Воспитание и образование
Обозреватель - Observer


 

Воспитание в условиях реформирования
Вооруженных Сил Российской Федерации


Л.ЧЕМЕРИС,
доктор философских наук,
кандидат на выборах в Московскую городскую Думу
от избирательного блока "Моя Москва"
(ВОПД "Духовное наследие")
Д.МИРОНОВ,
(ассоциация "Жены военнослужащих")

На сегодняшнем этапе реформирования Вооружённых Сил России требуется глубокое переосмысление системы воспитания в армии. Мы не хотим сказать, что она осталась такой же, как до реформ, однако, нужна ее серьёзная корректировка.

Государство не может до сих пор разработать единую концепцию воспитания, поэтому почти каждая федеральная служба уже утвердила свою. Теперь и в Министерстве обороны, с приходом нового министра, лучшие умы Главного управления воспитательной работы пытаются создать новую концепцию воспитания. Сложность заключается в том, что она должна удовлетворить Администрацию Президента и министра обороны. Реформа армии в основном заключается в простом сокращении, вызывая тем самым недовольство и обеспокоенность за свою дальнейшую судьбу военнослужащих и их семей. Необходимо прибавить к этому несвоевременные выплаты денежного довольствия и практически сведённое до минимума получение квартир военнослужащими. В таких условиях государство пытается вооружить офицеров новыми формами, методами и средствами воспитания.

Конечно, неоспоримо то, что концепция нужна, но какая? Чеченские события доказали, что роль воспитательных структур в боевых действиях возрастает. Это говорит о необходимости воспитательного воздействия на личный состав в мирное время. Взаимодействие субъектов и объектов в системе воспитания выступает как сложное, многоуровневое и многоплановое социально-педагогическое явление. По своей сущности оно состоит, с одной стороны, в обеспечении наиболее эффективного решения воспитательных задач путем изучения объектов воздействий, уяснения целей и планирования воспитательной работы, контроля и корректировки системы воспитательных мероприятий в части (подразделении), а с другой стороны - в восприятии воспитательных влияний различными категориями военнослужащих, членами их семей, гражданским персоналом, воинскими коллективами.

Эффективность взаимодействия субъектов и объектов воспитания зависит от умелого использования педагогических технологий в воспитательной работе.

Основной и перспективной целью воспитания личного состава является формирование и развитие у него качеств и отношений гражданина-патриота, военного профессионала и надежного защитника Отечества. Данная общая цель призвана ориентировать командиров (начальников) на всесторонний и комплексный подход к воспитанию военнослужащих, предостерегать от ошибок в решении воспитательных задач. 
 

Основная и перспективная цель включает в себя следующие составные элементы:

1. Цели воспитания, предписанные государством, министром обороны Российской Федерации, командиром части (корабля):

    воспитание военнослужащих как граждан правового и демократического государства (общая цель); воспитание конкретных военнослужащих и подготовка их к различным видам профессиональной деятельности (частная цель); воспитание каждого военнослужащего и подготовка его к конкретной профессиональной деятельности (специфичная цель).
2. Дифференцированные цели воспитания различных категорий военнослужащих (старшие и младшие офицеры, прапорщики и мичманы, сержанты и старшины., солдаты и матросы, военнослужащие по призыву и по контракту, военнослужащие-женщины, гражданский персонал и др.).

3. Личностные цели военнослужащих как декларируемые на словах, так и реально осуществляемые во время их учебы и службы.

