Обозреватель - Observer
Право


 
 

Точка зрения

От движения правозащитников - к объединению демократических сил российского общества


В.КАРТАШКИН,
председатель Комиссии по правам человека
при Президенте Российской Федерации

Россия переживает в настоящее время сложнейший переходный период. Сей час, как никогда раньше, необходимо создать четкие гарантии соблюдения и дальнейшего развития демократии, свободы, основных прав человека. Такие гарантии реальны при неукоснительном следовании федеральным законам и Конституции страны, в особенности ее главе I "Основы Конституционного строя" и главе II "Права и свободы человека и гражданина".

Они станут необратимыми, если в России сформируется правовое государство и будет обеспечено господство закона. Главным и в конечном счете высшим критерием и важнейшим принципом любого правового государства является именно его способность обеспечить и защитить основные права и свободы человека и гражданина.

Какова ситуация в России сегодня? Каковы реальные возможности защиты и реализации основных прав и свобод человека?

Сравнительно безболезненное достижение радикальных перемен в России вызвало неоправданные ожидания, эйфорию и юридические иллюзии. Это касается всего общества, включая правозащитное движение. Диссиденты в свое время бросили вызов власти в стране. Однако не все из них смогли перестроить свою деятельность в новых условиях и многие остались на позициях, завоеванных еще в советские времена. Обстановка в России коренным образом изменилась. На развалинах Советского Союза возникли новые государства, среди которых особое место принадлежит России. Сейчас главная задача - это укрепление российской государственности, наведение порядка в стране, соблюдение законности, основных прав и свобод человека. Радикализм правозащитного движения сегодня приводит его к резкому сужению поля деятельности и дискредитации среди широких масс населения страны. Радикализм обернулся ликвидацией как парламентского поста Уполномоченного по правам человека, так и Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации, он обернулся развалом и поражением ряда демократических партий на выборах в Государственную Думу.

Вести борьбу надо не с государством, а за углубление его демократических начинаний. Борьба за права человека - это задача всех демократических слоев российского общества, а не только правозащитных организаций, некоторые из которых зачастую представляют себя в качестве единственной силы, способной вести эту борьбу, а их лидеры - людей, глаголящих истину в последней инстанции.

В России существуют сотни неправительственных общественных организаций, подавляющее большинство которых ведут активную работу в области прав человека.

Идеи демократии, патриотизма и прав человека - это идеи, которые могут сплотить все здоровые силы российского общества, обеспечить формирование правового государства в России и защиту прав человека. Нельзя, как это делают наши многие правозащитники, ориентироваться только на западное общественное мнение и полагаться на гранты западных организаций. При этом особенно надо иметь в виду, что воспроизводство и дублирование западного опыта без учета специфики российской действительности вряд ли привьется в нашей стране. Волевыми решениями и законотворческой работой невозможно внедрить западные достижения, французскую, немецкую или англосаксонскую правовую модель в условия государства, находящегося на ином уровне социально-экономического и политического развития, имеющего иную культуру и историю. Поэтому не случайно, что движение к демократическому правовому государству в России происходит на фоне не только успехов, но и очевидных провалов, включая сферу прав человека. Сегодня основная задача всех тех, кто борется за права человека - это совершенствование механизмов и процедур защиты основных прав и свобод человека и гражданина.

В соответствии с Конституцией страны Президент Российской Федерации является гарантом прав и свобод человека и гражданина (п. 2 с. 80). При вступлении в должность он приносит народу России присягу, согласно которой клянется при осуществлении своих полномочий "уважать и охранять права и свободы человека и гражданина" (п. 1 с. 82).

В своей деятельности по защите прав и свобод Президент опирается на существующие в стране государственные и общественные органы.

Одним из таких органов является Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации - совещательный и консультативный орган, коллегиальный советник и помощник Президента в его деятельности по защите прав и свобод человека.

Своим Указом от 20 мая 1996 г. Б.Ельцин в целях активизации работы, "направленной на усиление конституционных гарантий прав граждан Российской Федерации, и содействия выполнению Российской Федерацией обязательств, принятых при вступлении в Совет Европы", воссоздал Комиссию по правам человека и утвердил ее новый состав. Она осуществляет свою деятельность в пределах компетенции, установленной Указом Б.Ельцина 18 октября 1996 г., независимо от других государственных и общественных органов. Комиссия подчиняется только Президенту и потому не зависит от влияния тех или иных сил. Поэтому крайне несерьезно звучат голоса лидеров некоторых неправительственных объединений, требующих, чтобы Комиссия работала по их указке и служила, главным образом, "каналом двусторонней связи между Президентом и правозащитными организациями".

