Обозреватель - Observer
Внутренняя политика

ЖЕНЩИНЫ И КОНВЕРСИЯ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Г. СИЛЛАСТЕ, 
профессор кафедры социологии лально-психологического центра
Российской академии управления доктор философских наук,
Президент Международной ассоциации "Женщины и развитие" 

Конверсия (от латинского слова conversio - превращение, изменение) - перевод промышленности с военного производства на выпуск гражданской продукции или наоборот. После первой и второй мировых войн многие страны осуществляли конверсию. Как правило, везде на сопровождалась огромными расходами, массовой безработицей, переквалификацией сотен тысяч людей. Наш, российский путь, пожалуй, более болезненный, чем известный исторический опыт.

На протяжении десятилетий в экономике советского государства оборонная промышленность занимала особое привилегированное место. Оно определялось внешней и военной политикой страны, рассматривавшей оснащенные современным оружием Вооруженные Силы в качестве гаранта безопасности. Для "оборонки" не жалели ни средств, ни сил, ни кадров. Военная индустрия всегда имела гарантированные правительственные заказы, не испытывала нужды в государственном финансировании, скрывала свои трудности за глухой стеной секретности. Оборонные предприятия были оснащены передовой техникой, обладали современной технологией, кадрами высококвалифицированных специалистов, ученых, рабочих.

Конверсия на оборонных предприятиях начала проводиться с 1989 г., когда впервые были резко уменьшены военные расходы; они составили 77,3 млрд. руб. Однако политика конверсии с самого начала осуществлялась без научно разработанного плана, без выделения средств, поспешно. Это создавало угрозу развала целой отрасли экономики, находившейся на мировом уровне технологических процессов, приводило к свертыванию дефицитнейшей наукоемкой продукции, к потере опытных кадров или их де-профессионализации. В результате выпуск военной продукции в 1992 г., по оценкам вице-премьера российского Правительства Г. Хижа, по сравнению с 1988 г. уменьшился почти в 4 раза. В 1991 г. в России высвобождено из оборонного комплекса 300 тыс. человек; мрачный прогноз на 12993 год - 1,5 млн. человек. России потребуется примерно 150 млрд. долл. в течение 15 лет, чтобы осуществить конверсию военно-промышленного комплекса.

Полезно учесть и не столь давний мировой опыт. Как отмечал доктор экономический наук А. Дынкин, начиная с 60-х годов в мире не было практически примеров успешного осуществления крупномасштабной конверсии. Более того, многочисленные зарубежные неудачные попытки производителей оружия перейти на гражданские рельсы привели к выводу о взаимоисключающих целях организаций, работающих на государство, с одной стороны, и фирм, конкурирующих на рынке - с другой, если у первых процесс нововведений определяется логикой развития военной техники и военной технологии, то у вторых - требованиями потребителей. Однако, не принимая в расчет мировой опыт, Россия вновь решила пойти "собственным путем".

На протяжении последнего года в политику конверсии внесены коррективы. Поспешно-авантюристическая ломка военного производства уступает место реалистическому подходу. Программа конверсии уточняется и, возможно, примет не столь обвальный характер. 

Заканчивается разработка национальной политики, которая определит место российской военной промышленности на мировом рынке. А пока в программах конверсии участвуют около 1300 предприятий оборонного комплекса. Переход к рыночным отношениям в "оборонке" имеет свои особенности не только в производственно-технологической сфере, но и, прежде всего, в сфере кадров. Что касается женщин, занятых в оборонной промышленности, то об их составе, численности, положении, проблемах, перспективах почти ничего не известно даже органам управления, включая службы занятости.

Цель настоящего исследования - изучение общественного мнения женщин на оборонных (преимущественно авиационных) предприятиях по злободневным вопросам конверсии и перехода к рыночным отношениям в отрасли, их социально-психологической адаптации к новой обстановке, выработка рекомендаций по социальной защите женщин-специалистов, занятых в оборонной промышленности.

