Обозреватель - Observer |
Информация
|
26-29 июля с.г. в столице Малайзии Куала-Лумпуре состоялась серия ежегодных мероприятий, связанных с деятельностью Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Россия, которая наряду с США, Китаем, Японией, Республикой Корея, Индией и другими мировыми державами является партнером по диалогу со странами Ассоциации, была представлена на этих встречах делегацией во главе с министром иностранных дел Е.М.Примаковым.
Центральным событием дипломатической активности стала, состоявшаяся 27 июля, IV сессия Асеановского регионального форума по проблемам безопасности (АРФ). Сессия прошла успешно и подтвердила, что форум уверенно превращается в весьма важную и по-своему уникальную структуру многостороннего сотрудничества в деле обеспечения мира и стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в котором участвуют практически все ведущие государства мира. В ходе дискуссий получила поддержку подавляющего числа участников сессии идея перехода к многополярному миру, к отказу от изживших себя стереотипов блоковой политики, строительству мира и безопасности на кооперационных основах. Развивая свою внешнюю политику "по всем азимутам", Россия выдвинула на встрече ряд практических инициатив, продемонстрировала, что она является влиятельным участником главного политического форума стран АТР. В итоговом документе сессии была подчеркнута особая ответственность нашей страны, наряду с США, Китаем и Японией, за обеспечение безопасности и стабильного развития региона. Желание партнеров-участников форума - и не только стран АСЕАН - развивать полнокровные отношения с Россией в региональных делах, сказалось, в частности, в их заинтересованности во вкладе нашей страны в дело урегулирования конфликтных ситуаций в АТР. Прежде всего речь шла об усилиях по содействию ослаблению напряженности на Корейском полуострове, возобновлению межкорейского диалога. Как участник Парижских соглашений 1993 г. по Камбодже Россия приняла активное участие в обсуждении вопросов преодоления внутреннего кризиса в этой стране. С большим интересом была воспринята информация о пятисторонних соглашениях по мерам доверия и по сокращению вооружений и вооруженных сил в районе границы России, Казахстана, Киргизии и Таджикистана с Китаем. Эти соглашения некоторыми участниками АРФ интерпретировались как образец, эталон укрепления доверия в сфере безопасности между двумя крупнейшими азиатскими участниками АРФ - Россией и КНР. Ломимо очередной сессии АРФ в Куала-Лумпуре 28 июля состоялась коллективная встреча девяти стран АСЕАН, в которую накануне были приняты Лаос и Мьянма, с десятью партнерами Ассоциации по диалогу, включая Россию. Развернувшаяся в ходе нее непростая дискуссия по самым насущным международным проблемам показала, что рост престижа АСЕАН ведет к превращению этой организации в один из мировых центров экономического развития и политического влияния, с которым нельзя не считаться. В ходе мероприятий в малайзийской столице 29 июля была проведена также отдельная встреча российской делегации с коллегами из стран Ассоциации в рамках диалога Россия - АСЕАН по формуле "I + 9". Состоявшаяся очередная "сверка часов" подтвердила перспективность соединения значительного научно-технического потенциала России с быстрорастущими производственными возможностями и масштабными финансами стран АСЕАН. С российской стороны этому придается особое внимание в свете перспектив применения конверсионных технологий, привлечения инвестиций, особенно с учетом потребностей ускоренного развития российского Дальнего Востока. Было выражено обоюдное удовлетворение тем, что 5-6 июня с.г. в Москве состоялась первая учредительная сессия Совместного комитета сотрудничества Россия - АСЕАН, создана рабочая группа по научно-технологическому сотрудничеству. Пребывание в столице Малайзии и участие в мероприятиях по линии АСЕАН было использовано российским министром для двусторонних контактов и бесед с коллегами из США, Китая, Японии, Индии, Австралии, Вьетнама и других стран. Обсуждались насущные вопросы мировой политики, региональной ситуации и двусторонних отношений.
