Обозреватель - Observer
Экономика

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО ПРОИГРЫВАЕТ В ГОНКЕ ЦЕН
Н.РАТНИКОВА 
Эффективное функционирование сельского хозяйства во многом зависит от эквивалентности взаимоотношении его с другими отраслями народного хозяйства, и в первую очередь - с промышленностью.

В последние годы в условиях диктата цен заготовительных и перерабатывающих организаций и предприятий, а также сохранения монополии на производство промышленной продукции сельскохозяйственного назначения проблемы эквивалентного обмена между сельским хозяйством и промышленностью резко обострились.

Более половины материальных затрат сельского хозяйства, включая амортизацию, составляют затраты промышленного происхождения. Поэтому повышение цен на промышленную продукцию, приобретаемую сельским хозяйством, оказывает определяющее влияние на рост себестоимости растениеводства и животноводства. Чтобы компенсировать рост цен на "входе", сельские товаропроизводители вынуждены повышать их на "выходе", т.е. вынуждены включаться в гонку роста цен. Для эквивалентного обмена необходимо, чтобы соотношения закупочных цен и цен на продукцию промышленности, потребляемую сельским хозяйством, позволяло обеспечить сельскохозяйственным предприятиям уровень рентабельности, достаточный для нормальной деятельности.

В течение 1986-1992 годов рентабельность сельского хозяйства постоянно возрастала. Это было обусловлено государственной политикой повышения цен на сельскохозяйственную продукцию.

Но даже во время государственного регулирования цен сельское хозяйство, как правило, проигрывало промышленности в темпах их роста. В 1992 году, после либерализации цен, эквивалентность взаимоотношений сельского хозяйства с другими отраслями была еще более нарушена.

В силу специфики сельскохозяйственного производства - его сезонности - закупка техники и оборотных средств производится в начале года, а реализация продукции, компенсация расходов и получение прибыли - в конце лета и осенью. Таким образом, существует значительный временной шаг между получением прибыли от реализации продукции и затратами под будущий урожаи. В условиях инфляции к моменту осуществления этих затрат полученная прибыль оказывается значительно обесцененной. Поэтому сельские товаропроизводители несут дополнительные потери от инфляционных процессов, в отличие от производителей в других отраслях народного хозяйства.

Чтобы компенсировать возможные инфляционные потери, сельскохозяйственные предприятия должны получить достаточную прибыль не только для оплаты затрат текущего года, но и будущего, которые будут значительно больше из-за роста цен. Учитывая устойчивое повышение оптовых цен промышленности и тарифов на оплату услуг, которые оказывают кроме непосредственного еще и опосредованное влияние на рост материальных затрат аграрного сектора, сельское хозяйство должно иметь в запасе резерв финансовых средств. 

Следовательно, для поддержания ценовой эквивалентности (партитета) в будущем цены в сельскохозяйственном секторе в принципе должны расти быстрее, чем в обслуживающих его отраслях.

В реальной жизни ситуация складывается прямо противоположная. Это подтверждают материалы проводимого ежеквартально Госкомстатом РФ выборочного обследования 2,3 тыс. сельскохозяйственных предприятий России. В 1992 году цены на промышленную продукцию и услуги, приобретенные сельскохозяйственными предприятиями, повысились по сравнению с 1991 годом в 16 раз, в том числе на промышленную продукцию в целом - в 17,5 раз, на услуги в целом - в 10 раз. В то же время цены реализации сельскохозяйственной продукции в 1992 году по сравнению с 1991 годом увеличились лишь в 8,6 раза.

Если в 1991 году темпы роста цен на приобретенную промышленную продукцию превышали темпы роста закупочных цен в среднем на 30%, то в 1992 году этот разрыв резко увеличился. Темпы роста цен приобретения примерно вдвое превысили темпы роста цен реализации. Анализ сводной статистики по России за 1992 год подтверждает тенденций, выявленные по материалам этого выборочного обследования. 

Закупочные цены на продукцию сельского хозяйства выросли в 1992 году по сравнению с 1991 годом в 10 раз, в том числе на продукцию растениеводства - в 17 раз, на продукцию животноводства - в 6 раз. Цены на основные средства производства, производимые промышленностью для сельскохозяйственных предприятий выросли за тот же период в среднем в 17-20 раз. в том числе на сельскохозяйственные машины и оборудование для растениеводства и животноводства - в 19 раз, тракторы и автомобили - в 35 раз, комбикорма - в 16 раз, минеральные удобрения - в 21 раз.

