Обозреватель - Observer
|
Духовное наследие
|
А.Недотко,
директор-координатор научно-исследовательской Лаборатории теоретических
и практических проблем организации общественных трансформационных процессов
Самым важным, эпохально значимым событием XX
в. на Земле стал процесс превращения (трансформации) индустриального общества
в ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ. Это последнее часто называют также информационным
обществом, открытым обществом промышленности XXI в.
Первые симптомы проявления трансформационного процесса на интеллектуальном, духовно-нравственном и организационно-экономическом уровнях проявились в конце прошлого—начале нынешнего века в России и с тех пор широко распространились по всему миру.
Особенно быстрыми темпами трансформационный процесс развивается и развертывается по множеству различных направлений одноврменно в передовых зарубежных странах, обладающих самой совершенной и непрерывно обновляемой техникой и технологией индустриального производства.
В этих странах трансформационный процесс обнаруживает свои внутренние противоречия, тесно связанные с деструкцией индустриально ориентированного промышленно-технологического уклада и возникновением нового — неиндустриального. Последний нередко называется «информационно-технологическим».
Некоторые важные статистические параметры, характеризующие масштабы и результаты проявления трансформационного процесса в передовых зарубежных странах, привел доктор экономических наук профессор Игорь Андреев в статье «Интеллектуальный шанс России», напечатанной журналом «Российская Федерация сегодня» (№ 10, 1998):
«С выходом информатики на авансцену человеческого бытия резко изменяется и как бы «переворачивается» прежняя структура экономической жизни. Нематериальная сфера охватывает уже более 70% работающих сил в США. Интеллектуальная собственность, авторское право и творческий потенциал человека начинает теснить прежде определяющее экономическое значение недвижимости, индустриальных средств производства, земли и ее недр, источников минеральных богатств и энергии. Уже в середине текущего десятилетия примерно половину национального богатства США составляла именно интеллектуальная собственность...
Важно отметить, что интеллектуальное «производство» фундаментальных научных идей, концепций и технологий ноу-хау становится по сравнению с традиционным материальным и энергетическим хозяйством гораздо более компактным, дешевым, материало- и энергосберегающим, не требующим громадных инвестиций. К тому же, последние, как правило, очень быстро компенсируются экономической эффективностью такого рода проектов, исчисляемой обычно не процентами, а кратными и даже порядковыми по отношению к вложенным средствам величинами (цифрами)».
Никакие нынешние реформы нигде в мире (не только в России) не могут привести к успеху, если они не учитывают движение развития современого (уже давно глобально значимого) общественного трансформационного процесса, если они не «вписываются» в это движение и не сливаются с ним в один процесс, если они изначально не превращают сами себя из обычных заурядных реформ в незаурядные трансформы.
Однако столь важные, но очень сложные трансформационные превращения невозможно осуществлять без новой мировоззренческой модели, к разработке которой призывает всех прогрессивно мыслящих россиян президент Международной неправительственной научно-исследовательской и образовательной организации «РАУ-Корпорация», председатель Всероссийского об-щественно-политического движения «Духовное наследие» академик Российской академии естественных наук и Российской академии военных наук А.Подберезкин.
Очевидно, что в роли новой мировоззренческой модели должна выступить модель самого трансформационного процесса — процесса превращения индустриального общества в постиндустриальное.
Это должна быть модель именно перехода общественного организма из одного его исторически обусловленного преходящего состояния в качественно иное состояние, которое обладает хотя и иным, но тоже исторически обусловленным преходящим характером.
1. Четкое осознание данной новой мировоззренческой модели (модели трансформационного процесса) будет способствовать устранению двух главных препятствий, стоящих на пути всех российских реформ.
Первое препятствие состоит в инстинктивном стремлении общества восстанавливать, сохранять и поддерживать в дееспособном состоянии до предела устаревшие, уже вступившие в фазу старческой деградации и самораспада структурно-функциональные институты индустриального общества: науку, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, коммунальное обслуживание и т.д.
Второе затруднение представляет собой тоже инстинктивные попытки создавать вместо устаревших структур принципиально новые, т.е. качественно совершенно иные институты будущего общества. Попытки подобного рода обрекаются на провал прежде всего именно в силу отсутствия мировоззренческой модели переходного периода, которая должна четко определять как исходную, так и, особенно, конечную точки движения, а также порядок и правила движения от первой ко второй в оптимальных режимах.
Только такая мировоззренческая модель переходного периода, которая удовлетворяет данным жестким требованиям, может дать людям возможность правильно ориентироваться в противоречивых тенденциях и закономерностях развития общественного трансформационного процесса.
Эта модель позволяет использовать его внутренние и внешние противоречия в качестве движущих сил и средств оптимизации дальнейшего прогрессивно поступательного движения эволюции трансформационного процесса в благоприятных для общества и природы проявлениях и масштабах.
Устойчивые закономерности и динамичные противоречия трансформационного процесса составляют объективно-логический каркас или алгоритм его развития. Если он найдет свое адекватное отражение в концептуальных воззрениях и осмысленных практических поступках реально действующих политиков и хозяйствующих субъектов, то это будет способствовать устранению противоборства разнородных мнений, установлению консенсуса «взвешенных» взглядов и решений, разработке комплексных подходов к решению сложных социально-экономических проблем.
Важно подчеркнуть, что при этом может и будет проявляться другая (оборотная) и еще более важная сторона подобной комплектности подходов — комплектность полезных результатов осуществляемых трансформационных мероприятий.
Каждое из них, если оно формируется и осуществляется с помощью обсуждаемой новой мировоззренческой модели, может и должно завершаться достижением даже не одного, а двух результативных комплексов, обладающих высокой общественной полезностью.
Первый комплекс полезных результатов возникает в исходной точке трансформационного процесса, а второй — в его конечной фазе. В первом случае речь идет об избавлении человечества от старческих болезней индустриального общества и вредного влияния распада его отмирающих тканей и органов. Во втором случае дело касается профилактики и лечения детских болезней роста и развития нарождающихся институтов нового — постидустриального — общества.
Разумеется, новая мировоззренческая модель, для того чтобы она могла стать общеупотребительной, должна быть простой, очевидной, понятной и, главное, давать людям возможность видеть весь окружающий их мир (и самих себя) действительно по-новому.
Только с помощью такого «интеллектуального инструмента» люди смогут сами получать свежую, живительную информационную «пищу» для своего ума и для души. Причем каждый человек будет делать это по-своему. В данном «интеллектуальном инструменте» он должен обрести для себя удобное и эффективное средство саморазвития своих способностей, возможностей и личной заинтересованности во всемерном содействии оптимизации, ускорению и повышению эффективности общественного трансформационного процесса.
ВОПД «Духовное наследие»
сообщает о выходе в свет второго издания книги
«СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ.
1985—1998 годы» в 2-х томах
Просим направлять обновленную и дополненную биографическую информацию о руководителях административных структур и депутатах законодательных органов власти субъектов РФ, руководителях предприятий и предпринимательских структур, вузов, СМИ, видных представителях науки, культуры в адрес программы «Лица России»:
113054, Москва, ул. Бахрушина, д. 32, стр. 2. Тел.: (095) 959-1379,
951-6282, факс: (095) 959-2264.
|