Рецензии
Обозреватель - Observer

 ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИДЕР:
ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА


М.Анохин,
доктор политических наук, профессор

 

       От политических лидеров зависит многое. Будущее нашей страны во многом определяют политические лидеры, действующие сегодня, и те, которые будут во главе общества завтра. Какими они должны быть, на чем сосредоточат свое внимание.

       Теневизация общества - негативный российский феномен. Эти явления в политике, экономике, праве зашли в России столь далеко, что угрожают существованию и развитию государства и общества. Теневизация стала системным явлением, выходящим далеко за рамки интересов отдельных лиц и групп. 

       Теневая политика, теневая экономика, теневое право по ряду позиций весьма интенсивно и небезуспешно вытесняют собой легитимные формы политических и общественно-экономических отношений, не видеть этого невозможно.

       В книге эти проблемы рассматриваются в достаточно новом нетрадиционном ключе. Авторы, предлагают пути решения проблемы не только через развитие рыночной экономики, обеспечение открытости современной политики, утверждение норм права, но прежде всего через формирование новых политических лидеров, их стремление, умение и волю заниматься этой проблематикой во имя разрешения обществом кризисных проблем, во имя цивилизованного и демократического будущего России.

       Исследователи акцентируют внимание на том, что в триаде "теневая экономика" - "теневая политика" - "теневое право" весьма значимым, определяющим элементом является именно политика - как политиче-ская деятельность конкретных представителей власти, так и государственная в целом, а значит проблема преодоления этого негативного феномена - проблема политическая и решать ее следует, начиная с политики.

       Анализируя недавнее прошлое нашей страны, авторы критикуют несовершенство ельцинской системы власти и управления, но одновременно весьма жестко оценивают и власть нынешнюю - ни один из пороков прошлого, связанный с теневизацией общества, не устранен, реальная политика, отмечают они, вообще перестала осуществляться в публичной сфере, где мы видим не процесс, а уже только результат теневых договоренностей элит, по сути - это и теневизация, и приватизация политики. 

       Современной России нужны новые кадры управленцев, политиков. Принципиальные требования к кадрам управления меняются. XXI в. характеризуется активным переходом к интеллектуальным технологиям, использованием корпоративных знаний, национальных традиций и духовных ценностей, на базе которых и создаются современные технологии управления, присущие той или иной стране, конкурирующей на международных рынках. В этих условиях эффективным средством повышения качества управления народным хозяйством, отмечают авторы книги, выступают современные лидеры, управленческие команды нового поколения. Отличительными чертами таких команд являются мощный интеллект, творчество, умение анализировать, прогнозировать и предвидеть, высокая ответственность и качество работы, способность систематически обновлять и наращивать свои качественные характеристики.

       Усложнение и интеллектуализация всей системы рыночных отношений, регулируемых государством, не оставляют больших шансов управленцам-одиночкам, даже если они и имеют к этому особый дар. Будущее за корпоративными управленческими командами, в которых талантливые руководители могут выступать в качестве лидеров, концентрирующих вокруг себя современных специалистов.

       Авторы обращаются к опыту лидеров зарубежных государств. В США - это разрешение проблемы "великой депрессии", роль и политическая воля Президента страны Ф.Д.Рузвельта. Рассматривая опыт Франции с точки зрения деятельности политических лидеров, авторы анализируют период после Второй мировой войны. В книге речь идет о практике деятельности "железной леди" (М.Тетчер) в Великобритании, опыте политических лидеров других стран.

       Анализируемые примеры и размышления достаточно убедительно проецируются на российскую действительность. 

       Уроки ли это для нас? - задается вопрос. Разные уровни развития стран, разное время, разные ситуации, разные лидеры… А что общего?

       Авторы приходят к интегрированным выводам, акцентируют внимание на том, что это, прежде всего, наличие лидера, сумевшего завоевать и сочетать корпоративное влияние и общественную популярность, даже, скорее уверенность общества в его возможностях. 

