Экономика
Обозреватель - Observer



 РОССИЙСКАЯ НЕФТЬ
ДЛЯ КИТАЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ


Ли Фучуан,
доктор экономических наук,
Институт проблем Восточной Европы,
России и Центральной Азии
Академии социальных наук КНР

 

 Экспортные нефтепроводы "Россия - Китай"
и "Ангарск - Находка"

При обсуждении (27 ноября 2002 г.) Советом Безопасности РФ вопроса разработки нефтегазовых ресурсов Восточной Сибири и российского Дальнего Востока и развития экспортных трубопроводных мощностей на этом направлении Президент РФ В.В.Путин выступил с предложением о строительстве экспортного нефтепровода из г.Ангарска до порта Находка. Эта идея, по мнению многих, отвечает задачам обеспечения экономической безопасности России и ее геополитическим интересам. Заседание Совбеза, таким образом, обозначило изменение российской позиции к проекту строительства нефтепровода, разрабатываемому в соответствии с российско-китайскими межправительственными договоренностями (проект нефтепровода от г.Ангарск до г.Дацин - так называемый нефтепровод "Россия - Китай").

В "Энергетической стратегии России на период до 2020 года", утвержденной премьер-министром РФ М.М.Касьяновым (28 августа 2003 г.), поставлена задача строительства экспортного нефтепровода из восточных районов страны до портов Дальнего Востока. При этом данный нефтепровод должен иметь ответвление в сторону Китая (как компромиссный вариант).

Однако в Стратегии четко не определена точка, в которой ветка на Китай будет отходить от основного нефтепровода, что создает возможность для различных толкований маршрута нефтепровода из России в Китай. Если учесть и тот факт, что в 2003 г. позиция России относительно маршрута восточного экспортного нефтепровода претерпела ряд изменений, становится понятной обеспокоенность судьбой российско-китайского нефтепровода тех, кому не безразлично будущее отношений двух стран.

Характеристика проектов восточного нефтепровода

В рамках Энергетической стратегии существуют два проекта нефтепровода из восточного региона России: "Россия - Китай" и "Ангарск - Находка".

Маршрут нефтепровода "Россия - Китай" (начинается в г.Ангарске проходит к югу от оз. Байкал, далее до Читы, где поворачивает в сторону российско-китайской границы и пересекает границу в районе пограничного перехода Забайкальск - Маньчжурия. Его конечная точка - г.Дацин.

Проект нефтепровода "Ангарск - Находка" предполагает, что его трасса также начнется от г.Ангарска, с севера обогнет оз. Байкал и далее пройдет параллельно Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.

Эти различия и определяют так называемый "спор вокруг северного и южного маршрутов".

Существуют также идеи объединения двух маршрутов либо за счет продления нефтепровода от Читы до Находки, либо за счет строительства нефтепровода по "северному маршруту" и ответвления на Китай в районе Тынды.

Поскольку маршруты рассматриваемых нефтепроводов не совпадают, отличаются и их основные показатели (табл. 1).

Таблица 1


Основные экономические и технологические характеристики
проектируемых нефтепроводов

Характеристика

Ангарск – Находка

Россия – Китай

2008 г.

2010 г.

2005 г.

2010 г.

Мощность, млн. т в год

30

50*

20

30

Протяженность, км

3 885

2 113**

Срок строительства, лет

3

2

Начало строительства, год

2004–2005 гг.

2003 г.

Объем инвестиций, млрд. долл.

5,817

2,911

Консолидированный доход бюджетов различного уровня в России от эксплуатации нефтепровода, млрд. долл.

0,905

0,355

Срок окупаемости проекта, лет

15,7

14,7

Срок погашения кредита, лет

11,1

12

Тариф, долл./т

17,4***
(до Находки)

15
(до Дацина)

Примечания
           * - для обеспечения экономической эффективности проекта нефтепровода "Ангарск - Находка" объем прокачки
               должен составлять не менее 50 млн. т/год.
           ** - 1 452 км по территории РФ и 761 км по территории КНР.
           *** - согласно расчетам ОАО "АК "Транснефть".

Основным фактором, на основе которого будет приниматься окончательное решение о целесообразности реализации того или иного проекта, будет наличие необходимой ресурсной базы, обеспечивающей загрузку мощностей нефтепровода.

Обеспеченность ресурсами

Основу ресурсной базы обоих нефтепроводов должны составить месторождения Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия). Однако, как показывают данные о запасах нефти на этих месторождениях, их недостаточно для одновременного обеспечения мощностей обоих нефтепроводов (табл. 2).

