Обозреватель - Observer
Внутренняя политика

О Всероссийском референдуме 25 апреля 1993 года (политико-правовые аспекты)

А.ИВАНЧЕНКО, кандидат юридических наук 

Оценивая решение девятого (внеочередного) Съезда народных депутатов Российской Федерации о назначении на 25 апреля всенародного голосования по всему блоку вопросов, следует прежде всего подчеркнуть его направленность на преодоление политического кризиса во взаимоотношениях федеральной законодательной и исполнительной властей. Это далеко не лучший способ разрешения конфликта, но к нему заставила обратиться сама жизнь.

Было бы большой иллюзией относиться к референдуму. Референдум - это серьезный инструмент власти, он является важным институтом непосредственной демократии. Именно посредством референдума народ может напрямую осуществлять принадлежащую ему, согласно Конституции, власть и, таким образом, "примирить" органы власти или отправить их в отставку и досрочно переизбрать.

Для эффективного функционирования государства и общества важно гибкое сочетание двух видов демократии - представительной и непосредственной. Поэтому, решив проводить референдум, нужно понимать всю ответственность за его правовые и иные последствия. Референдум как механизм народовластия эффективен только тогда, когда созданы нормальные социально-экономические условия для жизни народа: только тогда велика активность избирателей и они в полной мере могут выразить свою волю. В качестве примера можно сослаться на состоявшийся 17 марта 1991 г. референдум по вопросу сохранения Союза ССР: даже полученный положительный результат не смог остановить дезинтеграционные процессы, вызвавшие распад союзной государственности. Этот же пример показывает как важно в федеративном государстве согласовывать проведение подобных акций со всеми его субъектами. Не случайно из-за сложности проведения в государствах с федеративным устройством (в Соединенных Штатах Америки, в Федеративной Республике Германии) референдумы на федеральном уровне не проводятся вообще.

Институт референдума в федерации, как нигде, требует очень осторожного обращения. Только в этом случае эта форма народовластия может служить не разрушению, а укреплению целостности государства.

Сказанное касается имеющейся правовой базы проведения референдума. На сегодняшний день она крайне неудовлетворительная. Закон о референдуме РСФСР был принят в октябре 1990 г. на волне войны суверенитетов и борьбы с бюрократическими структурами Союза и проецировался под разовую акцию учреждения поста Президента РСФСР. Итоги голосования показали, что референдум даже с одной формулировкой при нашем общем единстве в то время оказалось провести архисложно.

Сегодня закон о референдуме практически не учитывает договорный характер Российского государства. После подписания федеративного договора вынесение на всероссийский референдум любого вопроса, в той или иной мере отнесенного к совместной компетенции, без согласия субъектов Федерации может быть квалифицировано ими как нарушение договорного характера разграничения полномочий. Это чрезвычайно важно учитывать, когда речь идет о любых дополнительных формулировках, предлагаемых на референдум субъектами федерации. Сказанное в полной мере относится к формулировкам, вынесенным на референдум 25 апреля.

Сразу же после утверждения съездом этих вопросов в средствах массовой информации и в научных кругах развернулась активная дискуссия о правовой природе первых двух вопросов, и прежде всего вопроса о доверии Президенту Б.Н.Ельцину. Действительно, в настоящее время процедура всенародного голосования о доверии или недоверии Президенту не предусмотрена ни Конституцией Российской Федерации, низаконодательством. В статье 123 Конституции Российской Федерации понимается вопрос о доверии совету Министров РФ. который решается съездом народных депутатов или Верховным Советом. Но это чисто парламентская процедура, и решается она депутатами, а не избирателями.

Всенародное голосование о доверии Президенту РФ Б.Н.Ельцину - это вопрос о сохранении или досрочном прекращении полномочий конкретного лица. Результатом такого голосования может стать либо продолжение исполнения Президентом своих обязанностей до истечения срока полномочии, установленного Конституцией России, либо отставка Президента.

Однако окончательно решать вопрос о возможной отставке по итогам голосования все-таки придется самому Президенту Российской Федерации из-за неурегулированности этой процедуры в Конституции. Поэтому результаты голосования о доверии или недоверии, т.е. по первому и второму вопросам, не могут иметь четких правовых последствий. Однако даже если в голосовании примет участие менее 50% от списочного состава избирателей, и оно не состоится, то голоса избирателей, оказавшихся доверие президенту или отказавших ему в этом. не должны остаться незамеченными. Президент просто не имеет морального права не учесть хотя бы один голос. Например, если из 45 миллионов избирателей, принявших участие в голосовании, 20 миллионов окажут ему и его политике поддержку, а 25 миллионов откажут в этом. то главный вывод будет состоять в том. что размежевание в обществе усилится и федеральным властям надо будет находить компромисс и вырабатывать новую совместную политику в интересах абсолютного большинства населения.