Предмет данного исследования - общественное мнение женщин о политике конверсии, ее осуществлении, результатах и перспективах. Работа выполнена научным коллективом ГАЛ-СИ под руководством Галины Силласте, профессора Российской академии управления, доктора философских паук, Президента Международной ассоциации "Женщины и развитие" на оборонных предприятиях, преимущественно авиационных, но также радиоэлектроники, общего машиностроения (Москвы, Московской области, Нижнего Новгорода, Таганрога, Тамбова, Астрахани) летом 1992 г. Исследование - отраслевое. Объем выборки 500 респондентов.

Опрос проведен совместно с Государственным научно-исследовательским институтом авиационных систем по заказу департамента труда и занятости правительства Москвы.

ОСНОВНЫЕ ИТОГИ ИССЛЕДОВАНИЯ

До последнего времени оборонные предприятия были наглухо закрыты для социологов. Ситуация коренным образом изменилась. У социологов появилась возможность социально-психологического анализа в трудовых коллективах "оборонки", и, прежде всего, положения женщин. использование рабочей силы которых в оборонных отраслях индустрии нередко скрывалось. Даже в настоящее время мы не располагаем официальными статистическими данными о численности работниц на оборонных предприятиях.

Дело, разумеется, не только в проникновении ученых в "запретную для опроса зону", хотя для научного поиска и это немаловажно. Женские коллективы в "оборонке" - элитные, профессионально подготовленные, с высоким техническим образовательным цензом и многолетним опытом работы на основном предприятии. Опрос показал, что 70,7% женщин имеют высшее и незаконченное высшее образование и только 0,6% - начальное: 3% респонденток являются кандидатами и докторами наук.

Женщины работают на своих предприятиях длительное время: 56,3% опрошенных свыше 20 лет. Они в своем большинстве привыкли к материальной обеспеченности, гарантированной социальной защищенности и устойчивости, профессиональному росту. Отношение жен шин к конверсии противоречивое. С одной стороны, часть респонденток считает конверсию своевременной и необходимой (20,2 %), с другой - большинство (54,4 %), не отрицая необходимости конверсии, не одобряет темпы и методы ее проведения; 23,3% осуждают конверсию как вредную (11,3% своего отношения не определили).

Таким образом, лишь одна женщина из пяти безоговорочно поддерживает политику конверсии Все остальные относятся к этой политике критически. В любом случае на предприятиях "оборонки" конверсионные процессы не встречают массовой поддержки в женской среде. Причем критический настрой женщин не имеет отвлеченного, абстрактного характера. Наоборот, он конкретен и реален. На вопрос: "Что вызывает у Вас беспокойство в связи с конверсией в России" ответы были следующие: угроза массовой безработицы (58%); распыление высококвалифицированных специалистов (56,7%); отсутствие обоснованной программы конверсии (46,7%); некомпетентность политических руководителей, ответственных за проведение конверсии (42%) снижение обороноспособности России (39,1%). Итак. на первом плане - причины недовольства социального характера. на втором - политического, на третьем - производственно-технического. Несомненно, женская техническая элита критикует политику конверсии и ее главные последствия со знанием дела. 

Последствия конверсии для женщин на производстве

Конверсия в оборонных отраслях еще не стала глубинной и всеобъемлющей. Конверсия затронула "очень существенно" 24,6% и "не существенно" - 17,2%. Считают, что их конверсия не затронула 40,8%, и затруднились ответить 17%. Из этих цифр следует, что 58% работниц конверсионные процессы еще непосредственно не коснулись. Следовательно, поскольку речь идет о весьма значительной части персонала оборонных предприятий, их переход на выпуск гражданской продукции осуществляется отнюдь не быстрыми темпами- и. видимо, в ближайшие голы "оборонка" решающей (точнее: первостепенной) роли в ликвидации товарного дефицита не сыграет.

