Обозреватель - Observer
Внутренняя политика

Духовность и державность (региональный аспект)

П. КИРИЧЕК, кандидат исторических наук,
народный депутат Верховного Совета Республики Мордовия

Рифмуемость слов "духовность" и "державность", может быть, и пьдчера.иищс их глубинми родство. В российском менталитете их можно разделить только искусственно. Дореволюционная Россия и Советский Союз, реализуя державность, являли собой один из двух полюсов мира - духовный. "Россия, - признавал американский писатель У. Фрэнк, - самая мощная крепость в сфере человеческого духа". 

Вo все времена русский человек чтил триаду - патриотичность, нравственность и справедливость. Чтил пуще уголовного кодекса. Это был его духовный крест, это была его вселенская ноша. Русский мог презреть голодный желудок, но никогда - больную совесть. И честность он ценил выше богатства. И культуру в родном Отечестве он создал с нравственным содержанием высочайшей концентрации. А потому культура в социалистическом обществе никогда не делилась на элитарную и массовую. Небывалый в истории скачок в просвещении, совершенный массой людей в советский период, быстро приобщил их к той духовности, которая была союзницей державы в борьбе за человека доброго и просвещенного, гуманного и деятельного, честного и сострадательного. А все иное просто не смело называться культурой.

Высокая духовность, подпитываемая гуманистической культурой, была остовом нашей державности. При этом в национально-духовном пространстве России и Союза державвость как норма гражданской жизни равномерно циркулировала по центробежным и центростремительным векторам. Державный центр обретал силу в державных регионах. И порой не только силу, но и спасение, как в то Смутное время начала XVII в., так и в наше сегодняшнее...

Наверное, поэтому те, кто развалили Союз, стремятся не допустить его реставрации, яростно крушат несущую опору державности - духовность, сопряженную с культурой. Надо отдать должное демоликвидаторам: Высокая духовность, подпитываемая гуманистической культурой, была остовом нашей державности. они уже срйчлс УНИЧТОЖИЛИ духовно-державный потенциал Москвы и Санкт-Петербурга, фактически потерявших моральное право называться столицами Российского государства. Теперь принялись за регионы в надежде упредить, наверное, появление какого-нибудь нового нижегородского ополчения. И в результате этого тотального наступления на все отечественное национально-духовное пространство в регионах России стремительно сокращается.

В тридцатые годы здесь шла культурная революция, в девяностые годы здесь идет антикультурная революция. Так, объем книгоиздания в Мордовии с 1990 по 1993 г. снизился на 32%, продажа книг в городе и на селе уменьшилась ва 41%. Книготорговой сети как таковой уже не существует, большая часть ее в результате "прихватизацив" перепрофилирована на вещевой и продовольственный ширпотреб. В последние два года но рыночным соображениям в Саранске закрыты три кинотеатра, в сельской местности - двести киноустановок. Учреждения культуры (театры, клубы, библиотеки) финансируются лишь на 65% от потребностей; этих средств хватает только на мизерную зарплату, уплату налогов и коммунальные услуги. Подорваны основы жизнедеятельности творческих союзов: средняя зарплата писателей, музыкантов, художников едва превышает самый низкий ее порог. Свернуты все прежние формы духовно-культурного сотрудничества, объединявшие регионы, например Дни культуры республик с обменными визитами мастеров, зональные творческие фестивали, межвузовские договоры, межрегиональные сборники научной и художественной литературы. Сведены к минимуму театральные гастроли.

Естественно, что при таком культурном геноциде от былого духовно-державного величия на местах остается небольшой пятачок, который неумолимо сжимается, подобно шагреневой коже. - пятачок, окруженный быстро расползающейся аурой, насильно инъецированной в российское бытие заемной масс-куль-турой. "Культурой", ядро которой составляют три "ухи" - чернуха, мокруха и по-рнуха, сконцентрированные в столь оглушительных дозах, что регулярно принимающий их человек российского духовного склада рискует покрыться шерстью, проделав обратную эволюцию к обезьяньим предкам.

И для этого превращения правящий режим не жалеет сил и средств. Отечественные кино и книга были главным духовным "товаром" в глубинке. Сегодня эти духовные атрибуты практически выпали из провинциальной жизни. Доля российских фильмов в репертуаре кинотеатров не превышает 3-5%, доля российской кяигя в торговом обороте - 15-20%. В то же время книжные магазины и кинотеатры в регионе стали форменными полигонами масс-культуры. Они буквально кишат низкопробными изданиями в лентами иностранного, в основном американского, производства. И порой, чтобы прийти в себя от шока импортной кинословотерапии, приходится по гомику А. Пушкина удостоверяться, что до-прежнему живешь в той стране, где "русский дух и Русью пахнет". 

