Острая тема
Обозреватель - Observer



АМЕРИКАНСКИЙ "КРЮЧОК" ДЛЯ ПУТИНА


Информационно-аналитическая записка


Ситуация в Афганистане и вокруг него

Ключевым событием последнего времени остается антитеррористическая операция США и Великобритании в Афганистане. Высадка под Кабулом американских спецназовцев, подтвержденная источниками в Минобороны США, означает начало принципиально новой фазы конфликта. Впервые западные военные столкнутся с талибами на поле боя, то есть пойдут тем путем, который прошла в свое время Советская Армия. Результат практически непредсказуем, и в Вашингтоне уже сегодня говорят о возможном расширении масштабов наземной операции и численности задействованных в ней войск.

Обращает внимание, что бомбардировки последних дней не привели к серьезному успеху противостоящего талибам Северного альянса. Все попытки овладеть стратегически важным городом Мазари-Шариф, который раньше был столицей антиталибской коалиции, закончились неудачей. Более того, 18 октября талибы перешли в контрнаступление, отбросив войска генерала Дустума на 25-30 км.

Чувствительность этого поражения наглядно демонстрирует развитие внутриполитической ситуации в Афганистане. Если раньше лидеры Северного альянса заявляли, что не будут штурмовать Кабул до того момента, пока в Мазари-Шарифе будет сформировано временное коалиционное правительство нового Афганистана, то теперь их источники говорят о том, что штурм столицы должен начаться в ближайшее время. Складывающаяся ситуация оценивается следующим образом:

1. Северному альянсу нужно реабилитироваться за неудачи последних дней, и предполагаемый штурм Кабула - попытка действий в этом направлении.

С учетом того, что эта операция заранее не планировалась, штурм, скорее всего, пройдет спонтанно, с незначительными шансами на успех. Новая неудача существенно осложнит не только военное положение Северного альянса, но и политическое - ему станет меньше доверять Запад. В результате не исключены попытки сделать ставку на другие политические силы.

Для России такой поворот событий крайне невыгоден: Северный альянс нам намного ближе, чем бывший король Закир Шах или любая другая из действующих в Афганистане политических сил. Кроме того, дальнейшие неудачи "северян" могут привести к переменам в их руководстве. Если там появятся экстремисты типа Хекматиара, мало чем отличающиеся от талибов, наши шансы сохранить нынешнее влияние на афганские дела серьезно ухудшатся.

2. Все откровеннее проявляется различие подходов России и Запада к афганским событиям.

Если Россия по-прежнему поддерживает Северный альянс, который делает ставку на коалиционное правительство под руководством признанного международным сообществом президента Раббани, изгнанного талибами из Кабула в 1996 г., то Запад все более открыто договаривается с Закир Шахом. Между тем между Раббани и Закир Шахом недавно возникли разногласия, причем именно по вопросу о будущем устройстве власти в Афганистане. Не исключено, что их возможное противостояние - пролог к расколу во всей международной антиталибской коалиции.

Кроме того, "северяне" не пользуются поддержкой в Пакистане - ключевом государстве региона. С учетом крайне тесных отношений режима генерала Мушаррафа с США, его постоянные инсинуации в адрес Северного альянса выглядят проявлением американской политики. Это еще один крупный минус России и российской дипломатии.

Негативное развитие ситуации может переломить только крупный военный успех Северного альянса, причем в ближайшее время.

3. Однозначная поддержка российским руководством акции США тем не менее пока не привела к серьезному обострению отношений нашей страны с арабским миром. Показательно, что ни в одном из обнародованных заявлений бен Ладена никаких угроз в адрес России не прозвучало. Это означает, что кроме лицевой стороны в российской внешней политике существует и оборотная - "страховка" от неконтролируемого обострения отношений с исламским миром.

4. Что касается Запада, то у него возникают собственные проблемы, некоторые из них носят неожиданный характер и заранее, по-видимому, не просчитывались.