В отличие от прежней Комиссии новый состав Комиссии, за исключением ее председателя, работает на общественных началах. Это является одной из гарантий ее независимости и объективного рассмотрения сложных и зачастую острых политических и правовых вопросов, касающихся прав человека. Комиссия выступает за деполитизацию и деидеологизацию вопросов, относящихся к правам и свободам человека, их объективное рассмотрение и решение как в интересах тех или иных лиц, так и в целях укрепления российской государственности, строительства сильного демократического правового и социального государства.

При этом она стремится учитывать в своей работе спектр всех общественно-политических сил в стране, а не только правозащитных организаций.

Как известно, основные права и свободы личности являются неотъемлемыми и неотчуждаемыми. Они - естественные, а не дарованные государством, и принадлежат каждому от рождения. Обязанность государства состоит в создании условий для обеспечения этих прав. Поэтому в основе деятельности Комиссии не критика, а главным образом поиск путей решения вопросов, относящихся к правам и свободам человека, защите российских граждан.

Идеология и направление деятельности нового состава Комиссии существенным образом меняется. Комиссия сосредоточивает свою работу не на рассмотрении жалоб отдельных лиц (для этого существует суд, прокуратура, органы исполнительной власти, недавно созданный пост уполномоченного по правам человека), а на расследовании случаев систематических и грубых нарушений основных прав и свобод российских граждан, а также отдельных фактов ущемления прав человека и гражданина, представляющих особую общественную опасность.

По фактам рассмотрения случаев массовых и грубых нарушений прав человека и гражданина Комиссия принимает рекомендации и заключения и направляет их соответствующему государственному органу, в компетенцию которого входит решение данного вопроса. Информация по этим вопросам доводится и до сведения Президента Российской Федерации. Хотя решения Комиссии и имеют рекомендательный характер, они опираются на авторитет и властные полномочия Президента страны как гаранта прав и свобод человека и гражданина.

Осуществляя свои задачи, Комиссия готовит проекты указов и распоряжений Президента, вносит предложения по совершенствованию российского законодательства и приведению его в соответствие с международными стандартами, проверяет по поручению Президента или по своей собственной инициативе информацию о нарушениях основных прав и свобод человека и гражданина, предлагает меры для их пресечения и предотвращения в будущем.

В конце февраля этого года Комиссия на своем расширенном заседании с приглашением ведущих государственных и общественных деятелей страны, членов парламента, ученых, юристов обсудила вопрос "О защите прав лиц, содержащихся в следственных изоляторах и исправительных учреждениях МВД Российской Федерации".

В результате всестороннего рассмотрения этого вопроса был принят ряд конкретных мер для исправления тяжелого положения, сложившегося в исправительных учреждениях. Комиссией, в частности, намечено подготовить в виде отдельного документа рекомендации в Государственную Думу в связи с предстоящим рассмотрением проекта нового Уголовно-процессуального кодекса, в которых следует предусмотреть решение следующих вопросов:

  • о введении в кодекс положений статьи 22 Конституции страны, предусматривающей, что до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов;
  • об ограничении оснований для применения меры пресечения в виде заключения под стражу;
  • об ограничении предельных сроков содержания обвиняемых под стражей до направления их дела в суд - до одного года или до полутора лет по решению суда;
  • об ограничении срока содержания под стражей лиц, числящихся за судом, до полутора лет, за исключением тех случаев, когда суд в соответствии со своим мотивированным решением не найдет оснований для избрания вместо заключения под стражу иной меры пресечения.
Комиссия также намерена подготовить законопроект о дополнении Уголовного кодекса страны таким понятием, как "пытка" и внести соответствующие дополнения в этот кодекс.

Недавно Комиссия рассмотрела вопрос о защите прав российских граждан и наших соотечественников, находящихся за рубежом. Широко известно, что их права нарушаются во многих странах и, прежде всего, в Казахстане, Латвии, Литве и Эстонии. Целый ряд рекомендаций Комиссии, принятых по этому вопросу, уже осуществлены, по многим из них - принимаются конкретные меры. Сейчас комиссиями по правам человека при президентах ряда стран СНГ создаются специальные переговорные группы для решения возникающих проблем в области прав человека.

В настоящее время Комиссия планирует обсудить и принять 'проект Федеральной программы действий в области прав человека, а также разрабатывает проведение целого ряда мероприятий, связанных с предстоящей 50-й годовщиной принятия Всеобщей декларации прав человека и объявлением 1998 г. - годом прав человека в Российской Федерации.