Только сейчас по-настоящему понимаешь значение слов В.И. Ленина: "Из всех искусств для нас важнейшим является кино" и М. Горького: "Литература - это лучшее, что создано нами как нацией". И кино, и литература, до печально известной перестройки возвышавшие русского человека, отныне, напичканные "ценностями" масс-культуры, взялись за его нравственную перелицовку. В свое время, объяснив феномен соседства низкого с высоким, тот же М. Горький нашел в лоне культуры "вредную" литературу: "У нее есть своя заслуга: как прыщ указывает, что кожа грязна, так и эта литература свидетельствует о нечистоплотности души". Ну что ж, прыщ масс-культуры в самом доступном виде - кино и книге, начиненный чернухой, мок-рухой и порнухой, сегодня выскочил и на теле России, обманывая наивных людей мифическим приобщением к мировой цивилизации.

Во всех масс-культурных книгах и фильмах духовности заключено не больше, чем в жевательной резиаке. Но мусолить жвачку во рту - занятие безобидное, А вот "жевать" масс-культуру в словесно-кинематографическом приготовлении, которая незаметно, подобно вирусу СПИД, поражает иммунно-державную систему нации, а заодно все добродетельные центры человека, - заяятй^врёдное и опасное. Упоительно резвящиеся в масс-культурном пространстве образцово-показательные человеческие особи неизменно "пропагандируют" секс, пальбу и мордобой в качестве первичной нормы цивилизованной жизни на западный манер.

За пулевой канонадой, насыщающей импортную культ-массовку, вплотную идет мораль, совершенно чуждая нашей отечественной, которая даже смерть супостата считала вынужденным злом, хотя и сделанным во имя конечного добра. 

За сочными шлепками пуль о мускулистые торсы корчащихся в пыли в последних муках стоит легкость покушения на чужую жизнь с помощью такого пустячка, как заурядный пистолет. Россияне всегда жили с мыслью, что оружие источает зло. Это аксиома, проистекающая из его потребительной стоимости. Ложка помогает человеку есть, пистолет - убивать. И потому допуск к оружию в социалистическом государстве имели только люди в мундирах, умевшие его использовать и обращать во благо. У россиян, которым в повседневной жизни прежде почти ничто не угрожало, был культ безоружна.

Сейчас, когда в дверь квартиры стреляют средь бела дня, масс-культурная кинолитература подсказывает обывателю: носи пистолет в кармане, А вдруг на тебя, свободного гражданина "свободной" России, набросится другой, такой же свободный? Тут ты и выхватишь пистолет да успокоишь агрессивного господина. А пальнуть в человека, по масс-культурной философии, так же просто, как в детстве швырнуть снежком в прохожего. И нет при этом ни славянских страданий, что закон жизни преступил, ни танталовых мук, как у Раскольникова, что смертоубийцей стал. 

За другой прелестью импортных книг и фильмов - запредельным мордобоем, где бьют смачно, размашисто, с "эстетическим" удовольствием, следует наглядное опровержение другого славянского "предрассудка" - не причиняй другому боли. Только русский, мол, способен по-чеховски свихнуться: нечаянно чихнуть на лысину другому и умереть от нравственных переживаний по случаю непрощения. Да чем так страдать, лучше кастетом по этой лысине шарахнуть за то, что некстати подвернулась...

У россиян, которым в повседневной жизни прежде почти ничто не угрожало, был культ безоружия.

И наконец, ударная нота масс-культуры - сексуальная. Большую часть романно-экранного времени и пространства съедает высший постельный пилотаж.

Первым условием независимости страны всегда считалось преобладание на ее внутреннем рынке отечественных товаров, в том числе духовного свойства. Понимали и поддерживали рационально-паритетную меру культурного обмена с атлантическим миром. До печально знаменитой перестройки между Востоком и Западом установился эквивалентный обмен духовным товаром. Позитивное сальдо для страны отражает стабильное общественное устройство в пределах собственных границ. Перевес же духовного импорта превращает независимость страны в условную, ие исключающую возможности ее превращения в "банановую республику".

Эта базовая истина прочной державности обычно является отправной в политике любой власти, тем более большой державы. Но только не для нашего правящего режима, при котором баланс культурного процесса в России нарушен. Нарушен не в нашу пользу. Под громогласные возгласы о нравственном возрождении России, сотрясающие воздух в пределах Садового кольца, происходит ее духовное вырождение. Отечественная культура, задавленная, с одной стороны, неимоверной скупостью власть предержащих, а с другой - мутным потоком инородной масс-культуры, перед которой опять же властями сняты все преграды, находится, по крайней мере в регионах, на последнем издыхании.

И ничего случайного в этой политике нет. Линия на замораживание собственной культуры и поощрение заморской как нельзя лучше подходит под тот неореволюционный политико-экономический эксперимент, сотворяемый на всех территориях бывшего Союза, чей гяжелсишии пресс беспощадно выдавливает из всех пор общественного организма национальный менталитет. В том общественном устройстве, куда россиян загоняют кнутом "шоковой терапии", нет места нерыночным категориям - добросердечию, альтруизму, состраданию, на которых замешана российская культура, почитающая высокую духовность больше доходной лавки или престижного лимузина.

