Экономика |
Обозреватель - Observer
|
ДЛЯ КИТАЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ Ли Фучуан, доктор экономических наук, Институт проблем Восточной Европы, России и Центральной Азии Академии социальных наук КНР и "Ангарск - Находка" При обсуждении (27 ноября 2002 г.) Советом Безопасности РФ вопроса разработки нефтегазовых ресурсов Восточной Сибири и российского Дальнего Востока и развития экспортных трубопроводных мощностей на этом направлении Президент РФ В.В.Путин выступил с предложением о строительстве экспортного нефтепровода из г.Ангарска до порта Находка. Эта идея, по мнению многих, отвечает задачам обеспечения экономической безопасности России и ее геополитическим интересам. Заседание Совбеза, таким образом, обозначило изменение российской позиции к проекту строительства нефтепровода, разрабатываемому в соответствии с российско-китайскими межправительственными договоренностями (проект нефтепровода от г.Ангарск до г.Дацин - так называемый нефтепровод "Россия - Китай"). В "Энергетической стратегии России на период до 2020 года", утвержденной премьер-министром РФ М.М.Касьяновым (28 августа 2003 г.), поставлена задача строительства экспортного нефтепровода из восточных районов страны до портов Дальнего Востока. При этом данный нефтепровод должен иметь ответвление в сторону Китая (как компромиссный вариант). Однако в Стратегии четко не определена точка, в которой ветка на Китай будет отходить от основного нефтепровода, что создает возможность для различных толкований маршрута нефтепровода из России в Китай. Если учесть и тот факт, что в 2003 г. позиция России относительно маршрута восточного экспортного нефтепровода претерпела ряд изменений, становится понятной обеспокоенность судьбой российско-китайского нефтепровода тех, кому не безразлично будущее отношений двух стран.
Характеристика проектов восточного нефтепровода
В рамках Энергетической стратегии существуют два проекта нефтепровода из восточного региона России: "Россия - Китай" и "Ангарск - Находка". Маршрут нефтепровода "Россия - Китай" (начинается в г.Ангарске проходит к югу от оз. Байкал, далее до Читы, где поворачивает в сторону российско-китайской границы и пересекает границу в районе пограничного перехода Забайкальск - Маньчжурия. Его конечная точка - г.Дацин. Проект нефтепровода "Ангарск - Находка" предполагает, что его трасса также начнется от г.Ангарска, с севера обогнет оз. Байкал и далее пройдет параллельно Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. Эти различия и определяют так называемый "спор вокруг северного и южного маршрутов". Существуют также идеи объединения двух маршрутов либо за счет продления нефтепровода от Читы до Находки, либо за счет строительства нефтепровода по "северному маршруту" и ответвления на Китай в районе Тынды. Поскольку маршруты рассматриваемых нефтепроводов не совпадают, отличаются и их основные показатели (табл. 1).
Таблица 1 Основные экономические и технологические характеристики
проектируемых нефтепроводов
|