Таблица 2

Запасы нефти в Восточной Сибири
и Республике Саха (Якутия)

млн. т


Регион

Категория запасов

Текущий уровень, год

А+В+С1

С2

С3

Эвенкия

117,7

376,9

1285,4

0,1

Красноярский край

69,4

154,1

558,1

0

Иркутская область

154,8

57,5

197,7

0,04

Якутия (Саха)

218,1

91,0

47,2

0,36

Всего

560  

679,5

2088,4

0,5

Приведенные в табл. 2 данные по категории "А+В+С1" соответствуют величине доказанных запасов; "С2" - прогнозные запасы; "С3" - вероятные запасы нефти.

В Эвенкии основные ресурсы сосредоточены в Юрубчено-Тохомской нефтеносной зоне, в Иркутской области - на Верхнечонском и Ковыктинском газоконденсатном месторождении, в Республике Саха (Якутия) - на Талаканском и Чаяндинском месторождениях.

Совокупные доказанные запасы нефти на указанных месторождениях достигают 560 млн. т. (табл. 2). Очевидно, что этих ресурсов недостаточно для заполнения обоих нефтепроводов, совокупная мощность которых составила бы 80 млн. т/год. Для обеспечения их работы на 20 летний период необходимы запасы в объеме 1 600 млн. т нефти; из которых 600 млн. т придется на проект "Россия - Китай" (при годовом объеме поставок в 30 млн. т), 1000 млн. т. - по нефтепроводу " Ангарск - Находка" (при годовом объеме 50 млн. т).

Проведение доразведки на указанных месторождениях позволит увеличить доказанные запасы. По расчетам российских исследовательских организаций, на проведение доразведки для увеличения объемов добычи до 80 млн. т нефти в год потребуется примерно 15 лет. Прогнозные данные роста нефтедобычи в Восточной Сибири и Республике Саха (Якутия) приведены в табл. 3.

Таблица 3

Прогноз уровня добычи нефти в Восточной Сибири
и Республике Саха (Якутия)

млн. т в год


Регион

Годы

2000

2005

2010

2015

2020

Эвенкия

0,1

7,2

12,5

22,5

27,5

Иркутская область

0,4

0,5

 0,5

10

12

Республика Якутия (Саха)

0,36

2

 2

10

12

Всего

0,86

9,7

15

42,5

51,5

Представленные в табл. 3 данные рассчитаны на основе среднего текущего уровня нефтедобычи и прироста ресурсной базы. При условии увеличения ассигнований на разведку природных ископаемых и наращивания добывающих мощностей к 2020 г. уровень нефтедобычи в Восточной Сибири может возрасти до 80 млн. т в год. Результаты этих расчетов в основном соответствуют целевым показателям нефтедобычи для соответствующих регионов, установленным в Энергетической стратегии.

Как показывает прогноз прироста запасов нефти в Восточной Сибири и Республике Саха (Якутия), при реализации только одного проекта

нефтепровода "Ангарск - Находка" (мощностью 50 млн. т в год), он не будет обеспечен достаточной ресурсной базой. В этой связи даже при условии предоставления Японией значительных средств на проведение дополнительных разведочных работ почти невозможно будет до 2010 г. (менее чем за 10 лет) обеспечить рост нефтедобычи до 50 млн. т в год.

Вопрос обеспеченности проекта "Ангарск - Находка" нефтяными ресурсами также связан и с другими факторами: в настоящее время нет возможности одновременно осваивать нефтяные месторождения Восточной Сибири, отнесенные к ресурсной базе нефтепровода, так как до сих пор не определена судьба Талаканского и Чаяндинского месторождений, а проведение конкурсов на получение лицензий по их разработке перенесено на 2004 г. Вместе с тем одновременная разработка всех этих месторождений является одним из важнейших условий обеспечения нефтепровода "Ангарск - Находка" ресурсами. Географическое расположение и структура запасов показывают, что разработка отдельных месторождений не позволит обеспечить объем добычи, необходимый для полной загрузки мощностей нефтепровода, и, возможно, приведет к потерям нефтедобычи. Об этом заявляют представители российских нефтяных кругов. Кроме того, неизвестно, согласятся ли нефтяные компании, которые получат лицензии на разработку Талаканского и Чаяндинского месторождений, поставлять продукцию этих месторождений по нефтепроводу "Ангарск - Находка".