На одном из заседаний Комиссия рассмотрела вопрос о нарушениях основных прав и свобод человека в ходе вооруженных действий на территории Чеченской Республики - субъекта Российской Федерации. При обсуждении этого вопроса отмечалось, что права человека нарушались всеми сторонами в конфликте. Но начались они еще в 1991 г. в отношении прежде всего русского населения и представителей других народов нашей многонациональной страны. Режим Д.Дудаева не только совершал массовые и грубые нарушения прав человека, но и потворствовал уголовному террору в республике, что вызвало поток беженцев и вынужденных переселенцев из этого региона. Поэтому трудно оправдать, например, асимметричность доклада "О соблюдении прав человека и гражданина в Российской Федерации в 1994-1995 годах", подготовленного прежним составом Комиссии по правам человека. В этом докладе нарушениям прав российских граждан в Чеченской Республике режимом Д.Дудаева посвящен лишь один абзац, в то время как о нарушениях норм международного гуманитарного права федеральными войсками говорится на 16 страницах.

Комиссия выступает за объективный и симметричный подход к правам и свободам человека и ликвидацию всех массовых, преступных нарушений, где бы они ни происходили и кто бы ни был их инициатором, независимо от звания или должностного положения того или иного лица. При нашем органе создана специальная общественная комиссия. Ею уже собраны материалы о попрании норм международного гуманитарного права и прав человека в ходе вооруженного конфликта в Чеченской Республике, обобщены и переданы в Генеральную прокуратуру России для привлечения всех виновных лиц к уголовной ответственности. В ее состав вошли как представители Чеченской Республики, так и видные российские общественные деятели, представляющие различные точки зрения. Мы надеемся на объективную и успешную работу этой комиссии.

Один из важных вопросов, который длительное время обсуждался в нашей стране, был вопрос об учреждении должности парламентского уполномоченного по правам человека. Принятая еще Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. Декларация прав и свобод человека и гражданина предусматривала создание этого поста. Однако первый уполномоченный был выбран Государственной Думой только 17 января 1994 г., и во многом из-за его не всегда объективного подхода к рассмотрению вопросов, относящихся к правам и свободам, он вскоре был снят со своего поста. Только 4 марта 1997 г. вступил в силу Федеральный конституционный закон "Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации". В соответствии с главой III Закона, озаглавленной "Компетенция уполномоченного", его функции ограничены, главным образом, рассмотрением индивидуальных жалоб российских граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства (ст. 15-20, 22-31), а также принятием мер в пределах его компетенции в случаях массовых и грубых нарушений конституционных прав и свобод граждан (ст. 21, 32). По результатам жалоб и анализа информации о нарушениях прав и свобод уполномоченный вправе выносить рекомендации, заключения и предложения общего характера, а также предлагать меры об изменении и дополнении федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации. Основное направление работы уполномоченного - это рассмотрение индивидуальных жалоб. Это, однако, не означает, что они не будут направляться Президенту страны, руководителю Администрации Президента, председателю Комиссии по правам человека.

Деятельность уполномоченного, как подчеркивается в ст. 3 Закона, лишь дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции других органов.

В июне 1996 г. Президент России поддержал инициативу Комиссии и издал Указ "О некоторых мерах государственной поддержки правозащитного движения в Российской Федерации", в котором рекомендовал органам государственной власти субъектов Российской Федерации "образовать в соответствующих субъектах Российской федерации комиссии по правам человека с функциями, аналогичными функциям Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации".

Оказание содействия таким общественным комиссиям по правам человека, которые уже созданы в большинстве субъектов Российской Федерации, является одним из основных направлений работы нашей Комиссии. Их деятельность в настоящее время приобретает особое значение, поскольку права и свободы российских граждан нарушаются во многих регионах страны в значительных масштабах. Более того, законодательные акты, принимаемые в ряде субъектов Российской Федерации, их конституции и уставы прямо предусматривают предоставление основных прав и свобод только лицам, постоянно проживающим и прописанным там.

В мае 1997 г. в Москве было проведено совещание председателей таких комиссий, на котором разработаны и приняты меры по защите основных прав и свобод человека.

Сила правозащитного движения - в многообразии, а не в подавлении инакомыслящих или предъявлении претензий к другим общественным движениям, ведущим борьбу за права человека иными методами и способами.

Конструктивное сотрудничество внутри различных течений в правозащитном движении, сотрудничество с властью и государством, не исключающее критику, позволит объединить все демократические силы общества и активно воздействовать на процессы демократизации в стране.

Развитие массового движения за права человека в России предполагает объединение всех многочисленных неправительственных общественных организаций, ведущих борьбу за права человека. Ни одна из них не может претендовать на монопольную деятельность в этой области. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]