Военно-политические проблемы
Обозреватель - Observer

 УНИЧТОЖЕНИЕ ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ - ПРОБЛЕМА
НЕ ТОЛЬКО РОССИИ


Олег Лисов,
эксперт советской делегации
на переговорах по химическому разоружению
Николай Красов,
независимый эксперт

 

 Производить дешевле, чем ликвидировать


С момента первого боевого применения химическое оружие стали называть оружием массового поражения (ОМП), так как в районе его использования и по пути движения облака газов погибало все живое. Позже было создано большое число более разрушительных и более мощных систем оружия, но химическое по-прежнему остается оружием массового поражения.
 

Как это начиналось

В апреле 2003 г. исполнилось 88 лет со дня первого применения в боевых условиях химического оружия (ХО).

Случилось это в Бельгии, вблизи р. Ипр 22 апреля 1915 г. Во время затяжных боев на участке франко-германского фронта кайзеровские войска выпустили в воздух 180 т хлора из 6 тыс. баллонов. Результаты газовой атаки оказались ошеломляющими - сразу погибло около 5 тыс. французов и их союзников, более 10 тыс. оказались пораженными и в последствии стали инвалидами.

Это событие послужило мощным импульсом к производству и, конечно, широкому использованию химического оружия.

В течение 4-х лет первой мировой войны воюющими государствами было произведено более 180 тыс. т отравляющих веществ (ОВ), из них около 125 тыс. т (различного назначения) применено на полях сражений. Общие потери от химоружия составили более 1,3 млн. чел. (французов, русских, американцев, немцев), из них более 91 тыс. чел. погибли сразу в момент непосредственного воздействия ОВ.

Это оружие оказалось наиболее эффективным боевым средством поражения.

Так, по подсчетам военных теоретиков выходит, что если для уничтожения одного солдата на поле боя требовалось истратить примерно 5 тыс. шт. боеприпасов, то эта же задача решалась применением всего 23 шт. ипритных боеприпасов. Всего в ходе первой мировой войны было израсходовано 66 млн. ед. химических снарядов. 

В период между мировыми войнами все государства мира с размахом и вложением больших средств разрабатывали как новые высокотоксичные ОВ, так и средства их применения. На вооружении появились ОВ различного назначения - смертельного, несмертельного, временно-выводящие, слезоточивые, раздражающие и разного действия - нервно-паралитического, удушающего, кожно-нарывного. Отравляющими веществами снаряжались практически все боеприпасы - мины, снаряды, бомбы, ракеты, выливные авиационные приборы и ряд других средств.

Более всех преуспели две великие державы СССР и США, которые на сегодняшний день имеют самые большие и непропорциональные существующим угрозам запасы этого оружия.

Химоружие применялось во многих войнах и конфликтах ХХ в. По подсчетам специалистов, из числа 70 наиболее интенсивных военных конфликтов по крайне мере в 20 из них применялось ХО.
 

Борьба за запрещение химического оружия

С момента первого применения химоружия мировая общественность выступала за его запрещение и изъятие его запасов из военных арсеналов.

Женевским протоколом 1925 г. было запрещено применение на войне ядовитых и других подобных газов, а также бактериологических средств. Но уничтожить это оружие было невозможно.

Много десятилетий с переменным успехом велись переговоры на различных уровнях о запрещении. Международная обстановка и "холодная война" не позволяла заключить какое-либо приемлемое соглашение об уничтожении химического оружия. Наконец в 1993 г. в Париже 130 государств подписали "Конвенцию о запрещении химического оружия"*

Понадобилось более 80 лет, чтобы руководство основных государств наконец-то осознало, что огромные запасы химоружия, могут привести к гибели не только вероятного противника, но и всего человечества, а также живой природы планеты. Человечество вынесло свой однозначный вердикт - химическому оружию нет места на Земле.
 

Запасы химического оружия

На сегодняшний день обладателями самых крупных и разнозначимых арсеналов химического оружия являются Россия и США (около 80% мировых запасов).