Для весомой поддержки Президенту, конечно, мало будет даже 15 миллионов избирателей, т.е. четверти их списочного состава. Президент Российской Федерации, став высшим должностным лицом, главой исполнительной власти, является конституционной фигурой, и вопрос голосования о доверии ему не может проходить в том порядке, в каком проходили выборы Президента. Там было несколько кандидатур, по ним проводилось альтернативное голосование. И было достаточно 1/4 голосов всех избирателей. Сейчас такой порядок неприемлем, так как речь идет о выражении доверия всего лишь одному лицу - Президенту.

Пойти на упрощенный порядок голосования на безальтернативной основе - это все равно что вернуться к доперестроечной практике избрания первых секретарей. Возможно, это для кого-то очень знакомая процедура. Но сейчас уже не то время. Подобный шаг был бы обманом своего народа.

Исходя из этого федеральным властям нужно осознать, что 25 апреля - это вовсе не тот Рубикон, перейдя который мы окажемся в другой стране, в другом правовом пространстве, с другими политическими силами.

Голосование по двум первым вопросам - это еще одна проба сил. правда, на этот раз открыто вынесенная на суд народа. Но хочет ли этого сам народ? Восьмой Съезд народных депутатов, когда принимал решение об отмене референдума, исходил и из того. что люди не верят в подобный способ выяснения отношений. Только самые наивные верят в приход мира и стабильности после полведения итогов референдума (о чем свидетельствовали и многочисленные обращения граждан в адрес органов государственной власти).

Итоги референдума по первым вопросам могут стать прежде всего отправной базой зля осмысления положения в России и отношения россиян к происходящему, нежели базой радикальных действий. Только в таком случае можно будет получить по крайней мере временное перемирие сторон, так необходимое в условиях жесточайшего экономического кризиса в стране.

Итоги голосования по первому вопросу могут восприниматься не только как отношение конкретно к Президенту России Б.Н.Ельцину, но и к институту президентства вообще. Это представляется вряд ли верным на том основании, что пост Президента России был учрежден на основании итогов референдума и может быть поставлен под сомнение только в результате референдума специально по данному вопросу. Иными словами, президентство в России на настоящем референдуме под сомнение не ставится.

Поэтому итоги голосования по вопросам о доверии Президенту и проводимому им и Правительством социально-экономическому курсу не решает судьбу России. Да и по своему характеру первые два вопроса имеют скорее консультативный, чем обязательный характер. В то же время действующий Закон РСФСР "О референдуме РСФСР" в статье I устанавливает, что решения. принятые всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории России. Консультативных референдумов законодательством РОССИЯ тюка не предусмотрено. Поэтому было бы иллюзией рассчитывать, что после голосования ситуация изменится. Остается надеяться на то, что стороны смогут сделать правильные выводы.

И помочь им в этом смогут итоги голосования по 3 и 4 вопросам о возможных досрочных перевыборах и Президента РФ, и народных депутатов Российской Федерации. В отношении этих вопросов практически ни у кого нет сомнений, что голосование повлечет четкие правовые последствия. Для всенародного голосования по этим вопросам вполне подходит и действующий Закон Российской Федерации "О референдуме Российской Федерации".

Однако подчеркнем, что прежде всего для этого потребуется обязательное участие в то 1осо-вании более половины граждан, включенных в избирательные списки. А с учетом того. что сокращение срока полномочий Президента и народных депутатов Российской федерации напрямую затрагивает статус Президента и депутатского который четко обозначен Конституцией в 5 лет. то его изменение требует квалифицированного большинства голосов, как при изменении Конституции. Это полностью соответствует нормам, содержащимся в части четвертой статьи 35 Закона РСФСР "О референдуме РСФСР", устанавливающим, что при проведении референдума по вопросам изменения Конституции Российской Федерации необходимо получить более половины голосов граждан, внесенных в списки для участия в референдуме. Примером может послужить всероссийский референдум по вопросу об учреждении поста Президента РСФСР, когда требовалось получить более половины голосов избирателей, внесенных в списки для участия в референдуме, с учетом того, что это конституционная норма.