Данные целевые установки конкретизируются в задачах воспитания. Теперь мы можем рассмотреть, какие могут быть основные цели и задачи воспитания:

1. С офицерами:

  • формирование готовности беспрекословно выполнить приказ, чувства офицерского долга, чести, гордости за службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, профессию офицера;
  • развитие стремления к повышению профессионального и педагогического мастерства, личной ответственности за обучение и воспитание военнослужащих, заботливое и уважительное отношение к ним;
  • самосовершенствование, повышение педагогической культуры, этики, такта и др.
2. С прапорщиками (мичманами):
  • формирование личной ответственности за беспрекословное выполнение приказов, воинского долга, уставов Вооруженных Сил;
  • развитие стремления к повышению профессионализма, компетентности и личной примерности в выполнении служебных обязанностей;
  • воспитание бережного отношения к сохранности государственного и военного имущества, заботливого отношения к подчиненным, их обучению и воспитанию; привитие навыков и умений самообучения, самовоспитания и др.
3. С солдатами, матросами, сержантами и старшинами, проходящими военную службу по призыву:
  • формирование гордости и глубокого понимания необходимости службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, готовности к защите Родины;
  • воспитание верности Военной присяге; развитие стремления к преодолению трудностей военной службы, добросовестному освоению воинской специальности;
  • формирование дисциплинированности; воспитание уважительного отношения к командирам (начальникам), войскового товарищества и др.
4. С солдатами, матросами, сержантами и старшинами, проходящими военную службу по контракту:
  • формирование гордости за службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, готовности к защите Родины, осознанного отношения к военной службе;
  • воспитание готовности беспрекословно выполнить приказ;
  • формирование высокой дисциплинированности и личной ответственности за повышение профессионального мастерства, грамотную эксплуатацию и сбережение техники, вооружения и др.
5. С военнослужащими-женщинами:
  • формирование чувства гордости за военную службу и избранную специальность;
  • воспитание ответственности за исполнение служебных обязанностей, повышение профессионального мастерства и др.
Говоря о содержании воспитания личного состава армии и флота необходимо уделить особое внимание государственно-патриотическому воспитанию. Его необходимо направить на формирование и развитие личности, обладающей важнейшими качествами гражданина-патриота России и способной успешно выполнить профессиональные обязанности в мирное и военное время. Одним из путей достижения этого является воспитание военнослужащих на героических традициях Вооружённых Сил. Однако и здесь много вопросов, требующих разъяснений. Рассмотрим, к примеру, правовое воспитание, которое представляет собой целеустремлённое систематическое воздействие на сознание и психику военнослужащих в интересах формирования у них устойчивых правовых взглядов и представлений, убеждений и чувств, привития им высокой правовой культуры, навыков и привычек правового поведения. На практике же оно заключается в изучении военнослужащими своих прав и дальнейшем отстаивании их в судах.

Общество, государство формируют самые общие цели и требования к воспитанию граждан, воинов Вооружённых Сил, создают экономические, социальные, правовые, кадровые, нравственные и иные условия и предпосылки для воспитания, разрабатывают руководящие документы по организации воспитательной работы, способствуют педагогическому просвещению родителей, должностных лиц. Общественные и государственные учреждения адаптируют общие требования, цели и задачи воспитания к специфическим условиям деятельности военнослужащих, определяют и реализуют конкретные экономические, социальные, правовые, кадровые, нравственные и иные условия и предпосылки, обеспечивающие воспитание в соответствующем виде профессиональной деятельности. Так, в частности, Министерство обороны уточняет общую цель воспитания применительно к особенностям воспитания воинов. Если, например, в современных условиях основной целью воспитания российских граждан является идеал всестороннего развития личности, то применительно к Вооруженным Силам она может быть сформулирована следующим образом: "идеал всестороннего развития личности воина, обладающего высокими морально-боевыми качествами". Таким же образом Министерство обороны конкретизирует и другие вопросы, относящиеся к управлению и руководству воспитательной работой в Вооружённых Силах Российской Федерации.

Новая система воспитания должна быть ориентирована на переосмысление традиционных научных положений и подходов к системе воспитания военнослужащих с учётом особенностей реформирования Вооружённых Сил Российской Федерации. При разработке системы воспитания необходимо использовать прошлый опыт по проблемам воспитания личного состава армии и флота. Она также должна иметь открытый характер и основываться на демократических и гуманистических началах и быть доступной для участия в её совершенствовании различных научных и учебных заведений, общественных движений и объединений. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]