Рост закупочных цен на продукцию сельского хозяйства приводит к увеличению оптовых цен в перерабатывающей промышленности и розничных цен на продукты питания. Однако и здесь темпы роста оптовых и розничных цен значительно опережают темпы роста цен закупочных.

Указанные тенденции отчетливо видны на примере мясного подкомплекса АПК. 

Оптовые цены на продукцию мясной отрасли выросли в декабре 1992 года по сравнению с декабрем 1991 года почти в 18 раз, в то время как закупочные цены на скот и птицу увеличились лишь в 8.5 раз. Розничные цены на мясопродукты выросли за этот период почти в 16 раз. Аналогичная ситуация сложилась в 1992 году по молоку и продуктам его переработки. Индексы цен на продукцию молочного подкомплекса ЛПК o 1992 и 1993 г.г, (декабрь 1991г. - 100)

Более благоприятная ситуация наблюдалась в растениеводстве. Закупочные цены на зерно выросли в 1992 году по сравнению с 1991 перед нем по России в 25 раз, на сахарную свеклу - в 30 раз. В то же время оптовые цены в хлебопекарной промышленности выросли в 13 раз, в мукомольно-крупяной - в 18 раз, в сахарной - в 20 раз.

В целом по сельскому хозяйству увеличение закупочных цен не компенсирует ему потери, вызванные ростом цен на приобретаемую промышленную продукцию и услуги.

Для оценки эквивалентности обмена сельского хозяйства с другими отраслями народного хозяйства и тенденций ее изменения можно рассчитать индекс паритета цен, определяемый как отношение сводного индекса цен на реализованную сельскохозяйственную продукцию к сводному индексу цен на приобретенную промышленную продукцию и услуги. Рассчитанный таким образом индекс паритета иен для колхозов и совхозов РОССИИ составил за весь 1992 год 53%, за январь-сентябрь 1992 года - 72%. Учитывая, что за 1991 год индекс паритета равнялся 83%, можно сделать вывод о резком ухудшении к концу 1992 года эквивалентности обмена сельского хозяйства с промышленностью в пользу последней.

Сложившиеся экономические условия производства и реализации продукции ставят сельское хозяйство в неравное положение с промышленностью. Для обеспечения устойчивого развития аграрного сектора экономики и повышения эффективности его функционирования необходимы целенаправленные государственные меры ценового, налогового и кредитно-денежного регулирования. направленные на поддержание эквивалентного обмена между сельским хозяйством и отраслями, поставляющими ему продукцию и услуги. 

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ N И АГРАРНАЯ РЕФОРМА

Е. РАКОВА
В Ленинградской области благодаря функционированию крупных животноводческих и тепличных комплексов за счет собственного производства в недавнем прошлом почти полностью удовлетворялись потребности более чем 6-мнллионного населения города и области в яйце, курином мясе, молоке, ранней зелени и овощах. Сельскохозяйственные предприятия специализировались на молочном животноводстве, выращивании овощей и картофеля, птицеводстве, а зерно и корма завозились из более южных районов страны.

Распад экономических связей, резкий рост цен, уменьшение дотаций привели к резкому спаду сельскохозяйственного производства в Ленинградской области. В 1992 г. поголовье крупного рогатого скота сократилось на 20 тыс. голов, что равно поголовью крупного района, стоимость валовой продукции сельского хозяйства сократилась в стоимостном выражении на 5% по сравнению с 1991 г. и составила 1,6 млрд. руб. Урожайность зерновых составила 15 п/га, а надой на одну корову за год уменьшился на 300л. В среднем физический объем произведенной продукции сократился на 10-30% по всем отраслям животноводства и растениеводства. При среднем по области уровне рентабельности около 25% каждое седьмое сельхозпредприятие было убыточным. Самой тяжелой проблемой является нехватка кормов, поэтому происходит снижение удельного веса животноводства в общем объеме сельхозпроизводства: с 71% в 1991 г- до 68% в 1992 г- Государство до сих пор не выплатило 2 млрд. руб. дотаций сельхозпредприятиям области за прошлый год.