       Второе - использование мобилизационного варианта преодоления кризиса, объединение нации на идеях и целях, приемлемых для большинства граждан. 

       Третье - привилегированные слои общества на какой-то период лишаются той части своих преимуществ и выгод, которые препятствуют как мобилизации общества, так и непосредственно процессу реформирования. На этот пункт обращается особое внимание. Это чисто нравственный аспект любой реформы, который обеспечивает солидарность всего общества, или, как ныне принято говорить, консолидацию, без которой мобилизационные действия не получат поддержки, скорее встретят сопротивление. 

       Четвертая общая черта - человеческий фактор: не только личное участие, личная активность лидера, но и взятая им на себя личная ответственность, воля человека, воля политика. Лидер здесь одновременно - и мозг, и мотор реформ. Встав на этот путь, он уже не ссылается на сопротивление "бюрократии", "мафии", олигархов", "оппозиции" и т.п., а преодолевает это сопротивление даже в одиночку, или, в наиболее трудные моменты, обращаясь за поддержкой опять же к обществу, к нации. 

       Пятое. Четко сформулированные цель, задачи, средства и последовательность действий, максимально возможная открытость политики, ограничиваемая только высшими соображениями целесообразности. Люди знали и понимали, что делается, зачем и почему, и не удивлялись непредсказуемости или скрытности своих лидеров. 

       А чем располагаем мы? Или, правильно будет сказать, чем мы не располагаем, задаются вопросом авторы.

       У нас, например, есть коррупция и криминализированная экономика в кризисных масштабах, угрожающих государственности в самом объемном понимании этого слова. Но у нас нет антикризисной, антикоррупционной, антикриминальной стратегии. Наша экономика зависит от цен на сырье, никто не скрывает, что она рухнет вместе с ценами. Поэтому разного рода позитивные прогнозы экономического развития начинаются с доказательств, что эти мировые цены не опустятся ниже допустимого предела. Ну, а если? 

       Нужны реформы, нужны новые политики, новые лидеры. Известно, что никакая структура не может и не будет себя реформировать, если это противоречит ее субъективным интересам. Поэтому государственный реформатор всегда выступает в роли определенной оппозиции к власти, к режиму. Для его успеха необходимо несколько факторов: личный авторитет, наличие квалифицированной единой команды и пр., но прежде всего - его собственная решимость к действию. Видимо, именно ее подразумевают политики и политологи, все активнее заявляя о необходимости проявить политическую волю в дальнейшем развитии "большой реформы". Причем важно, чтобы политическая воля лидера не входила в противоречие с преобладающими общественными настроениями, а как, известно, в России общественные настроения и настроения элитных слоев имеют существенные различия. 

       Там не менее, формулируя задачи и условия вывода России из "тени", в качестве первого и непременного условия различные исследователи, в том числе и авторы книги, выдвигают наличие единой политической воли лидера и всей его команды. Сколь бы ни было готово общество содействовать и поддерживать верховную власть, решающее слово - за руководством страны. Демократические институты России пока неспособны самостоятельно решить эту проблему - они слишком слабы и зависимы. 

       Сегодня нет гарантий успешности этого процесса, если принимать во внимание силу сопротивления ему. Тем не менее, определенные условия для этой работы существуют, для преодоления теневизации общества имеются, а ее необходимость - безусловна.

       Авторы размышляют о характере и особенностях современного российского лидерства в целом, не рассматривают характеристики и особенности деятельности персоналий, книга не о конкретных людях, она о лидерском потенциале, политической воле, так необходимых России. 

       Тема важна и актуальна для России, где различные выборы перманентны, а лидеры востребованы. 
 
 

       Г.И.Райков, В.П. Воротников. О лидерстве и политической воле в преодолении теневизации общества. М.: ООО "РАУ - Университет", 2003, 96 с. 


[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]