Обозреватель - Observer

Культура и образование

Куда делась
исполнительская
культура?

Н.Курганская,
заслуженная артистка,
солистка Российского государственного
музыкального центра телевещания и радиовещания

Людмила Георгиевна Зыкина в недавнем телеинтервью на вопрос о преемственности поколений и сегодняшних молодых исполнителях, штурмующих высоты вокального мастерства, взяла долгую паузу и, не то с гордостью, не то с горечью, ответила: «Никого...». И подписаться под этим приговором смогли бы многие исполнители русской песни, начавшие свою сценическую карьеру в послевоенные годы. В жесткой конкурентной борьбе отстояли они свое место на большой сцене, а уходя не видели за собой сколь-либо талантливых, достойных преемников и по-следователей. Миф о том, что Россия большая и талантов у нас, как грязи, бледнеет перед реальностью: на российской эстраде голосов почти нет, на мировой — российских — нет совсем.

Чтобы ответить на национальные вопросы — «Что делать?» и «Кто виноват?», нужно обратиться к истории.
Эстрадное вокальное искусство условно делится на две части: развлекательную, идущую на поводу вкусов отдельных групп слушателей (зрителей) и «музыкальное искусство», формирующее вкус слушателей, поднимающее его до понимания темы, воспитывающее истинного ценителя. Критерием отношения к той или иной части, в большинстве случаев, являются вокальные данные и образование исполнителя. И если талант от Бога, то образование от государства, а государство — это политическая воля и идеология. Хотим мы этого или нет, но идеология играет в искусстве роль огромную, во многом определяющую, аналогичную роли военной доктрины во внешней политике самого государства.

Показательна ситуация с гимном России: попытки сегодняшних композиторов и поэтов не то что сочинить, а даже подобрать его по теме, в идеологическом вакууме бессильны и не могут соперничать ни с одним из десятков конкурсных вариантов гимна СССР — в то время идеологически сориентированного государства.
Идеологические догмы в музыкальном образовании появились еще в 30-е годы, что не удивительно, но странно, что с тех пор эта позиция существенно не корректировалась ни про прошествии лет, ни по прошествии событий. И здесь, в свою очередь, нужно определиться с понятиями и мифами.

О народности
в искусстве
В тот день, когда последний корабль русской эмиграции взял курс на Константинополь, мы потеряли не только становой хребет Империи — столбовое дворянство (сословие, почетной обязанностью которого было служение Отечеству, и ставившее честь выше жизни), мы потеряли сословие носителей национальной культуры. И музыкальной в том числе: в царской России музыкальное искусство присутствовало на всех ступенях общего образования.

Эту культуру мы потеряли навсегда и почти безвозвратно: в Париже, Константинополе и Харбине она будет умирать и необратимо трансформироваться, приспосабливаясь к новой жизни в условиях эмиграции. Через десятилетия осколки той культуры донесут до нас, в уже измененном, салонно-ресторанном варианте Лещенко, Юрьева, Вертинский, Янчевецкая и Баянова. Та же часть национальной музыкальной культуры, которая не покинула Родину, изменяла свое лицо, упрощалась, теряла, как правило, свои корни и традиции. Так, «Смело мы в бой пойдем, за власть Советов...» — не что иное, как подогнанная под строевой шаг мелодия популярного романса времен Первой мировой войны. Сама тема романса подтягивается ближе к трудящимся массам, но, не найдя ничего общего с рабоче-крестьянской средой, становится чем-то вроде исконной цыганской забавы. И не так важно, что по-русски цыгане запели, в основном, только с появлением звука в кинематографе, важно, что великий русский романс живет в бедной цыганской семье и нет повода ворошить его буржуазное прошлое. Что же мы получили взамен?

Крестьянские театры и хоры — не редкость в дореволюционной России. Граф Шереметев, например, не брезговал трудиться на ниве их создания, но в новейшую российскую историю государственная идеологическая машина вписала имя того апологета русского фольклора, кто по своим исходным данным наиболее полно отвечал этим идеологическим интересам.

Митрофан Пятницкий, создавая в начале века крестьянский хор, был действительно большим знатоком и собирателем русского фольклора. Но он вряд ли мог предположить, что пропагандируемое им народное творчество, на десятилетия станет одним из главных направлений музыкальной культуры в стране. Так в нашу жизнь основополагающим понятием вошло определение «Народное искусство». Возможности этого сегмента культуры с грандиозностью задач, которые на него возлагались, усугублялись противоречиями: с одной стороны артист-народник должен утверждать и демонстрировать величие этой культуры, опираясь на наличие высшего академического образования, ученых степеней, глубокого знания предмета и его многовековой истории, с другой стороны — это величие не должно оскорблять национальных чувств других народов, имеющих, как декларировалось, не менее великие культурные традиции.