И все-таки, что положительного принесла конверсия каждой из респонденток на ее конкретном предприятии? Ответ - "ничего" (89,2%) - почти единодушный. Подчеркнем необычное обстоятельство. Главные потери к нынешнему времени для женщин-морально-нравственные, социально-психологические. У них появились чувства неполноценности, ненужности (43,1%), стали проявляться раздражение, неудовлетворенность в отношениях внутри коллективов (40,8%), ощущение безразличия к своей судьбе как профессионала со стороны руководителей всех рангов на своем предприятии (50%).

Отмечают ли опрошенные женщины "плюсы" конверсии для них лично? Да, хотя и весьма скромные: расширение самостоятельности в работе (4%); улучшение личного материального положения (2,3%); более частые профессиональные контакты с зарубежными коллегами (1,5%); повышение по службе (0,2%).

Наибольшую поддержку политика конверсии получает у замужних работниц пенсионного возраста: у каждой третьей 51-55-летней и каждой четвертой - свыше 55 лет. Молодые же работницы (до 30 лет (незамужние) относятся к конверсии наиболее критично: поддержку ей высказывают лишь 13,4% опорошенных.

Очевидно, что конверсия связана с огромными материальными потерями, с массовыми сокращениями персонала, с невзгодами "трудностями для многих тысяч рабочих к работниц. Во имя чего все это? Во имя перехода к новой экономической структуре - рыночной экономике. Но в какой мере проводимая в России конверсия соответствует рыночным отношениям? По мнению 26,3% "не соответствует совершенно", а 17,8% высказываются еще определеннее "не только не соответствует, но противоречит им". Таким образом, в обшей сложности 44.) % респонденток ставят под сомнение и только 3,2 % признают соответствие нынешнего конверсионного курса требованиям рыночной экономики. 

Зависимость оценок соответствия политики конверсии рыночным отношениям от социально-демографического состава респондентов (в % опрошенных)

Мнения о степени соответствия

Перспективы конверсии в оценках женского общественного мнения в целом пессимистические. Прежде всего, респондентки отмечают, что характер производства на их предприятиях изменился незначительно (34,2%) или никак не изменился (31,2%), 31% опрошенных не определили свою позицию. Фактически эти показатели означают, что, во мнению 95% респонденток, не подготовлена база для коренных перемен в оборонных производствах на пути их перехода к рыночным отношениям.

Дальнейшую конверсию не связывают для себя "ни с чем хорошим" - каждая третья, с дальнейшим понижением уровня жизни и обнищанием - каждая четвертая, с потерей веры в будущее и отчаянием - каждая девятая. Расчитывают на сохранение нынешнего уровня жизни 8,5%, а на его повышение - 14,6% респон-денток. Считают, что положение улучшится не раньше 1994 г. 15,9%, в том числе "значительного улучшения" ожидают 3,4%. От ответа воздержались 60% респонденток. 

Эти оценки - один из элементов общего резко снизившегося уровня социального оптимизма женщин. Как свидетельствуют итоги исследования. не спокойны за будущее свое и своей семьи 86.4% опрошенных, своего города - 67,5%, в целом России-76.6%. Это самый низкий уровень социального оптимизма в женской среде за последние 40 лет.

Естественен вопрос: "Что же необходимо для развития рыночных отношений в оборонной промышленности?" Уже сама иерархия ответов представляет интерес. На первом месте - обеспечение социальных Гарантий (54.4%); на втором - политическая стабильность в стране (47,3%); на третьем-отказ от коренной ломки технологических процессов, сохранение конкурентоспособности наукоемких производств (37,6%) и единого экономического пространства (36,1 %); на четвертом - поэтапность вхождения в рыночные отношения (30,1%). Часть -16,8% -вообще не поддерживает формирование рыночных отношений в оборонной промышленности.

Причины увольнений женщин в оценках женского общественного мнения. С подачи средств массовой информации в обществе распространилось представление о том, что началось нарастает обвальное увольнение женщин в оборонной промышленности. 