На основании этого можно сделать вывод о недостаточной обеспеченности нефтепровода "Ангарск - Находка" реальными ресурсами.

Планируемая мощность нефтепровода "Россия - Китай" - 30 млн. т в год. Компания "ЮКОС", являясь координатором этого проекта с российской стороны, ведет активную работу по его продвижению.

Так, "ЮКОС" уже официально принял на себя обязательства полностью обеспечить проект ресурсами. И компания действительно располагает всеми возможностями для выполнения взятых обязательств. Поскольку "ЮКОС" принадлежат права на разработку месторождений Юрубчено-Тахомской зоны (ЮТЗ), на первоначальном этапе эксплуатации нефтепровода "Россия - Китай" разработка ЮТЗ призвана обеспечить основной объем поставок по нефтепроводу (в 2010 г. - 12,5 млн. т), оставшиеся 17,5 млн. т предполагается поставлять с месторождений "ЮКОС" в Западной Сибири по действующей трубопроводной системе АК "Транснефть" до г.Ангарска и далее по нефтепроводу "Ангарск - Дацин".

В мае 2003 г. компания "ЮКОС" и Китайская Национальная нефтегазовая корпорация подписали Генеральное соглашение об основных принципах долгосрочного контракта на поставку/закупку нефти по трубопроводу "Россия - Китай".

Другие факторы, влияющие на реализацию проектов

Помимо обеспеченности нефтепроводов ресурсами, существует еще ряд факторов, непосредственно влияющих на принятие решения по каждому из проектов - это:

    - себестоимость строительства,

    - экономические риски,

    - себестоимость транспортировки,

    - воздействие на окружающую среду и т.д.

Себестоимость строительства и экономические риски. Согласно данным АК "Транснефть", затраты на строительство нефтепровода "Ангарск - Находка" составят около 5,82 млрд. долл., нефтепровода "Россия - Китай" - 2,9 млрд. долл. С учетом протяженности обоих нефтепроводов удельные затраты на их сооружение оказываются примерно равными. Но на деле, поскольку трасса нефтепровода "Ангарск - Находка" на протяжении 1000 км проходит по зоне повышенной сейсмической активности (до 9 баллов по шкале Рихтера) и территориям с вечномерзлотными грунтами, затраты на строительство нефтепровода "Ангарск - Находка", очевидно, превысят прогнозный показатель в 5,82 млрд. долл.

По климатическим условиям и рельефу почв трасса нефтепровода "Ангарск - Находка" наиболее схожа с Трансаляскинским нефтепроводом. Протяженность последнего - 1280 км, к моменту окончания его строительства в 1977 г. (строительство было начато в 1974 г.) величина затрат на его сооружение возросла с предполагавшихся 8 млрд. долл. до 22, при этом удельные затраты на строительство Аляскинского нефтепровода в 12,5 раза выше, чем для нефтепровода "Ангарск - Находка" (соотношение себестоимости строительства 1 км нефтепровода "Ангарск - Находка" и Трансаляскинского нефтепровода 1,497 : 17,19).

При строительстве Трансаляскинского нефтепровода удалось успешно решить проблемы защиты нефтепровода от угрозы землетрясений и сложных климатических условий, но это, в свою очередь, привело к значительному удорожанию проекта. Таким образом, есть все основания полагать, что планируемый уровень затрат по проекту "Ангарск - Находка" в 5,82 млрд. долл. не будет соответствовать фактическому.

Значительные расходы на строительство нефтепровода "Ангарск - Находка" увеличивают риски инвесторов.

Трасса нефтепровода "Россия - Китай" проходит к югу от оз.Байкал. Это в зоне с более мягкими климатическими условиями и не столь сложным рельефом, что позволяет снизить затраты на его строительство (2,91 млрд. долл.) и значительно уменьшает риски для инвесторов.

Стоимость транспортировки нефти на экспорт по обоим нефтепроводам. В докладе Российского института стратегических исследований ТЭК, опубликованном в феврале 2003 г., затраты на строительство нефтепровода "Ангарск - Находка" оценены в 5 млрд. долл., а размер минимального тарифа на транспортировку нефти при доходности привлекаемых инвестиций в 10% в 3,3214 долл./барр.; при доходности инвестиций в 15 %, минимальный тариф возрастает до 4,3929 долл./барр.

Хотя эти цифры оказываются на 0,87 и 0,91 долл./барр. выше, чем показатели, заявленные АК "Траснефть", они несколько ниже, чем тарифы по другими крупным трубопроводным проектам (нефтепроводы Баку - Тбилиси - Джейхан, Атырау - Самара, Махачкала - Новороссийск).