Во-первых, усиливается конфронтация между США и неформальным лидером арабского мира - Саудовской Аравией (которую многие считают истинным заказчиком катастрофы 11 сентября).

Приехавший в Нью-Йорк племянник короля выписал американцам чек на 10 млн. долл. на "восстановительные работы", а потом сделал ряд поучающих заявлений, из которых следовало, что США должны пересмотреть политику на Ближнем Востоке в пользу палестинцев. Разразился скандал, чек не был принят. Эпизод в высшей мере показательный. То, что в России он прошел практически незамеченным, свидетельствует о недостатке понимания остроты этой проблемы, составляющей основную фабулу нынешнего конфликта.

Во-вторых, реальных военных успехов у США в Афганистане пока нет, кроме того что разбомбили ПВО талибов и регулярно признаются в ошибочных ударах по мирным жителям.

Пока ситуация развивается по сценарию "Бури в пустыне", которая, как известно, к смене режима не привела. В США и других странах Запада ширятся антивоенные выступления; скрывать их масштаб властям становится все труднее.

Кроме того, наступает священный для мусульман месяц Рамадан, и военные действия будут либо затруднены, либо сопряжены с серьезными политическими издержками (Индонезия, где антиамериканские настроения наиболее сильны, и без того уже официально уведомила Запад о том, что не может гарантировать безопасности туристам из Европы и США).

В-третьих, пока не подтверждается информация о расколе в руководстве движения "Талибан".

Руководитель талибского МИД, якобы прибывший в Пакистан вести переговоры о мире, на самом деле просто сбежал из Афганистана.

Ясно, что за ним никто из руководства движения не стоит, и договориться с одной частью талибов против другой, скорее всего, не удастся.

В-четвертых, сохраняется политическая нестабильность в Пакистане (в прессе даже проходила информация о смещении Мушаррафа, которая, однако, оказалась недостоверной).

Проведенная чистка руководства армии (уволены двое из высшей военной "верхушки") ясно говорит о масштабах проталибских настроений.

В-пятых, растут противоречия в самом американском руководстве. Так называемые "ястребы" в лице помощника по национальной безопасности К. Райс и министра обороны Рамсфелда на данном этапе перебороли "голубей", которых представляет госсекретарь Пауэлл. В результате началась наземная операция. Кроме того, в Вашингтоне начались информационные "утечки" о предстоящем применении "беспрецедентного" оружия; о чем идет речь - о тактических ядерных боеприпасах или о каком-то новом высокоточном оружии - пока не ясно.

    Выводы:

    1. Ситуация характеризуется как неопределенная.

    Создается впечатление, что в США готовы идти до конца, но не совсем понимают куда, собственно, идти. Война, скорее всего, затянется - в этом заинтересованы все - и на Западе, и на Востоке.

    Администрация Буша постарается выжать из нее максимум, чтобы создать условия для победы на выборах 2004 г. Арабы заинтересованы в консолидации своих рядов, чему война в лучшей степени способствует.

    2. Задача России в этой ситуации - оставаться самой собой, со своими интересами. Мы должны думать о двух вещах:

    • не допустить серьезного проникновения американцев в Центральную Азию (чтобы они там остались после завершения конфликта);
    • не оказаться один на один с религиозными исламскими фанатиками.

    Когда стоят такие задачи, любая однозначная ориентация неэффективна. России нужно осторожно лавировать между противоборствующими сторонами, не "сливаясь" ни с одной из них ("С терроризмом бороться необходимо, но при этом ни в коем случае не должно сложиться впечатления, что конфликт носит межрелигиозный характер").

    3. "Моментальный" визит Путина в Душанбе и его личная встреча с руководством Северного альянса показывает, что в Москве понимают сложности, стоящие перед этой группировкой и не жалеют сил для того, чтобы обеспечить ей максимальную поддержку, в том числе политическую.