Результаты исследования показывают, что 63,5% респонденток считают свое положение на предприятии в связи с конверсией неопределенным: у них нет уверенности в том. что они сохранят свое рабочее место. Оснований для тревоги у женщин достаточно. Увольнения стали повседневной действительностью. Каковы их причины? 

Главная причина увольнения - социальная дискриминация женщин, явная и скрытая, по признаку пола (42%), (в т. ч. 20% респонденток, которым "истинные причины не понятны). В большинстве случаев администрация предприятий стремится скрыть истинные причины увольнений женщин, ссылаясь на невозможность предоставить им сокращенный рабочий день или скользящий график, на частое пользование больничным листом по уходу за детьми, на близость пенсионного возраста. Такие аргументы, как изменение профиля предприятия (6,2%) или его закрытие (5,3%) используются руководителями предприятий редко. Но в целом искусственно (во многих случаях) создается такая психологическая и служебная атмосфера, которая вынуждает женщин (18,5%) уходить с работы "по собственному желанию".

Так в оборонной промышленности искусственно создается текучесть женских кадров, формируются условия для массовой женской безработицы.

Социальную защиту женщин при переходе к рынку су шествующее законодательство, по мнению опрошенных (69,9%), не обеспечивает совсем. Традиционная вера женщин в помощь со стороны государства, властей, общественных движений подорвана. Надеются на содействие женских союзов, ассоциаций - 2,5%, профсоюза - 1,5%, "на вмешательство вышестоящей организации" и того меньше - 0.6%. Руководители нижнего звена на предприятиях относятся к респонденткам безразлично, их не волнует, те они окажутся после увольнения (53,7% опрошенных) .

Возникает нечто вроде многоступенчатой лестницы официального равнодушия по отношению к работницам оборонки". В итоге 43,9% "ни на кого и ни на что не рассчитывают", кроме самих себя.

При этом большинство работниц (62,2%) связывают свою судьбу с сохранением рабочего места на том же предприятии, в пять раз меньше тех. кто ориентируется на работу только в государственном секторе экономики. Часть (18.3%) надеется на совместительство, которое давало бы дополнительный заработок при сохранении основного рабочего места из государственном предприятии.

Опрос выявил две основные ориентации: как на государственный, так и на частный сектор производства (3,8%). В четыре раза больше женщин хотели бы работать на совместном (или малом) предприятии. Для многих женщин это означало бы и переход в другую отрасль промышленности (такое стремление проявляют 6,2% респонденток). Приведенные выше показатели свидетельствуют о том, что женщины, занятые в "оборонке", несмотря на присущий им консерватизм подходов, проявляют тенденцию к смене традиционных трудовых ориентации.

Женщины и биржи труда 

Биржи труда как инструмент трудоустройства все еще не восприняты массовым женским сознанием и не вызывают у женщин доверия. Только 3% опрошенных считают, что биржа труда способна помочь им, если возникнет необходимость трудоустройства. Тем не менее многие считают 129%), что они прибегнут к услугам биржи труда, если будут вынуждены искать работу. Существенно и то, что каждая вторая из опрошенных (а точнее, 53,7%) еще не определила свою позицию.

Уровень реальной и потенциальной обращаемости женщин, высвобождаемых из оборонных предприятии, на биржи труда в зависимости от регионов, возраста и семейного положения респондентов (в % опрошенных)

Отношение женщин к двум моделям поведения в условиях перехода к рыночной экономике. предлагаемых официальной пропагандой Стереотип первый: Оставить работу и вернуться в семью, к детям". Сама по себе идея весьма благоприятно встречена в женской среде с высоким образовательным цензом и не менее высоким уровнем женской эмансипации. Но действительность не позволяет этого сделать, хотя теоретически идею поддерживают 54% респонденток. Но у 20,6% перспектива полного "возврата" в семью вызывает решительные возражения: "Не согласна, буду работать в любом случае".