Проблемы военных городков С 28 по 30 мая 1997 г. в Москве в Центральном институте повышения квалификации работников авиационной промышленности проходила научно-практическая конференция "Современные аспекты перепрофилирования и реструктуризации военных городков", которая была организована по инициативе Минобороны РФ, Госкомитета по развитию малого предпринимательства РФ, ОАО ПФК "ЭКОБАЛ". Круг вопросов, рассмотренных на конференции, включал в себя социальные, организационные и научно-технические аспекты перепрофилирования и реструктуризации военных городков в свете концепции программы "Трудоустройство и социальное обеспечение военнослужащих, уволенных из рядов Вооруженных Сил", других документов правительства РФ, касающихся социальной защиты военнослужащих. Участники конференции не ограничились лишь констатацией проблем военных городков. Основное внимание в их докладах и выступлениях во время дискуссии было уделено анализу накопленного опыта, как в нашей стране, так и за рубежом, в решении комплексных проблем военных городков, выработке рекомендаций для государственных органов по их решению. Значительное место на конференции было уделено обсуждению высокоэффективных инвестиционных проектов в области агропромышленных экологически чистых производств и производств с использованием материально-технической базы военных городков, а также механизма финансирования этих проектов. Финансирование инвестиционных проектов было предложено осуществлять за счет: > средств, выделяемых Госкомитетом по поддержке и развитию малого предпринимательства РФ; > средств, выделенных на программу Госкомитета по охране окружающей среды; > средств программы индустриализации фермерского хозяйства и возрождения народных промыслов РФ в условиях конверсии военного производства авиационной отрасли; > привлечения средств внебюджетного финансирования, в том числе иностранных инвестиций; > реализации активов и основных фондов, выводимых из состава Вооруженных Сил РФ. По итогам конференции было принято решение, среди пунктов которого в качестве основных можно выделить следующие: > поддержать предложение ПФК "ЭКОБАЛ" о включении Программы по реструктуризации военных городков путем создания на их базе производственных и сельскохозяйственных экологически чистых производств в состав Программы экологической очистки городов и регионов России; > обратиться с предложением к Президенту РФ, Государственной Думе РФ, правительству РФ, Госкомитету по поддержке и развитию малого предпринимательства РФ, Госкомитету по охране окружающей среды о содействии по оказанию организационно-технической помощи программе трудоустройства и социального обеспечения военнослужащих, уволенных в запас из рядов Вооруженных Сил, а также финансовой помощи, одобренной конференцией.
А.ПАНОВ, 31 июля с.г. сенат США утвердил Дж.Коллинза послом США в России. Ожидается, что новый посол приступит к своим обязанностям в начале сентября с.г. Дж.Холлинз - профессиональный дипломат, специалист по России и Ближнему Востоку. На дипломатической службе с 1970 г. До нового назначения был специальным советником госсекретаря по делам "новых независимых государств", фактически - зам. госсекретаря. В этом качестве отвечал за "российское направление" и отношения США с СНГ. Ранее занимал ряд должностей в центральном аппарате государственного департамента США, в т.ч. помощника государственного секретаря (при Дж-Шульце и Дж.Бейкере), заместителя исполнительного секретаря, директора оперативного центра. Работал также в аппарате Совета национальной безопасности в качестве директора по вопросам информации и разведки. Неоднократно направлялся на работу за границей. В 1973-1975 гг. - сотрудник политического отдела Посольства США в Москве, в 1982-1985 гг. - советник по политическим вопросам американского Посольства в Иордании. Работал также в Турции в должности вице-консула в г. Измире. С 1990 г. - советник-посланник Посольства США в СССР, а затем Российской Федерации. С конца декабря 1992 г. до мая 1993 г. выполнял обязанности временного поверенного в дедах США в России. В августе 1993 г. был переведен на работу в центральный аппарат госдепартамента, где занял пост заместителя С.Тэлботга - в то время специального советника госсекретаря по делам "новых независимых государств". После назначения С.Тэл ботта первым заместителем госсекретаря в феврале 1994 г. стал его преемником. 15 июля 1997 г., выступая на слушаниях в сенатском комитете по иностранным делам по утверждению его кандидатуры на пост посла в Москве, Коллинз выразил мнение, что у США есть все основания с надеждой смотреть в будущее своих отношений с Россией. "США и России - странам с глобальным потенциалом и ответственностью - суждено жить и работать вместе", - заявил дипломат, добавив, что за те 40 лет, которые он посвятил изучению России, "возможности для развития американо-российского сотрудничества на основе взаимного уважения и общих интересов никогда не были более благоприятными, чем сейчас". Коллинз подчеркнул, что "появление новой, более открытой России, строящей демократию, дает российскому народу и его правительству возможность полной интеграции в семью демократических государств. Для Соединенных Штатов это означает, что перед нами возникает Россия, с которой мы можем сотрудничать и конкурировать во имя общих интересов и с которой мы можем конструктивным, цивилизованньм и уважительным образом устранять свои разногласия". В качестве одного из главных своих приоритетов на посту посла США в Москве Дж.Коллинз назвал обеспечение ратификации российской стороной Договора СНВ-2. К числу проблемных вопросов российско-американских отношений он отнес сотрудничество России с Ираном в ядерной области.