На долю России как правопреемницы Советского Союза приходится около 40 тыс. т ОВ различного действия и назначения.

Из них 32 тыс. т составляют наиболее высокотоксичные фосфороргоанические отравляющие вещества (ФОВ) нервно-паралитического действия типа VX (ви-экс), зарин и зоман.

Кожно-нарывные - иприт (700 т), люизит (7000 т) и их смеси (200 т) составляют другую его часть.

Производство химоружия в СССР было прекращено еще в 1987 г. и в настоящее время все указанные выше запасы сосредоточены на 7 складах в различных регионах (табл. 1, 2, 3). 

Таблица 1

Расположение запасов химического оружия
на территории РФ (всего 40 тыс. тонн)


Примечание:
1. Общий запас ОВ: нервно-паралитического действия (VX, зарин, зоман) составляет ~32000 т, кожно-нарывных ОВ (иприт, люизит
и их смеси) ~8000 т.
2. Действительные сроки хранения ОВ в боеприпасах, контейнерах: зарин - 41 год; зоман - 19 лет; VX (ви-экс) - 36 лет; фосген - 51 год;
иприт > 50 лет; смесь иприта с люизитом >50 лет.

Таблица 2

Распределение российских
отравляющих веществ (ОВ)
по способу их хранения 

Сегодня все объекты с запасами ХО располагаются в густонаселенных районах. В этой связи существуют особые трудности защиты людей при возможных авариях, террористических актах и его ликвидации.

Несколько меньшие объемы имеют США.

По данным Министерства обороны США, они оцениваются в 31, 5 тыс. т ОВ, причем половина из них представлена отравляющими веществами нервно-паралитического действия типа зарин и VX (ви-экс), а вторая - кожно-нарывного действия типа иприт.

США прекратили производство химического оружия в 1992 г.

По информации американских источников 40% ОВ снаряжены в боеприпасы и готовы к применению (артснаряды различного калибра, мины, НУРСы, авиационные бомбы, баки и кассеты), а 60% хранится в специальных однотонных контейнерах.

По объявленным данным, армия США имеет 3300 тыс. ед. различного типа боеприпасов в обычном снаряжении и 315 тыс. ед. боеприпасов в бинарном оформлении. Указанные ХО размещено на 8 военно-химических арсеналах на континентальной части Америки (90% всех запасов) и 10% на атолле Джонстон (табл. 4).

Некоторые американские склады ХО располагаются в густонаселенных районах.

Имели химические боеприпасы и другие государства. 

Таблица 3

Типы химических боеприпасов ВС РФ


Примечание: В табл. даны 1. типы химических боеприпасов, представленных международным военным экспертам, при их посещении военного института в г. Шиханы. 2. По ведомственной принадлежности химическое оружие приписано к ВВС РФ - 53, 4 % и Сухопутным войскам (ГРАУ и РХБЗ) - 46,6 %.
 


Таблица 4

Основные пункты хранения запасов химоружия на территории США

Примечание. Официально США заявили о наличии 31495 т ОВ. Ничего не сообщалось о бинарных боеприпасах, которые начиная с 1983 г. производились ВС США. К таковым относятся: артиллерийские снаряды ХМ 687, ХМ 736 и авиационные бомбы БИГ - АЙ.
 

В частности, Франция разрабатывала артиллерийские снаряды, мины и реактивные снаряды к РСЗО. Однако она давно прекратила производство химоружия, а около 5000 т накопленных ОВ уничтожила.

Англия также имеет небольшие запасы ОВ, которые используются, в основном, в лабораторных условиях, а также для проверки свойств, разрабатываемых для защиты от ОМП новых средств (противогазов, одежды, респираторов и т.д.).

Официально ни Франция ни Англия не объявляли объемов своего химоружия.