Таким образом, первый и второй вопросы оказались тесным образом связаны с третьим и четверым - о целесообразности проведения досрочных выборов Президента России и народных депутатов Российской Федерации. В случае, если в результате референдума будет принято решение о необходимости проведения досрочных выборов, то досрочные выборы Президента РФ и народных депутатов РФ должны быть проведены в установленный законом срок. Естественно, что до их проведения Верховным Советом Российской Федерации своевременно должны быть разработаны и приняты федеральные законодательные акты о выборах Президента РФ, о выборах народных депутатов Российской Федерации.

Положительное решение 3 и 4 вопросов поможет снять все недомолвки, которые наверняка останутся после голосования по первым двум вопросам. БЕЗРАБОТИЦА, МИГРАЦИЯ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ЗАНЯТОСТИ Е.Г. Андрющенко, доктор социологии Постоянно и давно говорилось, что прямым следствием перехода к рынку станет ликвидация м.1лозффсктивн1я\ рабочих мест, а рынок труда сопряжен с проблемой безработицы. В настоящее время ответственная работа, которая требовалась со стороны всех ветвей власти на всех уровнях. приближается к решающей фазе. Общие цифры, которые нередко не показывают, а скрывают положение дел, достаточно известны. Что же можно наблюдать в областях и районах, на местах? Возьмем для примера какую-нибудь конкретную область. Небогатую и небедную, с наиболее характерными признаками для российских областей. По данным областного управления статистики Владимирской области, типичной и показательной для России, численность высвобожденных работников составила свыше 17 тысяч человек, т.е. 9,6% общей численности работников. В том. что это плохо, а не хорошо, сомнений мало. Однако коль скоро мы провозгласили - идем к рынку - оглянемся: а как там у тех, кто уже живет при "рынке". Для сравнения приведем данные по уровню безработицы в некоторых странах ЕС: в среднем в 1990 г. - 8,3%, в том числе в Швеции -1,5%, в ФРГ - 5,1%, Великобритании - 6,4%, Нидерландах - 7,5%, Бельгии - 7.9%, Италии -9.9%, Испании-15,9%. Так что же это, у нас во Владимирской области с безработицей теперь, как в Италии? Увы, нет. Достигли того, к чему стремились? Создали рынки труда? Увы. нет. Много хуже. Конкурса, рынка труда по-прежнему нет. а фиксируемая часть безработных - только видимая часть айсберга. Безработица на многих предприятиях носит скрытый характер. Уже летом 1992 г., по данным Госкомстата России, каждое пятое предприятие промышленности страны работало в режиме неполного рабочего времени. В предшест- вующий период можно было наблюдать, как руководители, стараясь избежать массовых увольнений. переводили трудящихся на режим неполного рабочего дня или отправляли их в вынужденные отпуска без сохранения или с частичным сохранением заработной платы. До сих пор на предприятиях, в учреждениях сокращения явно сдерживались. Почему? По мнению 40% опрошенных экспертов, главной причиной было то, что сохранялась надежда на улучшение ситуации в экономике, 18% - объясняли сохранением уровня рентабельности, 11% - накопленными резервами (было сырье, "проедали" накопленные запасы). 5% -опасностью трудового конфликта. Проблема сложная - каждый третий (31%) затруднился o объяснить это явление, За последнее время акценты в действиях руководителей стали смешаться. Стараясь сохранить сформированный костяк профессионалов в трудовых коллективах, в то же время - в условиях акционирования и приватизации государственной (общенародной!) собственности - возникает тенденция избавиться от максимально большего числа претендентов на обретаемые ценности. В числе неугодных нередко оказываются и хорошие работники-профессионалы, сопротивляющиеся "прихватизации" за счет коллектива и общества. На улице вместе с никудышными работниками в конечном счете оказывается весьма социально активная "гремучая смесь", способная сдетонировать недовольство и других общественных групп. Социальное напряжение усугубляется тем, что либерализация цен, снижение уровня жизни сопровождается увеличением числа людей, ищущих дополнительный заработок в свободное от основной работы или учебы время Удельный вес совместителей и работающих по договору замет- но вырос. Одновременно наметилась тенденция высвобождения и отказа в приеме на работу наименее конкурентоспособных на рынке труда работников - женщин, имеющих малолетних детей, выпускников учебных заведений, инвалидов, лиц предпенсионного возраста и др. Многие тысячи людей предпенсионного возраста отправляются на досрочную пенсию. Можно твердо сказать, что "процесс пошел" в направлении ближайшего взрыва обвальной безработицы. Тормоза