Высокая себестоимость транспортировки нефти по трубопроводу "Ангарск - Находка" приведет к повышению цены на нефть в порту Находка и, соответственно, снизит конкурентоспособность этого транспортного маршрута, особенно по сравнению с поставками нефти с шельфа о. Сахалин.

Энергетическая стратегия России предполагает увеличение нефтедобычи на о.Сахалин к 2020 г. до 25-26 млн. т в год. При этом сахалинская нефть и нефть, поступающая по нефтепроводу "Ангарск - Находка", ориентированы на одни и те же потребительские рынки. И в этой ситуации сахалинская нефть будет иметь естественные преимущества перед нефтью, поставляющейся по 3885 км нефтепроводу.

Кроме того, трасса нефтепровода "Ангарск - Находка" пройдет дополнительно по территории 4 федеральных областей и краев Российской Федерации, что также отразится на себестоимости транспортировки.

В течение 25 лет эксплуатации нефтепровода каждый из этих регионов будет взимать местные налоги за работу нефтепровода на его территории: для Амурской области суммарный объем налоговых поступлений может составить до 1,06 млрд. долл., для Еврейской АО - 240 млн. долл., для Хабаровского края - 190 млн. долл., для Приморского края - 412 млн. долл. - всего около 2 млрд. долл. Включение местных налогов в стоимость транспортировки также отразится на конкурентоспособности проекта.

В то же время для нефтепровода "Россия - Китай" величина тарифа составит около 1,4047 долл./барр. (цена на границе, погранпереход Забайкальск - Маньчжурия), что делает этот проект более конкурентоспособным, чем "Ангарск - Находка".

Экологическая экспертиза. Оба проекта представляют угрозу для экологии регионов.

Нефтепровод "Ангарск - Находка" должен обогнуть оз. Байкал с севера, пройдя около 1000 км вдоль его берегов. И в случае аварии и утечки нефти из нефтепровода экологической системе Байкала может быть нанесен невосполнимый ущерб.

В этой связи Государственная экологическая экспертиза Минприроды РФ МПР России вынесла 27 июля 2003 г. отрицательное заключение по так называемому северному маршруту нефтепровода "Ангарск - Находка" и отправила проект на доработку.

В декабре 2002 г. проект нефтепровода "Россия - Китай" также был возвращен для дополнительной проработки, поскольку из трех предложенных компанией "ЮКОС" маршрутов нефтепровода два проходили по территории национального парка "Тункинский", а третий - затрагивал 20-километровую зону водосбора оз. Байкал, и в случае утечки нефти она в течение 2-3 часов могла попасть непосредственно в озеро.

Основным препятствием к реализации проекта нефтепровода "Россия - Китай" это решение вопроса о прохождении через национальный парк "Тункинский", расположенный в юго-западной части Республики Бурятия к югу от оз.Байкал. Национальный парк "Тункинский" был создан Постановлением правительства РФ от 27 мая 1991 г. № 282 для сохранения экологической системы района водосбора оз. Байкал. Территория парка - около 1,2 млн. акров (в основном это лесные массивы) и занимает пространство от южного берега оз. Байкал до границы России с Монголией.

В соответствии с "Законом об охране окружающей среды" и "Законом об особо охраняемых природных территориях" РФ, на территории национального парка запрещено строительство нефтепроводов. Согласно "Закону об экологической экспертизе", экологически опасные проекты, ТЭО которых не прошло Госэкспертизу, не могут быть одобрены Правительством РФ.

Границы национального парка "Тункинский" полностью совпадают с границами административного района Тункинский Республики Бурятия. Это единственный в России случай, когда природоохранный комплекс полностью включает в себя административно-хозяйственное образование. Согласно упомянутым законам, жители Тункинского района не имеют права заниматься какими-либо видами деятельности, за исключением природоохранной. С другой стороны, в соответствии с "Земельным кодексом" РФ, жители этого района имеют право на получение и обработку своих приусадебных участков, что дает основания для уточнения границ национального парка "Тункинский". Если земли, используемые населением Тункинского района для личных и производственных нужд, будут выделены из границ национального парка, то в его южной части, появится возможность решения экологической и юридической проблемы строительства нефтепровода - трасса нефтепровода "Россия - Китай" пройдет по этим территориям, избежав как водозаборной зоны оз. Байкал, так и не нарушив границ национального парка.