Между прочим, собственная культура н США слагалась немногим более двухсот лет. Она не опирается на столь мощные духовно-этнические корни, как российская. Она не прошла, подобно российской, длительно-очистительной фильтрации временем. Она, наконец, чуждая славянизму по индивидуалистскому менталитету. И насильственное ее внушение россиянам в качестве образца напоминает нелепое и опасное вливание в организм с резус-положительной кровью больших доз резус-отрицательной Даже люди. датские от медицины, знают, чем это может КОНЧИТЬСЯ... 

Лучшее в американской культуре в России всегда поддерживали и ценили. Еще вопрос, где популярнее - на Западе или Востоке - американцы Джек Лондон, Теодор Драйзер, Эрнест Хемингуэй, Роберт Уоррен, Ван Клиберн, Поль Робсон. И все же лучшее, что создано Америкой как нацией. - это материальная культура. Лучшее, что создано в нашей стране, - это духовная культура, в особенности самый тонкий ее слой - художественный.

Но, увы, находятся среди госмужеи и даже интеллигенции, По словам И. Крылова, доморощенные "ослы", которые искренне советуют отечественным соловьям навостриться пению у заморских петухов. Находятся, советуют и... открывают все державные шлюзы для суррогатной масс-культуры, способствуя широкой интервенции низкой морали против высокой духовности нации Сегодня в пределы нашего Отечества зарубежными кино- книговояжерами налажен лихорадочный сбыт вредных шлаков духовного производства атлантического образца. Россия "по собственному желанию" превращается в громадный антидуховный могильник с непрерывно излучающейся радиацией, которая невидимо поражает нравственные гены не одного поколения людей. Россияне присутствуют при спешных похоронах отечественной нравственности. Еще немного, еще чуть-чуть осталось до тотального укоренения перевернутого понимания добра и зла, о чем предупреждал В. Шекспир: "В наш жирный век добродетель должна просить прощения у порока за то, что она существует".

Режим благоприятствования, созданный для глобальной морально-психологи-ческой метаморфозы абсурдными социально-экономическими экспериментами, превратился в нещадную тиранию масс-культуры, свирепствующую в регионах. Она разрушает гены человеческой нравственности токсинами духовной психотро-пив. К большой радости тех, кто замыслил нравственную перелицовку своего народа с последующим уничтожением традиционной державности России.

Чтобы самой сохраниться и в последующем восстановиться в прежних границах, наша держава должна сохранить духовность, сопряженную с высокой культурой. Идея культурной самодостаточности державы должна реализоваться параллельно с идеей геополитической достаточности. В этих целях безоговорочно необходим государственный патронаж культуры, исключающий саму возможность ее коммерциализации. Расхожий тезис: добро все равно одолеет зло - простителен далеким утопистам. Общественная мораль и духовность - хрупкое достояние человеческой цивилизации, которое требует надежной защиты государства от покушений современного вандализма. Нынешний режим в России снял с себя эту "обузу", полагая, что он совершил очередной подвиг во имя демократии.

Первотолчок к воссозданию союзной державы нужно сделать в духовной сфере.

Государственный патронах культуры возможен на трех уровнях - финансовом, организационном и межгосударственном.

Первый - финансовый:
добиваться в Государственной Думе и Совете Федерации увеличения ассигнований на культуру. Считать выделение средств на эту сферу в объеме менее 3% госбюджета повышенной опасностью для национальной независимости страны и ее общественного спокойствия.

Второй - организационный:
восстановить "госмонополию" на экспорт и особенно импорт духовной продукции, избавив Россию от засилья масс-культуры, наладить прежнюю интеграционную систему культурного сотрудничества регионов. 

Третий - межгосударственный:
странам СНГ подписать Договор о создании Культурного союза. Основная задача - определить проведение согласованной объединительной политики в области культуры я искусства с безусловным приоритетом отечественных форм их развития.

Первотолчок к воссозданию союзной державы нужно сделать в духовной сфере. Кто же если не интеллигенция, болеющая за судьбу народа и Отечества, в первую очередь должна понять, что мы сами с собой сотворили, разрушив по недомыслию свой общий дом - СССР? Интегрировать культуру легче, чем экономику. Достаточно для первого раза просто вернуться в прошлое и реанимировать прежнюю духовно-культурную ауру. И не бояться при этом прослыть ретроградом. В те времена отечественная культура, в отличие от политики и экономики, была лучшей в мире. И она давала СССР больший, чем ракеты, державный авторитет. И потому шаг назад - в культурное прошлое - важнее двух шагов вперед - в бескультурное будущее.
 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]