будут сорваны, когда резервы и надежды будут исчерпаны, а приватизация жестко "отожмет" избыточную рабочую силу. При этом надо осознать, что прежняя система организации производства была больна скрытой безработицей. Стремление символически занять бездельников, уравниловка отрицательно влияли на производительность и невысокое качество продукции. Явление, как видим, многомерное, неоднозначное. Какие слои окажутся на улице? Анализ состава безработных в Томской области дал следующую картину: 52% - рабочие, 36% - служащие, 11,8% - ранее не работавшие. Обнаруживаются поразительные, но весьма симптоматичные факты. В очередь за получением пособия по безработице по третьему разу после необходимого интервала становятся дамы в каракулевых шубах, никогда не работавшие, негодуя на некоторое сокращение пособия, люди из сельской местности (чего раньше никогда не было), а с другой стороны, большинство из тех, кого раньше как тунеядцев силком вели устраиваться на работу, за пособием не приходят. Они все оказались в "дефиците", пристроены. Причем очень часто - криминальным бизнесом как фасадным прикрытием. Судя по всему, процесс сокращения рабочих мест обернется вначале черной стороной для служащих и рабочих вспомогательных производств. Во Владимирской области к концу 1992 г. наибольшее высвобождение работников произошло из отраслей материального производства: из промышленности более 46% всех выбывших по сокращению штатов, из торговли и общественного питания (как известно приватизировавшихся в первую очередь) - 21,6%. Во втором полугодии во Владимирской области каждое третье предприятие легкой промышленности и каждое пятое в машиностроении вынуждены были останавливаться. Их банкротство, по условиям ныне уже вступившего закона, а тогда еще не работавшего, способно дать опасный взрывной "выброс" на рынок труда. Емкость рынка труда, в свою очередь, в условиях уже резко возросшего предложения рабочей силы и значительного сокращения спроса на нее, сильно уменьшилась. Усилилась конкуренция за рабочие места. Особенно в условиях активного поступления русских беженцев из бывших республик Советского Союза. . Если в начале 1992 г. во Владимирской области на одного незанятого трудовой деятельностью приходилось 2 свободных места (вакансии), сведения о которых имелись в службе занятости. а на одного безработного - более 10, то в конце года уже на одно свободное рабочее место (вакансии) претендовало более 5 незанятых граждан, ищущих работу, и 4,5 безработных. К концу 1992 г. у 3% безработных период безработицы превысил 8 месяцев. И вновь острый и очень симптоматичный факт: в районах же области, и практически во всех, эти показатели в 1,5-9 раз превышают среднеобластные. В некоторых же - Гусь-Хрустальном, Камешковском, Собинском, Суздальском, Юрьев-Польском (заметьте: умирающих, умертвляемых вслед за русской деревней старинных русских городах!) они соответственно выше в 13-24 раза! Западные исследования показывают, что периоды экономического спада, сопровождающиеся невысоким уровнем безработицы, банкротствами и сокращением дохода на душу населения. традиционно связаны с ростом как социальных, так и личных проблем. Увеличиваются смертность от сердечных заболеваний, количество самоубийств, число пациентов в психиатрических лечебницах, учащаются случаи нападения и мошенничества. Стресс, порожденный угрозой вероятной потерей работы, ухудшает отношения в семье. От безработицы страдают не только те, кто непосредственно теряет работу. Многие из еще работающих живут в напряженном страхе из-за того, что они вот-вот окажутся в очереди за бесплатной похлебкой. Нашим гражданам, потерявшим иммунитет к такого рода бедам, это состояние особенно непривычно и тяжело переносимо. Тем более, что, скажем прямо, государство пока еще недостаточно эффективно действует в этом направлении. А кое-кто из "теоретиков" проповедует полную независимость экономики от государства, предоставляя дело спасения утопающих самим утопающим. Специалисты по социально-психологическим последствиям безработицы считают, что большинство оставшихся не у дел и их семьи могли бы существенно уменьшить ущерб, причиняемый вынужденным бездельем, равно как его отрицательное воздействие на здоровье и прочность семьи. Пока же задумаемся, а какова же должна была бы стать концепция выживания, а если еще уже - стратегия создания рабочих мест. Мировая практика подсказывает - нужно создавать специальные целевые программы занятости. А начинать необходимо с объективного анализа обстановки на территории, пораженной безработицей, или в общественной группе, оказавшейся вследствие этого в особо тяжком положении. При этом возникают три класса задач -создание рабочих мест, профессиональная подготовка (и переподготовка) работников и стиму- лирование предпринимательства. Решения задач предопределяются мерой взаимоотношений города и агросферы, характером общеобразовательной и профессиональной подготовки, состоянием и развитием инфраструктуры, степенью неудовлетворенности "основных потребностей", потенциалом рабочих помещений, современностью машин и оборудования, резервов (сырьевых, финансовых и т.