В соответствии с законами РФ, полномочия на изменение границ особо охраняемых природных территорий (включая национальные парки) имеет Правительство РФ.

Обязательства правительств России и Китая
по проекту нефтепровода "Россия - Китай"

Впервые российская сторона выступила с идеей строительства нефтепровода "Россия - Китай" в ноябре 1994 г.

За 9 лет правительствами двух стран была проделана значительная работа и подписан ряд двусторонних соглашений и документов по этому вопросу:

1. В апреле 1996 г. во время визита делегации Российского правительства в КНР было подписано "Соглашение о развитии сотрудничества в области энергетики между правительствами РФ и КНР", в котором официально упомянут проект нефтепровода "Россия - Китай", в дальнейшем в протоколах Российско-Китайской комиссии по подготовке регулярных встреч глав Правительств России и Китая, начавшей работу в 1997 г., и Подкомиссии по сотрудничеству в области энергетики, начавшей работу в 1999 г. постоянно звучала тема строительства нефтепровода;

2. В июле 2000 г. было подписано "Соглашение о продолжении сотрудничества в области энергетики между правительствами РФ и КНР", в котором нефтепровод "Россия - Китай" был признан одним из ключевых проектов двустороннего энергетического сотрудничества;

3. Во время визита экс-председателя КНР Цзян Цзэминя в РФ (июль 2001 г.), стороны пришли к единому мнению по маршруту будущего нефтепровода, объемам поставок, формам гарантий, формуле цены и др. Китайская Национальная нефтегазовая корпорация (КННК), ОАО АК "Транснефть" и НК "ЮКОС" заключили "Соглашение об основных принципах разработки ТЭО проекта строительства нефтепровода из РФ в КНР", свои подписи под Соглашением поставили также и представители правительств двух стран в качестве координаторов проекта*.

4. В Совместном коммюнике по итогам 7-й регулярной встречи глав правительств России и Китая (август 2002 г.) было отмечено, что "в целях своевременной реализации проекта нефтепровода "Россия - Китай", проект в кратчайшие сроки будет рассмотрен государственными ведомствами двух стран. Стороны создадут условия для перехода к стадии начального проектирования после утверждения проекта соответствующими ведомствами двух стран".

5. В подписанной экс-председателем КНР Цзян Цзэминем и прибывшим в КНР с визитом Президентом РФ В.В.Путиным совместной декларации (декабрь 2002 г.) говорится: "учитывая приоритетный характер энергетического сотрудничества для обеих стран, главы России и Китая полагают, что обеспечение своевременного выполнения уже достигнутых договоренностей по проектам строительства нефте- и газопроводов из России в Китай, а также координация реализации перспективных энергетических проектов имеют критической значение для обеспечения долгосрочных стабильных поставок нефти и газа".

6. В Совместном коммюнике по итогам 8-й регулярной встречи глав правительств России и Китая (сентябрь 2003 г.) говорится: "в соответствии с принципами Российско-Китайской Совместной декларации, подписанной 27 мая 2003 г. главами двух государств, необходимо продолжать реализацию совместных энергетических проектов, способствовать развитию сотрудничества в рамках проекта нефтепровода "Россия - Китай", разработки нефтяных месторождений, расширения железнодорожных поставок нефти из России в КНР, стимулировать дальнейшее развитие сотрудничества российских и китайских компаний в газовой области".

Обязательность межправительственных договоренностей - это одна из причин, которые не позволяют Российской стороне открыто отказаться от проекта нефтепровода "Россия - Китай". Так, за последний год под влиянием обещаний крупномасштабных инвестиций со стороны Японии, Российская сторона выступает с заявлениями, которые никак не согласуются с межправительственными договоренностями с Китаем, а некоторые российские чиновники доходят до того, что позволяют себе открыто высказываться, что "российское правительство не принимало на себя никаких обязательств по проекту нефтепровода "Россия - Китай".

На деле же российское правительство, следуя принятым обязательствам, пытается за счет увеличения железнодорожных поставок нефти в КНР, возместить возможные убытки китайской стороны от несоблюдения сроков строительства нефтепровода "Россия - Китай". И у нас есть основания верить, что российское правительство, в конце концов, выполнит свои обязательства по проекту нефтепровода "Россия - Китай".

Проект же "Ангарск - Находка" - это внутренний российский проект, в рамках которого ни российское правительство, ни ОАО "АК "Транснефть" не несут никаких международных обязательств.