Российско-американские отношения
(новые моменты)

Как и в ситуации вокруг Афганистана, прошедшее время характеризуется определенными осложнениями. Обращает внимание заявление Буша, сделанное им 14 октября, во-первых, на лужайке перед Белым домом, то есть в официальном месте и, во-вторых, в присутствии Шредера, который известен как наиболее последовательный сторонник дружбы с Россией и ее интеграции в западную систему.

Суть заявления - фактический возврат к политике "двойных стандартов". Буш отверг практику "смягчения" позиции Запада в отношении действий наших войск в Чечне (как будто там не террористы!), а также фактически возобновил критику политики российской власти по вопросу о "свободе СМИ". На следующий день, 15 октября, с аналогичным набором претензий выступила К. Райс.

Наша сторона ответила на эти действия американских лидеров беспрецедентными уступками, причем сделанными на самом высоком уровне:

Во-первых, Путин объявил о предстоящем закрытии военных баз в Камрани (Вьетнам) и Лурдесе (Куба). Если по первому случаю Путина еще можно понять - база в Камрани практически не использовалась, то, что касается Лурдеса, ситуация иная. Расположенная там часть радио-и радиотехнической разведки прослушивала две трети континентальной части США. При этом добывалась информация, недоступная для спутников, о запуске которых на вырученные деньги говорил начальник Генштаба генерал Квашнин. Такую часть заменить нечем.

Выдвигая эти односторонние инициативы, российская сторона понадеялась на адекватную реакцию Вашингтона - закрытие базы слежения за нашей территорией в Норвегии. Но реакции не последовало - это показатель.

Во-вторых, на саммите АТЭС в Шанхае Путин вновь подтвердил жесткую проамериканскую позицию. Причем несмотря на то, что такие настроения отнюдь не были доминирующими. Это - очередной "пас" в сторону Буша и его администрации, который вряд ли приведет к желаемому результату.

Большинство российских экспертов, к сожалению, забывают, что у российско-американских отношений имеется "второе дно" - внутриполитический расклад в США. Строя отношения с Бушем по принципу "полной лояльности", российское руководство упускает из виду, что эти отношения - с Бушем, а не с американской политической элитой. Сейчас ситуация располагает американских политиков к единению. Но скандального подведения итогов прошлогодних выборов никто не забыл. И как только ситуация будет к этому располагать, вопрос вновь "всплывет". Не случайно Буш обещает воевать "не менее двух лет", то есть до начала новой президентской кампании. Чтобы на волне возможного успеха вторично въехать в Белый дом.

Каким образом отзовется сегодняшнее поведение российских лидеров во взаимоотношениях с тем же Гором и демократами - еще вопрос.

    Выводы:

    1. Начальная эйфория, вызванная единением России с Америкой перед лицом международного терроризма, начинает уходить, уступая место более трезвому анализу, построенному не на эмоциях, а на национальных интересах.

    Пока приходится констатировать, что курс на полную поддержку США и Запада к ожидаемым результатам не привел - обниматься с нами не спешат. Но он и не навредил - в мусульманском мире, судя по всему, пока не считают Россию врагом и выжидают, чтобы определиться позже.

    2. Нашу позицию нужно делать более выдержанной и взвешенной.

    Если и дальше "антитеррористическая операция" ограничится Афганистаном - мешать этому не нужно: талибы объективно являются для нас не меньшей "головной болью", чем для Америки.

    Если США реализуют свои угрозу и начнут бомбить Ирак, а тем более Сирию - этому будет необходимо воспрепятствовать. В противном случае получим в противники исламский мир.

    3. Обращает внимание одна важная и очень характерная информация: якобы Социнтерн обратился к КПРФ с просьбой использовать ее связи в национально-патриотических кругах российского ислама для усиления противодействия бомбежкам Афганистана. Если эта информация достоверна, не учитывать ее нельзя.


Перестановки в правительстве

17 октября объявлено о некоторых перестановках в правительстве. Уволены:

  • министр по делам Федерации, национальной и миграционной политики Блохин (с упразднением министерства);
  • министр промышленности, науки и технологий Дондуков.