п.). Возможности специальных программ занятости на местах, естественно, напрямую зависят от общей обстановки в стране. Очень трудно сделать что-либо на местах, когда неустойчивость намерений предприятий всех форм собственности усиливается отсутствием бюджета государства на текущий год, рубль еженедельно теряет значительную часть своего почти невесомого веса, свертывается производство, падают инвестиции. Когда производственные фонды в промышленности изношены наполовину, а в сельском хозяйстве - на четверть. Если средний доход на душу населения в нашей стране едва достигает 22 % его размера в США, а потребление - и того меньше: 18% (82-е место в мире). Без оздоровления экономической ситуации проведение программ занятости очень затруднительно. На что можно рассчитывать, если производитель, собственно и создающий рабочие места, задавлен налогами? Если не решены многие финансовые вопросы, вроде согласования задолженности предприятий по взаиморасчетам? Этот класс вопросов необходимо научиться решать соответствующим формированием депутатского корпуса России и других уровней, наполнением кадрами квалифицированных специалистов органов исполнительной власти, подбором хозяйственников-профессиналов с деловой хваткой и стремлением к общему благу. В реальной жизни именно вокруг них и вместе с ними кристаллизуются черты нового рыночного производства, гибко реагирующего на спрос. Но вот другой класс задач. Сегодня весь "навар" от сельского труда получает не производитель, а посредник, в значительном числе случаев монополист-переработчик сырья, а то и просто перекупщик. Тех же, кто пытается напрямую выйти к потребителю, по дороге ожидает множество жадных рук и значительный риск. При огромной потребности в продукции сельского хозяйства непосредственному производителю ее разорительно не только расширять производство, но даже заниматься этим вообще. Можно ли развязать этот узел? Практика ряда областей показывает: да, можно. Для преодоления монополии в аграрном комплексе дефицит снимается работой малых предприятий, товариществ с ограниченной ответственностью, строительством минизаводов, цехов на кооперативных, акционерных началах; более строгим подходом к выделению земельных участков кандидатам в ферме ры, хозяевам с точки зрения умения и желания работать с землей. Таким образом, думая о том, куда лучше приложить освобождающиеся руки, необходимо прежде всего масштабно увидеть общее направление, приоритеты в создании рабочих мест. наметить систему мер регулирования. Как это ни покажется странным, на местах по инерции прошлых времен, когда зависимость территории от центра создавалась искусственно. часто не замечают, что первоочередной задачей является удовлетворение "первичных потребностей" жизнеобеспечения территорий. А здесь, как показало наше изучение, полно серьезных, опасных откладыванием на неопределенное будущее, "авось вывезет", проблем. И людям на местах нередко лучше, чем из центра, видны пути выхода из сложившейся ситуации. На что в первую очередь следовало бы сконцентрировать общие усилия и направить освобождающиеся рабочие руки, укрепив их умелыми организаторами и специалистами? На обеспечение нормальных взаимоотношений населения, занятого в городе и на селе, в агросфере. И значит, как бы ни было тяжко, надо строить дороги. После разрухи, которую учинили Веймарская республика, первая мировая война, Германия к мощному экономическому броску готовилась строительством автобанов. Сравните: наша страна катилась к застою и дефициту продовольствия, бросив по рекомендации "номенклатурных академиков" умирать так называемые "неперспективные деревни". Абсолютно всем районам области нужны хранилища, малые предприятия, перерабатывающие продукцию сельского хозяйства на месте. Нет проблемы "помощи" селу - это проблема помощи города себе. Политика тоталитарного режима формировала многоступенчатую зависимость территорий от центра: хранилища были в городе, элеватор с хлебом на вокзале, село ездило в город за буханкой хлеба. Сцепка сел и городов, территорий держалась не здоровым разделением труда, доброй взаимодополняемостью, а силой, ключами от амбара в чужих руках. Хлеб в Америке, за океаном покупали. Прошел страх, территории "поползли" от центра. Политиканы