Однако фольклор в чистом виде трудно воспринимается, так как песни эти в большинстве своем написаны (а чаще напеты) на практически неупотребляемом языке, да и музыка в основном имеет скорее историко-архивный потенциал. Возможность сопереживания при таких условиях крайне сложна и требует глубокого вхождения в образ как исполнителя, так и слушателя. Но именно в этом и заключается его художественная и историческая ценность. Поэтому огромные усилия композиторов, затраченные на современные обработки фольклорного материала, а также пропаганда такого вида музыкального творчества, вряд ли были оправданы и имели адекватный результат. С историей вообще нужно обращаться бережно. Любая обработка, даже элементарный подстрочный перевод на другой язык порой в корне меняет смысловую нагрузку первоисточника.

Возьмите «Слово о полку Игореве» и переведите на современный литературный язык — получится слабое школьное сочинение, переведите, далее на английский и уже никто никогда не заподозрит в нем живого исторического повествования.

Возвращаясь к музыке, отмечу, что высокохудожественных обработок также был дефицит и, в рамках социального заказа, стал появляться «народный» новодел. Уже в 50—70-е годы, когда подавляющее большинство населения жило в городах, а лапти, коромысла и валенки имели лишь телевизионные версии народного быта, еще сочинялись песни со старосельской, псевдокрестьянской тематикой. Отдавая должное таланту композиторов, нельзя не признать, что многие их произведения как из числа обработок, так и новые безусловно представляют художественную ценность. Ради исторической справедливости стоит отметить, что сам Пятницкий к наследию относился бережно и известен тем, что обработок не допускал.

Однозначно одно: с «народностью» перегнули. Возьму на себя смелость утверждать, что народного искусства как такового не существует. И если звание «Народный артист» как знак признательности общества таланту — логично, если понятие «народные инструменты» ни с чем не вступает в противоречие, то исксство не может быть народным по определению. Как не могут быть народными живопись и литература. Искусство всегда профессионально. В противном случае это ремесло или хобби. И чем выше талант и профессиональный уровень художника, тем элитарнее его искусство если не в области понимания его, то в области исполнения. Это однозначно.

О большой
сцене
Учитывая, что большую роль в «затирании» талантов у нас принято приписывать шоу-бизнесу (поп-эстраде), вглядимся пристальнее и в это явление. Нужно отметить, что российский шоу-бизнес представляет собой индустрию развлечений, а это относится скорее к коммерческой деятельности, чем к культуре и является довольно однобоким «сооружением» как в плане средств влияния, так и в плане выбора объекта. Схема так называемой «раскрутки» певца проста и безотказна, как самогонный аппарат, а сравнительно «короткий» оборот средств «деньги — клип — гастроли — деньги» привлекает инвесторов, и тропинкой этой не водили разве что мальтийскую болонку.

Мало того, эта индустрия узко сориентирована на молодежный контингент от 13 лет. То есть «обрабатывается» только легкодоступный, наименее искушенный слушатель (зритель). Это удобно и в экономическом и в организационном плане: не нужно выращивать и содержать профессионалов — субкультуре для пэтэушников достаточно давней находки «Плейбоя» — «девушки с соседнего двора», мелькающей на экране. Она, как воплощение американской мечты, всегда будет привлекать молодежную аудиторию. А артисты, набранные «с улицы», зависимы, управляемы, заменимы, а следовательно, и дешевы.
Если прибавить сюда, что каналов на телевидении не так уж и много, а поп-артистов в огромной стране не более 50, то становится очевидным, что шоу-бизнес еще не занял половины собственной ниши и изображать заполнение соседних, более высоких исполнительских высот мастерства можно исключительно в рамках рекламных кампаний. На сегодняшний день не только создание конкуренции, но и просто переход отдельных представителей поп-эстрады в разряд серьезных концертных вокалистов можно предположить пока только в теории, тем более, что целенаправленное зарабатывание денег и постоянное творческое самосовершенствование имеют разную природу и последнее скорее затратно, чем прибыльно. А если кого и номинируют на это звание, то не на конкурентной основе, а в силу большого количества вакансий.

Так что если уж и говорить о специфическом влиянии шоу-бизнеса на российскую культуру, то не напрямую, а опосредованно, через структуру, именуемую у нас Министерством культуры. В сфере влияния министерства частный шоу-бизнес — единственный сектор, оборачивающий реальные деньги. А покрутиться в этой области со статусом госдеятеля кому-то видится более заманчивой позицией, чем отрабатывать свой хлеб, даже при условии, что потенциал госструктуры на порядок выше доморощенной индустрии по многим позициям, в том числе и в денежном отношении. Здесь стоит отметить, что в искусстве, как, например, и в спор-те, решающее значение имеет человеческий фактор, а значит, успехи Японии и Америки в других областях человеческих знаний не дают реальных преимуществ их певцам и спортсменам.