Обе отставки достаточно показательны.

Во-первых, они являются элементом реорганизации правительства. За счет упраздненного Минфеда усилились МВД (получившее под свой контроль миграционную политику) и Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ), к ведению которого теперь отнесены федеральная и национальная политика. Соответственно упрочились позиции Грызлова и Грефа.

Реорганизация Минфеда связана еще и с неудачно проведенным Конгрессом соотечественников, на котором присутствовал Путин. Выступления, выдержанные в "демократическом" духе, которых было большинство, ему явно не понравились.

Кроме того, за счет Минпрома усилился Клебанов, получивший вдобавок к вице-премьерству министерский статус.

Во-вторых, обозначилась обновленная структура правительства: у премьера стало пять замов, из них три - Греф, Кудрин и Клебанов - имеют министерские портфели, а остальные двое - Христенко и Матвиенко - нет.

В-третьих, определенное "статус-кво" сложилось в противостоянии внутриправительственных группировок (персонально имеются в виду отношения Касьянова с Кудриным). С одной стороны, Касьянов усилился. Прекратились разговоры о правительственном кризисе, реализована его концепция "настройки" правительства - и по количеству замов, и по их полномочиям, и по структуре (структура трехуровневая: премьер-вице-премьеры-министры с "расширенными" полномочиями).

С другой стороны, не ослабился и Кудрин: бюджет принят во втором чтении большинством почти в 280 голосов (против только 23). Без поддержки Кремля такие результаты в нынешней Думе были бы невозможны.

Еще одной стороной нового расклада во властных структурах выступает ситуация с обвинением, выдвинутым против Аксененко и ордером на арест Березовского. Несмотря на неуклюжие попытки Генеральной прокуратуры отрицать взаимосвязь этих событий, она очевидна. Обращает внимание и другое: указанные события по времени совпали с новой перегруппировкой в стане "околосемейных" олигархов. На днях объявлено о создании новой ФПГ "АНИ", получившей название по трем ключевым активам - "Автобанку", компании "НОСТА" (Орско-Халиловский металлургический комбинат) и страховой компании "Ингосстрах". Собственники группы - "Сибирский алюминий" (Дерипаска), "Сибнефть" (Абрамович) в лице вновь созданной управляющей компании "Миллхаус Кэпитал", а также нефтяной трейдер "Нафта-Москва" (Керимов).

Таким образом, не исключено, что история с близкими к "старой" кремлевской команде Аксененко и Березовским - своеобразная "отступная" со стороны новой ФПГ за возможность очередного расширения своего бизнеса.

Использование в качестве инструмента этой "рокировки" Генеральной прокуратуры также показательно: оно позволяет выйти "сухими из воды" всем заинтересованным сторонам. Власть демонстрирует подчеркнутую принципиальность по отношению к близким к ней группировкам. Устинов снимает с себя подозрения в "близости" к "семье". Березовскому в очередной раз указывают, что его игра сыграна окончательно и бесповоротно.

    Выводы:

    1. Во властных структурах начались определенные подвижки.

    Смысл перестановок в правительстве - в некотором перераспределении влияния внутри кабинета. Идет концентрация полномочий в руках конкурирующих министерств. По внешним признакам немного усилились противоречия по линии - "экономический блок против силового", немного приглушились по другой линии - между "касьяновцами" и "питерцами".

    Скорее всего, никакие кардинальные перемены в ближайшее время не произойдут.

    2. Ситуация с Аксененко и Березовским - результат очередного раунда внутриполитической борьбы. Серьезных перестановок не происходит. Но по характеру косметических решений можно судить о продолжающемся упорядочении властных группировок и их структуризации.

    Имеются все основания полагать, что "старая" кремлевской команда пытается освободиться от тех, кто определял ее лицо при Ельцине, выводя на передовые позиции другие фигуры, в экономическом плане более эффективные, в политическом - более гибкие и лояльные нынешнему государственному руководству.

Центр прикладных политических исследований "Форум"

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]