на сепаратистских, националистических лозунгах полезли к власти. Области возмечтали о таможнях. А порознь стало еще хуже. Нам нельзя друг без друга. Если с голоду не умрем, "друзья" с собственной земли сгонят -не силой, так валютой, благо рубль (рубленые кусочки серебра на Руси) стал дешевле копейки. (Воин с копьем был на русской копейке. Копейка была защитницей, а ныне наша финансовая система нас не защищает, а грабит неэквивалентным соотношением рубля и доллара.) Центр, укрепляя себя, обирая всех, а затем одаривая послушных и любимцев, плодил бездельников и холуев, показушников. Хватит! Не может быть богатой страны при нищих гражда- нах. Жизнь возродится, когда восторжествует принцип: "Что потопаешь, то и полопаешь". А пока же нужно продержаться, не разбежаться, не развалиться, не рассыпать в пыль великую державу, не пустить по миру народ. Отсюда вторая главная задача при создании стратегии рабочих мест - сохранить системы жизнеобеспечения территории. Смотрю собранные документы. Селивановский район: нужно строить водозабор, реконструировать очистные сооружения, тепловые сети. Пос. Красная Горбатка: котельные, жилье. Вязниковский район: необходима газификация поселков, строительство водопровода, школ в селах, молококомбината, объектов соцкультбыта, сельские дороги. Гусь-Хрустальный район: малые производства по хранению и первичной переработке сельхозпродукции (что повысит прибыльность сельского хозяйства, снизит стоимость продукции, увеличит занятость населения и улучшит снабжение населения продуктами питания). Кольчугинский район: требуются предприятия для строительства по переработке имеющихся природных ресурсов (песка, глины, леса) с применением современных технологии, а также (как и везде) молока, мяса, пушнины, грибов, ягод. В Киржаче: хлебокомбинат, газовые сети. Ковровский район: реконструкция предприятий, в первую очередь стеклозавода "Красный Октябрь", создание предприятий перерабатывающей промышленности, особенно картофеля и овощей. В крупных городах свои проблемы. Тяжелые. В Коврове - конверсия, необходимо увеличение предприятий, выпускающих товары народного потребления. Но начинать надо явно с того, чтобы город стал пить чистую воду, с улучшения экологической обстановки, решения вопроса с прибывшими из мест заключения. Не просто украшающей, но много дающей отраслью для многих территорий, расширяя радиус Золотого Кольца, может стать туризм, в том числе и международный. Проблем много, не перечислить. Отрадно видеть тех, кто не слался, знает, что и как делать. И ставить, как и всегда, надо на "сильного". На того, кому Россия - Родина, а не "страна дураков". Уже сегодня, несмотря на сложнейшую экономическую ситуацию, предпринимаются попытки создания новых рабочих мест: в Александрове (2700), Гусь-Хрустальном - городе (355) и районе (377), Муроме (594), Суздале - городе (293) и районе (427), Петушинском районе (318), Гороховецком районе (375). Особенно ценно, когда это происходит в сфере местной промышленности и касается производства товаров народного потребления, как в Муроме (3 предприятия, 432 рабочих места), в Петушинском и районе (6 предприятий, 94 рабочих места), Ковровском районе (141 рабочее место), малочисленном сравнительно с другими Селива-новском районе, где проживает всего 24,3 тыс. человек (5 предприятии, 35 рабочих мест). Можно сказать, что такая работа только начинается но важно, что она стронулась с мертвой точки. После распада Советского Союза особого внимания требуют беженцы из бывших республик. Их поток нарастает день ото дня. вливается в города и районы области. Довольно часто они транзитом проходят дальше - в другие области, в столицу, а то и за рубеж. Из Владимира попытать счастье в чужих краях направилось 3,5 тысячи человек, из Коврова - 2 тысячи. Но многие все-таки остаются. В течение последних трех лет миграция такова: в Александров приехало 9464, уехало - 9244, во Владимир 26773 - уехало 21884, в Гусь-Хрустальный 26670 - уехало 14756 и т.д. Зато в ряде мест положение так сложно, что по-прежнему уезжает больше, чем остается: в Меленковском районе приехало 4283, а уехало 4577, в Муромском районе приехало 3102-уехало 31177 человек, Петушинский район - уехало 5668 и т.д. Люди это, разумеется, самые разные, но в целом заслуживающие не только сочувствия, но и понимания, что этот трудовой потенциал - наше общее богатство. Хотя правоохранительные органы, как справедливо требуют люди, должны усилить бдительность. Отношение числа трудоспособных мигрантов и беженцев может оказывать серьезное давление на местный рынок труда. А опасения в осложнении криминогенной обстановки не случайны. Дело в том, что в соответствии с Законом, проведенным в Верховном Совете РФ подкомитетом, возглавляемым М.