в связи с банкротством предприятий.

Выплата пособий по безработице

Не исключая возможного обвального снижения объема производства и связанного с ним роста безработицы, принимаем для данного расчета минимальное число безработных в результате снижения объема производства - 10% (не 14%, а 10% в связи с различной подверженностью безработице производственного и административно-управленческого персонала). При общей численности занятых в отрасли 405 тыс., это составит 40 500 чел.

В рыбной отрасли, осуществляющей основную деятельность в экстремальных условиях на море, заработная плата несколько выше средней по России, но для данного расчета, следуя принципу заведомого занижения ущерба, вновь принимаем минимальное значение среднемесячного заработка 1522 руб. в месяц, то, которое установлено постановлением Правительства РФ от 9 апреля 2001 г. № 270 для исчисления пенсий с 1 мая 2001 г.

В соответствии с законом о безработице высвобожденным работникам потребуется оплатить первые три месяца 75% среднего заработка, следующие четыре месяца по 60%, и последующие месяцы по 45% среднего заработка. В расчете на год выплаты всем безработным составят:

40 500 х (1522 х 0,75 х 3 + 1522 х 0,6 х 4 + 1522 х 0,45 х 5) = 425,3 млн. руб.

Если к этой сумме прибавить подоходный налог, который пока платят будущие безработные

1522 х 12 х 0,13 х 40 500 = 96,2 млн. руб.,

то общая сумма потерь от безработицы достигнет 521,5 млн. руб.

Потери поступлений от налога на прибыль

Включение в состав себестоимости платы за право пользования водными биоресурсами будет сопровождаться соответствующим уменьшением прибыли.

С учетом видового состава уловов в районах, на которые предполагается распространить плату за пользование биоресурсами, сбор может составить не менее 10 млрд. руб. в год. Это означает, что не менее чем на 10 млрд. руб. уменьшится прибыль предприятий и организаций и также не менее чем на 2,5 млрд. руб. (при введении новой ставки налога на прибыль в размере 25%) сократятся поступления в бюджет.

Потери поступлений в социальную сферу

Кроме налога на прибыль уменьшатся и другие платежи, в том числе отчисления в социальные фонды.

Несмотря на решения о передаче жилищно-коммунальных и других непроизводственных структур от предприятий местным органам власти, фактически большинство градообразующих, особенно рыболовецких организаций, продолжают содержать все то, что обеспечивает жизнедеятельность работающих, их семей в своих поселках. С банкротством таких предприятий перед правительством России возникнет неразрешимая проблема взять на себя заботу о таких населенных пунктах или об эвакуации населения.

С разорением рыбохозяйственных предприятий произойдет невосполнимое сокращение социальной базы для населения с непредсказуемыми последствиями.

Рост политической напряженности

Приведенный здесь далеко не полный перечень негативных последствий введения платы за право пользования водными биоресурсами: рост цен, сокращение пищевого рациона для населения, увеличение безработицы, экономическое подавление предприятий, вносящих пока свою лепту в бюджет и сохранение социальной сферы в отдельных окраинных районах страны, - объективно выстраивается в четкую политическую линию на углубление экономического кризиса и социальной неустроенности в России, возможно, и не осознаваемую самими авторами закона.

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]