В Китае находилось около 2 млн. начиненных ипритом химических боеприпасов в основном мин и артснарядов, оставленных вооруженными силами Японии со времен второй мировой войны и изготовленных в 1937-1945 гг. (информация 1997 г.). Японское правительство предполагало построить небольшой завод, чтобы за 10 лет их уничтожить.

В Бельгии (г. Поэль-Копель) уже около пяти лет действует Центр по уничтожению ХО, оставшегося после первой и второй мировых войн. Здесь же хранятся и его запасы, которые свозятся с территорий других европейских стран-членов НАТО. На базе Центра готовят специалистов по уничтожению химоружия.

А вообще-то по публиковавшимся ранее данным, ХО или разработанной и отлаженной технологией его изготовления обладают в настоящее время более 22 государств мира. Этот список расширяется каждый год с развитием химической промышленности.
 

Законодательная база по уничтожению ХО

Подписав, а затем и ратифицировав Конвенцию, Россия серьезно взялась за организацию довольно сложного её выполнения. По условиям Конвенции все запасы ОВ, объекты на которых происходило их уничтожение и вся промышленно-производственная база, где раньше производилось ХО, должны быть уничтожены в течение 10 лет. Причем особо оговорены конкретные сроки ликвидации запасов - 1% (400 т) ОВ через 3 года, 20% (8000 т) через пять лет, 45% (18000 т) должны быть ликвидированы через 7 лет и полностью уничтожается все на десятый год действия Конвенции. Для уничтожения ОВ должны быть построены и приняты международными органами специальные экологически чистые объекты-заводы, на которых под строгим международным контролем должна происходить их ликвидация. 

Для этого Правительство и Президент России осуществили разработку и принятие комплекса законов и подзаконных актов, в частности: 

    - Распоряжением Президента от 12.06.92 г. № 304-РП "О первоочередных мерах по подготовке к выполнению международных обязательств России в области уничтожения запасов химического оружия" был определен круг вопросов, решаемых в связи с этим; 

    - Указом Президента РФ от 19.02.92 г. № 160 был образован "Комитет по конвенциальным проблемам химического и биологического оружия при Президенте РФ" - основной центральный орган, осуществляющей координацию и контроль в области обеспечения выполнения всех международных обязательств России по уничтожению и контролю за химическим и биологическим (бактериологическим) оружием. Позднее этот орган был переподчинен Правительству РФ; 

    - Распоряжением Президента РФ от 09.08.93 г. № 555-РП создана "Правительственная комиссия по выбору районов размещения объектов по уничтожению химоружия на территории РФ";

    - Указом Президента РФ от 24.03.95 г. № 314 "О подготовке РФ к выполнению международных обязательств в области химического разоружения" организуется работа по подготовке к уничтожению ХО: образована Межведомственная комиссия по химическому разоружению, а также определены задачи всем министерствам и ведомствам, которые должны участвовать в ликвидации запасов ОВ и самой промышленной базы.

Одновременно с принятием нормативных актов начинается разработка первой Федеральной программы "Уничтожение запасов химического оружия в РФ", которая принята постановлением Правительства РФ от 21.03.96 г. № 305 (с изменениями и дополнениями от 5.07.2001 г. № 542). С 13 апреля того же года этой Программе присваивается статус Президентской (постановление Правительства РФ от 13.04.96 г. № 542).
    - Федеральными законами от 2.05.97 г. № 376-ФЗ и от 5 ноября 1997 г. № 138-ФЗ принимаются государственные решения "Об уничтожении ХО" и "О ратификации Конвенции о запрещении разработок, производств, накопления и применения ХО и о его уничтожении".

    - Распоряжением Президента РФ от 12.06.98 г. № 304-РП "О первоочередных мерах по подготовке России к выполнению международных обязательств в области уничтожения запасов ХО" еще раз определяется круг задач по организации уничтожения.

Как показали результаты работы первых лет по ликвидации химического арсенала важными, если не главными являются вопросы правовой и социальной защиты гарантий людей, непосредственно работающих с химическим оружием, живущих в районах, где хранятся его запасы и идет их уничтожение.