Ленинградская область и Санкт-Петербург в административном плане разобщены - это два различных субъекта Федерации' Прежняя система реализации сельхозпродукции ликвидирована и теперь производители нередко испытывают трудности со сбытом: в хозяйствах области на хранении имеется более 40 тыс. тонн картофеля, который предлагается городу по цене на 20% ниже рыночной. Однако мэрия предпочитает гуманитарную помощь или коммерческие закупки по повышенным ценам из других регионов.

Специфика организации сельхозпроизводства в Ленинградской области, оказывающая влияние и на проведение здесь аграрной реформы, состоит в том, что до недавнего прошлого все сельхозпредприятия существовали в форме совхозов, а колхозы отсутствовали. В течение прошлого года происходила перерегистрация совхозов, в результате чего было создано 173 акционерных общества и товарищества с ограниченной ответственностью, 1 О сельхозкооперативов, 5 ассоциаций крестьянских фермерских хозяйств. В общей сложности на совхозных землях создано 240 крестьянских фермерских хозяйств. Очевидно, что в ближайшие годы для животноводства и птицеводства области будет характерна коллективная собственность с производством продукции, базирующейся на крупных комплексах промышленного типа.

К началу текущего года в области насчитывалось 3295фермерскиххозяйств, что в 2,8 раза больше, чем в 1991 г. Фермеры располагают 40,8 тыс. га, тогда как в целом по области сель-хозпроизводство осуществляется на площади 1981,9 тыс. га. В течение прошлого года средний размер фермерского надела уменьшился с 15 до 12 га и включает в среднем 3 га пашни, 5 га сенокосов и пастбищ.

Статуправление Ленинградской области обнародовало лишь совокупные данные о том, что в 1992 г. в личных подсобных и фермерских хозяйствах произведено 30% совокупной сельхозпродукции, что на 27% больше, чем в 1991 г. По различным оценкам, собственно фермеры произвели от 0,1 до 1 % продукции в зависимости от отрасли. О том, что в настоящее время фермеры не играют сколь-нибудь существенной роли на рынке продовольствия, говорит хотя бы тот факт, что в прошлом году совокупная площадь, занятая под картофелем в фермерских хозяйствах области составила 624 га. Во многих районах области десятки фермеров, зарегистрированных в прошлом году, так и не начали вести хозяйства.

Наибольшее количество фермерских хозяйств расположено в Выборгском(489), Ломоносовском (373), Приозерском (314), Лужском (293) районах.

В январе 1993 г. состоялась очередная конференция областной организации "Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России" (АК-КОР). Среди членов АККОР есть две группы, имеющие противоположные интересы: с одной стороны, небольшое количество зажиточных фермеров, ведущих довольно крупное производство и владеющих парком сельхозтехники, а с другой - большая группа тех, кто начинает вести хозяйство буквально на пустом месте в условиях чрезвычайно дорогих кредитов. Дальнейшее сосуществование этих групп зависит от того, как областная организация АККОР сможет поддержать финансово и организационно вторую группу, не ущемляя интересов первой.

В бюджете области на 1993 г. ассигнования на развитие АПК возрастут в 18 раз по сравнению с 1992 г. и составят около 16 млрд. руб. Фермерам будет выделено 896 млн. руб. в основном за счет бюджетов городов областного подчинения и сельских районов. Администрацией области совместно с немецкой стороной прорабатывается проект создания агрогородков для немцев-переселенцев из других районов России и стран СНГ. По мнению российской стороны, важнейшая проблема - создание таких механизмов и гарантии, чтобы эти агрогородки стали постоянным местом жительства переселенцев, а не превратились в очередной пункт выезда в Германию.

На территорию области выводятся крупные контингента российских войск из Прибалтики и стран Восточной Европы. Немало демобилизованных офицеров хотели бы заняться сельским хозяйством, некоторые из них идут работать в совхозы, другие становятся фермерами. Мэрия Санкт-Петербурга оказывает области помощь в решении этих вопросов: в рамках программы "Военный фермер", осуществляемой за счет субсидий ЕЭС, проходят профессиональное обучение офицеры, желающие стать фермерами. В районах области им выделяются земельные наделы, а обеспечение семенами и сельхозтехникой гарантирует АО Всемирная ярмарка "Российский фермер". В реализации программы также принимают участие Ленинградский военный округ, Союз офицеров, коммерческие структуры, созданные демобилизованными офицерами. 

ИНФОРМАЦИЯ: СКОЛЬКО СТОИТ ВАУЧЕР В ГОРОДАХ РОССИИ (данные на 6 апреля 1993 г.) 


[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]