Таким образом, идея нежизнеспособна в настоящее время. Поэтому только 3% опрошенных смогли перейти на полное иждивение мужа. Для остальных зарплаты муха недостаточно для содержания семьи.

Пока не находит практического подтверждения и другой официальный стереотип: "Каждой женщине - собственное дело". И в данном случае опрос выявил существование глубокого разрыва между абстрактной поддержкой женщинами женского предпринимательства и воплощением идеи в жизнь. Показатель неожиданный: 69,5% опрошенных на оборонных предприятиях женщин поддерживают полностью или частично предпринимательскую деятельность женщин. Но готовы сами заняться предпринимательством и знают, как это сделать, только 7%. А не готовы к предпринимательской деятельности и не хотят ею заниматься каждая третья респондентка. Таким образом, существует резкое несоответствие между абстрактными пожеланиями и их практическим осуществлением. Декларации о якобы успешно развивающемся женском предпринимательстве пока остаются декларациями, не подкрепленными реальными фактами.

Прогнозируемая ситуация Свивальная напряженность в женской среде на оборонных предприятиях возрастает и будет обостряться в ближайшем будущем. Среди респонденток преобладающими являются настроения разочарования, раздражения, и особенно чувство тревоги за будущее свое и своей семьи. за безопасность России и народа. Возрастает агрессивность среди женщин "оборонки", их готовность к активным действиям в случае возникновения к оптических ситуации-социально-экономической. политической, военной, межнациональной.

Не случайно женский прогноз предусматривает дальнейшее ухудшение ситуации на оборонных предприятиях и допускает возможность небольших позитивных сдвигов не ранее 1994 г. Женщины не ожидают для себя я своих предприятии ничего хорошего от конверсии при ее дальнейшем осуществлении в нынешних формах и нынешними методами. Осуществление конверсии связывается с новым понижением уровня жизни, обнищанием, сокращением производства и даже боеприпасам предприятий.

Опрос приводит к выводу о необходимости углубления конверсии с учетом профессиональных интересов женщин, занятых в "оборонке", разработки вопросов перспективного финансирования конверсионных процессов; более строго учета интересов безопасности Россия: необходимости в современных условиях выгодного для нашего общества использования торговли на мировом рынке оружия, отказ от которой не может быть оправдан никакими гуманными идеями (сколь благородными они бы ни были).

Некоторые выводы

  1. Очевидна необходимость внесения в концепцию конверсии уточнений и дополнений, связанных с положением женщин на оборонных предприятиях, вопросами их занятости, увольнения и трудоустройства.
  2. Целесообразно создать систему переквалификации в оборонной промышленности, включающей смену профессий, прежде всего на самих оборонных предприятиях, что позволите наиболее полной мере учесть высокий уровень специального технического образования, профессионализма и практический опыт работниц, исключить их социальную дискриминацию. При подготовке конверсионных программ в различных сферах оборонной промышленности или внесении в них существенных изменении проводить их соиио-генлерную экспертизу.
  3. Систему женской переквалификации следовало бы приспособить к особенностям двух основных категорий, занятых в "оборонке": специалисты высшей квалификации в "мозговых центрах" (КБ генеральных конструкторов и опытные заводы); женщины, занятые в массовом производстве оборонной продукции, главным образом на военных предприятиях провинциальных городов России.
  4. Для той части женщин, которые лишены возможности сменить рабочее место или получить новую профессию на своем предприятии, биржам труда целесообразно создавать специальные курсы переквалификации для уволенных с предприятий оборонного ком плекса с тем, чтобы можно было использовать их знания и опыт в тех отраслях, где они могут оказаться полезными.
  5. Следует разработать систему социальной защиты женщин, высвобождаемых в процессе конверсии. В качестве временной меры можно принять принцип КВОТ, в соответствии с которым доля женщин в числе увольняемых работников не должна превышать их доли в обшей численности занятых на предприятии.

 
[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]