Обозреватель - Observer
Внешняя политика

ЯДЕРНЫЕ АМБИЦИИ И УГРОЗА НОВОГО "ЧЕРНОБЫЛЯ"

В. ТАТАРНИКОВ, 
генерал-майор запаса Центр международных и военно-политических исследований 

После "холодной войны", когда один из ядерных гигантов развалился на части вместе со своими многочисленными ядерными и обычными вооружениями, когда глобальное ядерное противостояние двух систем стало историей, все увереннее раздаются голоса, будто ядерная угроза миновала. Однако это самообман. Владельцами ядерного оружия уже в начале нового тысячелетия могут стать десятки средних и малых стран, зачастую имеющих агрессивные амбиции, но не обремененных ответственностью за последствия обладания оружием массового поражения. Многочисленные компоненты ядерного потенциала требуют постоянного внимания, четкой технологии содержания.

Пожалуй, наиболее тревожное положение в этом плане сложилось в тех государствах СНГ, где ядерные вооружения оказались в двойной или неопределенной принадлежности Нарушено централизованное техническое обслуживание, не проводится гарантийный ремонт, отсутствует всеобъемлющий контроль над ними. В таком положении оказалось огромное количество стратегических вооружений на территориях Украины (1408 боеприпасов), Казахстана (1360) и Беларуси (54).

Мир начинает беспокоить ситуация с ядерным оружием в СНГ. Многие задаются вопросами: в надежных ли руках находятся разбросанное по бывшим советским республикам стратегическое ядерное вооружение, нет ли возможности его хищения или несанкционированного применения, особенно при вспышке конфликтов.

Способны ли новые государства-члены СНГ гарантировать безопасность арсеналов СНВ и многочисленных гражданских ядерных объектов, оказавшихся на их территориях?

После распада СССР мировое сообщество, в том числе и государства СНГ, признали Россию единственной правопреемницей Советского Союза, включая ядерные вооружения. В декабре 1991 г. в Минске государства Содружества согласились "сохранять и поддерживать под объединенным командованием общее военно-стратегическое пространство, включая единый контроль над ядерным оружием". В последующем это решение было зафиксировано в Алма-Атинском (21.12.91) и Минском (30.12.91) соглашениях по стратегическим силам. Государства Содружества подтвердили согласие на объединенное командование стратегическими силами и сохранение единого контроля над ядерным оружием на всей территории бывшего СССР. Такое решение было оправданным и своевременным. Оно принято в целях сохранения крупного ядерного потенциала под единым руководством и надежным контролем, в интересах поддержания обшей безопасности и нераспространения ядерного оружия. Однако благие намерения и заверения так и остались на бумаге, механизм реализации ядерной политики национальными законодательствами государств СНГ до сих пор не разработан, а ситуация обостряется. Особенно настораживает положение с ядерным оружием на Украине, которая не выполняет Алма-Атинское и Минское соглашения. Как известно, Украина, Беларусь и Казахстан согласились не претендовать на обладание ядерным оружием. Однако Киев, вопреки своим обязательствам, предпринимает конкретные шаги, направленные на подчинение себе ядерных вооружений.

Президент Л. Кравчук издал указ о включении в состав Вооруженных Сил Украины всех группировок стратегических сил и установил двойное подчинение стратегических сил на территории Украины. Командование РВСН России отстранено от комплектования войск, назначения командиров ракетных частей, от обучения специалистов, укрепления безопасности ядерных объектов. Киев самочинно вводит в соединения и части РВСН (без согласования с Россией) свои документ" боевого управления, изменяющие порядок действий стратегических сил и их штатную структуру, организует принятие присяги на верность Украине, подбирает своих командиров частей. За командованием СНВ России осталось лишь оперативное руководителю.

Реалии таковы: в Европе появилась новая ядерная сверхдержава, потенциал ядерных боеприпасов которой (1408) превышает общее количество у вместе взятых Великобритании (200 боеголовок), Франции (525), Китая (415). Такие метаморфозы с ядерным оружием представляют прямую угрозу безопасности. Вмешательство в отлаженную систему РВСН, в централизованное боевое управление всеми стратегическими ядерными силами, находящимися под юрисдикцией России, недопустимо.

Обращение Главнокомандующего ОВС СНГ маршала авиации Е. Шапошникова к главам государств о наведении порядка в этой области остаются как глас вопиющего в пустыне. До сих пор руководители России. Украины, Беларусии Казахстана даже не определили и не согласовали перечень соединений, частей и объектов, входят их в состав стратегических наступательных сил. Президент Украины, стараясь успокоить общественность, время от времени уверяет, что Украина придерживается курса на безъядерный статус - она не имеет технических возможностей для запуска ракет и может только блокировать их применение. Вместе с тем в Парламенте в окружении Президента все настойчивее звучат голоса о сохранении ядерного потенциала и превращении Украины в мощную ядерную державу.

В Парламенте Украины стараются доказать, что согласно Венской конвенции 1978 г. Украина являете я полноправным собственником ядерного оружия, которое якобы досталось ей в наследство от СССР. Утверждается, что заявление Президента об безъядерном статусе является не правовой, а лишь политической декларацией. Украина, по мнению Парламента, должна взять на себя обязательства ядерного государства. Короче, политика Украины в отношении ядерного оружия резко меняется В целях ее оправдания раздаются требования материальною вознаграждения за отказ от ядерного оружия. За это Украина требует выполнения, по меньшей мере, трех условий: гарантий своей безопасности со стороны ядерных держав, субсидирования работ по демонтажу ракет, компенсации за высокообогащенный уран и плутоний из уничтожаемых боеголовок. В Парламенте Украины заявляют, что Договор СНВ-1 будет ратифицирован только в том случае, если все 176 МБР, расположенные на территории Украины, будут уничтожены в соответствии с Договором ОСВ-2.

Итак, киевские политики хотели бы получить приличную премию за безъядерный статус. Для них не так важны гарантии ядерной безопасности (которые уже даны), как получение валюты. Украине дают 176 млн. долларов на
 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]