Поэтому дополнительно к Постановлению Правительства РФ от 19.04.93 г. № 352 "О льготах для военнослужащих и гражданского персонала ВС РФ, занятых выполнением и обеспечением работ по хранению, техническому обслуживанию и транспортированию химического оружия и ирритантов", Правительством РФ принимается Федеральный закон № 316-ФЗ от 7.11.2000 г. "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием" и Постановления Правительства РФ от 23.11.2001 г. № 811 "Об утверждении порядка представления служебных жилых помещений гражданам, заняты на работах с химическим оружием" и от 28.01.2002 г. № 66 "О порядке бесплатного обеспечения лекарственными средствами граждан, занятых на работах с химическим оружием и граждан получивших профессиональные заболевания в результате проведения работ с химическим оружием".

Эти нормативно-правовые акты позволили значительно снизить остроту социально-политических проблем.

Наряду с уже действующими решениями в последние годы разработаны и направлены в регионы для согласования на местах ряд законодательных проектов о социально-правовых гарантиях местного населения и возможного участия в процессе уничтожения частных и иностранных фирм, а именно:

    - о социальных льготах для населения районов, где будут строиться и функционировать объекты по уничтожению химического оружия, а также о его обязательном страховании, материально-техническом, медицинском обслуживании и обеспечении;

    - о налоговых и других льготах предприятиям, трудовым коллективам, частным и иностранным фирмам, которые будут заниматься уничтожением и переработкой химического оружия.

Таким образом, этот важный вопрос был решен.

Однако, до сих пор Государственная Дума РФ из-за больших разногласий не смогла принять основной, как считают многие специалисты закон о "Высвобожденном военном имуществе" - закон, в котором должны быть строго регламентированы права и обязанности всех ведомств, министерств, предприятий, организаций, частных лиц и самого государства, занятых работой по ликвидации ОВ.
 

Современное состояние проблемы уничтожения ХО

Начало ликвидации ХО в стране совпало с тяжелейшими, экономическим и социально-политическим кризисами, что не позволило выделять соответствующие финансовые ресурсы. А денег надо много, так как почти вся программа ликвидации ХО является затратной, причем по оценкам специалистов стоимость уничтожения химического арсенала будет примерно в 10 раз больше, чем было потрачено на его накопление. Но все же ряд организационно-технических и технологических мероприятий, связанных с выполнением международных обязательств Правительство смогло осуществить.

Сюда, в первую очередь следует отнести следующее:

    - строительство и ввод в действие первого опытного стационарного промышленного объекта по уничтожению ХО, мощностью 350 т ОВ в год (г. Чапаевск, Самарской обл.). Правда из-за протестов местного населения этот объект не используется по назначению, но он осуществляет подготовку кадров для других строящихся объектов и официально является научно-производственным Центром по подготовке кадров;

    - ввод в действие передвижной установки по уничтожению аварийных химических боеприпасов и небольших партий ОВ;

    - на конкурсной основе были проведены работы (НИР и ОКР) по поиску наиболее эффективных, малозатратных и безопасных методов и способов ликвидации отравляющих веществ и химических боеприпасов различного назначение. Определены лучшие методики утилизации ХО. Одна из них после испытаний американской стороной признана лучшей в мире;

    - на химическом предприятии АО "Химпром" (г. Чебоксары), которое производило самое высокотоксичное ОВ, совместно с американской фирмой перепрофилируется производство на выпуск химических средств защиты растений;

    - Указом Президента РФ № 487 от 26.04.2001 г. образована Государственная комиссия по химическому разоружению, которая наряду с реализацией Федеральной программы утилизации ХО будет осуществлять управление и контроль за расходом бюджетных средств, выделяемых на Программу, а также согласовывать работу и взаимодействие всех министерств и ведомств, участвующих в уничтожении ОВ;

    - в учебном заведении (г. Саратов) осуществляется плановая подготовка специалистов для работы на объектах, где будет производится уничтожение ХО;

    - в 2000 г. в Москве была открыта Центральная аналитическая лаборатория (ЦАЛ) стоимостью в 18,5 млн. руб., предназначенная, в первую очередь, для анализа результатов эффективных процессов уничтожения ОВ, научно-методического руководства объектовыми лабораториями (находятся непосредственно на объектах уничтожения ХО) и проведения арбитражных анализов по контролю окружающей среды.