Талант (и профессионализм) — товар штучный и конвертируемый, но требует к себе внимания. Его нужно годами растить в учебных заведениях, классифицировать и демонстрировать публике, своей и зарубежной, а получивших признание на официальном государственном уровне продвигать далее «в упаковке российского национального достояния». Но это при наличии людей, умеющих и желающих работать. Для граждан, воспринимающих призыв к исполнению служебных обязанностей как личное оскорбление, найдется повод забыть даже о так называемом «плане основных мероприятий министерства», не говоря уж об инициативной работе. И причина найдется.

Самый популярный миф сегодняшней обломовщины — недофинансирование. И под музыку этого мифа можно спать по кабинетам хоть до пенсии, хоть до гробовой доски.

Возьмем этап образования — по коридорам высших учебных заведений Управления образования бродят сотни талантливых людей, уже имеющих за плечами 4—9 лет спецподготовки — это цвет нации в области культуры и искусства (если нет, то кого туда напринимали?). Раньше студентов посылали на картошку, что казалось не очень рентабельно, но из сегодняшнего дня тот руководитель, который это придумал, видится просто Генри Фордом в сравнении с нынешними коммерсантами. Сидеть на конвертируемом товаре и пробавляться сдачей в субаренду академических площадей, при том, что грамотно спланированный трудовой семестр двух-трех десятков студентов сделает бюджет всего Управления образования, да и не без пользы для себя. И деньги эти можно взять с капиталистов, а не из чахлого российского бюджета. Но это серьезная, трудная и ответственная работа, не сравнимая по сложности с исполнением песни про недофинансирование культуры.

Далее — классификация. В этом тонком вопросе недофинансирование может быть прикрытием не только неумеющим и нежелающим работать, здесь есть место для возможного саботажа. Классификация — это табель о рангах артиста, и если ее регулярно не проводить в официальном государственном порядке, на глазах у всей страны, с предварительным отбором, для обеспечения уровня мероприятия, то это все равно будет сымитировано, но частным порядком при помощи рекламных трюков. Ложь эта никому, кроме устроителей, полезна не будет, а в социальном плане и вредна: демонстрация большого количества поп-звезд с неполным начальным музобразованием (с песнями таких же композиторов) дезориентирует подрастающее поколение не только в области формирования элементарного вкуса, но и дискредитирует образование как таковое.

В государственном секторе последний конкурс («Голоса России»), который с большими натяжками, но все-таки можно назвать классификационным мероприятием, прошел в начале 1994 г., следующий — в план основных мероприятий министерства вошел, но был успешно недофинансирован. Взамен была проведена масса мероприятий: фестивали, конкурсы, премии и программы, получившие статус «всероссийских» и «международных», но, по сути, бывших частными рекламными акциями, а уж прикрыть титулом такую акцию недофинансирование не мешает и этот момент показательный, так как от министерства всю эту красоту курировали те же лица, что числились в плане исполнителями по непроведенному госмероприятию.

О большой
политике
Видели ли вы когда-нибудь отборочный тур российских вокалистов — претендентов на участие в серьезном международном конкурсе? Мне пока тоже не довелось. Наверное поэтому единственным русским «исполнителем» на фестивале в Сан-Ремо был Михаил Горбачев. Но даже это не заслуга заместителя министра, курирующего музыкальное искусство. Его заслуга, вероятно, в том, что нас вообще не приглашают на авторитетные международные музыкальные форумы. В вокально-исполнительском искусстве мы вообще нигде и никем не представлены.

Объединение двух крупнейших мировых звукозаписывающих компаний имеет отделение в Москве, но это отделение — офис по продажам, сбывающий в России западный музыкальный товар. Артистических агентств на территории нашей страны не считает нужным держать ни одна музыкальная компания. А хотелось бы наоборот, чтобы наши звукозаписывающие фирмы имели филиалы на Западе, чтобы наши артисты стояли на первых местах в мировых классификационных таблицах, и голоса для этого у нас есть, у нас нет для этого патриотизма.

Есть, конечно, личная активность артиста, есть продюсеры и предприниматели в нашей области, нет только достойных преемников у Людмилы Зыкиной. Их действительно нет и наверняка не будет до тех пор, пока не появятся достойные последователи у Екатерины Фурцевой, министра культуры СССР в 60-е годы, пока некоторым, изображающим из себя патриотов, действительно не станет обидно за державу.



 
[ СОДЕРЖАНИЕ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]