Г. Арутюновым, права беженца в Российской Федерации полу чает лишь лицо, "не являющееся гражданином РФ, которое находится вне своей гражданской принадлежности и не пользуется или не желает пользоваться защитой этой страны вследствие преследований или вполне обоснованных опасений стать жертвой таких преследований по признаку расы, религии, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе и политических убеждений..." Численность таких лиц на территории России уже достигла 1,5 млн. человек. Только в Москве их свыше 150 тысяч человек (включая курдов, афганцев, сомалийцев и пр.). Разумеется, большинство из них нелегалы. Через Москву они как через главную транспортную артерию страны растекаются по стране, транзитом проходя через близлежащие к Москве территории. На начало марта 1993 г. Федеральной службой миграции (руководитель Т. Регент) было зафиксировано 209 тысяч человек беженцев (по данным МВД, цифра существенно выше). Из 209 тыс. беженцев 202 тыс. (96 % приходится на пять регионов "исхода", а именно: Таджикистан - 86 тыс. человек (41%), Азербайджан - 42 тыс. (20%) Грузию-32 тыс. (15%), Чечено-Ингушетию-31 тыс. (15%), Молдову- 11 тыс. (5%'). В различных областях отношение к беженцам разное. На Белгородшине строится 35 специальных поселков. Здесь, как и в Калужской области, выделены средства Постановлением ВС РФ о выделении кредитов для обустройства и строительства. В Краснодарском и Ставропольском краях, Московской и Ленинградской областях поток беженцев пытаются офаничить. В Московской, Тульской, Вологодской, Ленинградской областях, Татарии, Башкортостане и др. - более 50% беженцев поселяются в городах. А вот в промышленной Нижегородской области 43% беженцев выезжают на село, нет свободных рабочих мест ни в Нижнем Новгороде, ни в городах. Татары из Средней Азии едут в Татарию (80%), Башкортостан (40%). В местной прессе сообщается о формировании мафиозных структур, занимающихся перебросом "живого" и другого товара по стране и за рубеж, сформированных по национальному признаку. Миграция и формирование рабочих мест, порой самого неожиданного свойства, нередко имеют ярко выраженную национальную окраску. Так, Калининградскую область "облюбовали" армяне, составляющие 58% беженцев, привлекаемые пограничным положением области, с выходом на Запад. Особенно после объявления области свободной экономической зоной. Нечто подобное творится на Курилах. Расселение армян-беженцев новой волны в Ростовской области и Краснодарском крае (в основном из Абхазии) происходит главным образом по Черноморскому побережью. В настоящее время зарождается третья миграционная волна в России - в относительно спокойной форме из стран Балтии, Казахстана, Западной Украины. Новые беженцы склонны самоустраиваться, ФСМ старается их не регистрировать, но упустить этот процесс из поля зрения было бы большой ошибкой и нечестно по отношению к этим бедствующим людям. Областные и районные службы занятости в обязательном порядке должны учитывать фактор миграции. Специальные программы занятости Проекты содействия занятости и сокращения безработицы должны предусматривать цели стратегические и тактические, ближние и дальние, укрепление экономического потенциала территории в целом и сокращение сезонных и циклических колебаний занятости. Особым направлением деятельности является работа с группами населения, которые нуждаются не в трудоустройстве, а в помощи: семьи и лица за порогом бедности, инвалиды и т.п. Концептуально программы помощи "слабым" должны смыкаться с мерами, программами выдвижения на авансцену общественной жизни "сильных", ориентированных на социально-защитную деятельность, включая региональную программу борьбы с утечкой мозгов и талантов. В программах занятости краткосрочного антицикличного характера большое значение имеют разделы организации общественных работ, привлечения частного сектора. Когда частный сектор начинает самостоятельно расширять операции с привлечением дополнительной рабочей силы, государственные программы должны или прекращать свое функционирование, или иметь лишь подстраховочный характер. Дополнением к регулярным мерам в политике занятости могут стать специальные программы общественных работ, создающие новые объекты приложения труда: дороги, восстановление почвы и лесопосадки, строительство ирригационных сооружений, социальных и экономических объектов (дешевых жилых домов, школ, поликлиник, складов, разного рода оборудования для жилья, а также садовых участков и т.