Кроме того, Центральная аналитическая лаборатория будет способна выполнять широкий и разнообразный круг химико-аналитических анализов не только в области химического разоружения, но и связанных с охраной окружающей среды и здоровьем человека, а также готовить кадры для других лабораторий.

Для улучшения координации работ распоряжением Правительства РФ от 21.11.2000 г. № 1644-р Государственным заказчиком работ по безопасному хранению, ликвидации ХО и объектов по его уничтожению было определено Российское агентство по боеприпасам (Росбоеприпасы).

Таким образом, был организационно оформлен весь процесс утилизации ХО.

Однако это только предварительные шаги. Главное впереди - предстоит построить специальные высокоэффективные экологически защищенные объекты-предприятия, на которых и будут уничтожаться 40 тыс. т ОВ. По решению Межведомственной комиссии в свое время было рекомендовано строительство 7 таких объектов - по одному на каждом арсенале-складе.

Сейчас строятся два в п. Горный (Саратовской обл.) и г. Щучье (Курганской обл.). Еще один планируется построить в п. Леонидовка (Пензенской обл).

Практически мы только в апреле этого года объявили об уничтожении 400 т ОВ (должны были сделать это в 2000 г.). Мы получили также от Международной организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) в г. Гааге отсрочку на 5 лет в соответствии со статьями Конвенции по выполнению своих обязательств. Теперь окончательный срок выполнения Россией Конвенции перенесен на 2012 г.

Наше государство не отступает от выполнения своих обязательств. В этом году на ликвидацию российского химического арсенала выделено уже в 6 раз больше средств, чем в прошлом (6 млрд. руб.).
 

Иностранная помощь

Понимая современное экономическое состояние Российского государства и большую угрозу от огромных запасов ОВ особенно при участившихся в последнее время террористических актах, европейские страны и США изъявили желание оказать помощь в строительстве объектов по уничтожению химического арсенала.

Эта помощь будет выражаться в поставках на объекты современного оборудования и приборов, строительстве отдельных элементов инфраструктуры, а также в улучшении медицинского обслуживания и совершенствования системы мониторинга окружающей среды в районе расположения заводов по уничтожения ХО (табл. 5). 

Таблица 5

Средства, выделяемые иностранными государствами России
для уничтожения ее химического потенциала (Green Cross)

 

Система контроля - основа сохранения доверия между государствами

При разработке статей Конвенции (КЗХО-93) особое внимание всеми ее участниками было обращено на организацию международного контроля за уничтожением ХО и непоявлением в будущем новых отравляющих веществ. Система организации контроля прописана в статьях Конвенции особенно скрупулезно (табл. 6).

Причем международные инспекции должны осуществляться по первому требованию в любое место и в любое время без права отказа проверяемого государства. При этом оговаривалось, что инспекции не должны ущемлять прав государств на сохранение коммерческих и производственных интересов. За все время действия Конвенции контрольные органы США и РФ неоднократно проверяли друг друга, но никогда еще не предъявляли друг другу каких-либо претензий.

Кроме того, до 2000 г. в рамках Конвенции было проведено 700 инспекций различных химических объектов в 35 государствах - участниках этого международного соглашения. Кроме Ирака, который является участником этой Конвенции, к другим государствам претензии не предъявлялись. Это в первую очередь, говорит о соблюдении всеми государствами подписанных международных договоренностей. 
 

Современное состояние уничтожения ХО в США

Уничтожение химического арсенала идет и в США.