"ЮКОС" и проект нефтепровода "Россия - Китай"

В октябре 2003 г. по обвинению в мошенничестве и уклонении от уплаты налогов был арестован глава компании "ЮКОС" М.Б.Ходорковский.

Кроме того, Генеральная прокуратура наложила арест на принадлежащий ему пакет акций компании. В настоящее время МПР России создало несколько рабочих групп, которые ведут всестороннюю проверку выполнения "ЮКОС" лицензионных соглашений на разработку нефтяных месторождений. По некоторым данным, в результате этих проверок ряд лицензий "ЮКОС" может быть отозван. Поскольку "ЮКОС" является одним из инициаторов проекта нефтепровода "Россия - Китай" с Российской стороны и наполнение нефтепровода планировалось в основном за счет ресурсов "ЮКОС", естественно, именно эта компания в основном продвигала проект. Поэтому неслучайно появляются опасения, что события вокруг компании "ЮКОС" приведут к консервации проекта нефтепровода "Россия - Китай" на стадии обоснования инвестиций.

Хотя события вокруг "ЮКОС", несомненно, влияют на процесс реализации проекта, негативное воздействие "Юкосовского" фактора не может изменить характера межгосударственных договоренностей. В рамках проекта нефтепровода "Россия - Китай" компания "ЮКОС", с российской стороны, и КННК, с китайской стороны, уполномочены правительствами своих стран координировать работы по его разработке и реализации. Дело "ЮКОС" может сказаться на коммерческих соглашениях и контрактах, подписанных "ЮКОС" и КННК (в настоящее время действуют контракты на поставку "ЮКОС" нефти в Китай железнодорожным транспортом), но никак не может повлиять на юридическую силу российско-китайских межправительственных договоренностей.

Что касается возможного отзыва МПР России основных лицензий "ЮКОС", подобная "угроза" действительно существует.

Однако необходимо обратить внимание на то, что эта "угроза", кроме своего соответствия целям судебного разбирательства над Ходорковским, также призвана, что более важно, воспрепятствовать сделке по продаже контрольного пакета акций "ЮКОС" американским нефтяным компаниям. Такой "угрозы" достаточно, чтобы заставить западные компании, заинтересованные в приобретении акций "ЮКОС", задуматься о целесообразности этого шага.

Даже если "угроза" будет реализована, это не изменит ни величину нефтяных резервов России, ни их геологическую структуру, и не отразится на экономических показателях проекта "Россия - Китай" и его объективных преимуществах перед проектом "Ангарск - Находка", а главное - подобная ситуация не может рассматриваться как форс-мажорные обстоятельства, не позволяющие правительству России выполнить принятые обязательства.

Выводы

1. Проект нефтепровода "Россия - Китай" полностью обеспечен нефтяными ресурсами, в отличие от проекта нефтепровода "Ангарск - Находка", что должно способствовать принятию Российским правительством решения о приоритетном сооружении нефтепровода на Дацин. При условии увеличения ассигнований на доразведку природных ископаемых в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, нефтепровод "Ангарск - Находка" будет обеспечен необходимой ресурсной базой к 2020 г., однако в ближайшей перспективе отсутствуют базовые условия для его строительства.

2. Как показывают результаты сравнительного анализа экономической эффективности обоих проектов и их экологических рисков, проект нефтепровода "Россия - Китай" по своим показателям значительно превосходит проект "Ангарск - Находка". Если Россия, действуя в соответствии с недавно утвержденной Энергетической стратегией, приступит к разработке нефтяных ресурсов Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия) строительство нефтепровода "Россия - Китай" представляется наиболее рациональным выбором на период до 2020 г.

Примечания

*  Ошибка китайского автора. 8 сентября 2001 г. после встречи премьеров двух стран было заключено "Российско-Китайское Генеральное Соглашение о совместной разработке технико-экономического обоснования строительства нефтепровода "Россия - Китай", подписанное представителями ОАО НК "ЮКОС", ОАО "АК "Траснефть", Китайской Национальной нефтегазовой корпорации, Минэнерго России и Государственного комитета по планированию развития КНР, примечание переводчика). Соглашение предусматривает, что нефтепровод будет начинаться в г.Ангар-ске Иркутской области и пересечет российско-китайскую границу в районе пограничного перехода Забайкальск-Маньчжурия, а его конечной точной должен стать г.Дацин. Начиная с 2005 г. ежегодный объем поставок по нефтепроводу должен составить 20 млн. т, а с 2010 г. возрасти до 30 млн. т, при этом период поставки составит 25 лет.



[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]