п.). В пользу распространения специальных программ общественных работ в масштабах территорий свидетельствует их большая роль в создании потенциала рабочих мест в короткие сроки и с широким охватом. К примеру, в условиях сезонности сельхозработ в большинстве случаев это позволяет обеспечить работой и небольшим доходом массы населения, жителям города помочь деревне. Аналогичным образом специальные программы решают задачи в период "мертвых" сезонов. В то же время специальные программы общественных работ могут заложить основу для обеспечения долгосрочных потребностей более широких слоев населения (так, ирригация может увеличить урожайность, а местные дороги - облегчить доступ к удаленным рынкам). Хотя в то же время надо понимать ситуацию и не строить слишком больших иллюзий - на практике добиваться быстрого сокращения безработицы и создания эффективных и рентабельных объектов, дающих долгосрочный эффект с тем контингентом, который приходит на биржу, в центры занятости, очень и очень не просто. Это в свою очередь предъявляет высокие требования к организаторам служб занятости, эквивалентному обеспечению их деятельности. Какова типология специальных программ, которые могут быть использованы в масштабах территории? 1. Прежде всего программы по созданию рабочих мест, финансируемые государством. Они могут распространяться на создание объектов инфраструктуры, ремонтных предприятий, рабочих помещений деятельности кустарей и ремесленников. объектов сферы обслуживания в рамках микрорайонов для содержания детей, престарелых. оказания медицинской помощи, управления. 2. Вполне реально в новых экономических условиях создание программ субсидирования частной предпринимательской деятельности для создания временных рабочих мест и профессиональной подготовки и переподготовки работников с потенциалом большого профессионального опыта. В периоды спала или сокращения троса на рабочую силу, когда частные предприниматели не хотят создавать дополнительные рабочие места, должны быть предусмотрены субсидии и другие формы стимулирования их активности. 3. Особое представление представляют собой программы, обрешечивающие самодеятельные, самостоятельные источники занятости, предпринимательство. Помощь оказывается в форме консультаций по вопросам о начале бизнеса, условиях предоставления кредитов, профессиональной подготовки, маркетинга, снабжения инструментами и оборудованием. 4 Наконец, следует иметь в виду и программы, носящие смешанный характер и ориентированные преимущественно на повышение благосостояния конкретных групп граждан. Они призваны обеспечить экстренную помощь нуждающимся, сокращение уровня безработицы и бедности Создание рабочих мил- в этом случае сочетается с мерами вспомоществования и переориентированием государственных социальных расходов в пользу бедных - на здравоохранение. образование, жилье, социальное обеспечение. Непростым вопросом в этом случае является определение круга лиц, на которых рассчитана программа -либо по величине ранее получаемого дохода, либо по возрасту, уровню образования, длительности срока поисков работы. Практика показывает, что в этой работе возникают и неизбежные ошибки при выработке ориентиров и 1грем1шие оказать помощь не тем. кто в ней больше других нуждается. Для того чтобы иметь возможность оперативного решения проблем, большая часть программ призвана действовать ограниченный срок. Плакировать специальные программы занятости на длительный срок или формулировать их в виде общих фраз, которые можно приложить к абсолютно любому региону, ошибочно. Постоянно действующие программы с раз и навсегда определенными институтами и участниками чаше всего носят формальный характер для отчета и "галочки". Хотя на практике они приобретают сверхпостоянный характер. За этим обычно стоит отсутствие или ограниченность других инструментов политики на макро- и микроэкономическом уровне, стремление достичь любой ценой быстрых результатов в плане занятости и поиске рентабельного, эффективного решения более широких проблем. Особенно опасны политиканское манипулирование и популизм вместо кропотливой повседневной работы и заботы о людях. И последнее. Службы занятости должны изменить свои облик в глазах населения Они должны перестать в их глазах быть скопищем неудачников, неумех и бездельников. Для этого они должны превратиться в службу, охватывающую все трудовые ресурсы. Через службу занятости должны проходить все вакансии, возникающие на территории. Процедура эта должна стать обязательной, узаконенной для всех организаций, с жесткими санкциями за несвоевременное информирование об открывшихся вакансиях. Ярмарки же вакансий должны превратиться в ярмарки специалистов, которые имеют шанс на получение более престижной, общественно-значимой и высокооплачиваемой работы. 
 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]