По американским источникам, на начало этого года, все работы по уничтожению накопленных запасов ХО на о. Джонстон были завершены. Уничтожено 2031 т ОВ методом прямого сжигания. Сейчас заканчивается утилизация вторичного сырья - металла и органических отходов утилизации.

Продолжаются работы по утилизации на армейском складе в районе г. Туэле, где действует специально созданный объект-завод.

Всего на начало 2003 г. в США было уничтожено около 25% американского химического арсенала, то есть около 8000 т ОВ.

В 2000 финансовом году на эти цели было выделено 1 млрд. долл. США.

По предварительным оценкам, общая стоимость всей американской программы уничтожения запасов ХО оценивается в более чем 24 млрд. долл., которая на 9 млрд. долл. превышает сумму объявленную ранее (15 млрд. долл.). О чем это говорит? Вероятно американские специалисты пришли к выводу об обязательном уничтожении запасов в местах их хранения и отказались от перевозок по территории Америки. 

По имеющимся данным, такие объекты уже построены в Аннистоне и Юматилле, продолжаются работы в Пайн-Блаффе, Абердине и Ньюкфорте. Будущие заводы заморожены пока в Пуэбло и Блю Грасс до тех пор пока не будут получены результаты разработки новых технологий, альтернативных методу прямого сжигания.

Вероятно, эти соображения были основанием для распространения в прессе официального заявления Пентагона, в котором высказываются намерения обратиться в Международную организацию (ОЗХО) в Гааге с просьбой о пятилетней отсрочке выполнения своих обязательств по Конвенции**.
 

Подходы России к проблеме уничтожения ХО

Президент и Правительство России неоднократно официально заявляли, что ликвидация ХО будет осуществляться в соответствии со взятыми обязательствами по международной Конвенции при строгом соблюдении экологических требований.

К таким принципам следует отнести требования:

    - безусловное обеспечение безопасности жизни и здоровья населения всех районов, а также состояние окружающей среды;

    - выполнение всех требований по социальной защите и медицинскому обслуживанию людей; улучшение жизни местного населения, проживающего в зоне влияния предприятий по уничтожению ХО;

    - развитие местной инфраструктуры (газ, электричество, вода, транспорт);

    - сведение к минимуму объема перевозок ОВ по территории России;

    - применение новейших технологий, высокоэффективных средств контроля, индикации и оповещения;

    - обязательное предоставление льгот всем фирмам, частным и иностранным, желающим принять участие в процессе уничтожения.

По решению Президента РФ значительная часть средств, выделяемых на Программу уничтожения ХО должна быть направлена на решение региональных проблем охраны здоровья населения, строительство жилья, объектов соцкультбыта, дорог и другой инфраструктуры.
 

Заключение

В настоящее время ХО несмотря на огромные его размеры занимает лишь второстепенное место в военных арсеналах ведущих государств, значительно уступая ЯО, а в последние годы - и неядерным системам оружия. Однако положение может резко измениться, если мировое сообщество не наладит всеобъемлющий технический контроль за непроизводством сверхтоксичных химикатов или прекурсоров (составляющих части бинарного ХО).

Научные разработки бинарных химических боеприпасов и неограниченная возможность использования для этих целей последних достижений в области химии, биологии, и других наук позволяют уже сейчас создать более эффективные, мощные и неизвестные современной науке ОВ, против которых сейчас нет защиты.

Поэтому на первое место должна выступать сейчас организация системы международного контроля за непроизводством или контролем за разрешенным в рамках Конвенции производством сверхтоксичных химикатов и прекурсоров. Сами же запасы накопленного оружия должны строго контролироваться национальными и международными контрольными органами и постепенно уничтожаться с полным соблюдением всех мер защиты и человека, и окружающей среды. 

Примечания

*  Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (Конвенция КЗХО-93) подписана в Париже 12-15 января 1993 г. и вступила в силу 29 апреля 1997 г. На сегодняшний день членами Конвенции являются 157 государств.
**  В ноябре с.г. в прессе прошла информация, что просьба США была удовлетворена.
 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]