Дж. Коллинз родился 4 июня 1939 г. в штате Иллинойс. В 1961 г. окончил Гарвардский университет, в 1965 г. - университет штата Индиана по специальности "русская и европейская история". В том же году стажировался в Московском государственном университете. В 1966 г. занимался исследовательской работой в Британском музее в Лондоне. До поступления на дипломатическую службу в 1970 г. читал курс лекций по русской и европейской истории в Военно-морской академии в Аннаполисе (шт. Мэриленд). В 1972 г. закончил школу загранслужбы госдепартамента США. Владеет русским и турецким языками. Женат, имеет двух сыновей. 21 августа в Женеве завершились переговоры по проблемам разграничения стратегической и нестратегической противоракетной обороны и правопреемству в отношении Договора по ПРО. Эти переговоры проходили в рамках Постоянной консультативной комиссии по соблюдению этого договора. Вопрос был предметом дискуссий на высоком политическом уровне, в частности, между президентами России и США. Подготовлен ряд важных соглашений, которые идут в русле реализации Хельсинкского Совместного заявления президентов России и США в отношении Договора по ПРО от 21 марта 1997 г. В настоящее время эти соглашения готовятся для доклада руководству страны. После этого можно будет более подробно говорить об их содержании.
В Приморье активно используется аргумент, будто в случае передачи Китаю небольшого участка на левом берегу р. Туманная Китай получит прямой выход в Японское море по р. Туманная, построит мощный глубоководный порт, а это, мол, угрожает политико-экономической стабильности Приморья и чуть ли не нарушает геополитический баланс сил. Эта аргументация рассчитана, очевидно, на тех, кто не знаком с картой Приморья. Ведь нижнее течение и устье р. Туманная - это граница России не с Китаем (российско-китайская граница не доходит до моря 17 км), а с Северной Кореей. Плавание китайских судов на этом участке будет регулироваться тремя странами - Россией, КНДР и Китаем. Это, кстати, и предусмотрено Соглашением 1991 г. (ст. 9) (положение статьи о правилах почему-то опускается автором обращения). В Договоре о режиме границы с КНДР указывается, что любое гидросооружение на 17-километровом участке р.Туманная не может быть создано без согласия России и КНДР. Другими словами, без ведома и согласия России на этом участке р.Туманная никто и ничто не сможет делать. К тому же официальные представители Китая и ооновского Туманганского проекта заявляют, что планов строительства Китаем порта в этом регионе не существует. В письме на директора Секретариата Туманганского проекта Иэн Дэвиса в адрес МИД РФ от 17 января 1997 г. указывается: "Все планы по строительству грузового порта тихо сошли на нет и больше не существуют".Руководитель Федеральной архивной службы России В.П.Козлов и полномочный представитель правящего князя Лихтенштейна Ханса-Адама II принц Николаус провели 30 июля в здании Посольства России в Берне обмен архивными материалами.
В соответствии с российско-лихтенштейнским соглашением от 3 сентября 1996 г. лихтенштейнской стороне переданы перемещенные в Россию в результате второй мировой войны архивы княжеского дома Лихтенштейна. В свою очередь российская сторона получила находившиеся во владении князя документы расследования обстоятельств гибели Николая II и его семьи, произведенного в России и за ее пределами следователем Н.А.СОКОЛОВЫМ (т.н. "архив Соколова"). Российско-лихтенштейнский обмен базируется на принципах компенсационное и взаимности, адекватной оценке сторонами исто рико-архивной значимости передаваемых материалов. Основа такого решения зафиксирована в специальных постановлениях Государственной Думы от 13 июня 1996 г. и правительства России от 30 августа 1996 г. по данному вопросу. Выражая глубокое удовлетворение успешным завершением мероприятий, связанных с подготовкой и осуществлением обмена, МИД России считает его не только важным событием в российско-лихтенштейнских отношениях, но и хорошим примером того, как на основе строгого учета взаимных интересов могут решаться сложные проблемы, связанные с перемещенными культурными ценностями. Обмен предполагается завершить в сентябре с.г. "Архив Соколова" будет представлен общественности на выставке, которую Росархив планирует организовать в этом же месяце в Москве. |
|